Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Рабочая программа к учебнику Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. ”География материков и океанов. 7 класс”, М., ”Дрофа”, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya__progr_7_kl.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Усть-Бюрская СОШ»

Утверждено                                    Согласовано                         Рассмотрено на

директором                                     зам.директора                      заседании МО

МОУ «Усть-Бюрская СОШ»        по УВР

«____»__________2011 г.                         «____»__________2011 г       «____»_________2011 г.

______________________                    ____________________            ___________________

Рабочая программа педагога

Метелкиной З.З.                        

  первой квалификационной категории

по географии

7  класс

2011-2012 учебный год

Рабочая программа

школьного курса географии

«Страны. Материки. Океаны"

7 класс

Пояснительная записка.

 Курс «География материков и океанов» - это второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связаны его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

В ходе изучения курса формируются, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных  типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной, др.

Курс материков и океанов содержит в себе географические характеристики различных территорий мира и основные сведения  о терминах и понятиях, используемых прежде всего в физической географии.

Основной блок «Материки и океаны» рассчитан на 51 час. В свою очередь, его предваряют разделы, посвященные историческому материалу, картам материков и океанов и общей характеристике природы Земли.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Основная цель курса:

Раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.

 Задачи:

  1. Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
  2. создание у учащихся целостного представления о Земле;
  3. раскрытие разнообразия природы и населения нашей планеты;
  4. воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
  5. продолжить формирование умения работать с картами и другими источниками географической информации.

Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

  1. В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
  2. При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;
  3. Пери работе с различными источниками географического содержания;
  4. В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Формы учебных занятий:

  1. Игры: на конкурсной основе, ролевые;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Практические работы;
  5. Семинары;
  6. Дискуссии;
  7. Круглые столы;
  8. Проектные работы

 Виды деятельности учащихся:

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Мини – сочинения;
  4. Работа с источниками;
  5. Доклады;
  6. Защита презентаций;
  7. Рефлексия.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования по географии.

5.     Программа по географии для основной школы Душиной И.В

6.     Закон Российской Федерации «Об образовании».

Содержание курса

Введение (1 час).

         Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Раздел I. Географическая карта – величайшее творение человечества (1час).

         Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

         Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

Раздел II. Как открывали мир (2 часа).

         «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

         Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

         Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

         Практическая работа: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).

Раздел III. Земля – уникальная планета (10 часов).

         Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.

         Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

         Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. природные катастрофы, происходящие в литосфере.

         Практическая работа: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.

         Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан.

         Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

         Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

         Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

         Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4. Биосфера.

         Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, животных и человека. Значение связей живого и неживого вещества.

Тема 5. Географическая оболочка.

         Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

         Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 6. Земля – планета людей.

         Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

         Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

         Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел IV. Материки и океаны (51 час).

Тема 1. Океаны.

         Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

         Практическая работа. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов.

Тема 2. Африка.

         Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.

         Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

         Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

         Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, ДР Конго), Восточная Африка ( Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов: влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы, религия.

         Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

         Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

         Практические работы:

  1. Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка.
  2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых.
  3. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.
  4. Определение причин разнообразия природных зон Африки.
  5. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 3. Австралия и Океания.

         Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

         Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

         Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

         Практические работы:

  1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
  2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

         Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 4. Южная Америка.

         Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

         Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

         Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

         Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андийскую область.

         Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

         Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

         Практические работы:

  1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.
  2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
  3. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 5. Полярные области Земли.

         Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.

         Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

         Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

         Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 6. Северная Америка.

         Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

         Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

         Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

         Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

         Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

         Практические работы:

  1. Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
  2. Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Тема 7. Евразия.

         Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

         Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых, климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

         Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

         Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

         Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

         Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. культурные растения и домашние животные.

         Крупные города, их географическое положение.

         Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

         Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

         Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

         Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и другие). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

         Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

         Восточная Азия. Китай. Япония.

         Южная Азия. Индия.

         Юго-Восточная Азия. Индонезия.

         Практические работы:

  1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
  2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
  3. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.
  4. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
  5. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.

