План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Бриченко Лариса Витальевна

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его можно использовать и в рамках подготовки к празднованию очередной годовщины Великой Победы. В ходе урока учащиеся анализируют документы и статистические данные, работают с географическими  и историческими картами, вспоминают песни времен Великой Отечественной войны, активизируют знания по краеведению и музейной педагогике, учатся продуктивно работать в команде. В зависимости от конкретных условий урок можно дополнить видео (фрагменты документальных фильмов о войне) и аудиорядом (песни Великой Отечественной войны) на усмотрение учителя. Раздаточный материал универсального характера может пригодиться при проведении других занятий (список музеев, сравнительная таблица природно-климатических условий Европы и России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_scenariy_otkrytogo_uroka_vov.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ИГРЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

(план-сценарий урока-игры по географии в 8 классе, школа № 275 20 апреля 2010 года)

Учитель – Бриченко Л.В.

  Актуальность мероприятия определяется его связью с подготовкой к празднованию годовщины Великой Победы. Событие, ставшее символом величия народа и страны, нуждается в детальном разностороннем рассмотрении, очищении от пропагандистской шелухи, раскрытии подлинного героизма народа.

  Цели: Закрепить понятие о влиянии природно-климатических условий на все виды деятельности человека, включая и защиту своего Отечества.

            Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.

            Способствовать развитию познавательного интереса к героическому прошлому России.

            Формировать общеучебные универсальные действия (анализ текста, сравнение природно-климатических условий Европы (Германии) и России, подготовка устного выступления, работа с различными картами историческими и географическими, отбор понятий, формулировка определений, соотнесение карты и текста и пр.)

            Формировать навыки работы в команде, умение продуктивно общаться, ответственность за коллективные действия, культуру учебного труда, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

            Воспитывать основы патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к людям старшего поколения, чья молодость совпала с военным лихолетьем.

   Методы и средства:

  1. Использовать прием интеграции и межпредметных связей истории, географии, краеведения, музыки для более полного усвоения учебного материала
  2. Использовать различные виды учебно-наглядных пособий (тексты, исторические и географические карты, фотографии, портреты, статистические таблицы, схемы, гербы городов)
  3. Использовать разнообразные виды деятельности учащихся
  4. Уйти «в тень». Главная фигура на уроке – ученик, член команды.                             Учитель – режиссер за кадром.

Ход урока

№ п/п

Деятельность учащихся

Оборудование

0

Из учащихся класса заранее формируются 3 команды по 5-6 человек,

Готовится оценочный лист для жюри, комплекты оценок

Оборудуется игровое поле

Формируются пакеты заданий

Урок целесообразно объединить с классным часом или другим смежным уроком, чтобы избежать торопливости при оценивании результатов и прокомментировать итоги игры.

жюри

1

Вступительное слово учителя:

   Тема нашего урока «Природно-климатические условия как фактор  Победы в Великой Отечественной войне».

Учитывая то обстоятельство, что мы с вами практически закончили изучение природно-территориальных комплексов России, знаем компоненты природы их составляющие, можем провести элементарный анализ влияния этих компонентов на хозяйственную деятельность  человека, а также помня, что весь наш народ готовится к празднованию годовщины Великой Победы, в нашем учебном расписании появился такой не совсем обычный урок, в ходе которого мы с вами постараемся интегрировать знания по истории, географии и краеведению, поразмышлять над некоторыми фактами, обратить внимание на некоторые аспекты

Правила игры, критерии оценивания, система баллов

Карта «Вторая мировая война»,

Выставка книг о войне

2

   Команды получают задания и приступают к работе

Комплекты информационно-справочных материалов для команд

3

   Ассистент зачитывает справку № 1

Высказывания немецких солдат и офицеров о климатических условиях России

4

   Команды готовятся к выступлениям в течение 15-20 минут. Жюри знакомиться с критериями оценивания (оценочный лист)

5

Выступление команд

15 минут

6

Команды приступают к выполнению задания № 2

Время работы 3 минуты. После этого листы с выполненным заданием передают в жюри.

Список музеев Петербурга

7

Жюри объявляет итоги выполнения задания №1. Подводит итоги выполнения задания №2

8

Команды получают сборники песен военных лет, готовятся к выступлению

Сборники песен

9

Ведущий проводит конкурс №3, предоставляя поочередно слово каждой команде. Результаты фиксируются на доске или специально подготовленном плакате. Ориентировочно 10 минут.

Расчертить на доске оценочную таблицу

10

Жюри подсчитывает баллы по итогам трех конкурсов, а участники выполняют итоговый тест.

