Интегрированный проект " Удивительный мир камня".
методическая разработка по географии (5,6,7,8,9 класс) по теме
Проект " Удивительный мир камня " для ребят и педагогов, увлечённых геологией. В проекте использованы материалы о геологических объектах Ленинградской области.Сочетание теоретических, практических и экскурсионных занятий даёт возможность учащимся успешно участвовать в ежегодном городском геологическом конкурсе, который проводит Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Предлагается презентация проекта с комментариями. Презентация в полном объёме размещена на сайте larmarlen.fo.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nou._udivitelnyy_mir_kamnya..doc | 49.5 КБ |
prezentaciya_proekta_udivitelnyy_mir_kamnya..ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Географическая секция НОУ.
Проект « Удивительный мир камня».
Цель проекта: Расширить и углубить представления об окружающем мире и той небольшой территории Земного шара, на которой мы живём.
Задачи:
- Сформировать устойчивый интерес к геологии.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Получить навыки выполнения учебно-исследовательских работ.
Участники проекта: учащиеся 5 – 9 классов, члены геологического кружка.
Руководитель проекта: Алентьева Марина Александровна – учитель географии.
Руководители секций: Суворова Елена Сергеевна – учитель химии.
Жирнова Лариса Григорьевна – учитель биологии.
Основные направления работы:
- Знакомство с историей возникновения Земли, её строением.
- Изучение геологических процессов.
3. Органический мир древних эпох.
4. Возникновение минералов, их свойства и применение в технике, строительстве и искусстве.
5. Определение минералов и горных пород.
6 .Изучение законов роста и внешнего облика природных и искусственных кристаллов.
Самостоятельно научиться выращивать кристаллы из растворов.
7. Образование месторождений полезных ископаемых и их практическое использование.
8. Вклад М.В. Ломоносова в минералогию и геологию.
Формы занятий:
- Теоретические и практические занятия в кабинете географии, химии, биологии (октябрь – апрель).
- Практические занятия на базе геологического клуба (Аничков дворец, январь).
3. Экскурсия в геологический музей. Посещение выставки « Мир камня».
4. Подготовка и участие в Городском геологическом конкурсе.
( Аничков дворец, октябрь – февраль).
5. Геологический практикум на природе:
Экскурсия в Саблинский заповедник (сентябрь, май).
Посещение Удельного лесопарка, побережья Финского залива в районе
Петродворца, Репино.
- Участие в конференции НОУ школы с творческим отчётом проекта (апрель).
Комментарии к презентации.
Слайд №19-23.
Жизнь нас окружает повсюду. В лесах растут деревья и обитают звери. В морях плавают рыбы и медузы, цветут кораллы и актинии. В небе летают насекомые и птицы. Даже если на улице взять каплю воды из лужи и положить её под микроскоп, то в ней можно увидеть множество крошечных живых существ. А что же было в древние времена, когда человека ещё не было? Как выглядели животные и растения, чьи останки мы находим сейчас в виде окаменелостей? Где они жили? Чем питались? Как они росли и размножались? На все эти вопросы отвечает наука палеонтология. За 200 лет учёные-палеонтологи нашли и изучили более 100 000 видов древних животных. Одно из ведущих мест среди ископаемых беспозвоночных занимают трилобиты. Трилобиты – вымершие палеозойские ракообразные животные. Они получили это название потому, что тела их разделены на три части двумя спинными бороздками, протягивающимися от переднего конца до заднего. Тело их было покрыто панцирем, а на головном щите находились глаза. Они ползали по морскому дну, зарываясь в ил. В России останки трилобитов впервые были найдены в начале XIX века под Санкт-Петербургом на реках Пулкова и Поповка. Река Поповка к югу от Павловска, между деревнями Пязелово и Попово, протекает в широтном направлении в довольно узкой долине. Местами её берега напоминают почти отвесные стены, сложенные палеозойскими горными породами. Вещественный состав палеозойских горных пород и наличие в них морской фауны позволили геологам восстановить географическую обстановку, сложившуюся на территории Ленинградской области в палеозойское время, то есть 300-550 миллионов лет назад. В начале кембрия здесь находилось прибрежное море. В девоне море сохранялось и окончательно полностью ушло только в каменноугольный период. Сейчас на территории России найдено более 1000 видов трилобитов. Трилобиты используются людьми в качестве сувениров. О трилобитах создан мультфильм и написано более 30 популярных книг.
