Интегрированный проект " Удивительный мир камня".
методическая разработка по географии (5,6,7,8,9 класс) по теме

Алентьева Марина Александровна

Проект " Удивительный мир камня " для ребят и педагогов, увлечённых геологией. В проекте использованы материалы о геологических  объектах Ленинградской области.Сочетание теоретических, практических и экскурсионных занятий даёт возможность учащимся успешно участвовать в ежегодном городском геологическом конкурсе, который проводит Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Предлагается презентация проекта с комментариями. Презентация в полном объёме размещена на сайте  larmarlen.fo.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

Географическая секция НОУ.

Проект « Удивительный мир камня».

Цель проекта: Расширить и углубить представления об окружающем мире и той небольшой территории Земного шара, на которой мы живём.

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к геологии.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Получить навыки выполнения учебно-исследовательских работ.

Участники проекта: учащиеся 5 – 9 классов, члены геологического кружка.

Руководитель проекта: Алентьева Марина Александровна – учитель географии.

 Руководители секций: Суворова Елена Сергеевна – учитель химии.

                                           Жирнова Лариса Григорьевна – учитель биологии.

Основные направления работы:

  1. Знакомство с историей возникновения Земли, её строением.
  2. Изучение геологических процессов.

3.   Органический мир древних эпох.

4.   Возникновение минералов, их свойства и применение в технике, строительстве и искусстве.

5.   Определение минералов и горных пород.

6  .Изучение законов роста и внешнего облика природных и искусственных кристаллов.

     Самостоятельно научиться выращивать кристаллы из растворов.

7.  Образование  месторождений полезных ископаемых и их практическое использование.

8.  Вклад  М.В. Ломоносова в минералогию и геологию.

Формы занятий:

  1. Теоретические и практические занятия в кабинете географии, химии, биологии (октябрь – апрель).
  2. Практические занятия на базе геологического клуба (Аничков дворец, январь).

3.   Экскурсия в геологический музей. Посещение выставки « Мир камня».                                    

4.  Подготовка и участие в Городском геологическом конкурсе.

( Аничков дворец, октябрь – февраль).

     5.   Геологический практикум на природе:

           Экскурсия в Саблинский заповедник (сентябрь, май).

           Посещение Удельного лесопарка, побережья Финского залива в районе

           Петродворца, Репино.

  1. Участие в конференции НОУ школы с творческим отчётом проекта (апрель).

 

Комментарии к презентации.

      Слайд №19-23.

Жизнь нас окружает повсюду. В лесах растут деревья и обитают звери. В морях плавают рыбы и медузы, цветут кораллы и актинии. В небе летают насекомые и птицы. Даже если на улице взять каплю воды из лужи и положить её под микроскоп, то в ней можно увидеть множество крошечных живых существ. А что же было в древние времена, когда человека ещё не было? Как выглядели животные и растения, чьи останки мы находим сейчас в виде окаменелостей? Где они жили? Чем питались? Как они росли и размножались? На все эти вопросы отвечает наука палеонтология. За 200 лет учёные-палеонтологи нашли и изучили более 100 000 видов древних животных. Одно из ведущих мест среди ископаемых беспозвоночных занимают трилобиты. Трилобиты – вымершие палеозойские ракообразные животные. Они получили это название потому, что тела их разделены на три части двумя спинными бороздками, протягивающимися от переднего конца до заднего. Тело их было покрыто панцирем, а на головном щите находились глаза. Они ползали по морскому дну, зарываясь в ил. В России останки трилобитов впервые были найдены в начале XIX века под Санкт-Петербургом на реках Пулкова и Поповка. Река Поповка к югу от Павловска, между деревнями Пязелово и Попово, протекает в широтном направлении в довольно узкой долине. Местами её берега напоминают почти отвесные стены, сложенные палеозойскими горными породами. Вещественный состав палеозойских горных пород и наличие в них морской фауны позволили геологам восстановить географическую обстановку, сложившуюся на территории Ленинградской области в палеозойское время, то есть 300-550 миллионов лет назад. В начале кембрия здесь находилось прибрежное море. В девоне море сохранялось и окончательно полностью ушло только в каменноугольный период. Сейчас на территории России найдено более 1000 видов трилобитов. Трилобиты используются людьми в качестве сувениров. О трилобитах создан мультфильм и написано более 30 популярных книг.

