Привитие интереса к географии с использованием различных форм проверки знаний.
материал по географии (6 класс) на тему

Волкова Галина Николаевна

Данный материал используется на уроках географии в 6 классе коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc570 КБ

Предварительный просмотр:

Привитие интереса к предмету, проверка усвоения обучающимися изученного материала.      Волкова  Галина Николаевна, учитель географии.      МОУ коррекционная  школа-интернат№8г.Саяногорска.                                                                                                                                    Проблема  повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения,  контроля за знаниями обучающихся очень актуальна в настоящее время, как для массовой, так и для специальной  (коррекционной) школы VIII  вида. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников.

        Обучающиеся с проблемами интеллектуального развития не всегда владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей с проблемами интеллектуального развития, необходимо организовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы проверки знаний обучающихся.

        Опыт работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида приводит к выводу о возможности успешного применения перфокарт, кроссвордов, занимательных и тестовых заданий на уроках географии.

        Все это помогает учителю обеспечивать активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь, учитывать индивидуальные особенности   обучающихся с проблемами интеллектуального развития, а также позволяет прослеживать путь развития учащихся, выстраивать линию достижения и неудач.  

     В данной статье приведу примеры использования различных заданий на уроках географии в 6 классе.

           1.     ИГРА «ДА» и «НЕТ»

  1. В сутках 24 часа.
  2. Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
  3. Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение года.
  4. Летом дни короче, а ночи длиннее.
  5. На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
  6. День и ночь всегда одинаковы по времени.
  7. Летом дни становятся длинными, а ночи короткими.
  8. День и ночь не всегда бывают одинаковыми по продолжительности.
  9. 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь.

2. ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  1. Движение воздуха – это------------------------------
  2. Сильный ветер в виде воронки -------------------------
  3. Сильный ветер и волны на море -------------------------
  4. Осадки в виде капелек воды --------------------------------
  5. Осадки в виде частичек льда ------------------------------
  6. Осадки в виде белых хлопьев ___________________

1. Модель Земли называется ----------------------.

2. Самая северная точка Земли называется ---------------------------------.

3. Самая южная точка Земли называется  ------------------------------------.

4. Воображаемая линия, находящаяся на одинаковом расстоянии

   от полюсов называется --------------------------.

1. Юпитер, Земля, Марс, Венера – это ---------------------------------------

2. Гагарин, Титов, Леонов, Терешкова – это ------------------------------------------

3. Восток, Союз, Шаттл, Буран – это -------------------------------------------

 

                                3. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

  1. Вычеркни буквы Б и Е , узнаешь, какая природная зона лежит                                                               к северу от тропических лесов:

           Б С Б А Б Е В Е А Е Н Б Н Е Е Ы Б   __________________________________

2. Вычеркни все буквы К и О, узнаешь, какая природная зона лежит                                                                к северу и к югу от саванн:

       К П О У К С О Т О Ы К О Н О И К   ____________________________________

             Вставь пропущенные буквы:

В . СХОД          З . ХОД           СО . НЦЕ          П . ГОДА

                  МЕТ . ОРОЛОГИЯ

Найди половинку

ОКЕ

ША

СУ

АН

МАТЕ

БУС

ГЛО

ДА

ВО

РИК

4.  ЗНАНИЕ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ МЕСТНОСТИ.

5. КРОССВОРДЫ.

1

2

3

4

5

1.Самый большой материк.

2.Самый маленький материк.

3.Северная и Южная.

4.Самый жаркий материк.

5.Самый холодный материк.

5

4

1

2

П

О

Е

3

Н

С

Ь

1.Большое пространство ровной поверхности.

2. Поверхность суши выше 1000 метров.

3. Небольшое повышение.

4. Поверхность суши от 500м до 1000м.

5. Место над уровнем моря выше 200 метров.

1

2

3

4

  1. Большое возвышение над местностью.
  2. Понижение между хребтами гор.
  3. Часть горы.
  4. Человек, покоряющий вершины гор.

                                                                                                                                                                                                                                     

2

3

4

5

6

1

C

О

Л

Н

Е

Ч

Н

А

Я

С

И

С

Т

Е

М

А

1. Источник света и тепла    2. Солнце- ближайшая к Земле ……

3. Спутник Земли.   4. Бесконечное пространство, окружает Землю.

5. Наука, изучает Солнце, звезды, планеты.  6. Наша планета.

