Использование мультимедийных установок на уроках географии
статья по географии по теме

Горячева Ирина Анатольевна

место мультимедийной установки в современном образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                           

«Использование мультимедийных технологий на уроках географии»

                                         Горячева Ирина Анатольевна

                                         учитель географии ГБОУ№334

                                         Невского района   г.  Санкт-Петербурга

        

                                        Санкт-Петербург

                                                          2012

      На сегодняшний день    мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

       В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

      Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

      Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

     Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Мультимедийные программные средства способствуют повышению эффективности следующих видов  образовательной деятельности:

                                 =  просмотра аудиовизуальной информации,

                                 = тренажа  по теории с использованием практических упражнений,

                                 = педагогического контроля и измерения результативности обучения,

                                 = работы со словарем терминов и понятий,

                                = интерактивного общения обучаемого с преподавателем.

       Просмотр теоретического материала  заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ. Обучающиеся имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.

          Режим тренажа, реализуемый с помощью мультимедийного средства обучения, предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения и учащемуся предоставляется возможность просмотра соответствующих комментариев (объяснения типовых ошибок и т.п.). Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного средства обучения в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает обучаемый.

          Мультимедийное средство обеспечивает обучение в диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя с компьютером. Интерактивное обучение позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.

          Для сопровождения активных форм учебного процесса требуются специальные методические пособия на электронных носителях, которые соответствуют современным задачам обучения. Они должны быть максимально приближены по содержанию к реальности и основываться на практических ситуациях, возникающих в ходе очного или открытого образования.

          При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийное средство обучения должно соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс  информационная, обеспечивать усвоение школьниками содержания учебного предмета.

        Сегодня учитель, использующий компьютер в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным, динамичным.

        Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

        Как добиться этого?  Как органично включит компьютер в  урок?

        Опробовав  на уроках разные варианты, выбрала совместную форму работы с компьютером на уроке ( один компьютер на класс, изображение с которого выводится на экран ). Такая форма использования компьютера помогает  решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).

         Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:

- углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;

- организация самостоятельной учебной деятельности школьников;

- конртолирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием разультата.

             В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:

а/   учашиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировачных, итоговых) и тестовых заданий;

б/  создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;

в/  создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);

г/   демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;

               Использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.

               Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу.

               Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей, показ элементов презентации.

               Презентации удобны тем, что при подготовке можно отбирать материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.

               Для изучения географии в 10 классе нет(не было) электронного учебника. Но чтобы повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению географии мною были созданы презентации по темам «Япония», «Китай», «Бразилия», «Индия», «Ватикан» и другие.

Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ.

Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке.  Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.

                  Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более совреме

                 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ на уроке

                  Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь преподавателю в его работе.

Интерактивная доска - это новое оборудование, которое успешно используется для проведения презентаций или коллективной работы и позволяет использовать все возможности ПК в режиме реального времени. Это гибкий и удобный инструмент для записи, отображения и анализа информации любого формата, позволяющий лектору объединить два инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

             Как работает интерактивная доска?

Сенсорный экран подсоединен к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска потрясающе легка в управлении. Достаточно только прикоснуться к ее поверхности, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных. Запись на доске ведется специальным пером или пальцем. Сенсорные устройства "улавливают" прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

                Преимущества использования:

• экономит время

• повышает успеваемость

• поддерживает различные стили обучения

• совместима с программами для всех лет обучения

               Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними.

               Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом, получая возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - показывать слайды, видео, выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока в компьютере для дальнейшего просмотра, анализа, использования и редактирования, в том числе и в виде видеозаписи, для печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

                 Интерактивные доски не только побуждают детей к активной работе, но и помогают учителю донести материал до каждого ученика в классе, делают занятия увлекательными, динамичным, развивают мотивацию, предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких уникальных возможностей для работы, творчества и развития. Преподавателю не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Применение в учебном процессе интерактивных досок стимулирует и профессиональный рост педагогов.

              Интерактивная доска экономит время и на подготовку урока и упрощает проверку усвоенного материала. Время урока посвящается изучению новой темы, а не чтению длинных лекций, которые ученики должны записывать слово в слово. Сохраненный материал прошедшего занятия всегда будет доступен для тех, кто отсутствовал. Она может использоваться не только на уроках, но и на учительских собраниях, чтобы решить проблемы по улучшению работы в школе, а также для обмена идеями и ресурсами между преподавателями. Приобретая интерактивную доску, любое учебное заведение делает вложение в технологию, ценность которой со временем возрастает.

           Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но следует заметить, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

           Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

           Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

·                     Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

·                     Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование.

·                     Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

·                     После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

                      Таким образом, использование мультимедийных технологий вызывает у учащихся интерес, развивает восприятие, внимание, память, мышление, в том числе и логическое, повышается уровень знаний учащихся по предмету и их социально адаптивные возможности.

Список литературы.

1. Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 1983.

2. Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 1989. №3. – с. 87-91

3. Душина И.В. Методика преподавания географии,- М.: Московский лицей, 1986.

4. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2003.

5. Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе,- М.: Просвещение, 1993.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание 1993.

7. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69

8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Использование мультимедийных проектов на уроках литературы

Публикация содержит материал об использовании технологии проектного обучения на уроках литературы....

Использование мультимедийных средств на уроках географии

Описывается возможности использования электронных учебников на уроках географии...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии

Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информаци...

"Использование мультимедийной презентации на уроках географии"

Нельзя более мириться со школой, которая от­стала от своего времени на сто лет с ее пустословиием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными рабо­тами, зубрежками и оттарабан...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ

Методические рекомендации на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НАУРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ"...