Раздел V. Земля – наш дом. (3 часа)

         Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

         Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

         Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

         Практическая работа. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

 Учебно – методические материалы по дисциплине:

7 класс

1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. ”География материков и океанов. 7 класс”, М., ”Дрофа”, 2010;

2. Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000;

3. Никитина Н.А. Поурочные планы по географии 7 класс. М., ”Вако”, 2006.

4. ”Атлас по географии. 7 класс”, М., ”Роскартография”, 2010;

5. ”Контурные карты по географии. 7 класс”, любое издание.  

Планируемые результаты обучения.

Оценивать и прогнозировать (формировать гипотезы, предвидеть): по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках - оценивать природные условия   и природные богатства   как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах (особенности рельефа в связи с историей его формирования, размещение месторождений полезных ископаемых, движение воздушных масс, системы течений в океане и т. д.); особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран; различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникших как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных стран; особенности духовной и материальной культуры, традиционных видов хозяйственной деятельности народов мира; основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; применять в процессе учебного познания понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, географическое положение материка, режим реки, природный комплекс, географическая оболочка, зональность, высотная поясность.

Описывать: основные источники географической информации; географическое положение объектов (по карте); существующие в природе круговороты веществ и энергии (по схемам); компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран; объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ; особенности материальной и духовной культуры крупных народов континентов.

Определять (измерять): географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.); вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать: важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран; типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории; факторы формирования климата, областей действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира; основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупнейшие города; ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности; природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод Океана и суши.


                                           Тематическое планирование уроков географии в 7 классе.

(68 ч., 2 ч. в неделю)

 

№ УР

Дата план/ факт

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Практические работы

Региональный компонент

Форма контроля

Оборудование

компетентности

Домашнее задание

Введение 1 ч.

1

Что изучает география материков и океанов

Лекция

Мировой океан, материк, часть света, остров, архипелаг, Старый Свет, Новый Свет

Пр. р. 1. тр. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации

Глобус, физическая карта мира, картины

Требования к работе в тетради, к/карте, с учебником

§1, сообщения

Раздел I. Как открывали мир. 2 ч.

2

«Открытие» Земли

Беседа

Сообщения учащихся

Глобус, физическая карта мира, картины

Умение работать со справочным материалом и доп. литератур.

§2, сообщения

3

Важнейшие кругосветные экспедиции

Беседа

Сообщения учащихся

Глобус, физическая карта мира, картины

Умение работать со справочным материалом и доп. литератур.

к/к

Раздел II. Географическая карта - величайшее творение человечества. 1 ч.

4

Карты материков и океанов

Практикум

Географическая карта, план местности, масштаб

Пр. р. 2. ит. Определение по картам и глобусу расстояний между точками

Практическая работа

Глобус, различные карты

Умения работать с тематическими картами и схемами

§3

Раздел III. Земля - уникальная планета.

10 ч.

Тема 1. Рельеф земной поверхности 2 ч.

5

Происхождение материков и океанов

Комбинир.

Литосфера, земная кора, горные породы, минералы, гипотеза, гипотеза, дрейф материков, литосферные плиты, платформа, сейсмический пояс

Пр. р. 3 тр. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и

океанов через

миллионы лет.

Фронтальный опрос, работа с картой

Физическая карта мира, карта «Строение земной коры», таблицы

Умения работать с тематическими картами и схемами

§4

6

Рельеф Земли

Комбинированный

Рельеф, внутренние и

внешние

рельефообразующие

процессы, выветривание,

горы и равнины

Выявление

зависимости

между строен.

земной коры и

формами рельеф

на примере

Хакасии

Фронтальный опрос, работа с картой

Физическая карта

мира, карта

«Строение земной

коры», картины,

таблицы

Умение

сравнивать

§5

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли 2 ч.

