АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии (6 класс) по теме

Крупкина Наталия Владимировна

Самостоятельные работы на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizaciya_samostoyatelnyh_rabot.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

      География, как школьная дисциплина отличается от географии, как науки не только общим охватом материала, но и его последовательностью, каковая в науке диктуется исключительно логикой самой науки, а в школьном предмете – особыми методическими соображениями, а именно:

1.     Дать школьникам каждого данного возраста то, в таком объеме и так, в каком объеме и как они могут усвоить.

     В методической литературе по географии представлены две основные классификации: по источникам и знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, обусловленному разными уровнями усвоения знаний.

Программа ориентирует учителя на развитие у школьников самостоятельности и инициативы. Полноценная самостоятельная учебная деятельность учащихся должна включать пять основных компонентов:

  1. Мотивы;
  2. Постановку учебных задач;
  3. Действие контроля;
  4. Решение учебных задач;
  5. Действие самооценки.

     Деятельность учителя и учебная деятельность учащегося должна быть коллективной, объединенной одно целью.

    Одна из главных предпосылок повышения учебно-воспитательного процесса по географии – это комплексный подход, то есть учет разных аспектов методов, среди которых наиболее важен акцент на необходимость целенаправленного управления познавательной деятельностью учащихся. При этом деятельность школьников, в ходе которой используют источники знаний, должна быть организована непроизвольно. Она обусловлена учебно-воспитательными задачами, содержанием учебного материала, а также подготовленностью учащихся к усвоению знаний и умений на том или ином уровне их самостоятельности.

     Важно отрабатывать это не торопясь, постепенно, в первом полугодии на репродуктивном уровне («делай, как я, делай за мной»), затем – на частично-поисковом («делай со мной только часть, остальное самостоятельно»), во втором полугодии – на частично-поисковом и, наконец, исследовательском уровне («делай, как я, но самостоятельно, делай лучше меня»).

     Практически вся познавательная деятельность учащихся при изучении географии может носить репродуктивный характер. На этапе существования в школе описательной географии это дало положительный результат. Однако, перестройка географического образования и соответствующие ей образовательно-воспитательные задачи географии требуют разработки системы деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности: от воспроизводящей и частично-поисковой до полностью поисковой как при приобретении, так и при применении знаний и умений в разных учебных и внеучебных ситуациях. При этом уровни самостоятельной деятельности избираются не произвольно, а препопределены субъектными факторами: возрастными особенностями и психологическими возможностями учащихся, подготовленностью к усвоению нового, наличием опорных знаний, индивидуальными особенностями, методическим мастерством учителя.

     Особая ценность самостоятельной работы как формы организации учебного процесса состоит в том, что ученик находится как бы наедине с заданием и поэтому мобилизует все свои знания и умения, эмоционально-волевые качества для достижения цели. Все это способствует активной деятельности учащихся.

При выполнении самостоятельных работ деятельность учащихся может протекать на разных уровнях самостоятельности. Иногда задания могут требовать преобладания воспроизводящей деятельности учащихся. В большинстве случае, самостоятельная работа предполагает частично-поисковую деятельность учащихся. Здесь учитель должен напомнить, какими источниками знаний надо пользоваться, провести аналогию с ранее проведенной работой. Полностью поисковую деятельность учащиеся проявляют при выполнении самостоятельной работы, задание которой определено его формулировкой.

      Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, способствовали развитию познавательной деятельности учащихся, задания должны отвечать следующим требованиям:

  1. Отражать ведущие понятие, причинно-следственные связи, мировоззренческие идеи, то есть должны быть направлены на выполнение целей курса в целом, а также по отдельным разделам и темам.
  2. Охватывать все компоненты знаний (факты, понятия, связи, закономерности).
  3. Обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний (картами, учебником, цифровым материалом).
  4. Способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся.
  5. Вызывать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени.
  6. Отражать этапы формирования знаний и умений, поскольку самостоятельная работа учащихся является неотъемлемой частью формирования понятий и приемов учебной работы.

    Самостоятельную работу учащихся можно активизировать на уроках различных типов.

     В ходе беседы, например, школьники школьники учатся внимательно слушать учителя и своих товарищей, коллективно обсуждать и решать спорные вопросы.

      На уроке-лекции формируются умения школьников фиксировать материал в форме краткого конспекта, тезисов или плана, таблицы. Здесь же учащиеся работают с различными источниками географических знаний: картами, статистическими материалами, средствами наглядности.

      Широкое поле действий для самостоятельной работы учащихся открывается при проведении семинаров. Они способствуют творческому усвоению знаний учащимися, развитию умений самостоятельной работы, интеллектуальных способностей школьников, практической направленности в обучении.

     Огромную самостоятельную работу проводят учащиеся в процессе составления рефератов, где они  должны составить план, подобрать материал, направленный на освещение вопросов плана, прочитать соответствующие  тексты, обдумать прочитанное, кратко записать или законспектировать выбранный материал.

    В процессе выполнения практических работ самостоятельная деятельность учащихся проявляется в формировании цифровой и словесной информации в виде различных графиков, профилей, диаграмм, таблиц. Умение работать со статистическими данными включает в себя чтение информации, представленной статистическими материалами, преобразование ее в словесную форму, сравнение цифр, их группировку, вычисление обобщающих показателей.

      Различные приемы самостоятельной работы  учащихся можно использовать и при работе с учебником: сравнение новых знаний со старыми, выделение в параграфе главного, умение составлять план прочитанного, конспектирование прочитанного текста, составление схем, таблиц по тексу учебника, работа с рисунками учебника, самостоятельная работа с заданиями учебника.

Для совершенствования учебно-воспитательного процесса, а следовательно повышения уровня знаний по географии, считаю целесообразным словесные методы обучения изменить в пользу практических. Важной стороной такого процесса является организации деятельности учащихся.

     Для осуществления активной деятельности учащихся на уроке применяю: работу с текстом учебника, картографическим и статистическим материалами, составление планов, конспектов, анализ карт, схем, таблиц.

Все этапы урока стараюсь спланировать таким образом, чтобы максимально занять всех учащихся, вовлечь их в активную деятельность.

       При проверке знаний учащихся использую: программированные диктанты, тесты-альтернативы, географические диктанты, работу с контурной картой, цифровые диктанты, нахождение ошибок в заданном тексте. Эти виды работ чаще всего провожу по вариантам, что способствует усилению самостоятельности.

Приведу несколько примеров.

6 класс. Заполнить таблицу, используя образцы горных пород.

Горная порода

Твердость

Цвет

Происхождение

Гранит

Песок

Мел

Каменный уголь

Торф

Поваренная соль

Мрамор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

самостоятельная работа на уроках географии

        Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обесп...

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

Элементы самостоятельных работ на уроках географии.

Используемые виды самостоятельных работ на уроке географии. Из собственного опыта работы....

Самостоятельная работа на уроке география.

Самостоятельная работа на уроках географии.           Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее а...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....

Самостоятельная работа на уроках географии.

Самостоятельная работа на уроках географии. Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Осн...