Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Рабочая программа к учебнику Дронов В.П, Баринова И.И,  Ром В.Я., ЛобжанидзеА.А.  География России. Природа. Население.  Хозяйство. 8 класс.- М.: Дрофа2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_8_rom_dronov.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Усть-Бюрская СОШ»

Утверждено                                    Согласовано                         Рассмотрено на

директором                                     зам.директора                      заседании МО

МОУ «Усть-Бюрская СОШ»        по УВР

«____»__________2011 г.                         «____»__________2011 г       «____»_________2011 г.

______________________                    ____________________            ___________________

Рабочая программа педагога

Метелкиной З.З.                        

  первой квалификационной категории

по географии

8  класс

2011-2012 учебный год

Рабочая программа

школьного курса географии

"География природы России"

 8 класс

 

Пояснительная записка.

       Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов».

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии. 

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География природы России» изучается в 8 классе, и на изучение курса отводится  2 часа в неделю.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)

Цель: Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи:

        Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы;

        Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

        Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

        Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

        Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

        Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

 Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

  1. В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
  2. При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;
  3. Пери работе с различными источниками географического содержания;
  4. В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Формы учебных занятий:

  1. Игры: на конкурсной основе, ролевые;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Практические работы;
  5. Семинары;
  6. Дискуссии;
  7. Круглые столы;
  8. Проектные работы

 Виды деятельности учащихся:

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Мини – сочинения;
  4. Работа с источниками;
  5. Доклады;
  6. Защита презентаций;
  7. Рефлексия.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования по географии.

5.     Программа по географии для основной школы Душиной И.В

6.     Закон Российской Федерации «Об образовании».

 

          Содержание курса

Введение (1час)

         Что изучает география России. Источники географических знаний.

Пространства России (6 часов)

         Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

         Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

         Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

         Этапы и методы географического изучения терри тории России.

         Практические работы:

  1. На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины 
  2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов (21 час)

Тема 1: Рельеф и недра России (5 часов)

         Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ ки земной коры. Основные этапы геологической исто рии формирования земной коры на территории стра ны. Основные тектонические структуры.

         Рельеф России: основные формы, их связь со стро ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и  вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера.  Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

         Проявление закономерностей формирования релье фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

         Практические  работы. 

  1. Объяснение зависимости распо ложения крупных форм рельефа и месторождений полез ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  2. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Влияние рельефа на жизнь людей.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы (5 часов)

         Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли мата.

         Типы  климатов  России.   Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

         Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

         Практические работы:

  1. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 
  2. характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей 
  3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для одного из пунктов. Составление прогноза погоды
  4. Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

         Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

         Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

         Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

         Практические работы:

  1. Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования 
  2. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона 
  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

         Почва — особый компонент природы. В. В. Доку чаев — основоположник почвоведения. Почва — на циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

         Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из менение почв в процессе их хозяйственного использо вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

         Особенности почв своего региона и своей местнос ти.

         Практическая работа. Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

Тема 5: Растительный и животный мир (4 часа)       

  Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Раздел 2. Природные комплексы России (25 часов)

Тема 6: Природное районирование (7 часов)

         Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

         Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

         Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер ритории. Памятники всемирного природного наследия.

         Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

         Практическая работа. Выявление зависимости  между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Тема 7: Природа регионов России (18 часов)

Русская (Восточно-Европейская равнина. Географическое положение и особенности природы. Природные комплексы Русской равнины. Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Кавказ – самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал – «каменный пояс» земли Русской. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Природные ресурсы Западной Сибири. И условия их освоения. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Раздел 3: Человек и природа (7 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Экологическая ситуация в России.

         Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России.

Учебно – методические материалы по дисциплине:

8  класс

1. Дронов В.П, Баринова И.И,  Ром В.Я., ЛобжанидзеА.А.  География России. Природа. Население.  Хозяйство. 8 класс.- М.: Дрофа2009.Кн.1

2.  Атлас ”География России. 8 – 9 классы”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2007.

3. Контурные карты ”География России. 8-9 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2007.

4. Евдокимов В.И. Тесты по географии. М: «Экзамен», 2010г.