11

Учитель комментирует ход игры, выступления команд, степень подготовки участников

12

Жюри подводит итоги, определяет места. Командам вручаются сертификаты победителей и участников

Сертификаты

13

Участники игры высказывают свои пожелания, предложения, замечания

ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМАНДЫ

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Определите,  кто и на какие вопросы будет отвечать.
  3. Распределите имеющуюся информацию среди членов команды.
  4. Внимательно ознакомьтесь с текстами и другими материалами.
  5. Обсудите вопросы, которые вызывают сомнение
  6. Изложите свои ответы  присутствующим.
  7. Внимательно слушайте ответы других команд и постарайтесь ответить на вопросы общего теста.

ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМАНДЫ

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Определите,  кто и на какие вопросы будет отвечать.
  3. Распределите имеющуюся информацию среди членов команды.
  4. Внимательно ознакомьтесь с текстами и другими материалами.
  5. Обсудите вопросы, которые вызывают сомнение
  6. Изложите свои ответы  присутствующим.
  7. Внимательно слушайте ответы других команд и постарайтесь ответить на вопросы общего теста.

ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМАНДЫ

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Определите,  кто и на какие вопросы будет отвечать.
  3. Распределите имеющуюся информацию среди членов команды.
  4. Внимательно ознакомьтесь с текстами и другими материалами.
  5. Обсудите вопросы, которые вызывают сомнение
  6. Изложите свои ответы  присутствующим.
  7. Внимательно слушайте ответы других команд и постарайтесь ответить на вопросы общего теста.

СПИСОК МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  1. Музей обороны Ленинграда (Соляной переулок, д.6)
  2. Русский музей (площадь Искусств)
  3. Особняк Румянцева (Английская набережная, 44)
  4. Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь)
  5. Кунсткамера (Университетская набережная,3)
  6. Этнографический музей (Инженерная улица, 4)
  7. Музей связи
  8. Петродворец
  9. Героическим защитникам Ленинграда (Площадь Победы, 1)
  10. Музей Академии Художеств
  11. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Александровский парк, 7)
  12. Музей хлеба
  13. Музей истории религии и атеизма (Почтамтская улица, 14)
  14. Музей «Дорога жизни»
  15. Музей народных музыкальных инструментов
  16. Музей-квартира Анны Ахматовой
  17. Музей гигиены и санитарии (Итальянская улица)
  18. Центральный военно-морской музей (Биржевая площадь, 4)
  19. Музей театрального искусства
  20. Музей Арктики и Антарктики

СПРАВКА № 1

(карта «Вторая мировая война», карикатуры на фюрера)

Озвучивает ассистент пока команды работают над выполнением задания

   До нападения на Советский Союз Гитлер уже провел несколько успешных военных операций в Европе. В ходе этих операций были захвачены многие европейские государства:

Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Люксембург, часть Франции, подвергнута массированным бомбардировкам Англия, захвачены Югославия и Греция. Некоторые государства с диктаторскими режимами стали сателлитами (спутниками) фашистской Германии. Особенностью этих военных операций была их быстрота – военные кампании проводились Вермахтом (Вооруженными силами Германии) как правило  в весенне-летний период. 22 июня 1941 года воодушевленный легкими победами в Европе фюрер отдал приказ привести в действие план «Барбаросса» - план молниеносной войны против СССР, согласно которому предполагалось в течение полугода захватить западные территории нашей страны и выйти к Уралу…

СПРАВКА № 2

(выставка книг – книга  Виктора Суворова «Ледокол», портрет Сталина и Гитлера)

   Бывший разведчик ГРУ (Главного разведывательного управления) Виктор Суворов в своей нашумевшей книге «Ледокол» сообщает, что,  несмотря на многочисленные информационные сообщения внешней разведки о готовящемся нападении на СССР, Сталин до последнего момента считал эти сообщения дезинформацией и провокацией, так как был убежден молотовскими дипломатами, что нападения можно ожидать лишь в том случае, если фашистская Германия начнет активно скупать за рубежом овчину и шить полушубки для солдат и офицеров Вермахта (Вооруженных сил Германии). Имея печальный опыт Зимней войны с Финляндией 1939-1940 годов, в ходе которой из строя выбыли более 40 тысяч советских солдат из-за обморожений, глава Страны Советов считал, что Гитлер обязательно позаботится о зимнем обмундировании, прежде чем начнет воевать с СССР…

СПРАВКА № 3

   Самые крупные наступления советских войск в период Великой Отечественной войны были осуществлены в зимний период:

  1. Наступление под Москвой – декабрь 1941 – январь 1942 года
  2. Наступление под Сталинградом – ноябрь 1942 – февраль 1943 года
  3. Наступление под Ленинградом (прорыв блокады) – январь 1943 года
  4. Полное снятие блокады Ленинграда – январь 1944 года

КОМАНДА №1

ЗАДАНИЕ № 1

  1. Ознакомьтесь с предложенными текстами и картами. Сравните природно-климатические условия в Европе и на территории Восточно-Европейской равнины России. Результаты оформите в таблицу. Сделайте выводы по таблице.
  2. Предположите, с какими трудностями могли столкнуться немецкие войска при практическом осуществлении плана «Барбаросса». Назовите их.
  3. Зачитайте мнение немецкого генерала Гудериана о причинах поражения Германии в войне. Согласны ли вы с мнением Гудериана?  Свою точку зрения обоснуйте.

КОМАНДА №2

ЗАДАНИЕ № 1

  1. Ознакомьтесь с предложенными материалами. Устраните пробелы в таблице «Освоение Северного морского пути». Сделайте выводы.
  2. Назовите известные вам памятные места в нашем городе, связанные с жизнью и деятельностью ученых,  мореплавателей и землепроходцев, внесших вклад в открытие и освоение Северного морского пути
  3. Выскажите свою точку зрения по вопросу «Нужен ли современной России Северный морской путь?». Свой ответ обоснуйте.

КОМАНДА №3

ЗАДАНИЕ № 1

  1. Ознакомьтесь с предложенными текстами и картами. Пометьте на карте кружками черного цвета советские портовые города, которые были захвачены противником в ходе  войны. Отметьте кружочками желтого цвета портовые города, использование которых было затруднено ввиду военных действий союзницы фашистской Германии -  Японии в Тихоокеанском регионе. Отметьте кружочками красного цвета портовые города, которые могли быть использованы союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для оказания материальной помощи нашей стране по ленд-лизу. Сделайте вывод.
  2. Какие природные факторы затрудняли оказание этой помощи морским путем.
  3. В нашем городе существует музей-ледокол. Где он находится? Какую роль выполнял этот ледокол в годы Великой Отечественной войны.

КОМАНДА № 3

ЗАДАНИЕ № 2

Из предложенного списка музеев Санкт-Петербурга укажите те музеи, в которых есть экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне

КОМАНДА № 2

ЗАДАНИЕ № 2

Из предложенного списка музеев Санкт-Петербурга укажите те музеи, в которых есть экспозиции, посвященные борьбе за Советскую Арктику и использованию Северного морского пути в годы войны

КОМАНДА № 1

ЗАДАНИЕ № 2

Из предложенного списка музеев Санкт-Петербурга укажите те музеи, в которых есть экспозиции, посвященные землепроходцам и путешественникам, чьи труды позволии освоить один из труднейших морских маршрутов нашей планеты – Северный морской путь.

КОМАНДА № 1

ЗАДАНИЕ № 3

   Вспомните песни военных лет или строки из песен, в которых упоминаются какие-либо природно-климатические явления (объекты), например «Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…», укажите эти явления, дайте им краткие географические определения:

Ночь – время суток в той части планеты, которая скрыта от Солнца в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Степь – одна из природно-климатических зон, покрытая преимущественно травянистой растительностью на коричневых и черноземных почвах.

Звезды – раскаленные небесные тела

Ветер – движение воздушных масс в горизонтальном направлении

КОМАНДА № 2

ЗАДАНИЕ № 3

   Вспомните песни военных лет или строки из песен, в которых упоминаются какие-либо природно-климатические явления (объекты), например «Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…», укажите эти явления, дайте им краткие географические определения:

Ночь – время суток в той части планеты, которая скрыта от Солнца в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Степь – одна из природно-климатических зон, покрытая преимущественно травянистой растительностью на коричневых и черноземных почвах.

Звезды – раскаленные небесные тела

Ветер – движение воздушных масс в горизонтальном направлении

КОМАНДА № 3

ЗАДАНИЕ № 3

   Вспомните песни военных лет или строки из песен, в которых упоминаются какие-либо природно-климатические явления (объекты), например «Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…», укажите эти явления, дайте им краткие географические определения:

Ночь – время суток в той части планеты, которая скрыта от Солнца в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Степь – одна из природно-климатических зон, покрытая преимущественно травянистой растительностью на коричневых и черноземных почвах.

