конспект урока по теме " Ветер" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Ракунова Вера Николаевна

конспект урока по технологии творческго развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_6_klass_plan.docx154.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 6 класс: « Ветер»

 Учитель высшей категории  МОУ Луковниковская СОШ  Ракунова В.Н.

 Цель: сформировать представление о ветре.

Задачи:

  1. Рассказать об образовании ветра
  2. Выявить главную причину образования ветра и направление движение ветра.
  3. Сформировать представление о видах ветров, силе ветра и приборах, которыми определяют силу ветра и направление ветра.
  4. Развивать умение работать в группах , формировать навыки самооценки.
  5. Воспитывать любовь к предмету на основе понимания  и объяснения происходящего в природе.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики, карточки с заданиями, конверты для составления схем, карточки с главными словами урока и выводами по каждому пункту урока, рисунок на ватмане « берег водоема» и элементы схемы образования бриза.

Урок построен по технологии творческого развития.

Ход урока.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

 ( постановка учебной задачи)

  1. Проверка выполнения творческого задания
  2. Выравнивание знаний

Давайте вспомним об атмосферном давлении. Я вам раздала конверты, в них находится все необходимое, чтобы составить схему.

Задание 1.

Вспомните как нагревается суша днем.( достаньте из конверта основу- рисунок, поставьте солнышко, которое показывает день)   Как теплый воздух давит на поверхность? Область какого давления образуется над сушей днем?( поставьте на схему кружок с нужным давлением). Как нагревается водоем? Область какого давления образуется днем над водоемом? ( достаньте нужный кружок и поставьте его на схему)

 

Проверка( составляем схему на доске один ученик проговаривая)

 

Самооценка

критерии самооценки

“5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме);

“4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу);

“3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).

Задание

отметка

Задание

отметка

№1

№2

№3

№4

№5

итоговая

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.

Вопрос почему же листовки вылетали из трубы?(ответы детей)

Предлагаю вам разобраться

 Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?        

 Ответ детей. 757 мм. рт. ст.

 Как узнали

 

Самооценка

 Итак, произошло движение воздуха в каком направлении?

Сегодня мы продолжим изучать атмосферу и поговорим о другом явлении природы.

А тему урока вы определите, угадав загадку

«Хоть бескрылый, а летает,

 безголосый, а свистит,

хоть безрукий,

но, бывает ,груши с веток обрывает,

сосны с корнем вырывает.

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

миг – и нет его нигде» .        

 Ответ. Ветер.                                                                

 (Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”).

Что бы вам хотелось узнать по теме сегодняшнего урока?( вывешиваю на доску : причина образования, куда дует ветер, значение, чем измеряют)

  1. Операционально – исполнительский.

А что такое ветер? Как бы вы дали определение этому понятию?( мнение детей)

( вывешивая понятие).

Задание 2 .

Причина образования ветра.

Составьте похожую схему только для ночного времени( достаньте из конверта основу, луну, стрелки.) Рассуждая, как и раньше, правильно поставьте стрелки движения ветра). Внимательно рассмотрите  обе схемы и выясните, что является главной причиной образования ветра. Продолжите фразу, записав ее в тетрадь:

Главная причина образования ветра- это ____________________________________( для тех кому сложно самостоятельно сделать вывод найдите это в тексте на с.117).

Проверка( вывешиваю на доску главная причина образования ветра-это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности)

 Самооценка.

Задание 3.   Куда дует ветер?

 Давайте вернемся к нашей схеме и продолжим ее. Для этого ответим на вопросы:

 Куда будет двигаться воздух над сушей ( поставьте стрелкой направление движение воздуха над сушей) Куда будет двигаться воздух над морем? ( поставьте стрелку). Откуда придет воздух на сушу на место того, который поднялся вверх? (поставьте стрелку). Сделайте вывод, и запишите его в тетрадь:  из области какого давления, в область какого давления движется воздух? (Кратко запишите: Вд   Нд,  и поставьте стрелку в нужном направлении).(На доску вывешиваю Вд    Нд)

 Проверим, посмотрев видео

 Самооценка

Рассказ о видах ветров. ( презентация)

 Посмотрите за окно какой сегодня ветер. Какие характеристики вы ему можете дать.