        

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               


Тематическое планирование 8 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

план / факт

Тема урока

Вид урока

Основные понятия

ОУУН и ЗУН

Региональный компонент

Формы контроля

Практические работы

Оборудова ние

Домаш нее задание

Введение (1 час)

1

Что изучает физическая география России

Изучение нового материала

Физическая география, социально-экономическая география, картография, районирование

фронтальный

Физическая карта России

С. 3 - 5

Пространства России (6 часов)

2

Географическое положение России

Практикум

Государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, анклав

Уметь:

показывать и назы вать факторы, опре деляющие географ ическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; пока зывать границы России и погранич ные страны, оцени вать значение гра ниц для связей с другими странами; определять разни цу во времени по карте часовых поя сов, приводить примеры воздейст вия разницы во вре мени на жизнь на селения; показыва ть на карте субъек ты РФ; обосновы вать необходи мость  географиче  ских знаний на современном этапе

Координаты крайних точек РХ

Практическая работа

Пр.  раб 1.ит

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины

Физическая карта России

§1

3

Моря, омывающие территорию России

практикум

Внутренние моря, окраинные моря, Северный морской путь

Физическая карта России

§ 2, сообщения

4

Как осваивали и изучали территорию России

Семинар

Сообщения учащихся

Физическая карта России

§4

5

Россия на карте часовых поясов

Изучение нового материала

Часовые поя са, поясное время, линия перемены дат,

декретное вре мя, летнее и зимнее время, московское время

Место Хакасии на карте часовых

поясов

Решение задач на поясное время

Карта часовых поясов

§3

6

Практическая работа

Практикум

Пр.  раб 2.ит Решение задач на определение поясного врем.

Карта часовых поясов

§3

7

Итоговый урок по теме

Обобщающий

Тестирование

Физическая карта России

Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов (21 час)

Рельеф и недра России (5 часов)

8

Особенности рельефа России

Изучение нового материала

литосферная плита, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчато-глыбовые горы, тектоническая, геологическая карты

Уметь:

читать тектоничес кую, геологичес кую карты, геохро нологическую таб лицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопостав ления карт; показы вать на карте осно вные формы релье фа, выявлять осо бенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей;

-приводить приме ры изменений в рельефе под влия нием различных факторов;  показы вать на карте и называть районы интенсивных текто нических движе ний;  называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяс нять влияние релье фа на природу и жизнь людей; Пок зывать месторожде ния полезных иско паемых  приводить примеры исполь зования полезных ископаемых, влия ние разработки месторождений на природную среду

Рельеф Хакасии

Тестовая самостоятель

ная работа

Физическая карта России

§ 5

9

Геологическое строение территории России

Изучение нового материала

Абсолютный возраст горных пород, относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период

Работа  с контурной картой

Пр.  раб 3.ит 

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

Физическая карта России, Тектоническая карта России

§6

10

Минеральные ресурсы России

Практикум

Месторождение, каменноугольный бассейн, открытая разработка, подземный способ добычи, рекультивация, террикон

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых Хакасии

Составление картосхемы

Пр.  раб 4.тр.

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности.

Влияние рельефа на жизнь людей.

Физическая карта России

§7

11

Развитие форм рельефа.

практикум

Неотектонические движения, внешние силы, морена, карсто вые и эоловые процессы, эро зионная дея тельность теку чих вод, цунами.

Физическая карта России

§ 8

12

Итоговый урок по теме

зачет

Тестирование

Физическая карта России

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

13

От чего зависит климат нашей страны

Изучение нового материала

Солнечная радиа ция подстилаю щая поверхность  тепловое излучение земли

Знать:

закономерности распределения сум марной солнечной радиации

Уметь:

приводить приме ры влияния клима та на жизнь людей, сравнивать Россию с другими страна ми по получаемо му количеству тепла, давать оцен ку климатических особенностей Рос сии; приводить примеры измене ния погоды под влиянием цикло нов, антицикло нов, атмосферных фронтов; объясня ть влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных вет ров на климат тер ритории; определя ть по картам темпе ратуры воздуха, количество осад ков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать пояса и области, давать краткое описание типов погоды;дава ть оценку клима тических условий для обеспечения жизни людей.

Самостоятельная работа

Климатическая карта России

§ 9

14

От чего зависит климат нашей страны

Практикум

Области постоян ного давления, область перемен ного давления, западный пере нос воздушных масс, атмосфер ный фронт, цик лон, антициклон

Фронтальный опрос

Пр.  раб 5 ит. 

