Информационный блог для педагогов
материал по географии по теме

В блоге, я делюсь с педагогами своим опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования.

«Использование опорных конспектов при обучении географии»

     Перед школой поставлены задачи формирования личности активной, организованной и ответственной, свободной от стереотипов, стремящейся к постоянному самообразованию.

 Тема самообразования «Использование опорных конспектов при обучении географии». Актуальность темы объясняется сохранением принципа преемственного обучения, способствующего рациональной организации учебного процесса, формированию прочных знаний, умений и навыков, повышению уровня методологической компетентности учеников по предмету.

      Применение в обучении опорных конспектов позволяет развивать память, логическое мышление, умения анализировать, синтезировать, формировать умения и навыки в работе учеников с различными источниками знаний. Обучение с применением ОК позволило мне структурировать уроки, используя  поэтапное закрепление пройденного материала.

      Руководствуясь принципом развивающего обучения,  учитываю потенциальные возможности  учеников, стимулировать стремление в достижении более высокого уровня результатов учебной работы.

      Система обучения с применением ОК помогла мне и учащимся улучшить результативность учебного процесса и принесла им желаемые результаты.

       Используя в педагогической практике методику обучения с применением ОК, повысила мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, следовательно, добилась  запланированных результатов в своей профессиональной деятельности. Эффективность учебного процесса стала гораздо выше, благодаря использованию целостной методики обучения с применением ОК. На уроках заговорили ранее молчавшие ученики, вместо зазубренных фраз из учебника слышится живая речь ученика и не остается безучастных учеников.

   Считаю, что основными особенностями технологии применения ОК являются:

ЦЕЛЬ - создание условий для реализации личностных функций;

СОДЕРЖАНИЕ - стандарт + личностный опыт педагога и ребенка;

ФОРМЫ РАБОТЫ - индивидуальные + групповые;

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - познавательный, через самостоятельную деятельность;

КРЕДО ПЕДАГОГА – «Я вместе с вами»;

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – диалог;

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА  - активно-инициативная;

МОТИВАЦИЯ – внутренняя систематизация, целенаправленная.

Этапы работы по составлению опорного конспекта

1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.

2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Памятка учащемуся:

  1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
  2. Прочти заданный материал по книге.
  3. Сопоставь прочитанный материал с конспектом.
  4. Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
  5. Запомни наизусть конспект как опору рассказа.
  6. Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

          

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала. Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:

1.        Прочитать тему и вопросы плана урока.

2.        Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты.

3.        Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу.

4.        Внимательно прочитать информацию по вопросу.

5.        Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.

При повторении домашнего задания, внутритемного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется использовать дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.

Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

  1. Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
  2. Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
  3. В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
  4. Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
  5. Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
  6. Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

В своей работе использую так же и другие педагогические технологии:

1.Информационные технологии применяю с использованием компьютерно-программных средств и медиаресурсов по географии в 6-9 классах.

2. Личностно-ориентированные технологии.

    Технологии ЛОО позволяет  стимулировать «внутренние силы» для саморазвития каждого ученика, инициирование личностного (субъективного) опыта ученика, развитие индивидуальности, признание самобытности каждого ученика в коллективе.

    Индивидуально-обособленная форма обучения важна тем, что учит ребят индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы,  способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для их самообразования. Она способствует не только сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких  ценностных качеств личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении целей, упорство, ответственность за выполнение порученного дела.

 Думаю, у такого рода работы много плюсов для учащихся и учителя. Конкретные цели ее выполнения перерастают в результаты.

   Подобная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений с другими явлениями и факторами, дает гораздо более полное представление о географии своей области.

 3.Игровые технологии обучения :ролевые игры . познавательные, занимательные, имитационные, в результате которых проявляются индивидуальность каждого.

4.Проблемно-развивающая технология обучения

Организация уроков основана на системе  вопросов ( проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок.

Использование данной технологии позволяет формировать у учащихся критическое мышление, умения и навыки активного речевого общения, положительные эмоции.

5. Модульное обучение

Основная идея модульного обучения состоит в том, что учащийся может и должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением через грамотную координацию их взаимодействия. Задача педагога традиционна: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать деятельность школьника. Но в рамках технологии меняются способы ее реализации.  Модульное обучение позволяет учесть и использовать индивидуальность каждого ученика и учителя, и серьезно изменить учебный процесс.

