ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии (7 класс) по теме

Крупкина Наталия Владимировна

    Как использовать игровые ситуации в своей работе на уроках различных типов, в разных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_situaciy_na_urokah_geografii.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

 НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя – выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика.

    Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

    Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем кампаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7класс), природного явления (6 класс), государства (7 класс, 10 класс) и представить его на «суд мировой общественности» класса.

    Каждая кампания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.

Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, кампаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе – создать культурологический проспект Японии и т.д.

    Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное – видеть его практическую реализацию.

    На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В емкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».

    Вопросы для геолото, которые помещаются в бочонках, подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

    Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.

    В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решать свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.

    При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

    На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые игры. Например, в 7 классе при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации:

  1. Одним из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
  2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике. Расскажите о случившемся, о попытках выжить.

    Восьмиклассникам после изучения темы о Сибири и Дальнем Востоке предлагаю следующие ситуации:

  1. Вы едете в поезде по Транссибирской магистрали от Хабаровска до Омска. Что вы увидите из окна поезда?
  2. Представьте, что в начале сентября вы пошли в лес за грибами в тайгу Предбайкалья и заблудились. У вас куртка, сапоги, коробка спичек, два бутерброда. Что в таких экстремальных условиях вы сможете предпринять?

    Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать.

    Очень интересно проходит деловая игра по экономической географии. Вот несколько ситуаций для 9 класса:

  1. Вы работаете в окрестностях Уренгоя на буровой. Какие трудности в работе и в быту вы испытываете?
  2. Вы – руководитель крупного акционерного общества в районе Южноякутского ТПК. Выберите и обоснуйте профиль строящихся предприятий. Как будут решаться проблемы кадров жилищного строительства, охраны окружающей среды?

    Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ К УРОКУ

Двадцать самых «молодых» и самых «старых»

стран мира в 2000 году

Самые «молодые» страны

Доля в населении людей в возрасте до 15 лет, %

Самые «старые» страны

Доля в населении людей в возрасте старше 65 лет, %

Палестина

51,7

Италия

18,7

Уганда

48,6

Греция

17,9

Бенин

48,4

Швеция

17,4

Нигер

48,4

Япония

17,1

Замбия

48,2

Испания

17,0

Ангола

47,7

Бельгия

16,7

Сомали

47,5

Германия

16,4

Йемен

47,5

Великобритания

16,0

Буркина-Фасо

47,4

Болгария

15,9

Мали

47,4

Франция

15,9

Конго (Киншаса)

47,2

Португалия

15,7

Оман

47,2

Норвегия

15,4

Гвинея

47,1

Дания

15,2

Мадагаскар

46,9

Финляндия

14,9

Малави

46,9

Хорватия

14,8

Руанда

46,7

Австрия

14,7

Бурунди

46,6

Венгрия

14,7

Эфиопия

46,2

Швейцария

14,7

Кения

46,0

Люксембург

14,4

Танзания

45,9

Латвия

14,3

 

СААРК

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии

АСЕАН

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

ОЭС

Организация экономического сотрудничества

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ

Афганистан        Индонезия

Пакистан        Малайзия        Индия

Иран        Сингапур        Пакистан

Турция        Таиланд        Бангладеш

СНГ        Филиппины        Непал

Казахстан        Бруней        Шри-Ланка

        Вьетнам        Бутан

Цель: создание зоны        Лаос        Мальдивы

 свободной торговли        Мьянма

        Камбоджа        Цель: содействие

        экономическому

        Цель: создание зоны        и культурному

                                                       Свободной торговли        развитию,        

        социальному                            

        прогрессу стран

        Южной Азии

Расширение Тихоокеанской региональной интеграции (АТЭС)

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ:

  1. Окрепший экономический потенциал
  2. Выросший экспорт обрабатывающей промышленности, преодоление раскола Юго-Восточной Азии на две системы

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТИХООКЕАНСКОЙ ЗОНЫ:

  1. Хорошо отлаженные транспортные средства
  2. Широкий обмен товарами, услугами, идеями, научно-технической информацией
  3. Четко выраженная экспортная ориентация
  4. Продуктивное сельское хозяйство
  5. Ряд стран имеет высокую норму накопления
  6. Экономикой управляют специалисты высокой квалификации, «компетентные технокарты»
  7. Сформировался сильный предпринимательский класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций на уроке

статья об использовании игровых ситуаций на уроках в младших классах...

Использование игровых ситуаций на уроке английского языка»

Все мы знаем, что играть –  интересно,  весело,  забавно.  Однако некоторые считают, что развлечения – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. И это заб...

«Игры и игровые ситуации на уроках географии и их образовательная функция»

Применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету, способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащих...

Использование игровых ситуаций на уроках немецкого языка как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка в начальной школе

Статья представляет собой методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе, с целью усиления мотивации обучения....

Мастер-класс «Использование игровых ситуаций на уроках геометрии при подготовке к ГИА»

В работе приведены примеры использования игровых ситуаций, которыми может воспользоваться учитель на уроках геометрии при подговке к ГИА. Предоставлена памятка для учителей по использованию игровых те...