         Слайд №24-25.

Всего в 40 километрах от Санкт-Петербурга расположен легендарный  Саблинский заповедник. В заповеднике располагаются два водопада, древнейшие каньоны рек Саблинки и Тосны, скалы – обнажения кембрийских и ордовикских пород, древние курганы, место стоянки Александра Невского, перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа А.К. Толстого и более 10 удивительных пещер. Саблинские пещеры это старинные горные выработки, чем-то напоминающие штольни. Существует точки зрения, что впервые разработки начались ещё при Екатерине II, когда в России начала развиваться стекольная промышленность. Толчком к этому послужила организация М.В.Ломоносовым стекольного завода в Усть-Рудице. Из саблинского песка варили не только стекло, но и знаменитый императорский хрусталь. На территории заповедника находятся два водопада – Саблинский на реке Саблинка и Тосненский( или Гертовский) на реке Тосне. Высота водопадов небольшая – 2,3 и около двух метров. Вода падает с известнякового уступа и в песчаниках выбивает водобойную чашу или эрозионный котёл. Но самое интересное в водопадах это, конечно, пятящаяся эрозия. Наши водопады, также как и все водопады на Земле не стоят на месте, а постоянно продвигаются вверх по течению рек. Река Тосна пересекает глинт - уступ в рельефе, от которого начал путешествие Тосненский водопад. Это произошло примерно 11 тысяч лет назад, когда отступило Иольдиево море от своего абразивного берега           (Балтийско - Ладожский глинт). Средняя скорость продвижения водопада за последние 20 лет – 66 см. в год. За время своего существования Тосненский водопад уже прошёл по реке 7,5 километров.

        Слайд №27-28. Поговорим о кристаллах.

В жизни нас повсюду окружают кристаллы. В XX веке исследования показали, что кристаллы – это твёрдые вещества, в которых мельчайшие частицы (атомы, ионы и молекулы) находятся в определённом порядке. Именно этот порядок и определяет форму кристалла. Кристаллы могут расти. В повседневной жизни мы часто можем наблюдать рост кристаллов: Замерзание воды в реке и образование морозных узоров на оконном стекле, рост кристалликов соли и засахаривание варенья. В природе кристаллы растут из раствора, из расплава, и из пара. Рост драгоценного камня и соли в банке происходит по одним законам.

         Слайд №29-35.

Участвуя в геологическом конкурсе, ребята познакомились с многообразием минералов и горных пород. Научились различать их, определять их происхождение, где их можно добыть и как они используются людьми. Вы когда-нибудь видели рускеальский мрамор? Это мрамор цвета белых ночей, с белыми и серыми полосками, как само северное небо, с редкими зеленоватыми всполохами, похожими на полярное сияние, лабиринты « пещер» и « гротов». В нашем городе много архитектурных сооружений, декорированных этим мрамором. Начать, наверное, следует с Исаакиевского собора: мрамором облицованы наружные стены и пол. В Казанском соборе из этого мрамора сделан портик, а в Мраморном дворце – наличники окон и внутреннее убранство дворца, постамент  для скульптуры Зевса в Эрмитаже. В конце концов, рускеальский мрамор можно встретить и в куда более прозаичном месте – на станциях метро: Ладожская и Приморская. Месторождения Рускеала находится в Карелии, в 25 километрах от города Сортавала, основанного в XII веке. Мраморные каменоломни расположены на высоком берегу порожистой реки Тохмайоки – Русколка вблизи старинного посёлка Рускеала. Вода в реке всегда коричневая, тёмно-рыжая из-за растворённых в ней соединений железа. Добыча мрамора началась в 1766 году для строительства Санкт-Петербурга. С 2005 года в Рускеала на базе памятника истории горного дела – карьера с остатками шахт и штолен организован Рускеальский горный парк. На сегодняшний день Рускеальский горный парк является одним из самых популярных в России туристических объектов, который посещают сотни туристов.