Определение по климатической карте суммар ной радиации , коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.

Климатическая карта России

§ 9

15

Типы климатов России

Исследование

Климатический пояс, тип климата, климатические области

Климат Хакасии

Самостоятельная работа

Пр.  раб 6 тр.

 характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей

Климатическая карта России

§ 10

16

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

Практикум

Комфортность климата, агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения

Индивидуальный опрос

Пр.  раб 7 ит.

Определение по синопти ческой карте особенностей погоды для одного из пунк тов. Составле ние прогноза погоды

Климатическая карта России

§ 11

17

Обобщающий урок по теме

Деловая игра

Тестирование

Пр.  раб 8 ит.

Оценка клима тических показателей одного из регионов стра ны для характе ристики услов ий жизни и дея тельности населения

Климатическая карта России

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Изучение нового материала

Область внутрен него стока, реч ная система, рус ло, речная доли на, пойма, аллю вий, эрозия, тер раса, эстуарий, дельта, падение и уклон реки, расход воды в реке, годовой сток, твердый сток.

Уметь:

Показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;

Давать характеристику рек и крупных озер страны и области;

Объяснять значение каналов и водохранилищ

Реки Хакасии (Абакан, Чулым, Енисей)

Работа с картами

Пр.  раб 9 ит.

Характеристика реки с точки зрения хозяйст венного ее использования

Физическая карта России

§ 12

19

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Практикум

тектонические, ледниковые, кар стовые, старицы термокарстовые, сточные и бесто чные озера, грун товые и артези анские воды,

многолетняя мерзлота

Озера Хакасии, их лечебные свойства

Самостоятельная работа

Пр.  раб 10 тр.

Сравнительная оценка обеспече нности водны ми ресурсами своей области и любого региона

Физическая карта России

§ 13

20

Водные ресурсы. Охрана вод

Практикум

Водные ресурсы, водохранилища, регулирование стока, единая глубоководная система

Практическая работа

Пр.  раб 11 тр.

Оценка обеспе ченности водн ыми ресурсами крупных регио нов России

Физическая карта России

§ 14

21

Обобщающий урок по теме

Исследование

Зачет

Физическая карта России

Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

22

Образование почв и их разнообразие

Изучение нового материала

земельный фонд, плодородие, перегной, гумус, факторы почвоо бразования, поч венный горизо нт, почвенный профиль, матери нская порода

Уметь: 

объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственный угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель;

называть факторы почвообразования;

свойства основных типов почв;

давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения.

Фронтальный опрос

Почвенная карта России

§ 15

23

Закономерности распространения почв

Практикум

Зональное размещение почв, типы почв

Почвы Хакасии

Проверочная работа

Пр.  раб 12 тр.

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

Почвенная карта России

§ 16

24

Почвенные ресурсы

Обобщающий

Примитивная, экстенсивная, интенсивная системы земле делия, мелиора ция земель, рекультивация

Мелиорация в РХ, земельные угодья

Зачет

Почвенная карта России

§ 17

Растительный и животный мир (4 часа)

25

Растительный и животный мир России

Изучение нового материала

Природные зоны

Знать:

ресурсы леса

Уметь:

Приводить приме ры использования человеком безлес ных пространств;

Объяснять причи ны изменения лугов, степей, тундры под влия нием человека;

Значение живот ного мира в жизни человека;прогнози ровать последств ия  уничтожения болот

Природные зоны Хакасии

Работа с картами атласа

Зоогеографическая карта

§ 18

26

Биологические ресурсы. Охрана  растительного и живот ного мира

Исследование

Заповедники, заказники, национальные парки

Охраняемые территории Хакасии

Сообщения

§ 19

27

Природно- ресурсный потенциал России.

Практикум

Природные условия, природные ресурсы

Самостоятельная работа

§ 20

28

Систематизация и обоб щение знан ий 1 раздела

зачет

Тестирование

Раздел 2. Природные комплексы России (25 часов)

Природное районирование (7 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Изучение нового материала

Ландшафтоведение, фация, ФГР, антропогенные ТПК

Уметь: 

описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;

объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Фронтальный опрос

Физическая карта России

§21

30

Моря как крупные ПК

Практикум

Вычерчивание схемы

Физическая карта России

§22

31

Природные зоны России.

