Урок-путешествие по теме "Западная Сибирь. Уникальность природы"
план-конспект урока географии (8 класс) по теме

Урок – путешествие - изучения нового материала на основе уже имеющихся ЗУНов.Цель: Познакомить учащихся  с особенностями природы Западной Сибири  и раскрыть причины её уникальности.

Задачи урока:

Учебные:

- Познакомить учащихся с особенностями географического положения  региона.

 - Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

 - Показать уникальность природы Западной Сибири.

Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на основе  работы с разными источниками информации, развитие  и совершенствование навыков общения, работы в группе, развитие интереса к географии как учебному предмету.

Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий  и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы, формировать чувство любви к природе.

Учащиеся  приобретут знания по географическому положению, природе региона Западная Сибирь, уникальности природы,  богатству природных ресурсов региона России. Закрепят навыки  по работе  с различными источниками географической информации. Усовершенствуют навыки извлечения нужной информации, нахождения  и обобщения главного. Усовершенствуют навыки общения, работы в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по теме

«Западная Сибирь. Уникальность территории»

(География, 8 класс)

Тип урока: урок – путешествие - изучение нового материала на основе уже

                   имеющихся ЗУНов

Цели и задачи урока:

Учебные:

- Познакомить учащихся с особенностями географического положения  региона.

 -Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

-Показать уникальность природы Западной Сибири.

Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на основе  работы с разными источниками информации.

Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий  и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

  Наглядность и оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийная презентация  «Западная Сибирь»;
  2. Карты: физическая России, карты Западной Сибири, климатическая России,   тектоническая России;
  3. Иллюстрации, картины, таблицы;

Раздаточный материал.

 Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна

                           глубокого содержания» (И.В. Гёте)

Ход урока.

Организационный момент:

доклад дежурного, приветствие;

проверка готовности к уроку;

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

 

  1. Изучение нового материала.

Учитель:        Ребята! Сегодня мы совершим путешествие в физико – географическую страну под названием ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ.

И Вы - участники экспедиции в Западную Сибирь! Вы – исследователи уникальной природы этого региона. Свои мысли оформляйте в виде заметок путешественников, и мы создадим книгу «Путевые заметки экспедиторов».

Слайд №1

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом – Зауралье,

А там своя, иная даль...

                        Твардовский

 Запишите тему урока в тетрадь.  

 Слайд №2

Учитель: Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке - показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь - « дремучий лес».  

Учитель: Познакомимся с

  1. Географическим положением Западной Сибири

Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс.кв.км.

Задание 1 группе экспедиторов: Определите границы Западно-Сибирской равнины (работа с картой).

Граница равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи:

  1. на севере - береговая линия Карского моря;
  2. на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
  3. на западе - восточные предгорья Урала;
  4. на востоке - долина р. Енисей.

С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения - вот что выделяет эту территорию.

Задание всем учащимся: Нанесите на контурную карту границы Западно-Сибирской равнины.

2. Особенности рельефа. 

Слайд №3

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади,

Равнина на север,

Равнина на юг

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт А.Фролов.

Задание 2 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о рельефе Западно-Сибирской равнины? Слово – Вам! (работа с картой).

Слайд №4

    Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей - Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.

Задание всем учащимся: Нанесите на контурной карте максимальную и минимальную высоты Западно-Сибирской равнины.

Учитель: Объясните особенности рельефа, пользуясь тектонической и геологической картами, схемами строения территории.

 Слайд №5

Территория Западно-Сибирской равнины совпадает с Западно-Сибирской плитой. Рассматриваемая территория расположена в северной части Урало- Монгольского геосинклинального складчатого пояса.

3. Климатические особенности.

Учитель: Задание 3 группе экспедиторов: Определите особенности климата Западно-Сибирской равнины (работа с картой). 

  1. в каких климатических поясах расположена территория;
  2. средние температуры января и июля;
  3. количество осадков.

Слайд №6

На большей части территории Западной Сибири климат континентальный умеренного пояса. Ср. t июля от +2°С до +22°С.   Ср. t января от -25° до-18°С.

Количество осадков до 400 мм в год.

Причины континентальности: 

  1. удаленность от Атлантического и Тихого океана.
  2. влияние арктического воздуха далеко на юг, а теплого воздуха из Казахстана и Средней Азии далеко на север;
  3. горы отгородили Западно-Сибирскую равнину от Атлантических воздушных масс с запада и центрально-азиатских с юго-востока.

Континентальность нарастает при движении с севера на юг, увеличивается годовая амплитуда температур, уменьшается количество осадков, сокращается продолжительность переходных сезонов года.

Зимой господствует солнечная безветренная морозная погода, несмотря на небольшое количество осадков, из-за отсутствия оттепелей образуется устойчивый снежный покров, в среднем не превышающий 50-ти сантиметров.

Летом, при столкновении арктических воздушных масс, с разогретым южным воздухом приводит к возникновению циклонов и выпадению осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки, слепней.

4. Внутренние воды.

Задание 4 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о внутренних водах Западно-Сибирской равнины? Представьте Ваши заметки. (работа с картой).

Слайд №7

Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Наибольшая густота речной сети в тундре и тайге, незначительная в зоне лесостепей и степей.