1

2

3

4

5

6

7

1.Человек, летавший в космос

2.В 1957 г. был запущен первый …

3.Первая женщина-космонавт

4.Космонавт номел один …

5.Спутник Земли

6.Первое животное в космосе

7.Вышел в открытый космос Алексей …

1

К

2

Л

3

И

4

М

5

А

6

Т

  1. Линия на глобусе, проведённая на одинаковом расстоянии от полюсов.
  2. Источник жизни на Земле.
  3. Самый большой океан.
  4. Часть света, которую открыл Колумб.
  5. Самый большой материк.
  6. Крупный участок суши.

3

4

1

2

5

Р

О

С

С

И

Я

1.По этим горам проходит граница

между Европой и Азией.

2.Столица России.

3.Дальний ……

4.Через это море проходит

граница между Европой и Азией.

5.Мы здесь живем.

Б

2

Е

Л

4

О

-

5

Е

Б. Незамерзающее море на севере России

2. Это море называют ледяным мешком.

Л. Это море названо именем братьев – исследователей Севера.

4. Море, почти всегда покрытое льдом.

5. Самое восточное море Северного Ледовитого океана.

1

О

Е

2

О

Е

3

О

Е

4

О

Е

5

О

Е

1.Море в Атлантическом океане,

его раньше называли Янтарным

2.Самое мелкое море.

3.Самое теплое море

4.Это море Тихого океана.

5. Самое теплое море Тихого океана

1

3

2

Р

Е

К

И

4

С

И

Б

И

Р

И

5

1 Приток Оби.

2. Река, вытекающая из озера

Байкал.      3. Море, куда впадают  

Обь и Енисей.       4. Великая

сибирская река, берет начало

в горах Алтай.     5. Река, берет

начало в горах Саяны, на  

берегу  мы живём.

Реки, оканчивающиеся   на букву А

В

а

К

а

Л

а

Н

а

А

а

О

а

1

2

3

4

О

Х

О

Т

С

К

О

Е

5

6

1. Море, в которое впадает река ЛЕНА.             2. Около этого озера река Лена берёт начало.                             3. Дальний . . . . . .             4. Город в Якутии, стоит на берегу реки Лены

5. Река, носящая имя девочки.                6. Город на реке АМУР.

1

2

3

4

5

6

7


1.Вершина Кавказских гор

2.Невысокие горы, по ним проходит

   граница между Европой и Азией.

3.Вершина Алтайских гор.

4.Самые высокие горы России.

5.Горы на юге Западно  -  Сибирской

   равнины.

6. Горы между Алтаем и озером Байкал.

7.Самая высокая часть горы

3

5

2

1

4

1.Что заменяет колодец людям в городе?

2.Стены колодца.

3.Источник воды, построен людьми.

4.Водоупорный слой земли.

5.Основа колодца, крепится веревка

с ведром

. ГОРОДА НА ВОЛГЕ

Я

Н

Н

С

С

А

В

    Зачеркни лишнее слово:

Волга, Дон, Байкал, Днепр, Нева, Урал.  

1

2

3

1.На ней стоит город Ростов-на-Дону

2.На ней город Санкт-Петербург.

3.Берет начало с Уральских гор.

1вниз. Впадает в Чёрное море.    

6. НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО.

Озеро БАЙКАЛ – самое  ( глубокое, солёное, мелкое)

В Байкал впадает  ( много, одна, ни одной) рек.

Из озера Байкал вытекает река ( Амур, Ангара, Лена).

Со всех сторон озеро окружают (горы, равнины, низменности).

У берегов Байкала создан (один, три, ни одного) заповедник.

  1. На физической карте показывают:

*природу – О     * поверхность – Ц    *климат – К

2. Жёлтым цветом обозначают:

  *возвышенности – В    *пустыни – П     *водоёмы – Д

3. Равнины и низменности показывают:

   *синим цветом –С     *коричневым – A     *зелёным – Е

4. Высота места измеряется от уровня:

     *моря – Т      *реки – Я      *озера - Ж

7. ПЕРФОКАРТЫ.

ПЛАН

Рисунок

Масштаб

Горизонт

Где предмет изображается так, как мы его видим?

Как называется видимая часть поверхности, если смотреть вдаль?

Как называется уменьшение действительного расстояния на бумаге?

Где изображается не сам предмет, а место, которое он занимает?

СЕВЕР

ЮГ

Мох на стволе дерева

С какой стороны муравейник?

С какой стороны весной быстрее тает снег?

Ветки деревьев короче

Камни мокрые

Кольца на пнях вытянуты

22июня

21сентября

21 марта

22 декабря

Когда день и ночь равны по длине?

Когда день самый короткий, а ночь самая длинная?

Когда день весеннего равноденствия?

Когда самый длинный день и самая короткая ночь?

Когда день осеннего равноденствия?

    С

     Ю

   В

  З

Где встаёт Солнце?

Где бывает Солнце в полдень?