Практикум

Природная зональность

Заполнение таблицы

Карта природных зон России

§23

32

Разнообразие лесов России

Практикум

Леса Хакасии

Работа с картами атласа, заполн. таблицы

Карта природных зон России

§24

33

Безлесные зоны на юге России

Практикум

Работа с картами атласа, заполн. таблицы

Карта природных зон России

§25

34

Высотная поясность.

Исследование

Высотная поясность

Практическая работа

Пр.  раб 13 ит.

 Выявление зависимости  между компонен тами природы на примере одной из природных зон

Карта природных зон России

§26

35

Обобщающее повторение

зачет

тестирование

Карта природных зон России

Природа регионов России (18 часов)

36

Русская (Восточно-Европейская равнина. Геог рафическое положение и особенности природы

Изучение нового материала

Уметь: 

определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;

объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;

зависимость характера  рельефа от  строения земной коры;

закономерности развития растительного и животного мира территории;

характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

Работа с контурными картами

Физическая карта европейской части России

§27, сообщения

37

Природные комплексы Русской равнины

Семинар

Карелия, Валдай

Сообщения учащихся

Физическая карта России

§ 28

38

Проблема рац ионального использования природных ресурсов Рус ской равнины

Изучение нового материала

КМА

Фронтальный опрос

Физическая карта России

§29

39

Кавказ – самые высокие горы России

Путешествие

Северный Кавказ, фён, бора

Индивидуальный опрос

Физическая карта  Кавказа

§30

40

Природные комплексы Северного Кавказа

Практикум

Фронтальный опрос

Физическая карта Кавказа

§31

41

Урал – «каменный пояс» земли Русской

Игра

Тестирование

Физическая карта Урала

§32

42

Своеобразие природы Урала

Практикум

Самостоятельная работа

Физическая карта Урала

§33, сообщения

43

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

Семинар

Кунгурская ледяная пещера,

Сообщения

Физическая карта Урала

§34

44

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

Изучение нового материала

Тестирование

Физическая карта Западной Сибири

§35

45

Природные ресурсы Западной Сибири. И условия их освоения

Практикум

Работа с контурными картами

Физическая карта Западной Сибири

§36

46

Восточная Сибирь: вели чие и сурово сть природы.

Практикум

Анализ карт атласа

Физическая карта Восточной Сибири

§37

47

Природные районы Восто чной Сибири

Практикум

«полюс холода», траппы, тарыны, отуряхи

Минусинская котловина

Заполнение таблицы

Физическая карта Восточной Сибири

§38

48

Жемчужина Сибири – Байкал

Путешествие

Эндемики, сарма, баргузин

Сообщения

Физическая карта Восточной Сибири

§39

49

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

Практикум

Заполнение таблицы

Физическая карта Восточной Сибири

§40

50

Дальний Восток – край контрастов.

Практикум

Составление прогнозов

Физическая карта Дальнего Востока

§41, сообщения

51

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

Семинар

Долина гейзеров

Тестовый контроль

Физическая карта Дальнего Востока

§42

52

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Исследование

Самостоятельная работа

Физическая карта Дальнего Востока

§43

53

Обобщение и систематизация знаний по теме

Игра

Зачет

Физическая карта России

Человек и природа (7 часов)

54

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Изучение нового материала

Экстремальные условия, стихийные явления

Знать: 

законы об охране природы

Уметь:

 объяснять значение природы в жизни и деятельности человека;

роль географической науки в рациональном природоиспользовании;

составлять географические прогнозы;

анализировать экологические карты России;

выполнять правила природоохранительного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Заполнение таблиц

§44, сообщения

55

Воздействие человека на природу

Семинар

Исчерпаемые, неисчерпаемые природные ресурсы

Вычерчивание схемы

§45

56

Рациональное природопользование

Практикум

Составление прогнозов

Пр.  раб 14 ит.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России

§46

57

Особо охраняемые территории

Путешествие

Работы с контурными картами и картами атласа

§47, сообщения

58

Экологическая ситуация в России

Семинар

Мониторинг

Тестовый контроль

§48

59

Обобщение и систематизация знаний по теме

Игра

Работы учащихся

Физическая карта России

60

Итоговый урок по курсу География природы России

Зачет

Контрольная работа

Физическая карта России

Всего 60 часов  

Практических работ – 14, из них обязательных – 9,

Резерв 8 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...