7

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температур и осадков на Земле

Комбинированный

Атмосферное давление,

атмосфера, пояса

освещенности, тепловые

пояса, изотерма

Определение

положения своей

местности в

тепловом поясе

Фронтальный опрос, работа с картой

Климатическая

карта мира,

теллурий

Умение выделять

главное, умение

работать с тема –тической  картой,

составление

определения

понятия

§6,7

8

Климатичес-

кие

пояса Земли.

Комбинированный

Климатический пояс,

климат, воздушная

масса, атмосферная

циркуляция, пассаты,

ветер

Пр.р. 4 тв. Объяснение приспособления человека к     особенностям того или

иного климата

Самостоят. работа

Глобус, теллурий,

климатическая

карта мира

Умение работать с тематическими

картами схемами

рисунками

учебника

§8

Тема 3. Гидросфера. 3 ч.

9

Воды Мирового

океана

Лекция

Круговороты воды в

природе, водные массы,

соленость

Глобус, Физичес- кая карта мира, карта океанов

Умение делать

выводы

§9

10

Система

поверхност ных течений в

океане

Комбинированный

Океанические течения

Фронтальный опрос, работа с картой

Глобус,

физическая карта

мира, карта

океанов

Умение работать с тематическими и контурными

картами

§10

11

Жизнь в Миро вом океане

Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей

Обобщения

знаний

Планктон, нектон,

бентос, морская

экосистема

Пр. р. 5 тр.

Изображения на к/к шельфа океанов

(по выбору)

Фронтальный опрос, работа с картой и к/к

Географические

картины, карта

океанов

Умение работать с

географическими

картинами

§11,12

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка 2 ч.

12

Строение и свойства географической оболочки. Биосфера.

Лекция

Биосфера, географическая оболочка

Физическая карта мира, картины

Умение анализировать

§13

13

Природные комплексы суши и океанов

Комбинированный

ландшафт, широтная зональность, высотная поясность

Пр. р. 6. тр. Анализ схем круговоротов веществ и энергии

Фронтальный опрос, работа с картой

Карта  «Природные зоны мира», картины

Умение сравнивать

§14,15

Тема 5. Земля - планета людей. 1 ч.

14

Освоение Земли человеком. Страны мира.

Комбинирова нный

Плотность населения

Пр. р. 7. тв. Обозначение на к/к ареалов высокой плотности  населения

Самостоят. работа

Политическая карта мира, картины

Умение выделять главное, умение анализировать карты атласа

§16

Раздел IY. Материки и океаны 51 ч.

Тема 1. Океаны. 4 ч.

15

Тихий океан

Лекция

Срединно-океанический хребет, желоб, глубинная поясность. Тихоокеанское сейсмическое кольцо, коралловые рифы, атолл

Карта океанов

Умение слушать лекцию и работать со схемами учебника

§17

16

Индийский океан

Практикум

Муссоны

Самостоят. работа

Карта океанов, картины

Умение систематизировать

§18

17

Атлантический океан

Практикум

Самостоят. работа

Карта океанов

Умение систематизировать

§19

18

Северный Ледовитый океан

Комбинир.

Торосы, береговой припай, айсберг

Самостоят. работа

Физическая карта Арктики, портреты путешественников, картины

Умение сравнивать

§20

Тема 2. Африка. 8 ч.

19

Географичес кое

положение.

История

исследования

материка

Лекция с элементами практической работы

Географическое положение материка

Пр. раб. ит.8. Определение географических координат крайних точек Африки

Пратическ. работа

Глобус, карта полушарий, физическая карта Африки, портреты путешественник.

Умение определять географические координаты и протяженность материка

§24

20

Рельеф и

полезные

ископаемые.

Комбинированный

Рельеф, платформа,

нагорье, грабен, горст,

разлом

Пр. р.9.ит. Обозначение на  к/к основных форм рельефа и месторож- дений полезных ископаемых

Пратическ. работа

Физическая карта

Африки

Умение

анализировать

§25

21

Климат.

Внутренние

воды

Комбинированный

Пассаты, климатические

пояса, река, озеро, режим

реки, внутренний сток,

водопад, транзитная река

Пр. р. 10 ит.