Звезды – раскаленные небесные тела

Ветер – движение воздушных масс в горизонтальном направлении

 

СПИСОК МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  1. Музей обороны Ленинграда (Соляной переулок, д.6)
  2. Русский музей (площадь Искусств)
  3. Особняк Румянцева (Английская набережная, 44)
  4. Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь)
  5. Кунсткамера (Университетская набережная,3)
  6. Этнографический музей (Инженерная улица, 4)
  7. Музей связи
  8. Петродворец
  9. Героическим защитникам Ленинграда (Площадь Победы, 1)
  10. Музей Академии Художеств
  11. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Александровский парк, 7)
  12. Музей хлеба
  13. Музей истории религии и атеизма (Почтамтская улица, 14)
  14. Музей «Дорога жизни»
  15. Музей народных музыкальных инструментов
  16. Музей-квартира Анны Ахматовой
  17. Музей гигиены и санитарии (Итальянская улица)
  18. Центральный военно-морской музей (Биржевая площадь, 4)
  19. Музей театрального искусства
  20. Музей Арктики и Антарктики

СПИСОК МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  1. Музей обороны Ленинграда (Соляной переулок, д.6)
  2. Русский музей (площадь Искусств)
  3. Особняк Румянцева (Английская набережная, 44)
  4. Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь)
  5. Кунсткамера (Университетская набережная,3)
  6. Этнографический музей (Инженерная улица, 4)
  7. Музей связи
  8. Петродворец
  9. Героическим защитникам Ленинграда (Площадь Победы, 1)
  10. Музей Академии Художеств
  11. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Александровский парк, 7)
  12. Музей хлеба
  13. Музей истории религии и атеизма (Почтамтская улица, 14)
  14. Музей «Дорога жизни»
  15. Музей народных музыкальных инструментов
  16. Музей-квартира Анны Ахматовой
  17. Музей гигиены и санитарии (Итальянская улица)
  18. Центральный военно-морской музей (Биржевая площадь, 4)
  19. Музей театрального искусства
  20. Музей Арктики и Антарктики

Информационная карточка для команды № 1.

(к заданию № 1)

   На основании сравнительного анализа природно-климатических условий Западной Европы и Русской (Восточно-Европейской) равнины из предложенного списка выберите трудности, с которыми могли столкнуться немецко-фашистские  войска в ходе войны против СССР:

  1. Пересеченный рельеф (много больших и малых рек, оврагов, озер, болот)
  2. Обилие ядовитых пресмыкающихся и насекомых, способных вызвать болезни среди людей
  3. Большая часть территории покрыта труднопроходимыми хвойными и смешанными лесами, либо распахана под сельскохозяйственные угодья
  4. Обильные осадки в виде снега зимой
  5. Низкие температуры в  зимнее время
  6. Высокая плотность населения и обилие населенных пунктов
  7. Преобладание арктических воздушных масс ввиду наклона территории в сторону Северного Ледовитого океана
  8. Большая амплитуда дневных и ночных, а также летних и зимних  температур ввиду удаленности территории от Атлантического океана
  9. Горный рельеф
  10. Облачность, мешающая полетам авиации
  11. Распутица, бездорожье, паводки и половодье в период таянья снегов в весеннее время
  12. Отсутствие пресной воды

Информационная карточка для команды № 1.

(к заданию № 1)

   Бывший разведчик ГРУ (Главного разведывательного управления) Виктор Суворов в своей книге «Ледокол» сообщает, что,  несмотря на многочисленные информационные сообщения внешней разведки о готовящемся нападении на СССР, Сталин до последнего момента считал эти сообщения дезинформацией и провокацией, так как был убежден молотовскими дипломатами, что нападения можно ожидать лишь в том случае, если фашистская Германия начнет активно скупать за рубежом овчину и шить полушубки для солдат и офицеров Вермахта (Вооруженных сил Германии). Имея печальный опыт Зимней войны с Финляндией, в ходе которой из строя выбыли более 40 тысяч солдат из-за обморожений, глава Страны Советов считал, что Гитлер обязательно позаботится о зимнем обмундировании, прежде чем начнет воевать с СССР…

Информационная карточка для команды № 1.

(к заданию № 1)

   В период ожесточенных боев под Москвой в ноябре-декабре 1941 года обе воюющие стороны были вынуждены ввести в действие стратегические резервы. Немецкие войска все чаще стали использовать солдат государств-сателлитов (Румынии и Венгрии). Командующий  Западным фронтом Г.Е.Жуков, докладывая Сталину план контрнаступления под Москвой, особый упор сделал на использование резервов Ставки Верховного Главнокомандования – сибирских дивизий, как наиболее приспособленных к ведению военных действий в условиях суровой зимы. История показала правильность позиции Жукова.