Модульное обучение, несомненно, имеет преимущество перед традиционными методами обучения:

1. Субъектная позиция школьника: ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

2. Новое качество взаимоотношений «учитель – ученик». У учителя и ученика есть больше возможностей для взаимодействия.  Их общение становится содержательным, поэтому  исчезают причины для возникновения конфликтных ситуаций. Каждый ученик получает поддержку учителя,  советы и рекомендации. Педагог формирует пространство для ответственного выбора школьником своих действий, что позволяет реализовать не только индивидуальный подход, но и принцип индивидуализации образования.

3. «Другая» позиция учителя. Учитель не только и не столько информирует ученика, передает ему некоторый объем предметных знаний, а  обучает способам самоорганизации и самоуправления, универсальным технологиям (например, проектирования, исследования и.т.п.) через модули.

Основная задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации. Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий и взаимодействий с учащимся.



Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса по географии для учащихся 8 – 11-х классов

«Экскурсионная деятельность, как способ изучения природных и культурно-исторических объектов Центральной России»

Пояснительная записка

В настоящее время в связи с переходом на ФГОС осуществляется совершенствование преподавания школьной географии, в том числе и региональной, как регионального компонента образования.

Один из путей совершенствования преподавания региональной географии (своей области, края, республики) – введение различных элективных курсов, которые имеют большие возможности в более глубоком раскрытии насущных и проблемных вопросов, касающихся природы, населения, хозяйства конкретного региона. Сегодня особо важно формировать у учащихся их культурно-историческое и природное пространство, чтобы сделать учебный материал более понятным, живым и доступным. Для этого есть множество способов. Один из них – это экскурсионная деятельность.

Экскурсии – это наиболее ёмкий вид познания, в котором соединяется и исторический, и культурный, и природный аспекты. В Москве и в городах Центральной России для этого есть все возможности, все условия.

Построение данного элективного курса осуществляется по принципу – от общего к частному. Поэтому его содержание структурировано в виде двух основных блоков «География России» и «Экскурсионная деятельность, как способ изучения природных и культурно-исторических объектов Центральной России».

В блоке «География России» – главная цель состоит в формировании географического образа своей Родины во всем ее многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияний трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Данный вариант элективного курса совместим с учебно-методическим комплектом по географии издательства «Русское слово», который позволяет формировать важнейшие предметные знания и умения.

В блоке «Экскурсионная деятельность, как способ изучения природных и культурно-исторических объектов Центральной России» у учащихся формируются знания, которые заключаются во всестороннем изучении учащимися определенной территории по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений. На экскурсиях школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать географические объекты и территории. На основе конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений и процессов во время экскурсий у школьников формируются убеждения и осознание необходимости бережного отношения к природным ресурсам.

Ознакомление во время экскурсии на предприятие с объемом производства продукции, структурой производства, внутриотраслевыми и межотраслевыми связями, вопросами повышения качества выпускаемой продукции, снижения себестоимости продукции и другими вопросами способствует пониманию учащимися принципов организации современного производства, воспитанию экономического мышления.

Данный педагогический синтез позволяет организовать деятельность учащихся по усвоению знаний данного предмета; освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, в то же время, формируя бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Ещё одним перспективным направлением в педагогической деятельности является активное участие в проектной деятельности.

Идеей написания проекта и основой его реализации может стать исследовательская работа учащихся на выявлении причин, которые легли в основу появления того или иного природного и культурно-исторического объекта.

Внедрение проектных технологий в школьную практику имеет огромное значение для развития важных качеств личности ребенка. Участники проектов учатся раскрывать наиболее важные проблемы, затем ставят перед собой цель, формулируют задачи и находят наиболее оптимальные способы их достижения. При этом развиваются навыки планирования, коммуникабельности, навыки работы в коллективе.

Экскурсия много даёт и самому учителю для повышения его педагогической и научной квалификации. Она обеспечивает ему овладение научно-исследовательскими методами, приобретение навыков к изучению окружающей действительности.

В основу преподавания элективного курса положена педагогическая модель процесса формирования ценностных ориентаций подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования.

В качестве целевого компонента модели представлены основные цели и задачи данного курса.

Основные цели курса:

Формирование у учащихся пространственных представлений в природных, социальных и экономических системах Земли на примере Центральной России;

Формирование целостного представления о территории Центральной России, об особенностях создания на ее территории природных и культурно-исторических объектов, их географического положения и освоения, природно-ресурсном и хозяйственном потенциале.

Основные задачи курса:

– Показать особенности географического положения, истории исследования, заселения и хозяйственного освоения изучаемого объекта.

– Оценить природно-ресурсный и хозяйственный потенциал объекта, его ландшафтное разнообразие.

–Познакомить учащихся с культурной и духовной жизнью, творческой деятельностью населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).