          Слайд №36.

19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения величайшего русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Характерной чертой Ломоносова как учёного было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Значителен его вклад в развитие геологии и минералогии в России. Известны его работы: « Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757), « Первые основания металлургии или рудных дел», « О слоях земных» ( 1763). Выражение « трясение Земли» особенно интересно. Ломоносов вкладывает в это понятие не только смысл собственно землетрясений, но также длительных поднятий и опусканий земной поверхности, горообразований. Согласно Ломоносову, тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение. Их причина лежит в изменениях, происходящих внутри Земли.

Источники

  1. Андросов С.о., Берташ А.В., Талалай М.Г. « Античные и библейские сюжеты в камне и бронзе. Петербургское городское убранство». СПБ: ЛИК, 2006, стр. 352
  2. Данукалова Г.А. Палеонтология в таблицах. Метод. Пособие. Тверь. ГЕРС, 2009, стр. 196
  3. Ломоносов М.В. Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Академии наук. Полн.собр.соч. М.: Л.: АН СССР, 1954. Т.5. стр.10-241.
  4. Легенды Южного Урала. Сост. И.А. Кириллова. 2 изд. Челябинск: Аркаим, 2009, стр. 208
  5. Немков Г.И., Карский Б.Е.. Лиин Н.Г. и др. Краткий геологический словарь для школьников. М.: Недра, 1989, стр.176
  6. Ферсман А.Е. Воспоминание о камне. М.: Наука 1969, стр. 152
  7. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. М., АН СССР, 1959, стр.239
  8. Энциклопедия для детей. Аванта +, т.4. Геология, изд. 2, 2002
  9. http:// www. sablino.net /
  10. http:// www catalogmineralov.ru/
  11. http:// geo.web.ru/
  12. http:// www.museum.ru / М104

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географическая секция НОУ ГБОУ школа №109 Приморского района Санкт - Петербурга Проект « Удивительный мир камня» Руководитель проекта: Алентьева Марина Александровна – учитель географии 2012 год

Слайд 2

Цель проекта : Расширить и углубить представления об окружающем мире и той небольшой территории Земного шара, на которой мы живём. Задачи: Сформировать устойчивый интерес к геологии. Воспитывать бережное отношение к природе. Получить навыки выполнения учебно-исследовательских работ. Участники проекта : учащиеся 5 – 9-х. классов, члены школьного геологического кружка.

Слайд 3

С 2008 года учащиеся школы №109 принимают активное участие в Городском геологическом конкурсе. До 20 декабря проходит заочный тур, в котором участвуют учащиеся 5-7 классов. Ребята выполняют творческую работу в школе. Работы проверяют в геологическом клубе Санкт-Петербургского Городского Дворца Творчества Юных. Победители приглашаются на очный тур, который традиционно проводится в феврале .

Слайд 4

Лауреаты конкурса 2008 Шкара Елизавета, Цырульник Степан, Березина Татьяна, Деканаидзе Эмиль

Слайд 5

Лауреаты конкурса 2009. Петина Элина, Умудов Бахтияр, Данилов Александр

Слайд 6

Лауреаты конкурса 2011 Чесноков Андрей, Аржанова Елизавета,Шипилова Анастасия, Сорокина Татьяна, Келло Виктория, Кирьяков Павел, Негомашев Роман, Кирьяков Григорий .

Слайд 7

Лауреаты конкурса 2012. Ивочкина Ксения, Егорова Валерия, Шендрик Марина, Петрыкина Анастасия, Братуха Георгий, Николаева Эльвира.

Слайд 8

Участники конференции НОУ школы №109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

"Удивительный мир камней". Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов Тув...

Презентация "Удивительный мир камня"

Презентация посвящена драгоценным поделочным камням России и цветным камням Тульской области....

Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"

Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...

Презентация "Удивительный мир камня"

Презентация по теме "Природные соединения кремния", 9 класс...

Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня» естественнонаучной группы летнего оздоровительного лагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах

Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня»естественнонаучной группы летнего оздоровительноголагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах...

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие.На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Камни – такая же неотъемлемая часть природы, к...