Открытый урок по географии "ЮЖНО-ЯКУТСКИЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Анасенко Татьяна Семеновна

Открытый урок по георграфии. Описание региона строительства Учурской ГЭС, оценка влияния на окружающую среду, возможные альтернативные варианты развития региона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – Томмотская

 санаторная школа-интернат

Открытый урок по географии (9 класс)

«Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс: экологический прогноз»

Учитель географии

Анасенко Татьяна Семеновна

Адрес: Респ. Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Геологическая д.8, кв.1, тел +7(41145)41037

Томмот, 2012 г

Цели урока

Обучающая. Составить экологический прогноз использования Учурского региона в хозяйственной деятельности человека, охарактеризовать положительные и отрицательные последствия при сооружении каскада ГЭС.

Развивающая.  На конкретных примерах обсудить масштабы современного освоения Учурского региона.

Воспитательная. Формирование экологической культуры личности.

Оборудование. Физическая карта «Дальний Восток и Сибирь»,  «Схема размещения гидроэлектростанций на Дальнем Востоке», подробная карта «Учурского каскада м-б 1:500000» , фотографии природы Учурского региона, фотографии панорамы Вилюйской ГЭС, проект оздоровительного комплекса «Дэвэлчэн».

Ход урока

Учитель: В настоящее время Республика Саха и РАО «ЕЭС России» приступили к осуществлению двух мегапроектов: создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК), состоящего из 9 ГЭС и объединению энергосистем Якутии, Иркутской и Магаданской областей в единую энергосистему с вводом ее в энергокольцо Сибири и Дальнего Востока. ЮЯГЭК войдет в состав дочерней компании «РАО ЕЭС России», и будет представлять собой 4 каскада ГЭС.

На р. Учур: Среднеучурская ГЭС мощностью 3330 и Учурская-365 МВт. На р. Тимтон: Иджеская-1060 МВт, Нижнее-Тимтонская-247 МВт./ см. схему на доске/

 Перед нами стоит задача: выявить влияние человеческого общества на окружающую среду.

Предлагаю вам совершить заочное путешествие в этот своеобразный регион. Охарактеризовать природу Учурского региона. Послушаем учеников, которые приехали учиться с поселков Кутана и Учур.

Ученица: Я родилась и выросла в п. Кутана Алданского района. Поселок расположен на берегу Алдана. Главную красоту Алданских берегов составляют огромные поля и сенокосные угодья. Здесь не увидишь крутых скалистых берегов. Только вдали от поселка расположены Ивановские горы и Янды. По склонам гор растут различные породы деревьев. Вокруг заливных лугов - всевозможные кустарники, между ними красуется душистая черемуха. Здесь царство ягод: черная и красная смородина, охта, жимолость, шиповник, малина, земляника. На полях встречаются огромные вековые березы с причудливыми стволами. Величавые озера дополняют разнообразную природу.

Ученик: На реке Учур мы с отцом часто ездим на рыбалку. Русло реки извилистое, течение очень быстрое, в некоторых местах моторная лодка не может проехать. Много порогов и больших камней. Поэтому подниматься по реке опасно. Берега скалистые, вокруг глухие таежные леса. Встречаются горы, лишенные растительности. Шум стремительной реки Учур слышен издалека. Рядом все бурлит, кажется, моторная лодка стоит на одном месте. Несмотря на сложности водного маршрута, домой мы возвращаемся всегда с рыбой.

Вывод: /работа с картой/ Долина реки Учур практически не освоена и не заселена. В рельефе преобладают возвышенности и горы выше 1000 м. Холмистые участки расположены между горами и занимают меньшую территорию. В зону затопления попадают оленьи пастбища.

Учитель: О реформе энергетики Сибири и Дальнего Востока говорилось и писалось уже достаточно много. Что вы можете рассказать о них?