Оценка климатичес- ких  условий жизни

одного из африкаанс- ких народов на основе

сопоставления

ареала...

Пратическ. работа

Климатическая

карта Африки

Умение делать

выводы, анализ

климатической

карты, чтение

климатических

диаграмм

§26,27

22

Природные

ландшафты

Практикум

саванна, пустыня, самум,

оазис

Пр. р. 11 тв.

Определение

причин

разнообразия

природных зон

материка

Самостоят. работа

Карты:  природных зон, Климати ческая, почвенная,

зоогеографическая, картины,

видеофрагм

Умение

сравнивать,

анализировать

текст учебника

§28,29

23

Население и

политическая

карта

Комбинированный

Колония, суверенное

государство

Фронтальный опрос, работа с картой

Умение выделять

главное

§30

24

Страны

Северной и

Западной

Африки

Комбинированный

Фронтальный опрос, работа с картой

Карта народов,

политическая,

картины, видео фрагмент, худож.

литература

Умение делать

сообщение

§31,32

25

Страны Восточной и Южной Африки

Практикум

Пр. р. 12 ит. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран.

Пратическ. работа

Карта народов, политическая, картины, видео -фрагмент, худ. литература

Умение делать сообщение

§33,34

26

Обобщающий урок по теме «Африка»

Зачет

Тестирование, вопросы ЕГЭ

Умение обобщать и систематизировать материал по темам

Тема 3. Австралия и Океания. 5 ч.

27

Географическое положение. История открытия и исследования материка. Рельеф.

Лекция с элементами практической работы

Пр. р. 13. ит . Сравнение географического положения Австралии и Африки

Пратическ. работа

Глобус, карта полушарий, физическая карта Австралии

Умение сравнивать

§35

28

Климат и внутренние воды

Комбинированный

Крик, артезианские

воды

Самостоят работа

Физическая карта Австралии, картины, климат. карта мира

Умение систематизировать знания в виде таблицы

§36

29

Своеобразие растительного и животного мира

Практикум

солончаки, эндемики, скреб

Самостоят работа

Физическая карта Австралии, картины, видеофрагмент

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, пользоваться дополнительной литературой

§37

30

Население. Австралийский Союз

Комбинирова нный

Абориген, урбанизированная страна

Пр. р. 14. тр. Обоснование причин современного распространения коренного населения на основе сравнения природных условий и хоз-й деят-ти насел.

Работа с картой

Видеофрагмент, книги, картины, политическая карта мира, физическая карта Австралии

Умение выделять главное, сравнивать использовать знания  в нестандартных ситуациях

§38

31

Океания.

Практикум,

зачет

Остров, архипелаг, атолл

Работа с картой, тестирование

Физическая карта

мира, картины,

журналы

Умение делать

выписки из газет и журналов

§39

Тема 4. Южная Америка. 7ч.

32

Географическое

положение.

История

открытия и

исследования

Лекция с

элементами

практической

работы

Новый Свет

Пр. р. 15. ит.

Определение

сходства и

различий

географического

положения

Африки и Южной

Америки

Работа с картой, практическая работа

Карта полушарий,

физическая карта

Южной Америки,

картины, книги.

Портреты

путешественников

Умение

сравнивать, делать

выводы

§40

33

Особенности

природы.

Рельеф и

полезные

ископаемые

Комбинированный

Тихоокеанское

вулканическое кольцо,

лавовое плато,

плоскогорье, осадочный

чехол, щит,

сейсмический пояс

Самостоят работа

Физическая карта

Южной Америки,

карта строения

земной коры,

картины, образцы

полезных ископ.

Умение

систематизировать

и анализировать

орографическую

схему

§41

34

Климат и

внутренние

воды

Комбинированный

Мокрый угол

Пр. р. 16. ит.

Описание

крупных речных

систем Южной

Америки и Африки.

Практическая работа

Физическая и

климатическая

карты Южной

Америки, картины

Умение работать с климатическ.