Слайд №24-25.
Всего в 40 километрах от Санкт-Петербурга расположен легендарный Саблинский заповедник. В заповеднике располагаются два водопада, древнейшие каньоны рек Саблинки и Тосны, скалы – обнажения кембрийских и ордовикских пород, древние курганы, место стоянки Александра Невского, перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа А.К. Толстого и более 10 удивительных пещер. Саблинские пещеры это старинные горные выработки, чем-то напоминающие штольни. Существует точки зрения, что впервые разработки начались ещё при Екатерине II, когда в России начала развиваться стекольная промышленность. Толчком к этому послужила организация М.В.Ломоносовым стекольного завода в Усть-Рудице. Из саблинского песка варили не только стекло, но и знаменитый императорский хрусталь. На территории заповедника находятся два водопада – Саблинский на реке Саблинка и Тосненский( или Гертовский) на реке Тосне. Высота водопадов небольшая – 2,3 и около двух метров. Вода падает с известнякового уступа и в песчаниках выбивает водобойную чашу или эрозионный котёл. Но самое интересное в водопадах это, конечно, пятящаяся эрозия. Наши водопады, также как и все водопады на Земле не стоят на месте, а постоянно продвигаются вверх по течению рек. Река Тосна пересекает глинт - уступ в рельефе, от которого начал путешествие Тосненский водопад. Это произошло примерно 11 тысяч лет назад, когда отступило Иольдиево море от своего абразивного берега (Балтийско - Ладожский глинт). Средняя скорость продвижения водопада за последние 20 лет – 66 см. в год. За время своего существования Тосненский водопад уже прошёл по реке 7,5 километров.
Слайд №27-28. Поговорим о кристаллах.
В жизни нас повсюду окружают кристаллы. В XX веке исследования показали, что кристаллы – это твёрдые вещества, в которых мельчайшие частицы (атомы, ионы и молекулы) находятся в определённом порядке. Именно этот порядок и определяет форму кристалла. Кристаллы могут расти. В повседневной жизни мы часто можем наблюдать рост кристаллов: Замерзание воды в реке и образование морозных узоров на оконном стекле, рост кристалликов соли и засахаривание варенья. В природе кристаллы растут из раствора, из расплава, и из пара. Рост драгоценного камня и соли в банке происходит по одним законам.
Слайд №29-35.
Участвуя в геологическом конкурсе, ребята познакомились с многообразием минералов и горных пород. Научились различать их, определять их происхождение, где их можно добыть и как они используются людьми. Вы когда-нибудь видели рускеальский мрамор? Это мрамор цвета белых ночей, с белыми и серыми полосками, как само северное небо, с редкими зеленоватыми всполохами, похожими на полярное сияние, лабиринты « пещер» и « гротов». В нашем городе много архитектурных сооружений, декорированных этим мрамором. Начать, наверное, следует с Исаакиевского собора: мрамором облицованы наружные стены и пол. В Казанском соборе из этого мрамора сделан портик, а в Мраморном дворце – наличники окон и внутреннее убранство дворца, постамент для скульптуры Зевса в Эрмитаже. В конце концов, рускеальский мрамор можно встретить и в куда более прозаичном месте – на станциях метро: Ладожская и Приморская. Месторождения Рускеала находится в Карелии, в 25 километрах от города Сортавала, основанного в XII веке. Мраморные каменоломни расположены на высоком берегу порожистой реки Тохмайоки – Русколка вблизи старинного посёлка Рускеала. Вода в реке всегда коричневая, тёмно-рыжая из-за растворённых в ней соединений железа. Добыча мрамора началась в 1766 году для строительства Санкт-Петербурга. С 2005 года в Рускеала на базе памятника истории горного дела – карьера с остатками шахт и штолен организован Рускеальский горный парк. На сегодняшний день Рускеальский горный парк является одним из самых популярных в России туристических объектов, который посещают сотни туристов.