(Ответы детей) 

Ветры могут быть разные местные, постоянные, ветры циклонов и антициклонов

 Местные ветры возникают в отдельных районах вследствие особенностей рельефа и резко отличаются от общего воздушного потока: возникают в результате неравномерного прогрева (охлаждения) подстилающей поверхности. К таким ветрам можно отнести бриз. Посмотрите внимательно на свои схемы и это есть бриз. Что вы можете о нем рассказать? Ветры антициклонов и циклонов. В циклонах ветры дуют от периферии к центру, где наиболее НД. Образуются круговые поднимающиеся потоки, которые в  СП  отклоняются вправо против часовой стрелки, а в ЮП они отклоняются влево по часовой стрелке. В антициклоне ветры дуют от центра, где наиболее ВД, к периферии.   Образуются такие же крупные вихревые опускающиеся потоки воздуха по часовой стрелке в СП и против часовой в ЮП. Постоянные ветра к ним можно отнести пассату, западный перенос, стоковые ветры, и муссоны.

Задание 4. Муссоны.

Внимательно рассмотрите рисунок 74 с.117 в учебнике

Что показано красными стрелками? Что синими? Куда  дует ветер летом? Куда дует зимой? Нарисуйте схему образования муссона летом и зимой в тетради(по аналогии с бризом ) сделайте вывод  почему ветер меняет своё направление и сколько раз?

Проверка.

(Показ видеофрагментов о муссонах)  Скажите, в чем причина образования муссонов, чем он отличается от бриза. ( вывешиваю некоторые названия ветров: пассаты, муссоны, бриз,)

Самооценка

Как можно узнать направление ветра? Расскажите.( вывешиваю табличку: ветер называют по той стороне горизонта, откуда  он дует).  ( презентация)

Прибор, которым определяют направление ветра называется - флюгер( презентация)

 График – роза ветров (слайд)

 Ветер дует с разной силой, силу ветра можно определить по 12-ти бальной         шкале (форзац учебника)

 Какой ветер самый сильный? Самый слабый? Что может произойти при таком ветре? В каких единицах измеряют силу ветра ( м/с,  баллы)

 Прибор, который измеряет силу ветра- анемометр( слайд)

«Ветер, ветер ты могуч!» Есть такие строки у А.С. Пушкина

Задание 5.

 Значение ветра. Прочитайте пункт в учебнике на стр. 119 . Запишите не менее трех аргументов того, что ветер это важное явление в природе. Дополните сами о значении ветра.

 ( вывешиваю на доску некоторые пункты:

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Вырабатывает электроэнергию

Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа

Помогал мореплавателям

Переносит семена растений и споры грибов)

 Самооценка

Задание 5. Определить в каком направлении будет дуть ветер?
В каком случае он будет сильнее? Объясните почему.  Вывод запишите в тетрадь

А 740 мм - Б  750 мм

А 763 мм – Б  758 мм

А 754 мм – Б 752 мм

 Вывешиваю на доску и один человек ставит стрелочки и делает выводы

 Самооценка.

  1. Рефлексивно- оценочный

1. Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия). Вспомните какие задачи были поставлены . Посмотрите на доску и еще раз в группе проговорите то, о чем мы сегодня на уроке говорили.

2.        Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия).

Тест: решите тест и букву правильного ответа занесите в таблицу. Прочитайте полученное слово.

  1. Ветер –это

В) движение воздуха в горизонтальном направлении

А) движение воздуха сверху вниз

С) образование облаков

2. Ветер движется:

Н) из области леса в область поля

Е)  из области повышенного давления в область пониженного

М) как ему вздумается  без всяких направлений

3. Направление ветра определятся:

П) барометром

И)термометром

Т) флюгером

4.  Сила ветра определяется в:

 Е) м/с и в баллах

О) в мм.рт.ст.

Д)градусах Цельсия

5. бриз –это

Ф)ветер, дующий из  тропиков к экватору

Р) прибрежный ветер, меняющий своё направление два раза в сутки

Ю) ветер, меняющий свое направление два раза в год.

1

2

3

4

5

 Домашнее задание

  1. Параграф 39 рассказ, определения
  2. Начертить розу ветров для февраля месяца
  3. Рассказать как действует ветряной двигатель.

Итог. Объясните мне почему же листовки летели из трубы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе, учебник Spotlight 11. Тема: «Тема: Что ждет нас в будущем? Чтение и обсуждение литера-турного отрывка из стихотворения Р. Киплинга «Если…».

Данное занятие способствует:-развитию лексических навыков по теме "Что ждет нас в будущем?",   -развитию интереса учащихся к культурному наследию Великобритании...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...