диаграммами,

анализировать

карты атласа

§42,43

35

Природные

зоны.

Комбинированный

Сельва, пампа, гаучо

Фронтальный опрос

Физическая и

политическая

карты Южной

Америки, картины

Умение

проектировать на основе анализа

тематических карт атласа

§44

36

Население и

политическая

карта

Комбинированный

Древняя цивилизация,

индейцы, метисы,

мулаты, самбо

Индивид. опрос

Политическая

карта мира, карта

народов, картины

Умение выделять

главное, умение

анализировать

карты атласа

§45

37

Равнинный

Восток. Бразилия. Аргентина

Пр. р. 17. тр.

Изучение по картам ареалов и центров наибольшего и наи - меньшего антропоген ного воздействия на природу

Самостоят. работа

§46

38

Горный Запад. Чили. Перу.

Практикум

Фронтальн опрос

Тематические карты, картины

Умение делать выводы, выделять главное, использо вать дополнител. литературу

§47

Тема 5. Полярная область Земли. 3 ч.

39

Антарктида.

Лекция

тестирование

Глобус, физическая карта Антарктики, портреты мореплавателей и путешественников

Умение записыват тезисы, проектиро вать на основе анализа нескольких источников информации

§48

40

Природа материка

Комбинирование

Стоковые ветры, антарктический оазис, ледяной барьер

Пр. р. 19 тв. Сравнение природы Арктики и Антарктики. Защита проектов практ. испол.

Самостоят работа

Тематические карты, картины

Умение сравнивать, делать выводы

§49

41

Обобщающий урок «Южные материки»

Зачет

тестирование

Умение обобщать и систематизир. материал по темам

Тема 6. Северная Америка. 7 ч.

42

Географическое положение. История открытия и исследования

Комбинированный

Викинги

Глобус, карта полушарий, физическая карта Север. Америки, портреты путешественников

Умение определять географическое положение

§51

43

Рельеф и полезные ископаемые

Комбинированный

Фронтальный опрос

Работа с картой

Физическая карта Северной Америки, карта строения земной коры

Умение систематизировать и анализировать орографическую схему

§52

44

Климат и внутренние воды

Комбинированный

Смерч, торнадо, каньон, карст

Пр. р. 20. тр. Сравнение климата отдельных частей материка, расположен ных в одном климатическом поясе

Самостоят работа

Физическая и климатическая карты материка

Умение сравнивать, делать выводы

§53,54

45

Географичес кая зональность материка

Практикум

прерии

Практич работа

Физическая, климатическая и природных зон Северной Америки карты, картины

Умение работать с текстом учебника, выделять  главное, пользоваться допол. литературой

§55

46

Население и политическая карта.

Лекция

Эскимосы, иглу, каяк

Политическая карта мира, физическая карта Север. Америки, картины

Умение слушать лекцию, выделять тезисы

§56

47

Канада и США

Практикум

Мегалополис, иммигранты, технопарк

Пр. р. 21. тв. Составление проекта возможного путешест вия по странам континента с обоснов анием его целей

Самостоят работа

Политическая карта мира, физическая карта Северной Америки, картины

Умение работать с текстом учебника, составлять проекты на основе анализа различных источников инфор.

§57,58

48

Обобщающий урок по теме «Северная Америка»

Зачет

тестирование

Умение обобщать и систематизир. материал по темам

Тема 7. Евразия. 17 ч.

49

Географическое положение. Краткие сведения из истории исследования

Комбинированный

Часть Света

Исследователи Хакасии

Фронтальный опрос

Карта полушарий, физическая карта Евразии

Умение выделять главное

§59

50

Рельеф и геологическое строение

Комбинированный

Рельеф Хакасии

Работа с картой

Физическая карта Евразии, картины, карта «Строение земной коры»

Умение систематизировать и составлять орографическую схему

§60

51

Основные формы рельефа. Полезные ископаемые

Комбинированный

Работа с картой

Физическая карта Евразии, картины, карта «Строение земной коры»

Умение систематизировать и составлять орографическую схему

§61

52

Климат.