Ученик: В 1980 годы на страницах республиканских газет появились статьи о строительстве гидроэлектростанций на реке Учур. В 2006 году во время визита президента Владимира Владимировича Путина был решен вопрос о строительстве гидроэлектростанций. 26 июня президент республики Вячеслав Штыров и председатель правления  ОАО «ГидроОГК» совершили облет места будущих ГЭС.

Учитель: Из 250 рек Якутии ( с колоссальными гидропотенциалом) сегодня реально используется  лишь Вилюй (каскад Вилюйских ГЭС) /просмотр фото/. Аналогом данной ГЭС может стать каскад гидроэлектростанций на Р. Учур.

Ученик: Деятельностью алмазодобывающих, гидроэнергетических, газодобывающих предприятий нанесен огромный экологический урон. Главная опасность заключается в том, что проблема чистой воды становится все более важной. Северные реки плохо самовосстанавливаются. Рыбному хозяйству вредят перекрытия путей на нерестилище, плотинами и искусственным регулированием уровня воды, которые создают неурочный паводок на нижних бьефах. Такие паводки смывают ранее отложенную на мелководьях икру.

Учитель:  Задание. Используя текст учебника и дополнительный материал, составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия при сооружении каскада ГЭС на р. Учур».

Положительные:

  1. Увеличивает глубину реки.
  2. Улучшает условия судоходства
  3. Значительное уменьшение ущерба от наводнений.
  4. Экономические факторы (экономия газа и угля, в районе появится возможность перевода сельских населенных  пунктов на электроотопление).
  5. В бюджет Алданского района будет отчисляться часть прибыли.

Отрицательные:

  1. Исчезновение родников, малых рек, ручьев.
  2. Исчезновение и сокращение численности многих видов рыб.
  3. Увеличение сейсмичности.
  4. Акустический шум
  5. Уничтожения пастбища для оленеводства, нарушение охотничьих угодий.

Вывод: Наш экологический прогноз: при строительстве крупных водохранилищ ГЭС происходят комплексные изменения природы: изменяется уровень грунтовых вод, изменяются свойства почв, характер растительности, микроклимата местности.

Учитель: Изучив положительные и отрицательные последствия крупных водохранилищ и влияния строительства ГЭС на природный комплекс, к какому выводу вы пришли?

       -необходимо произвести детальную оценку возможных негативных последствий (ущерба) для окружающей среды при осуществлении технических проектов;

       - учесть мнение местных жителей Учурского региона;

Ученик: На первом республиканском сьезде малочисленных народов эвенки единогласно приняли резолюцию: строительство Учурской ГЭС запретить.

Ученик: Для повышения экономического развития региона предлагается рассмотреть другие проекты, например, создание развитого туризма. Для примера, мы разработали оздоровительный комплекс «Дэвэлчэн» (вывешивается проект комплекса «Дэвэлчэн», творческая работа учеников). Строительство которого считаем возможным в окрестностях поселка Учур. Разнообразие природы, природных ресурсов и историко-этнографических достопримечательностей Учурского региона способствуют организации туризма и строительству оздоровительного комплекса.

Ученик: В настоящее время международный туризм- один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. За исключительно высокие темпы роста этой отрасли экономики ее часто называют феноменом 21 века. За прошедшие десятилетия наиболее динамичным стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Как известно, страны этого региона испытывают потребность в электроэнергии, и поэтому они заинтересованы в развитии Якутского энергетического комплекса. Строительство ГЭС на реке Учур, развитие инфраструктуры, рост численности населения, а также стремление людей посетить наиболее удаленные, экзотические уголки способствуют разработке проекта оздоровительного комплекса.

Ученик: Оздоровительный комплекс «Дэвэлчэн», предположительно будет расположен на живописном берегу реки Алдан, в местности, которая называется «Буотай отозо» (п. Кутана).При выборе места расположения оздоровительного комплекса мы учитывали наличие живописного ландшафта, бурных горных рек, историко-этнографических памятников культуры, обилие биологических ресурсов. Также в данной местности расположены малоизученные озера, на дне которых, по рассказам старожилов, есть лечебные грязи, высококачественная глина белого и зеленого оттенков. На предгорьях Ивановских гор и вдоль реки Янда встречаются редкие камни, из которых народные умельцы могут делать сувениры.