Крупнейшие реки: Объ с Иртышем (в России занимает первое место по длине и площади бассейна), Надым, Пур, Таз, Тобол. Реки текут медленно, не спеша.

Среди многочисленных озер преобладают ледниковые и старичные. Мелкие озера разбросаны повсюду на этой плоскости, лишенной хорошего стока.

Задание всем учащимся:  Подпишите на контурной карте названия крупных рек Западной Сибири и обозначим болота.

5. Природные зоны.

Учитель: Задание 5 группе экспедиторов: Установите особенности природных зон Западно-Сибирской равнины, ответив на ряд вопросов: (работа с картой). 

Слайд №8

Задание: Определите по карте природных зон:

  1. какие природные зоны размещены на территории равнины
  2. какая из природных зон занимает наибольшую площадь
  3. какие изменения в составе природных зон наблюдаются по сравнению с Русской равниной
  4. как повлиял рельеф на размещение природных комплексов Западной Сибири?

Слайд №9

Наибольшую площадь занимает тайга, большая площадь тундры, небольшая площадь лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. В тайге изменяются породы деревьев по сравнению с Русской равниной.

Слайд №10

    Тундра, занимающая самую северную часть Тюменской области (п-ова Ямал и Гыданский) и имеющая площадь около 160 тыс. км2, не имеет лесов. Лишайниковые и моховые тундры Западной Сибири встречаются в сочетании с гипново-травяными и лишайниково-сфагновыми, а также крупнобугристыми болотными массивами.

Слайд №11

    Зона лесотундры простирается к югу от тундры полосой примерно 100-150 км. Как переходная зона между тундрой и тайгой она представляет собой мозаичное сочетание участков редколесий, болот, зарослей кустарников. Северный предел древесной растительности представлен редкостойными криволесьями лиственницы, занимающими участки по долинам речек.

Слайд №12

   Лесостепная и степная зоны охватывают южную часть Омской и юго-западную часть Новосибирской областей, а также западную часть Алтайского края. В нее входят Кулундинская, Алейская и Бийская степи.

6. Природные ресурсы.

    Задание 6 группе экспедиторов: Определите, какими природными ресурсами богата равнина,  заполняя предложенную таблицу.

Таблица заполняется совместно с учащимися по ходу заслушивания путевых заметок группы учащихся, беседы и анализа карт атласа.

Природные ресурсы Западной Сибири

В недрах

На поверхности

Нефть, газ, торф, железные руды, соли.

Водные, лесные, плодородные почвы на юге, оленьи пастбища, кормовые луга, биологические: грибы, ягоды, орехи, рыба.

Учитель:  Ребята, скажите, как Вы думаете, что, значит, быть счастливым? Жить счастливо? И что такое счастье в целом?

Учащиеся:  - Одни скажут, что это мир в доме, на Земле.

Другие – когда ты здоров. Тебя понимают

Третьи – когда есть работа, семья.

Четвёртые – это финансы, деньги!

Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, большая часть казны нашего государства пополняется за счет, каких ресурсов?

- Да, правильно, в большей степени это топливные ресурсы – нефть, газ.

Слайд №13

- Какая территория в нашей стране является кладовой этих ресурсов? – Западная Сибирь!

Слайд №14

Огромная роль географического, особенно природно-ресурсного фактора в экономике России – очевидна. Экспорт минерального сырья и топлива – пока что главное средство выживания страны.

Но не будем забывать и другие природные    богатства Сибири:

Слайд№15 – 17  

Слайд№18  Закрепление изученной темы. 

Выводы:

Западная Сибирь - это 

  1. молодая платформа с мощным осадочным чехлом;
  2. плоская равнина;
  3. в связи с уменьшением влияния Атлантического океана климат континентальный;
  4. избыточное увлажнение, сильная заболоченность;
  5. самая большая природная зона  -  тайга;
  6. территория, богатая  природными ресурсами, особенно топливно – энергетическими такими, как нефть и газ.

Тест «Западная Сибирь» (приложение).

Слайд№19 

Подведение итогов урока. Рефлексия (приложение).

Пояснения к домашнему заданию. Создать презентацию или видеоролик от турфирмы «Приглашаем в Сибирь!».

 Слайд№20 
Учитель: Всем спасибо за  урок! До следующего путешествия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- путешествие в мир природы 6 класс.

Яркий, красочный урок, построенный в форме путешествия,  привлечет внимание учеников. Задача этого урока - привить любовь к русской природе через стихотворения поэтов 19 века....

Уникальная природа Камчатки

Урок, посвященный особенностям природы Камчатки как уникального региона России....

Интегрированный урок-путешествие "Химическая география чудес природы"

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.Следует разделять традиционный и современный уроки.Традиционный урок решает о...

Западная Сибирь:особенности природы

Западная Сибирь:особенности природы - материал к открытому уроку...

Викторина «Уникальная природа Тарановского района»

Казахстан - мой любимый край!Всё, что хочешь здесь выбирай:Есть народ здесь, в нём есть душа,Моя Родина так хороша!Всё что здесь - нигде не найти,По какому ни шёл бы пути,В этом крае краше земляКазахс...

Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"

Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....

Адаптированный текст. Тема "Восточная Сибирь. Особенности природы"

Адапртироанный текст по теме: "Восточная Сибирь. Особенности природы" разработан для слабослышащих учащихся....