«Мордва – крупнейший финно-угорский народ». Конспект урока по географиив 9 классе
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство). Цель - определить самобытность мордовского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordva-krupneyshiy_finno-ugorskiy_narod..doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии.

Тема: «Мордва – крупнейший финно-угорский народ»

                                                                                 Провела Марина Л.П.,

                                                                                 учитель географии высшей

                                                                                 квалификационной категории

                                                                                   «Примокшанская СОШ»

       

2012г

Тема: «Мордва – крупнейший финно-угорский народ»

Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство).

Цель: - определить самобытность мордовского народа.

Задачи:

- знать историю происхождения, культуру и быт мордовского народа;

- выявить факторы, повлиявшие на формирование самобытности мордовского народа;

-сформировать представление о национальной литературе, искусстве, народном творчестве;

- анализировать литературные произведения с целью выявления географической информации;

- развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации;

- продолжить воспитание чувства гордости за свою малую родину, свой народ.

Оснащение: выставка книг мордовских писателей и поэтов, художественный альбом  художника Сычкова, мокшанский и эрзянский национальные костюмы, презентация, карты Мордовии, запись песни «Край мой край».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный  момент.

Здравствуйте!  Сегодня ребята, у нас необычный урок. Во первых, присутствуют наши гости, во вторых буду вести его я не одна. Мне помогут учитель истории – Звонарёва Екатерина Александровна и учитель искусства-Канунникова Людмила Николаевна. Урок будет состоять из трёх этапов. На каждом этапе вы получите информацию на определённую тему и на основании её сделаете вывод. Мы будем работать с картами, презентацией, посмотрим видео фрагмент и сделаем обзор книжной выставки. Вообщем впереди нас ждёт увлекательный урок. А тема нашего урока – «Мордва- крупнейший финно-угорский народ»

Слайд 1

Звучит песня «Край мой край» .  Откройте тетради и запишите число и тему урока

2. Подготовка к восприятию новых знаний

Какой праздник будет отмечать мордовский народ в этом году? 1000 летие единение с Россией.  Совершенно верно. Русские и мордва проживали, бок о бок от времён своего зарождения. Эти два этноса прочно сплелись своей историей, происхождением и культурной традицией. Есть мнение, что мордовский народ, несмотря на тесное и долгое общение с русским, всё же смог сохранить свою самобытность. Так ли это или нет, нам придётся сегодня выяснить.

Для этого проведём небольшое исследование. Скажите, пожалуйста, когда даём характеристику какого либо народа, на какие вопросы обычно обращаем внимание? (История расселения, природные особенности заселяемой территории и их влияние на хозяйство,  быт и культура). Вот и мы будем работать по данным направлениям. И начнём мы с истории расселения. Екатерина Александровна вам слово.

3. Изучение нового материала.

Учитель истории.

Слайд 2

Древние предки угро-финнов обитали на территории Урала и Прикамья во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры и расселились отсюда на север и запад по лесной полосе вплоть до Прибалтики. Одной из южных ветвей финно – угорских народов была мордва. Их южными соседями были скифы, сарматы, половцы, хазары, а позднее болгары и татары. Северными соседями были славянские племена. Этноним мордва (Mordens) впервые упомянут в VI веке.

Слайд 3

Согласно археологическим данным, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне — бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная - по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша – южную. К юго-востоку от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются историческими землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский район Тульской области), Мордово (Мордовский район Тамбовской области), Мокшан (Мокшанский район Пензенской области), Мордвиново (Сасовский район Рязанской области) и т.д.

Слайд 4

Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.

Перед вами карты. На одной показан ареал расселения древней мордвы, на другой – современное расселение мордовского народа.  На основе их исследования ответе пожалуйста на вопросы: 1. Назовите районы наиболее компактного проживания современной мордвы.

Слайд 5

1.Республика Мордовия (треть численности), областя: Самарская 116475 чел., Пензенская-86370, Оренбергская 68879, Ульяновская-61061, Нижегородская- 36709, Саратовская- 23381, республики: Башкортостан 31932, Татарстан-28859, Чувашия-18686.

Слайд 6

Вывод:  Большая часть современного мордовского народа проживает на той территории, где и начал своё формирование.

2. Рассказ учителя географии. 

