рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_2010_g.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по географии для 8 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  2. примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит неделю; в VIII— по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел. Особенности географического положения России 

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная

территория России. Особенности и виды географического положения России.

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и

сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный

шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов.

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение

государственной территории России. Изменения границ страны на разных

исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-

административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты  федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России 

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов.

Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы

формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России:

влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны.

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и

загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы

образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и

животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране

растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны

России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и

размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных

пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для

характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их

использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных  условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления

взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел. Население России

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство.

Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности

размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.

Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории

страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, рактеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных

отношений.

Раздел. Хозяйство России

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа

хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура  функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него

отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно- ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования.

Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других

хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства.

Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины –традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные

рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной

структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его

рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и

технических культур, главных районов животноводства.

Учебно – тематическое планирование учебных занятий:

Тема

Количество часов

Введение

1 час

Россия на карте мира.

Географическое положение России

4 часа

Границы и административно территориальное устройство  России

9 часов

Природа России. Геологическое строение, рельеф  и полезные ископаемые.

8 часов

Климат и климатические ресурсы

7 часов

Внутренние воды и  водные ресурсы

5 часов

Почвы и почвенные ресурсы

3 часа

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

2 часа

Природное районирование

8 часов

Население России

10 часов

Хозяйство России.

2 часа

Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу

9 часов

Обобщающее повторение.

2 часа

Контрольно – измерительные материалы:

Тема

Вид работы

Россия на карте мира.

Географическое положение России

Тестирование

Границы и административно территориальное устройство  России

Тестирование

Природа России. Геологическое строение, рельеф  и полезные ископаемые.

Тестирование

Климат и климатические ресурсы

Тестирование

Внутренние воды и  водные ресурсы

Контрольная работа

Почвы и почвенные ресурсы

Тестирование

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Тестирование

Природное районирование

Зачет

Население России

Тестирование

Хозяйство России.

Тестирование

Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу

 Контрольная работа

Обобщающее повторение.

Итоговая контрольная работа

Учебно – методическая литература:

1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 класс. –М.: Дрофа,2008 год.

2.Алексеев А.И., География России.Природа и население.- М.: Дрофа,2004 год.

3.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8 -9 классы.- М.: Дрофа,2004 год.

4.Маерова Н.Ю. Уроки географии 8 -9 классы.- М. Дрофа,2004 год.

5. География России. Природа. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику И. И. Бариновой "География России. Природа" 

Автор: И. И. БариноваИздательство: Издательский дом "Дрофа"Год издания: 2003 г.

6. География России. 8-9 классы. Методическое пособие Автор: И. И. Баринова, В. Я. РомИздательство: ДрофаГод издания: 2002 г.

7. География России. Природа и население. 8 класс Автор: Э. В. Ким, Н. П. Петрушина
Издательство: ДрофаГод издания: 2003 г.

8. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс 

Автор: Л. Н. ПоляковаИздательство: ЭкзаменГод издания: 2007 г.

9.География Мурманской области.Мурманск 1995 год.

10.Ресурсы Интернета

11.Природа России.Мультимедийный компакт –диск.Разработан межвузовской лабораторией интенсивных методов обучения SPLINT 2002 ujl/


Литература для обучающихся:

1. . География России: 8 (Кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В. Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. : ил. – (Шаг за шагом к пятерке).

2. В. А. КопыловГеография населенияУчеб. пособие В. А. Копылов - М.: ИТК Дашков и К2005г

3. Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. - М.: МИРОС, 1993

4. Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. - М.: Просвещение, 1994.

5. Энциклопедия для детей. География. - М.: Аванта+, 1994.

6. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. - 3-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997.

7.  Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.

8. Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. - М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ, ТКО “АСТ”, 1996. - 576 с.

9. Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. - М., 1994.

10. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994 год.

11. Скиннер М., Рэдферн Д., Фармер Д. География. А - Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 528 с.

12. Берлянт А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М. Физическая география. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1994.

                                  Тематическое планирование по географии 8 класс.