Слайд №36.
19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения величайшего русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Характерной чертой Ломоносова как учёного было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Значителен его вклад в развитие геологии и минералогии в России. Известны его работы: « Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757), « Первые основания металлургии или рудных дел», « О слоях земных» ( 1763). Выражение « трясение Земли» особенно интересно. Ломоносов вкладывает в это понятие не только смысл собственно землетрясений, но также длительных поднятий и опусканий земной поверхности, горообразований. Согласно Ломоносову, тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение. Их причина лежит в изменениях, происходящих внутри Земли.
Источники
- Андросов С.о., Берташ А.В., Талалай М.Г. « Античные и библейские сюжеты в камне и бронзе. Петербургское городское убранство». СПБ: ЛИК, 2006, стр. 352
- Данукалова Г.А. Палеонтология в таблицах. Метод. Пособие. Тверь. ГЕРС, 2009, стр. 196
- Ломоносов М.В. Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Академии наук. Полн.собр.соч. М.: Л.: АН СССР, 1954. Т.5. стр.10-241.
- Легенды Южного Урала. Сост. И.А. Кириллова. 2 изд. Челябинск: Аркаим, 2009, стр. 208
- Немков Г.И., Карский Б.Е.. Лиин Н.Г. и др. Краткий геологический словарь для школьников. М.: Недра, 1989, стр.176
- Ферсман А.Е. Воспоминание о камне. М.: Наука 1969, стр. 152
- Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. М., АН СССР, 1959, стр.239
- Энциклопедия для детей. Аванта +, т.4. Геология, изд. 2, 2002
- http:// www. sablino.net /
- http:// www catalogmineralov.ru/
- http:// geo.web.ru/
- http:// www.museum.ru / М104
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : Расширить и углубить представления об окружающем мире и той небольшой территории Земного шара, на которой мы живём. Задачи: Сформировать устойчивый интерес к геологии. Воспитывать бережное отношение к природе. Получить навыки выполнения учебно-исследовательских работ. Участники проекта : учащиеся 5 – 9-х. классов, члены школьного геологического кружка.
С 2008 года учащиеся школы №109 принимают активное участие в Городском геологическом конкурсе. До 20 декабря проходит заочный тур, в котором участвуют учащиеся 5-7 классов. Ребята выполняют творческую работу в школе. Работы проверяют в геологическом клубе Санкт-Петербургского Городского Дворца Творчества Юных. Победители приглашаются на очный тур, который традиционно проводится в феврале .
Лауреаты конкурса 2008 Шкара Елизавета, Цырульник Степан, Березина Татьяна, Деканаидзе Эмиль
Лауреаты конкурса 2009. Петина Элина, Умудов Бахтияр, Данилов Александр
Лауреаты конкурса 2011 Чесноков Андрей, Аржанова Елизавета,Шипилова Анастасия, Сорокина Татьяна, Келло Виктория, Кирьяков Павел, Негомашев Роман, Кирьяков Григорий .
Лауреаты конкурса 2012. Ивочкина Ксения, Егорова Валерия, Шендрик Марина, Петрыкина Анастасия, Братуха Георгий, Николаева Эльвира.
Участники конференции НОУ школы №109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...
"Удивительный мир камней". Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов Тув...
Презентация "Удивительный мир камня"
Презентация посвящена драгоценным поделочным камням России и цветным камням Тульской области....
Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"
Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...
Презентация "Удивительный мир камня"
Презентация по теме "Природные соединения кремния", 9 класс...
Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня» естественнонаучной группы летнего оздоровительного лагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах
Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня»естественнонаучной группы летнего оздоровительноголагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах...
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ
Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие.На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Камни – такая же неотъемлемая часть природы, к...