Ученик: Из эвенкийского сказания, услышанного от талантливого сказителя Николая Гермогеновича Трофимова, родившегося в верховьях Учура, мы узнали, что Дэвэлчэн-это «всесильный богатырь  в расшитой и украшенной одежде». У входа в оздоровительный комплекс предполагается поместить скульптуру снежного барана чубуку, являющегося символом комплекса. Снежный баран обитает только на Алдано-Учурском  хребте. Он выбирает высокогорные безлюдные участки, отчего люди редко встречаются с ним.

Ученик: Наш комплекс будет состоять из развлекательного центра, включающего в себя аттракционы, танцевальную площадку в виде якутского бубна; рестораны, бары, где будут подавать исключительно блюда эвенкийской, якутской кухни и национальные напитки. Каждое из жилых помещений будет представлять собой эвенкийскую урасу. Уютные номера предполагается снабдить кондиционерами, ванными комнатами, телевизорами, компьютерами. Во время отдыха можно будет пройти оздоровительные процедуры. В центре комплекса мы предполагаем расположить большое красивое озеро, вокруг которого будут построены уютные беседки, соединенные между собой мостиками. В скалах, на которых сохранились наскальные рисунки первобытных людей (Белькачинской культуры -4 тысячи лет назад), мы предлагаем создать искусственную пещеру. В ней можно будет увидеть разноцветные светящиеся ледяные фигуры персонажей якутских и эвенкийских сказок.

Ученик: Посетителям комплекса будут предложены экскурсии по реке Учур. На всем протяжении эта река пролегает среди гористой местности. Места вокруг глухие, почти безлюдные. Иногда река сжимается и мчится на большой скорости, местами вспениваясь и образуя волны. Многие пороги заканчиваются крутым сбросом воды среди огромных камней. Река мечется от одного скалистого берега к другому, то и дело петляя и меняя направление. Это прекрасные места для любителей экстрима и всякого рода приключений. Прозрачная чистая вода сверкает на солнце, также о чистоте этих рек говорит то, что здесь обитают такие рыбы, как таймень, ленок, лимба, хариус, елец, щука, тугун, окунь, налим, осетр, бычок, поэтому это настоящий рай для  любителей рыбалки

Вашему взору предстанут прекрасные леса, березовые рощи, сосновые боры, прекрасно подходящие для отдыха. Летом отдыхающим будут представлены активные водные виды спорта, зимой-горнолыжный спорт.

Итоги урока

Учитель: Необратимые изменения, вызванные деятельностью человека, сказываются на надежности сооружений, условиях их эксплуатации, жизнедеятельности людей, поэтому строительство гидроэнергетического комплекса на реке Учур требует изменить отношение к охране природы.

Строительство же оздоровительного комплекса «Дэвэлчэн» должно будет поспособствовать развитию туризма в Якутии и улучшению экономического положения Республики Саха.

                                                                                                                            Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

Открытый урок. Анализ и прогноз социально-экономического развития Кемеровской области 2011 – 2014гг.

Открытый урок. Анализ и прогноз социально-экономического развития Кемеровской области 2011 – 2014гг....

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Разработка открытого урока в 5А классе по теме «Прогноз погоды (the weather forecast)»

Предмет: Английский языкКласс: 5аТема урока: Прогноз погодыТип урока: усвоение новых знанийПланируемые результаты обучения:личностные: развитие умений диалогической речи (диалог-обмен мнениями в виде ...

Открытый урок по ЛФК по теме: «Комплекс упражнений для развития силы рук, ног, спины, брюшного пресса»

Открытый урок по ЛФКТема: «Комплекс упражнений для развития силы рук, ног, спины, брюшного пресса»...

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...

Самоанализ открытого урока в 5 классе на тему: «Экологические факторы среды»

В материале предст авлен самоанализ урока биологии в 5 классе....