 Примерная программа основного общего образования по географии, «География России»

8 класс под редакцией Душиной И.В. М.,  Дрофа 2004

урока

Раздел

Тема

Тема  урока

Виды практической деятельности

Формы контроля

Содержание регионального

компонента

1

Введение

Что изучает география России

фронтальный опрос

Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем области

2

Россия на карте мира.

Географическое положение России

Географическое положение России. «Визитная карточка «России: территория , население.

фронтальный опрос

3

Особенности физико –географического положения России . Крайние точки России

1.1Характеристика географического положения России

4

Экономико – и транспортно -географическое положение России. Соседи  России.

1.2 Сравнение географического положения России и других стран

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение

тестирование

6

Границы и административно территориальное устройство  России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России

фронтальный опрос

7

Российские пространства: вопросы и проблемы.

индивидуальная работа с картами

8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

фронтальный опрос работа с картами

9

Сухопутные и морские границы России

работа с картами

Хозяйственное значение Баренцева и Белого морей

10

рк

Географическое положение Мурманской области

-Составление картосхемы «ГП Мурманской области»- сравнение ГП области с ГП других регионов России

11

Россия на карте часовых поясов

3.Определение поясного времени для различных пунктов России и

работа с картами

Часовой пояс  Мурманской области

12

Этапы и методы географического изучения территории

Самостоятель

ная работа

13

рк

История исследования Кольского Севера

Составление маршрутов  известных экспедиций

14

Особенности административно – территориального устройства Росси

сообщения учащихся

Административ-

но территориальное устройство области

15

Природа России.

Геологическое строение, рельеф  и полезные ископаемые.

Геологическая история и геологическое строение территории России

заполнение таблицы.

16

Рельеф России: основные формы рельефа- горы и равнины.

4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

работа с контурными картами

Балтийский тектонический щит, породы, его слагающие (граниты, гнейсы). Сводовое поднятие территории.

17

Рельеф России: основные формы рельефа- горы, их типы, характеристика гор.

Тундры и низменные приморские равнины. Влияние эпох оледенения на современный рельеф области: бараньи лбы, цирки, кары, морены, камы, озы. Образование террас.

18

Изменение рельефа  России

Самостоятельная работа

19

рк

Закономерности развития рельефа и его современного развития в Мурманской области

Обозначение на картосхеме основных форм рельефа области, районов, испытывающих сводовое поднятие

20-21

Стихийные природные явления  в литосфере

фронтальный опрос работа с картами

Обвалы, оползни в области, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность

22

Человек и литосфера

работа с картами

Влияние местных особенностей рельефа, геологического и тектонического строения на строительство, транспорт, сельское хозяйство. Влияние хозяйственной деятельности людей на рельеф. Техногенные землетрясения, осыпи, обвалы

23

Обобщающее повторение

тестирование

24- 25

Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и Антициклоны.

.

фронтальный опрос работа с картами

Факторы, определяющие особенности климата области: ГП, влияние Атлантики, Северо – Атлантического течения; расположение за Полярным кругом, значительная протяженность области.

26

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.  

5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны

индивидуальный  опрос, работа с картами

Закономерности распределения основных элементов климата на территории области

27

Типы климатов.

6 .Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.  

работа с картами

28

рк

Климат Мурманской области, своего населенного пункта

Характеристика основных элементов климата своей местности. Сезонность климата

29

Комфортность климатических условий

работа с картами

Агроклиматические ресурсы Мурманской области

Неблагоприятные  метеорологические условия области: заморозки, туманы, гололед, лавины, штормы, причины их возникновения

30

Климат и человек

7.Оценка основных климатических показателей одного из регионов  страны для характеристики условий жизни и хоз. деят. населения.

работа с картами

Составление прогноза погоды для своего населенного пункта

Влияние климата области на быт человека, его жилище, одежду, здоровье

31\ 32

Внутренние воды и  водные ресурсы

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

8.Составление характеристики реки по тематическим картам и климатограммам, определение возможностей ее хоз.использования.  

работа с картами

Речная сеть области, комплексная характеристика ближайшей к месту проживания реки

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

33

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

9.Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

фронтальный опрос работа с картами

34

Водные ресурсы и человек.

10.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их  использования.

работа с картами

Водные ресурсы области

Гидрологические памятники природы

35

Обобщающее повторение

тестирование

36

Почвы и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие

11.Выявление условий почвообразования основных видов почв ( количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия..