Слайд 7

МОРДВА является одним из самых крупных этносов, проживающих на территории РФ и самым крупным народом финно-угорской группы уральской (уральско-юкагирской) языковой семьи. Её численность на территории страны составляет свыше 1,2 млн. человек и входит в десятку народов, численность которых превышает один миллион. Мордва состоит из двух субэтносов — эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя — в восточных. Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская мордва, именуемая иногда «шокшей» (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская мордва, именуемая иногда «каратаями» (по селу Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском районе Татарстана.

В Мордовии государственными языками считаются мокшанский, эрзянский и русский. Названия улиц пишутся на трёх языках, телепередачи, радиопередачи ведутся на мокшанском и эрзянском языках.  Издаются газеты и журналы:«Чилисема» («Восход») эрзянский и «Якстерь тяштеня»-мокшанский. Правда относительно делопроизводства закон ещё не принят. Поэтому все документы оформляются на русском языке.

Сегодня приятно осознавать, что правительство РМ делает всё возможное чтобы сохранить национальные языки. В 232 школах (из 768) обучение, в начальном звене обучения, ведется на родных языках, в 163 - родные языки изучаются как предмет. А недавно делегаты международного конгресса приняли решение издавать совместный журнал "Финно-Угрия". Он будет выходить сразу на нескольких языках, а печататься - в Эстонии.

Вывод: мордовский народ не только сохранил свой язык, но и способствует его распространению.

Вы отметили, что территория республики мордовия соответствует территории древнего расселения мордовского народа. Поэтому, глядя на карту, дайте характеристику географического положения территории древней мордвы.  ( Восточно-Европейская равнина, лесная зона с низинно- холмистым рельефом, в умеренном климате, с ярко выраженной сезонностью.  Наиболее многочисленные  соседи из ныне существующих славяне, татары). По фотографиям на доске, охарактеризуйте природную среду в которой они жили.      ( Дремучие леса с долинами рек, лесные озёра, снежные, не очень холодные  зимы,  жаркое, иногда засушливое лето).

Живя в такой среде, какими видами деятельности могли заниматься древние мордва? (охота ,рыболовство, земледелие, ремёсла)

Слайд 8

Давайте их рассмотрим более подробно.  

Показ слайдов 9-15

По карте определите,  что то из традиционных  видов занятий сохранилось в наше время?   В качестве кустарных промыслов: ткачество (домотканые дорожки и холсты), плетение корзины, пчеловодство, бондарные промыслы.

Вывод: Мордовский народ сохранил не только свой язык, но и некоторые традиционные промыслы.

Физминутка. Луганяса келуне.

Род  занятости, хозяйственная  деятельность, география расселения ярко отразились в национальном костюме и культуре мордовского народа. С этим нас познакомить учитель искусства.

3. Искусствовед.

Задача этого этапа урока доказать или опровергнут мнение, что Мордовский народ смог сохранить свою уникальную культуру.

Выходят две ученицы одетые в мокшанский и эрзянский национальные костюмы. Третья ученица рассказывает о национальной одежде и показывает её элементы.

Чтят мордва обычаи предков

И традиции свято хранят.

А взгляните как ярок и редок

У мордовочек наших наряд!

Бусы, ленточки, бисер, монеты,

И атлас, и шёлк, и капрон.

А на ножках сапожки одеты.

Загляденье - со всех сторон.

                   Светлана Ерёмкина.

Слайд 16

Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре мокши и эрзи. Но при всем своеобразии одежды отдельных групп мордвы, она имеет много общих черт: белый льняной или посконный (изготовленный из конопли) холст как основной материал одежды, туникообразный (прямой) покрой рубахи и верхней белой распашной одежды, отделка одежды плотной вышивкой преимущественно из шерсти красного и черного или темно-синего цветов, своеобразные украшения из металла, монет, бисера и раковин, плетеная из лыка обувь, ременные оборы, сапоги со сборами, а также обычай обертывать ноги онучами, чтобы они были ровными и толстыми. Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар м., э.) и штаны (понскт м., э.). Их шили из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем .

Проживание в лесной местности отложило неизгладимый отпечаток на образ жизни, хозяйственный уклад, что и нашло отражение в устно-поэтическом творчестве мордовского народа. К примеру, мокшанская пословица гласит «Сявок ломанть трясы, мезе вирьса кассы» («И то человека кормит, что в лесу растет»)

В ней выражается связь природы с традиционной материальной и духовной культурой у мордвы. К примеру, в мордовских сказках «Пустачей» («Овсянка»), «Чеерне» («Мышка»), «Ривезь ды овто» («Лисица и медведь»), «Ривезь марто нумоло» («Лисица и заяц»), записанных М. Е. Евсевьевым], описываются места проживания мордвы, где персонажами являются растения, животные, птицы, рыбы и т.д.

Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства. В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни — семейно-бытовые, эпические (о Литове — девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки.

Фрагмент фильма.

По фольклорным мотивам современными писателями было написано много произведений: поэма-сказка «Эрьмезь» Я.Я. Кулдуркаева, стихотворный роман о крестьянском движении мордвы XVIII в. «Ламзурь» А.Д. Куторкина, драма об участии мордвы и других народов Поволжья в антикрепостническом восстании под руководством Степана Разина «Литова» П.С. Кириллова, неоконченная поэтическая трилогия о тяжкой доле женщины-мордовки, втянутой в водоворот трех революций, «Три песни, или Три века» М.И. Безбородова

(Во время рассказа учитель показывает книги с книжной выставки)

Фольклорные мотивы так же можно заметить и в работах художника, нашего земляка  Ф.В. Сычкова   (Демонстрация работ художника.)

Слайды 17-20

Сумел ли сохранить народ свою культуру и традиции? В чём это проявляется?  

Мордовский народ сохранил свой национальный костюм. Изданы мифы, легенды, праздники мордвы, и главное, что  они  рассказаны доступным для детей языком. По мотивам легенд создаются мультфильмы. В своих работах художники, скульпторы, резчики по дереву  отражают  праздники, обряды, гулянья, характер мордовского народа. Современные поэты и писатели в своих произведениях используют факты, связанные с историей своего края.

Учитель географии.

4.Закрепление.

Анализируя всю ту информацию, которую мы получили  вы подтверждаете или опровергаете высказывание, что мордовский народ смог сохранить свою самобытность. Если да, то в чём это проявляется, если нет, то в чём причины.

Мордовский народ сумел сохранить свою самобытность. Это проявляется в сохранении народных песен, преданий, традиционных промыслов, сохранении своей истории, языка, особенностей быта.

Неслучайно в июле  2007 года в  Мордовии прошёл  фестиваль финно-угорских народов , главная цель которой - сохранение самобытной культуры финно-угорских народов. В нeм принимали участие гости из европейских стран и представители более 30-ти регионов России. В  Саранск приезжали  Владимир Путин, президент  Финляндии Тарья Халонен и премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань. Вот что сказала генеральный секретарь Общества «Финляндия-Россия» Мерья Ханус:

 - В Мордовии заметно бережное отношение людей к своим истокам, появились новые интересные тенденции в этническом искусстве. Приятно, что они поддерживаются властью, Главой республики.

5.  Д/з. с.  Написать мини эссе: «Уникальность мордовского народа».

6. Итог урока. На фоне песни «Живи Мордовия моя»

Давным – давно умер последний скиф, потом исчезли победители скифов сарматы, после них появились и вскоре ушли во тьму веков «неразумные Хазары» - все южные соседи мордовских племён. А мордва, их современница и соседка, сохранилась как народ и донесла до нас через два тысячелетия свой язык и свою культуру, в которой отпечатались следы контактов с древними властителями мира. В этом и заключается необычность истории мордовского народа, может быть даже её уникальность.

http://portal.do.mrsu.ru/info/geo/mordovia/natural_and_cultural_heritage/

http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=10317

http://kb-yola.ru/2008/09/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по географии в 7 классе "Народы Африки"

конспект урока для 7 класса "Народы Африки"....

"Мордва - крупнейший финно-угорский народ". Презентация.

Данная презентация является сопровождением к уроку "Мордва- крупнейший финно-угорский народ"...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

конспект урока в 7 классе "Народы и страны Евразии"

Цели:   Образовательные: называть и показывать большинство стран их столицы, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии  их культуру, быт и традиции. Оп...

конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники русского народа"

конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники  русского народа". ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)...

Конспект урока по географии в 9 классе с применением технологии УДЕ "Народы России"

конспект урока по географии с применением приемов граф-схем и матричной таблицы по технологии УДЕ...

Конспект урока по географии. Тема: Народы мира. Класс: 7

Конспект урока по географии. Тема6 народы мира. Класс: 7...