Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие задания. Ведущие понятия: природная зона, гилеи- влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни. Предполагаемый результат работы учащихся: создание творческого проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов. Урок включает предварительный подготовительный этап.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_afriki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Конспект урока географии по теме:

"Научная экспедиция по природным зонам Африки".

Класс: 7

Тип урока: повторения и обобщения.

Цели:

  1. обобщение и систематизация знаний о взаимодействии компонентов природы в природных комплексах и природных зонах Африки,
  2. закрепление знаний и новых понятий темы.

Задачи:

  1. продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, наглядными средствами обучения.
  2. способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
  3. содействовать воспитанию коммуникативности, трудолюбия, географической культуры.

Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах, ролевая игра.

Методы и приемы работы: ролевая игра и работа в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания, практическая работа, творческие задания.

Опорные знания и умения:

  1. знания о формировании природных зон,
  2. природных комплексах,
  3. широтная зональность,
  4. особенности природных зон Африки.

Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.

Результаты работы: создание творческого проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:

  1. карта атласа“Природные зоны Африки”, «Физическая карта»
  2. картины природных зон Африки,
  3. книги и энциклопедии по теме,
  4. видеофрагмент “Заповедные территории Африки”
  5. дополнительный раздаточный материал о природных зонах Африки,
  6. учебник “География материков и океанов” 7 класс,
  7. конверты с заданиями для специалистов,
  8. таблички с названиями природных зон для групп,
  9. эмблемы названия профессий специалистов,
  10. сводная таблица для отчета по проекту,
  11. картосхемы природных зон для каждой группы.

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав группы, распределяет специалистов: - картограф, климатолог, ботаник, зоолог, ученый, почвовед,пиар-менеджер.

Ход урока:

Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок.

Учитель. -Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях и путешествиях, мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.

-Сегодня нас позвала Африка! Мы отправляемся в виртуальную научную экспедицию по природным зонам Африки.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Учитель. -Ваша задача - каждому специалисту собрать материал об особенностях своей природной зоны и представить его в виде краткого устного отчёта и опорной картосхемы, предварительно указав границы своей природной зоны, которую вы должны перенести на общую карту природных зон.

  1. Какими картами будете пользоваться на уроке?
  2. Что называется природной зоной?
  3. В каких природных зонах расположена Африка?

(Учащиеся работают с картой, дают ответы на вопросы учителя).

-Молодцы!

3. Определение заданий в группах.

Учитель. -Чтобы отправиться в путь необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что я получила письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о каких природных зонах в них говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.

1 письмо. -В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.

(Гилея – влажные экваториальные леса Африки)

2 письмо. -Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...

(Саванны)

3 письмо. -Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.

(Пустыни)

-Задания получены!

-Итак, в путь! На практическую работу в группах вам отводится

10 минут, а на защиту краткого выступления 3-4 минуты. Критерии оценки за проделанную работу – отлично- ………………., успешно……………….., посредственно………………………..      

4. Работа в группах.

(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).

5. Выступление экспедиций по проделанной работе.

Учитель по ходу выступления групп заполняет сводную таблицу для оценки работы каждого специалиста и группы в целом. (Отлично, успешно, посредственно).

-Перед началом вашего творческого отчета, я хотела бы зачитать стихотворение.

Учитель.

Африка, Африка - волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка - чудесная страна
Была бы я волшебником поехала б туда!

-С л о в о экспедиции из ГИЛЕИ - влажных экваториальных лесов Африки.

(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)

-Новое: влажные экваториальные леса - первая растительность, от которой произошли все другие растительные сообщества.

Учитель.- Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.

-Слово экспедиции из саванны Африки.

(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)

-Новое: саванна - прародина человека, так как высокая растительность способствовала тому, что человек стал прямоходящим.

Учитель. -Какая самая “сладкая” пустыня на земле? (Сахара)

-Слово экспедиции из пустынь Африки.

(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)

-Новое: РЕГИ - щебнистая пустыня, ЭРГИ - песчаная, САМУМ - ветер. Площадь пустынь изменяется: то увеличивается, то уменьшается.

Учитель. -Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!

-Разнообразен и удивителен мир Африки. Но человек тоже часть природы и он активно её использует. А как он заботится о сохранении природы?

Ученики: -Создает национальные парки и заповедники.

-На какой карте мы можем найти заповедники и национальные парки? (На физической)

-С помощью каких УЗ? (Замкнутая зелёная линия)

-Много их или мало на территории Африки?  (-МНОГО)

-Подробно их рассмотреть не сможем из-за большого количества.

-Предлагаю вам посмотреть отдельные  видео фрагменты о заповедных территориях Африки.

-Будьте внимательны, после просмотра вам предстоит ответить на вопрос.

- И так, в каких природных зонах могут располагаться описанные заповедники?

-О других заповедных территориях вам предлагается найти материал самостоятельно, оформив презентацию или сообщение по теме.

6. Итог.

Учитель. –Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия по Африке.  ТАБЛИЦА СМАЙЛИКИ.

-А теперь посмотрим, что у нас получилось. (Анализ сводной таблицы, итоги, оценки).

-Спасибо за работу!

-Надеюсь, вам захочется побывать в Африке после нашего виртуального урока.

-Урок окончен, до новых встреч.

Приложение

Сводная таблица для оценки выступления специалистов

и группы в целом

Вид работы

Гилея

Саванна

Пустыня

   Итоги

(отлично,

успешно,

посредственно)

Картограф

 

 

 

 

Климатолог

 

 

 

 

Ботаник

 

 

 

 

Почвовед

 

 

 

 

Зоолог

 

 

 

 

Учёный

 

 

 

 

Пиар-менеджер

 

 

 

 

Эмоциональный

настрой команды

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"

Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....

Презентация к уроку ГЕОГРАФИИ в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики".

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку географии в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики"....

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...

Конспект урока географии в 7 классе по теме «Природа Африки» (Урок-КВН)

Цель: закрепить знания обучающихся о природе Африки; практические умения учащихся работать с картами, дополнительной литературой, развивать память, творческую фантазию.Тип урока: закре...

План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира

Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...