Урок "Электроэнергетика мира" по экономической географии в 10 классе
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Разработка урока по экономической

и социальной географии мира по теме:

«Электроэнергетика мира»

 

Структура урока:

1. Урок комбинированный. Непосредственно связан с предыдущей темой.

2. Учащиеся должны уяснить факторы размещения, типы электростанций по регионам мира. Их преимущества и недостатки. Лидирующие страны по производству электроэнергии.

3. Главные задачи учитываются при реализации. На уроке работают с различным материалом. Должны реализовываться дидактические принципы: доступность, научность, проблемность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_ekonomicheskoy.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по экономической

и социальной географии мира по теме:

«Электроэнергетика мира»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Учащийся должен знать: что входит в состав топливно-энергетического комплекса. Этапы и пути развития мировой энергетики. Нефтяная, газовая, угольная промышленность основа мировой энергетики.

Учащиеся должны уметь: показывать районы добычи и размещения нефтяной, газовой, угольной промышленности. Страны импортеры и экспортеры нефти, угля и газа. Объяснять причины энергетической проблемы. Описывать отрасли нефтяной, угольной, газовой промышленности.

Цели урока: Дать комплексную характеристику различным типам электростанций и размещения их по регионам мира.

Основные задачи: Знать: ведущие страны по выработке электроэнергии на различных типах электростанций. Абсолютный и душевой показатель производства электроэнергии. Использование нетрадиционных источников энергии. Возникновение проблем экологических, связанных с работой различных типов электростанций.

На уроке ставятся следующие задачи: обучающие, развивающие, продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи, продолжить формировать умения работать с картами атласа, контурными картами самостоятельно и воспитательные задачи – формирование экологической культуры.


Структура урока:

1. Урок комбинированный. Непосредственно связан с предыдущей темой.

2. Учащиеся должны уяснить факторы размещения, типы электростанций по регионам мира. Их преимущества и недостатки. Лидирующие страны по производству электроэнергии.

3. Главные задачи учитываются при реализации. На уроке работают с различным материалом. Должны реализовываться дидактические принципы: доступность, научность, проблемность.

Методы: исследования, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Ход урока:

1.        Организационный этап.

2.        Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Закрепление предыдущей темы.

3.        Этап усвоения новых знаний и способов действий.

4.        Подведение итогов.

I. За последние два столетия топливно-энергетическая промышленность прошла 2 этапа.

Вопрос учащимся: Какие?

Ответ:        1. Угольный

2. Нефтегазовый 70-е годы.

Энергетический кризис

Вопрос учащимся: Чем он был вызван?

Ответ:        Борьба нефтегазовых стран за свои ресурсы, которая привела к повышению цены на экспортируемую ими нефть в 15-20 раз.

3 этап – переходный от использования исчерпаемых ресурсов минерального топлива к энергетике, базирующаяся прежде всего на возобновимых и неисчерпаемых ресурсах.

Вопросы для проверки усвоения предыдущей темы

1.        Дать характеристику:

а) угольной

б) газовой

в) нефтяной промышленности.

Основные районы добычи и запасов.

Страны экспортеры и импортеры угля, нефти, газа.

2.        Как можно решить существующую энергетическую проблему?

II. НОВАЯ ТЕМА

Электроэнергетика — одна из отраслей топливно-энергетической промышленности. Электроэнергетика производится на электростанциях различного типа: ТЭС, ГЭС, АЭС.

Вклад отдельных регионов в электроэнергетику мира неравномерен. По общей выработке их можно расположить в порядке действия: Северная Америка, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, СНГ, Латинская Америка, Африка, Австралия.

На экономически развитые страны 80 % мировой выработки 20% на развивающиеся.

Десятка стран по выработке электроэнергии, работа с атласом с. 16. 1) США 2) Россия 3) Япония 4) Китай 5) Германия 6) Канада 7) Франция 8) Великобритания 9) Украина 10) Индия.

Средний душевой показатель производства электроэнергии: 2140 КВт/ч


Душевой показатель колеблется от 29 тыс. КВт/ч (Норвегия) до 350 КВт/ч (Индия, Китай) Почему?*

Весь мир 11000 млрд. КВт ч

ТЕПЛОВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Тепловые электростанции могут использовать различные виды топлива. Стоимость и время для строительства невелики, но они используют невозобновимые энергетические ресурсы (уголь, торф, сланцы, нефть).

Размещение ТЭС зависит от качества топлива. При использовании низкокачественного топлива, которое невыгодно перевозить на большие расстояния, создаются непосредственно в районах добычи.