Где Солнце заходит?

Какая сторона горизонта лежит против юга?

исток

притоки

русло

устье

родник

Углубление в земле, по которому течет река

Место, где вода бьёт из-под земли

Место, где река берёт начало

Реки, которые впадают в большую реку

Место впадения реки в озеро или море

                       

ЮПИТЕР                        

ЗЕМЛЯ

МЕРКУРИЙ

МАРС

Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?

Какая планета похожа на красный глаз? Её назвали в честь бога войны.

Самая большая планета Солнечной системы

Планета, на которой есть жизнь.                

ВОПРОСЫ

Земной шар

Глобус

Не имеет подставки и оси

Есть земная ось

Нанесены линия экватора и точки полюсов

Океаны и материки изображены в уменьшенном размере

Имеет форму шара

ТИХИЙ

АТЛАНТИ

ческий

Индийский

Северный

Ледовитый

Южный

Самый тёплый океан

Самый большой океан

Новый океан

Самый холодный океан

Океан в 2 раза меньше Тихого

                                                                                             

Новая Земля

Северная Земля

Врангеля

Сахалин

Курильские

Остров, на котором заповедник  белых медведей

Остров между Баренцевым и Карским морями

Крупный остров, отделён от России проливом

На этих островах пограничные заставы

Остров, покрытый льдами

ОСТРОВА

ПОЛУОСТРОВА

САХАЛИН

КОЛЬСКИЙ

НОВАЯ ЗЕМЛЯ

ЯМАЛ

КАМЧАТКА

ВРАНГЕЛЯ

ЧУКОТКА

КУРИЛЬСКИЕ

8. ШИФРОКВАДРАТЫ

Запиши цифры в порядке возрастания и прочитай слово

4

8

1

6

2

10

5

7

9

3

А

Н

М

Е

У

К

В

Й

И

Р

Записать нечетные числа в порядке возрастания

13

5

9

1

2

4

3

6

7

11

А

В

И

Р

У

Е

А

К

Н

Н

Записать числа от меньшего к большему

6

3

11

1

4

7

10

2

9

5

8

Н

З

Ь

Н

М

Н

Т

И

С

Е

О

Записать числа от большего к меньшему

8

9

11

3

10

4

2

7

6

5

1

С

О

П

Р

Л

О

Ь

К

О

Г

Е

1

2

3

4

5

6

7

8

О

Р

И

Е

Н

Т

В

Н

1

2

3

4

5

6

3

2

1

7

8

5

3

4

2

5

1

4

10

7

11

6

3

9

8

13

А

В

Н

Л

О

Г

И

Т

И

Н

З

П

Выпиши только нечётные числа в порядке уменьшения. Запиши соответствующие буквы. Какое слово получилось?

В порядке возрастания, начиная с меньшего.

2

5

9

4

1

6

10

7

3

8

Ё

О

Р

Н

Ч

Е

Е

М

Р

О

9. Будь внимателен!!! Найди слова.

А

Д

Ц

М

А

С

Ш

Т

А

Б

Т

К

А

Р

Т

А

О

Ж

М

Х

Л

Ы

С

У

З

Ф

П

Л

А

Н

А

Г

Е

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

С

Е

В

Е

Р

Ж

М

А

П

К

Найди слово в слове:

ПОДВОДА, БЕРЕГИ, ЛИСТОК

ПОЙМАЛ, СКВОРЕЧНИК

Собери слово из первых букв:

Клубника, Олень, Муха, Попугай, Апельсин, Собака

Допиши недостающие буквы:

Х . ЛМИСТАЯ   Р . ВНИНА,  Х . ЛМЫ, Г . РА,   .  ВРАГИ, Р . ВНИНА.

  1. Место, где добывают руду -__________________________
  2. Глубокое отверстие для добычи нефти - ______________________
  3. Человек, добывающий каменный уголь - _____________________
  4. Трубы, покоторым идёт газ - ____________________________
  5. Глубокий подземный колодец - __________________________

Слова для справок: ШАХТА, ШАХТЕР, РУДНИК, СКВАЖИНА,
                                ГАЗОПРОВОД

1. Толчки и колебания земной поверхности

2. Гора в виде конуса, на вершине которой есть кратер

3. Из вулкана вытекает, по дороге всё сжигает

              Найди правильный ответ:

1. Что вырабатывает электрический ток?

    В) водопровод      Л) ледник        Г )гидроэлектростанция

2.Что строят для орошения земли, если бывает мало дождей?

    К) колодцы    Э) каналы      П) плотины

3. Что строится для очищения воды?

     Р) каналы     М) водохранилища    С) очистные сооружения                                          

4. Собери буквы. Что получилось?