индивидуальная работа с картами

Почвообразующие факторы Мурманской области

Особенности почв Мурманской области

37

Закономерности распределения почв.

работа с картами

Типы почв Мурманской области

38

Почвенные ресурсы России

12.Знакомство с образцами почв своей местности

работа с картами тестирование

Виды мелиорации в области

39

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир России.

фронтальный опрос работа с картами

40

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

13.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

самостоятельная работа

41

Природное районирование.

Разнообразие природных комплексов. Формирование природно – территориальных комплексов(ПТК)

фронтальный опрос работа с картами

42

Природно – хозяйственные зоны России.

заполнение таблицы

43

Арктические  пустыни, тундра и  лесотундра.

14.Сравнительная характеристика двух природных зон России.

индивидуальный  опрос, работа с картами

Природные зоны Мурманской области. Взаимосвязь компонентов природы в зоне тундры

44

Леса

работа с картами

Взаимосвязь компонентов природы в зоне  тайги.

45

Лесостепи, степи и полупустыни.

15.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

работа с картами

46

Высотная поясность

тестирование

Высотная поясность в Хибинах, Ловозерских тундрах

47

Особо охраняемые природные территории

Сообщения учащихся

Заповедники Мурманской области, заказники, особо охраняемые территории области

48

Обобщающее повторение.

тестирование

49

Население России

Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Естественный прирост .

16.Анализ карт населения.

работа с картами

Численность населения области, своего населенного пункта

50

Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида.

17.Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

индивидуальный  опрос, работа с картами

51

Этнический, языковый и религиозный состав населения.

18.Выявление и объяснение территориальных аспектов  межнациональных отношений.

работа с картами

Этнический и конфессиональный состав населения  области

52

Городское и сельское население .Особенности урбанизации

работа с картами

Своеобразие городских и сельских поселений в области

53

Размещение населения России.

Тестирование работа с картами

Размещение населения по территории области

54

Миграции населения России. Виды миграции

Составление схемы

Миграционная убыль населения

55

Люди и труд. Экономически активное население, трудовые  ресурсы ( рынок труда).

самостоятельная работа

Качество жизни населения в Мурманской области

56

РК

Население Мурманской области

Анализ статистических данных по населению Мурманской области и своему населенному пункту

Изменение численности населения в области (в своем населенном пункте). Естественный прирост. Миграция. Депопуляция, ее социально-экономические причины и следствия

57

рк

Рынок труда и занятость населения Мурманской области

Комплексная характеристика населения своего населенного пункта

Занятость населения в сферах экономики, качество трудовых ресурсов области и своего населенного пункта

58

Обобщающее повторение.

тестирование

59

Хозяйство России.

Что такое хозяйство страны

Фронтальная беседа

60

Как география изучает хозяйство

19.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хоз-ва.

Составление развернутого плана

61

Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора экономики

20.Группировки отраслей по различным показателям.

Фронтальная беседа

62

Природно- ресурсный потенциал России

21.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

индивидуальный  опрос, работа с картами

63

Первичный сектор экономики области. Состав, особенности входящих в него отраслей.

Природно-ресурсный потенциал области, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы

64

Сельское хозяйство

22.Составление типовой схемы агропромышленного комплекса

работа с картами

Структура сельскохозяйственных угодий области

65

Земледелие

23.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Составление схемы

Характеристика агроклиматических условий местности и их влияние на развитие растениеводства Отрасли растениеводства области

66

Животноводство

24.Определение по картам основных районов животноводства.

Заполнение таблицы

Отрасли животноводство области

Оленеводство – традиционная отрасль Европейского Севера

67

Лесное хозяйство. Охота

работа с картами

Леса Мурманской области. Выращивание пушного зверя

62

Рыбное хозяйство

самостоятельная работа

Поморы, виды их хозяйственной деятельности.

68

Географический фактор в развитии общества

Сообщения учащихся

69\ 70

Обобщающее повторение.

тестирование

Скударнов

 Алексей

Рабочая программа

6 класс

Рабочая программа

7 класс

Рабочая программа

8 класс

Рабочая программа

9 класс

Рабочая программа

10 класс

Рабочая программа

11 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...