Информационная карточка для команды № 1.(к заданию № 1)

   Командующий 2-й танковой армией Вермахта Гудериан, рассуждая о причинах поражения Германии в войне против СССР, в своих «Воспоминаниях солдата» указал на главную причину неудач – это «русский климат и стихийные бедствия», которые нельзя просчитать заранее. Многие места в книге Гудериана напоминают исследования метеоролога. Весной 1941 года на западных границах СССР шли обильные дожди – они то и помешали правильному сосредоточению и развертыванию немецких войск. Русское лето также не принесло облегчения, так как из-за жары и зноя, а особенно из-за пыли машины и автоматическое оружие часто выходили из строя. В осенний период дороги оказались размытыми и машины застревали в грязи. Особое негодование у прославленного немецкого генерала вызвала русская зима 1941/1942 года. Морозы достигали 30 градусов и выше. Именно они вывели из строя немецкую технику, лошадей и личный состав. Досаждали и обильные снегопады. А весенние наступления и вовсе пришлось отложить из-за невозможности использования техники в период распутицы.

Информационная карточка для команды № 2.

(к заданию № 1)

   Портовые города СССР:

  1. На Черном море – Одесса, Севастополь, Новороссийск
  2. На Балтийском море – Ленинград (Санкт-Петербург), Рига, Таллинн, Клайпеда
  3. В Белом море – Архангельск
  4. В Баренцевом море – Мурманск
  5. В Японском море – Владивосток, Находка

Информационная карточка для команды № 2.

(к заданию № 1)

Помощь, оказанная СССР союзниками по антигитлеровской коалиции в рамках поставок по ленд-лизу:

427 тысяч грузовиков, 22 тысячи самолетов, 13 тысяч танков, 2,6 млн. тонн нефтепродуктов

720 тыс. тонн цветных металлов, 4,5 млн. тонн продовольствия

Ленд-лиз – предоставление странам, воюющим с фашизмом, материальной помощи со стороны США и Великобритании в виде поставок продовольствия, вооружения, боеприпасов, техники, сырья.

Советский Союз получал такую помощь сухопутным (через Иран) и морским путем (на Севере и Дальнем Востоке) с ноября 1941 года.

Информационная карточка для команды № 3.

(к заданию № 1)

   Из предложенного списка выберите природные факторы, которые осложняли поставки по ленд-лизу в Советский Союз морским путем:

  1. Замерзающие порты
  2. Действующие вулканы
  3. Короткий период навигации
  4. Штормовые ветры
  5. Дрейфующие льды
  6. Большое количество моржей по курсу корабля
  7. Подводные скалы
  8. Плохая видимость из-за тумана в период оттепели
  9. Северное сияние

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ЕВРОПА  (ГЕРМАНИЯ)

РОССИЯ  (РУССКАЯ РАВНИНА)

ДИАПАЗОН ШИРОТ:

(СЕВЕР-ЮГ)

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ (ПО КАРТЕ ЕВРАЗИИ)

ТИП КЛИМАТА

СРЕДНЯЯ t◦ ИЮЛЯ

СРЕДНЯЯ t◦ ЯНВАРЯ

АМПЛИТУДА

РЕЛЬЕФ

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ (ДИКИЕ –КУЛЬТУРНЫЕ)

ЖИВОТНЫЙ МИР (ДИКИЕ-ОДОМАШНЕННЫЕ)

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ТАБЛИЦЕ

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЖЮРИ

Номер задания, критерии оценки, диапазон баллов

КОМАНДА № 1

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: за данное задание/ всего)

МЕСТО ПО СУММЕ БАЛЛОВ

КОМАНДА № 2

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: за данное задание/ всего)

МЕСТО ПО СУММЕ БАЛЛОВ

КОМАНДА № 3

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: за данное задание/ всего)

МЕСТО ПО СУММЕ БАЛЛОВ

Задание №1 (историко-географическое): 1-5 баллов

- умение работать в команде

-умение представить результаты работы (речь, использование наглядности)

- наличие выводов

-аргументация, убедительность

-дисциплина в группе

Задание №2 (краеведческое): 0-… баллов

- количество правильно указанных музеев (для каждой команды свое)

Задание № 3 (географическое):  0-… баллов

- песня должна относиться ко времени войны или о войне (1)

- количество указанных явлений или объектов (по 1 баллу за каждое)

- определения должны отражать смысл явления (1 балл за каждое правильное определение)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ:   ______________________ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ______________________, _____________________, ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

Викторина по русскому языку и литературе, истории России «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Викторина по Русскому языка, Литературе и Истории России  "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"Внеклассное мероприятие разработано мною к 70-тилетию Победы в Великой Отечественн...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...