Организация творческой деятельности обучающихся на уроках географии
статья по географии на тему

Чунакова  Елена  Ивановна

  На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. В статье  рассмотрены  различные  виды  деятельности  на  уроках  географии, направленных  на  развите  творческих  способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  творческой  деятельности обучающихся  

 на  уроках  географии.

Чунакова  Елена  Ивановна,  учитель  географии  МОУСОШ №54  Советского района г.Волгограда

  На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».

        Мы живем в современном, быстро меняющемся мире, когда на любого  человека направлен лавинообразный поток информации, разобраться в котором подчас нелегко. В связи с этим перед  педагогом стоит задача подготовки молодого поколения к жизни в условиях информационного общества. Она подразумевает коренной переворот в преподавании: от усвоения учащимися готовых знаний к процессу активного их приобретения.

 От творчества учителя к творчеству ученика.

С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и

формы проведения уроков географии, на которых делаю акцент на развитие

мышления и творческих  способностей.

Средством реализации этих направлений считаю использование в

учебном процессе технологии развивающего обучения, создающей условия

для осуществления:

- связи с современностью;

- проблемно-поисковой постановки учебных задач, требующей не простого

восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- направляющей и организующей функции учителя;

- систематического контроля за развитием умений и навыков

самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцированных

заданий.

Как известно, развивающее обучение конструируется как система

учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной

деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму

проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая

ход решения географической проблемы.

Развитие творческих способностей учащихся является главным

аспектом в обучении географии. В процессе выполнения творческих заданий

применяю конспекты учебной информации, опорные схемы, что позволяет

учащимся непроизвольно запоминать учебный материал, расширять и

углублять его, а также развивать творческие умения и способность

применять знания в практических ситуациях.

На  уроках  географии  предлагаю  учащимся задания творческого характера, способствующие формированию у них познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие задания, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, включаются в активную, поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности.

      В начале изучения каждого раздела или темы сообщаю школьникам

название творческой работы, и они на протяжении всей темы работают над

ней. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих

работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры

некоторых из них:

Составление кроссвордов на  различные  темы;

Сочинения на тему «Я хотел бы побывать…» или репортаж из страны…;

Путешествие по стране;

Составление  творческих  проектов  на  различную тематику;

Разработка  туристических  маршрутов, экскурсий по странам и материкам.

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся

применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод

контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой

штурм» и другие.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования.

       Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

Один  из  методов  организации  творческой  деятельности  обучающихся -

использование на уроке дополнительной литературы.

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

        Целенаправленная работа по развитию познавательной мыслительной

деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение

нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и

сформировать у учащихся представления о географических закономерностях,

устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.