Комбинированный

континентальность

Пр. р. 22. ит. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата

Климат Хакасии

Практическая работа

Физическая и климатическая карты Евразии

Умение работать с климатическими диаграммами

§62

53

Внутренние воды Евразии

Комбинированный

Реки и озера Хакасии

Самостоят работа

Физическая и

климатическая карты Евразии

Умение работать с текстом учебника выделять главное, пользоваться дополнительной литературой

§63

54

Природные зоны

Лекция

Физическая, климатическая и природных зон Евразии карты, картины

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, пользоваться дополнительной литературой

§64

55

Природные

зоны

Практикум

Пр. р. 23. тр.

Сравнение

природных зон по 40 параллели в Евразии и

Северной Америке

Фронтальный опрос

Физическая,

климатическая и

природных зон

Евразии карты,

картины

Умение работать

с текстом чебника

выделять главное,

пользоваться доп.

литературой

§65

56

Население и

политическая

карта

Лекция

Раса, языковая группа,

языковая семья,

эмиграция и иммиграция

Хакасы

Политическая

карта Евразии,

карта «Народы

мира»

Умение слушать

лекцию, выделять

тезисы

§66

57

Страны

Северной

Европы

Комбинированный

Фьорды, шхеры,

орографический пояс

Самостоят работа

Политическая

карта мира,

физическая карта

Европы

Умение работать с  орографиче скими схемами и

картинами

§67

58

Страны

Западной

Европы

Комбинированный

Самостоят работа

Политическая карта мира,

физическая картаЕвропы

Умение

сравнивать, делать

выводы

§68

59

Франция и

Германия

Практикум

Менталитет

Пр. р. 26. тр. Составление простей ших картосхем

размещения

культурно-историчес ких центров

Практич. работа

Политическая карта мира,

физическая карта

Европы

Умение система тизировать и

классифицировать

§69,70

60

Страны

Восточной

Европы

Комбинированный

Индивид. беседа

Политическая карта мира,

физическая карта Европы

Умение

сравнивать, делать

выводы

§71

61

Страны Южной

Европы

Комбинированный

Пр. р. 24. тв.

Составление«каталога» стран Европы,

группировка их по различным признакам

Фронтальный опрос

Политическая карта мира,

физическая карта

Европы

Умение

сравнивать, делать

выводы

§72

62

Страны Юго-Западной Азии

Комбинированный

Фронтальный опрос

Политическая карта мира, физическая карта Евразии

Умение систем.  и анализировать орографическую схему

§73

63

Страны Центральной Азии

Комбинированный

Фронтальный опрос

Политическая карта мира, физическая карта Евразии

Умение делать выводы, выделять главное,  использовать дополнительную литературу

§74


64

Страны Восточной Азии

Семинар

Лёсс

Фронтальный опрос

Политическая карта мира, физическая карта Евразии

Умение делать выводы, выделять главное, использовать дополнительную литературу

§75,76

65

Индия. Индонезия.

Практикум

Муссон

Пр. р. 25. ит. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран.

Практическая работа

Политическая карта мира, физическая карта Евразии

Умение делать выводы, выделять главное, использовать дополнительную литературу

§77,78

Раздел Y. Земля - наш дом. 3 ч.

66

Свойства географической оболочки

Комбинированный

Географическая оболочка, ноосфера

Сезонные и суточные ритмы в природе своей местности

Физическая карта мира, схемы круговоротов

Умение сравнивать

§79

67

Взаимодействие природы и общества

Практикум

Пр. р. 27 тр. Выявление компонентов природных комплексов на местности

Самостоятельная работа

Планшет, компас

Умение наблюдать, делать выводы, составлять план местности

§80,81

68

Итоговый урок по курсу

зачет

тест

Умение

сравнивать, делать

выводы

Практических работ – 27, из них итоговых – 10, тренировочных – 10, творческих – 7.

Итоговых уроков – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...