Небольшая река, впадающая в более крупную реку.

П

Место впадения реки в другой водоём.

У

Начало реки.

И

Скопление льда, образованного из снега в горах.

Л

Падение реки с высокого крутого обрыва.

В

1. Как называются огромные пространства волы?

    Внутренние и окраинные

    Т

2. Как называется часть океана, глубоко вдающаяся в сушу?

  НЕТ

    О

3. Какие бывают моря?

   океан

    Л

4. Верно ли, что в морях вода пригодна для питья?

    МОРЕ

    Е

Что даёт нам свет и тепло?

О

Солнце – это ближайшая к Земле…

Е

Спутник Земли

Н

Бесконечное пространство, окружающее нашу Землю.

С

Наука, изучающая Солнце, звёзды, планеты

Т

Планета, на которой мы живём

М

1.Реки, моря, океаны, пруды, озёра,                                                                                                                                         болота – это…

В

2. .Часть суши, со всех сторон                                                                                                                     окружённая водой

О

3.Полоса воды между двумя участками суши

П

4..Часть суши, которая выступает в море

П

5. Там, где море вдаётся в сушу

З

6. Подчеркни лишнее слово:                                                                                                                              ИСТОК, ПОДОШВА, РУСЛО, УСТЬЕ.

1. Первое кругосветное путешествие совершил

Ф

*

М

2. Всего материков на земном шаре

          5        6         7

3. Мы живем на материке                                                                                                                                                    Африка        Евразия            Австралия

4. Всего океанов

        4           5         6

5. Самый большой океан

   Тихий        Атлантический      Индийский

6. Самый большой материк

   Африка      Северная Америка     Евразия

В

       возвышенность

С

      возвышенность

П

      возвышенность

П

     низменность

           НАЙДИ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ    (зачеркнуть)

  1. Алтай, Саяны, Байкал, Кавказские
  2. Белуха, Народная, Саяны, Эльбрус
  3. Восточно-Европейская, Урал, Западно- Сибирская
  4. Урал, Кавказ, Саяны, Валдайская

Русская река

Море, в которое впадает Волга

Левый приток Волги

Правый приток Волги

В

Город на Волге

ПОДПИШИ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

         

                            

               

ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ ИСКОПАЕМЫМ?

ТКАНЬ, НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ

УГОЛЬ, ДРЕВЕСИНА, ТОРФ,

ПЛАСТМАССА, АЛЮМИНИЙ,

КИРПИЧ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ,

СОЛЬ, ВОДА, ГРАНИТ, СТЕКЛО,

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ЗОЛОТО,

БУМАГА, АЛМАЗЫ,

10. ТЕСТЫ.

1. Где возникают болота?

    1) в низких местах     2) в пустынях     3) в горах

2.На месте каких водоёмов образуются болота?

    1) крупных озер       2) мелких озер и прудов   3) морей

3. Что приносят ручьи и весенние воды на дно болот?

    1) каменный уголь    2) нефть        3) песок и глина

4. Что образуется в болотах из остатков растений?

    1) торф   2) песок    3) глина

5. Какая борьба ведется с болотами?

    1) закапывают    2) осушают      3) делают пруд

   1.Сколько всего тепловых  поясов на земном шаре?

       1) 3               2) 4              3) 5

2. При каком положении Солнца теплее?

       1) когда оно выше       2) когда оно ниже

3. В каком тепловом поясе мы живем?

       1) жарком   2) умеренном       3) холодном

4. В каком тепловом поясе живут пингвины?

       1) в северном холодном        2) в южном холодном

5. В каком лесу не пройдешь без топора?

        1) в тайге         2) в тропическом лесу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная форма проверки знаний учащихся по химии. Хочу поделиться опытом.

Зачетная форма урока позволяет проверить уровень знаний учащихся, умения решать задачи, выявить недостатки, пробелы в знаниях по теме или по целому разделу для их ликвидации....

Рассказ-парадокс как форма проверки знаний обучающихся по литературе

На странице представлен материал для творческой проверки знаний учащихся на литературе при проверке знаний учащихся. Использовать его можно ра уроках закрепления изученного или на уроках развития речи...

Рассказ-парадокс как форма проверки знаний обучающихся по литературе.

В данной статье рассказано об одной из форм творческой прверки знаний обучающихся, которую можно использовать на уроках закрепления изученного и уроках развития речи. Предложен образец работы с нормам...

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

«О многообразии использования дидактических форм проверки и усвоения знаний на примере изучения темы «Изменение агрегатных состояний вещества».

Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики. Ведь каждый ребенок уникален. Каждого ребенка...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...

Привитие интереса к предмету через использование нестандартных приемов, методов, дидактических материалов

Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на у...