Формирование компетентностей учащихся в условиях организации проектной деятельности по географии на основе краеведческого материала.
статья по географии по теме

В помощь учителю географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетентностей учащихся в условиях организации проектной деятельности по географии на основе краеведческого материала.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

 Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Государственный стандарт образования определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы.

Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. В связи с выше сказанным более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников.

Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах. Общепризнано, что краеведческие знания имеют большое образовательно-воспитательное значение. И, как это показывает жизнь, проблема патриотического воспитания молодежи не устарела, а еще более обострилась. Особенно в регионах, занимающих порубежное положение. В оспитание любви к Родине-стране начинается, конечно же, с любви к малой родине. Достигается это, на мой взгляд, главным образом путем приобщения представителей подрастающего поколения к знаниям об особенностях природы, хозяйства и населения родного края, путем формирования у детей чувства ответственности за состояние окружающей природной среды и представления о необходимости разумного рационального хозяйствования. Из сказанного со всей очевидностью следует вывод: роль краеведения в становлении будущего гражданина преуменьшить никоим образом нельзя.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

 - профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

 - формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

 - тьюторское сопровождение проектной деятельности;

 - мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Учебный проект по географии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:

 Поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;

 Выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную их проверку, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

 Социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

 самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

 пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

 приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

 развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

 развивают системное мышление.

 Технология проектов применяется мною в течение  нескольких  лет. За это время сформировались определенная система управления самостоятельной деятельностью школьников и типология проектов применительно к преподаванию географии. Я хочу остановиться на некоторых типах проектов, которые я  использую в учебной деятельности.

 I. Интеллектуально-эвристические проекты (информационные) - проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний о чем-либо. Подобные проекты целесообразно создавать при изучении курса в  6 – 11 классах. В этом случае в каждом классе можно  сформировать временные творческие группы или предложить индивидуальные задания. Четко формулирую задание, консультирую, показываю проекты учащихся прошлых лет, определяю время презентации проекта ( обычно не более 10 минут).

 Проектное задание:

 1. Найти интересную информацию по теме.

 2. Структурировать содержание по схеме:

суть  проблемы;

доказательства ее актуальности;

связи с другими проблемами;

географические аспекты проблемы (где и как она проявляется?);

пути решения проблемы.

 3. Создать мультимедийную презентацию.

 4. Подготовить доклад.

 5. Защитить творческую работу.

Примерами могут служить проекты, которые выполняли учащиеся 8-х классов при изучении темы  «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»:    темы  регионального компонента «Растительный и животный мир Краснодарского края» и «Природные зоны Краснодарского края».

Ребятам были предложены темы для  создания информационных проектов: «Растительный и животный мир степной зоны Кубани», «Плавни и лиманы .Растительный и животный мир», «Растительный и животный мир Чёрного и Азовского морей».

Работы  учащихся  оцениваются с помощью метода независимых экспертных оценок. Для этого каждый обучающийся получает лист экспертной оценки, где выставляет баллы по следующим критериям:

  1. Информационная компетентность (качество отбора и структурирования информации);
  2. Коммуникативная компетентность (организация общения, ответы на вопросы).        

 Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У  учащихся последовательно формируются ключевые (надпредметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной информации по различным темам курса географии, что в последствии позволяет педагогу разнообразить методику проведения уроков.

 II. Исследовательские проекты - проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему.

 Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять их могут не все школьники, а только те, которые имеют интерес к исследовательской работе и соответствующую подготовку.

 

 Все исследовательские проекты долгосрочны, являются монопроектами, т.е. выполняются одним обучающимся и состоят из 2-х частей: теоретического обоснования исследовательской проблемы (контент - анализ литературы) и констатирующего исследования (эксперимента) на основе анализа статистических данных, картографической информации и др. Во введении обязательно прописывается методологический аппарат исследования (актуализация работы, ее цель, задачи, объекты и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, практическая значимость работы, ее новизна и т.д.).