Доля ТЭС в мире 63%

СНГ – 75 %

Зарубежная Европа- 55%

Зарубежная Азия – 69 %

Африка-81%

Латинская Америка – 23 %

Австралия и Океания – 79 %

Северная Америка – 66 %

РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ

I. Группа

1)Факторы размещения ТЭС Вопросы: 2) Лидирующие страны по количеству ТЭС.

II. Группа ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Вопрос: указать страны, где велика доля ГЭС, на каких реках построены? (атлас)

1) Бразилия (Амазонка)

2) Парагвай (Парана)

3) Гондурас, Перу (Амазонка)

4) Колумбия (Ориноко)

5) Кения (Нил)

6) Габон (Нигер)

7) Швеция (Лулсэльвен)

8) Канада (Маккензи)

9) США (Миссисипи)

10) Новая Зеландия

По абсолютным показателям лидируют: Канада, США, Бразилия, Россия.

Главное достоинство ГЭС – использование возобновимого вида энергоресурсов.

Самая дешевая электроэнергия. Но крупные ГЭС очень дороги и долго строятся (15-20 лет).

Их работа требует создания крупных водохранилищ (вода, проходящая через турбину становится мертвой). Перспективно создание ГЭС на малых реках.

III. Группа АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

При использовании ядерного топлива (уран, плутоний). Из 1 кг. выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 300 т. угля.

На долю атомных электростанций приходятся 17% выработанной энергии. Построены более чем в 30 странах.

• Вопрос: В каких регионах мира строятся АЭС?

• Указать: Лидирующие страны (Франция, Бельгия, Корея, США) работа с атласом.

Все эти страны имеют «полный ядерный цикл», то есть сложные дорогостоящие предприятия по подготовке ядерного топлива, сами АЭС и схему уничтожения или переработки радиоактивных отходов.


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ СОЗДАЕТСЯ СХЕМА «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ»

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Энергия                         Энергия                        Приливов                Внутренняя

солнца                                 ветра                         и отливов                 энергия

США                                Канада                        Запад Мексики        Исландия

Франция                        Россия                                Новая Зеландия        Камчатка

(гелеостанция на                 США                                Франция

солнечных батареях)         Дания                                США

позволяет снизить                 пассаты полярно-

энергопотребление                восточнеые муссоны)

АНАЛИЗ ТАБЛИЦЫ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Структура производства электроэнергии в мире и отдельных регионах

ТЭС %

ГЭС %

АЭС %

МИР

63

20

17

СНГ

75

13

12

Зарубежная Европа

55

15

30

Зарубежная Азия

69

18

13

Африка

81,

17

12

Северная Америка

66

18

16

Латинская Америка

23

75

2

Австралия и Океания

79

21

-

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

1. Обозначить в к/к крупнейшие ТЭС, ГЭС, АЭС.

2. Выписать страны.

а) обеспечивающие себя своим топливом;

б) ориентируемые на привозное сырье.

СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ

Преимущества

Недостатки

ТЭС

ГЭС

АЭС

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

ТЕСТ

I вариант                                        II вариант

1. Кувейт                                        1. Мексика

2.Бразилия                                        2. Франция

3.Астралия                                        3. Норвегия

4. Корея                                        4. Индонезия

5. Исландия                                5. Нидерланды

6. Финляндия                                6. Япония

7. Китай                                        7. Саудовская Аравия

8. Нет такой страны                        8. Нет такой страны

ВОПРОСЫ

1. Страны являются членами ОПЕК.

2. Экспортеры каменного угля.

3. Экспортеры нефти.

4. Более 50% энергии вырабатывают на АЭС.

5. Построили крупные геотермальные источники.

6. Имеют приливные электростанции.

7. Являются главными экспортерами электроэнергии БАЛЛЫ

I вариант 9-10-«5» 7-8 -«4» 5 – 6 – «З»

II вариант 10-11-«5» 8-9 – «4» 6-7 – «З»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

«Справочные материалы по курсу экономической географии России» «Экономические районы и хозяйство» (Пособие для учащихся 9 классов)

Из опыта работы. «Справочные материалы по курсу экономической географии России»«Экономические районы и хозяйство»(Пособие для учащихся 9 классов)...

Физическая география родного края / Социальная и экономическая география Донецкого края

Электронный вариант книг размещен  "в контакте" - https://vk.com/id156174729   Учебное пособие Физическая география родного края адресовано учащимся 8-х классов.Составлено в соответстви...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Пакет контрольно-оценочных средств по дисциплине "География" (социально-экономическая география мира).

Контрольно-оценочные средства по Географии (социально-экономическая география мира)....