 Через тему работы обязательно должен просматриваться ее исследовательский характер, поэтому поиск темы и ее грамотное формулирование очень важны. Пример такой  работы :

«Свадебная обрядность Кубани : история и современность» или «Индек Е – хорошо или плохо»            ( изучение продукции Славянского маслосырзавода»

Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.

 III. Практикоориентированные проекты - это проекты, цель которых создание моделей, приборов, игр. Этот вид проектной деятельности интересен школьникам - изобретателям 7-8-х классов.  Такие проекты я еще со своими учащимися не выполняла.

 I V. Творческие проекты.

 Данный тип проектов рекомендую школьникам, ориентированным на творческую деятельность. Такие проекты в практике педагогической работы встречаются реже, так как они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений. В числе творческих проектов можно назвать:

Проект – реклама:    краснодарского чая   «Души не чаю в этом чае»

 Эти проекты интересны и привлекают всеобщее внимание. Их презентация - большое событие в классе и школе.

 V. Аналитические проекты.

 Представляют собой задания аналитического и прогностического характера. Например:

«Некоторые аспекты демографической ситуации в станице Анастасиевской: проблемы и пути решения»

 Работа над этими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.

 Несмотря на существование различных типов проектов можно сформировать общий алгоритм работы над ними.

 Алгоритм работы над проектом: 1. Рождение идеи.

 2. Формулировка темы проекта (учитель).

 3. Подбор учащихся (учитель).

 4. Формулировка проблемных вопросов.

 5. Распределение ролей в группе (учитель + учащиеся).

 6. Определение творческого названия проекта (учащиеся).

 7. Обсуждение плана работы над проектом возможных источников (учитель + учащиеся).

 8. Составление графика работы (учитель).

 9. Самостоятельная работа учащихся.

 10. Оформление результатов в готовый продукт.

 11. Подготовка презентации.

 12. Самоанализ сделанного.

 13. Защита проекта.

 14. Оценивание результатов проекта школьниками и учителями.

Какова роль учителя в проектной деятельности?

 В технологии проектной деятельности она существенно изменяется, так как работа по созданию проекта требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для активной деятельности обучающихся. Учитель становится инициатором, координатором, менеджером, консультантом, экспертом, а не исполнителем. При этом педагог должен сам уметь создавать проекты, иметь широкий кругозор, высокий уровень культуры, творческие способности.

 Какие преимущества имеет технология проектов перед традиционными методами обучения?

 1. Разумный баланс между теорией и практикой.

 2. Повышение уровня познавательной активности, личностный рост, рост качества знаний, развитие ключевых компетенций.

 3. Реализация идеи профессиональной ориентации учащихся, погружение учащихся в учебно-профессиональную деятельность.

 4. Проектная работа не нуждается в оценке, так как выполнение проекта - это уже достижение. Учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу.

Компетенции        

Ценностно-смысловые компетенции.

 Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Виды деятельности

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

 2. Участие в проектах.

 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

 Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Виды деятельности

1. Проведение экспериментов.

 2. Конспектирование.

 3. Работа с учебником.

 4. Фотографирование объектов.

 5. Работа над рефератом.

 6. Участие в экскурсии.

 7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

 Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Виды деятельности

1. Поиск информации в библиотеке.

 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

 3. Поиск информации в школьной медиатеке.

 4. Использование информации из Интернета.

 5. Создание презентации.

 6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.        1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

 2. Выступление на конференции.

 3. Выступление с сообщением.

 4. Взаимоконтроль

 5. Участие в дискуссии.

 6. Участие в анкетировании.

 7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:

  1. формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.
  2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.
  4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

 Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную заинтересованность учащихся в проектной деятельности и в саморазвитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Организация проектной деятельности учащихся как основы формирования ключевых компетентностей

В работе говорится об актуальности проектной методики в современной образовательной системе.Организация проектной деятельности школьников рассматривается как средство реализации новых образовательных ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...

Формирование информационной компетентности учащихся при организации проектной деятельности

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности путем вовлечения учащихся в проектную деятельность, в творчество, олимпиадное движение по предмет...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...