– Охарактеризовать историко-культурные и природные достопримечательности региона, процесс их формирования.

– Шире использовать возможности курса в формировании ценностных ориентаций школьников, таких как активная жизненная позиция, познание малой Родины (возможность расширения кругозора, интеллектуального развития), активность нравственной позиции (уважение к людям, нравственное воспитание (стремление к улучшению процесса работы, стремление к познанию нового).

Значение курса:

–расширение кругозора учащихся в области географии;

–экономизация географических знаний;

– внедрение элементов рекреационной географии и географии туризма в содержание исследований природных и культурно-исторических объектов.

Программа курса

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Центральной России (5час)

– Лекция (1 час);

– Творческие задания (1 час);

– Экскурсия (3 час)

Тема 2. Внутренние воды и водные ресурсы Центральной России (7час)

Лекция (1 час);

– Сообщения учащихся (2 час);

– Экскурсия (4 час).

Тема 3. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Центральной России (8час)

 Лекция (2 час);

– Творческие задания (2 час);

– Экскурсия (4 час).

Тема 4. Хозяйство Центральной России (5час)

– Лекция (1 час);

– Семинар (2 час);

– Экскурсия (2 час).

Тема 5. Города Центральной России (6час)

– Лекция (1 час);

– Творческие задания (2 час);

– Экскурсия (3 час).

Тема 6. Проектная деятельность (3час)

Темы проектов :

            1.Репортаж из заповедника.

            2.Влияние природных зон на здоровье человека.

            3.От прошлого к настоящему .

            4.Туристический маршрут по озеру Селигер.

Примерное учебно-методическое планирование

№№

Объект изучения

Цели

Задачи

Формы проведения

Сроки

1

Приокско-Террасный заповедник

Общеобразовательная

Расширение общего кругозора

Путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

Сентябрь 2011-2012 уч. год

2

Музей землеведения МГУ

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитательными задачами

Тематическая экскурсия

Октябрь, декабрь 2011-2012 уч. год

3

Кондитерская фабрика ,,Красный Октябрь,,

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитательными задачами

Тематическая экскурсия

Ноябрь 2011-2012уч. год

4

Коломенское

Общеобразовательная, культурно-просветительская

Повышение уровня знаний по географии, расширение общего кругозора

Обзорная многоплановая экскурсия, экскурсионная информация в транспортном путешествии

Январь 2011-2012 уч. год

6

г. Мышкин

Общеобразовательная, культурно-просветительская

Повышение уровня знаний по географии, расширение общего кругозора

Обзорная многоплановая экскурсия, экскурсионная информация в транспортном путешествии

Март 2010-2011 уч. год

7

Оз. Селигер

Общеобразовательная, культурно-просветительская

Повышение уровня знаний по географии, расширение общего кругозора

Обзорная многоплановая экскурсия, экскурсионная информация в транспортном путешествии

Апрель 2011-2012 уч. год

8

Проектная деятельность

Май 2011-2012 уч. год

Примерное распределение часов по курсу

Объект и темы изучения

Количество часов

Форма проведения

Всего

Теория

Практика

Приокско-Террасный заповедник: особенности формирования природного объекта, практическое значение.

5

1

4

Лекция, творческая работа учащихся, экскурсия

Музей Землеведения МГУ: история создания, практическое значение, тематическая экскурсия.

5

1

4

Лекция, сообщения учащихся, экскурсия

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»: специализация предприятия, структура предприятия, основные профессии и профессиональный состав рабочего коллектива, перспективы развития предприятия, тематическая экскурсия

5

1

4

Лекция, семинар, экскурсия

Коломенское: особенности формирования объекта, оценка природных и культурно-исторических памятников, практическое значение, тематическая экскурсия

4

1

3

Лекция, творческая работа учащихся, экскурсия

г. Мышкин: своеобразие природных условий местности, характер хозяйственного освоения территории, этнографические особенности населения, оценка природных и культурно-исторических памятников, тематическая экскурсия

6

1

5

Лекция, творческая работа учащихся, экскурсия

Оз. Селигер: своеобразие природных условий местности, характер хозяйственного освоения территории, этнографические особенности населения, оценка природных и культурно-исторических памятников, тематическая экскурсия

6

1

5

Лекция, творческая работа учащихся, экскурсия

Проектная деятельность: защита проекта

3

1

2

Семинары, индивидуальные задания

Итого

34

9

25

Материал курса отобран с учетом основных компонентов курса географии и в соответствии с общими целями образования, помогает учащимся овладеть системой основных географических знаний о природе и обществе как едином целом.

Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Проекты учащихся могут быть представлены на конференциях и конкурсах различных уровней.

Данный курс предназначен для учащихся 8-11 классов.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Литература:

  1. Александрова А. Ю. География международного туризма.// География в школе. №4, 2003г.
  2. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.№6,2002г.
  3. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе. №6, 2002г.
  4. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник.//Под. ред. Л. П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002г.
  5. Географический атлас областей России.- М.: Изд-во: ДИК, 1999г., 2003г.
  6. Учебно-методический комплект «География» издательства «Русское слово».



Предварительный просмотр:

. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

                                                                                          Статью составила

                                                                                     Еловская Ю.В.

ГБОУ СОШ № 92 г .Москва

                                             учитель географии

Здоровье сберегающие технологии лежат в основе планирования учебного времени. Внедряя в систему своей работы здоровье сберегающих технологий, я в данной статье определила следующий ряд педагогических факторов, положительно влияющих на здоровье детей:

- разнообразие форм и методов здоровье сберегающей деятельности;

- организация двигательного режима детей (с учетом их возрастной динамики);

- отсутствие стрессовой педагогической тактики;

- четкое соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- функциональная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (знание характера ребенка, наклонностей, интересов и т.д.);

- правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств, рациональное распределение времени и т.д.);

- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

По моему мнению, без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровье  сбережения.

Что же конкретно я, как учитель, делаю в этом направлении?

 Домашняя работа учащихся — особый вид самостоятельной работы, который проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому он особо нуждается, в создании необходимых условий для успешного  выполнения  домашнего задания и без риска для здоровья детей.

На  практике я убедилась, что домашняя работа способствует физическому и душевному благополучию учащихся и протекает наиболее эффективно, если:

  1. правильно выбран объем домашнего задания;
  2. учитываются индивидуальные особенности учащихся;
  3. со стороны учителя организована оперативная помощь, не сковывающая инициативу и самостоятельность учеников, но предупреждающая появление у них неудовлетворенности.

Известно, что домашняя работа часто становится трудоемким и подчас непосильным занятием для большинства учащихся, а также не дает ожидаемых результатов, если не учитывается правильно выбранный объем задания на дом.

При отборе заданий на дом я ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Используя дифференцированный подход,  для более сильных учащихся  я даю дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска правильных способов решения; для слабоуспевающих школьников предусматриваю определенные меры помощи. Дифференциация проявляется еще в том, что вместо обязательных заданий отдельные учащиеся или все школьники получают советы для выполнения добровольно выбранной ими домашней работы.

Дифференцированные, индивидуальные, добровольно-обязательные домашние задания и задания по выбору способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов. Слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так и душевного благополучия.

В результате  наблюдений я пришла к выводу, что чаще всего плохо справляются с домашним заданием ученики, либо не владеющие приемами учебного труда, не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии (неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению). В связи с этим домашние задания для слабых ребят становятся трудоемким занятием, а для сильных — неинтересным. Все это сказывается на их здоровье. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, неудовлетворенности, а также сформировать положительное отношение учащихся к домашней работе, в своей практике я подбираю задания с учетом индивидуальных способностей детей (1, 2, и 3 уровней). Например, при изучении темы «Атмосфера» я подбираю  домашние задания следующим образом:

1-й уровень

Дайте определение понятия «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферного воздуха? Каково их соотношение?

2-й уровень

Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Покажите мощность отдельных слоёв, плотность воздуха, наличие (отсутствие) водяного пара и облаков.

3-й уровень

Каким образом нагревается атмосферный воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь удаляясь от Земли, мы приближаемся к Солнцу- источнику тепла?

Кроме дифференцированных домашних заданий, я предлагаю задания по выбору или занимательного характера, что мобилизует силы школьников и способствует развитию интереса к учебному предмету.

Примеры заданий:- составьте памятку туристу, путешествующему по Австралии;

- напишите заметки путешественника по рекам Северной Америки.

Так же я считаю, что одним из главных направлений здоровье сбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто использую такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

В структуру урока все  более активно внедряю «физкультминутки». Слежу за правильностью осанки учеников. Использую  на уроках систему разминок для глаз, рук и ног и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе.

Приведу примеры физкультминуток для среднего звена, которые я провожу на своих уроках географии.

Физкультминутка, которую можно провести в 7 классе при изучении Антарктиды.

 1.Мы познакомились с береговой линией используя карту, а сейчас я предлагаю вам совершить пробежку по нашему материку .Глазками следим за береговой линией.

2.А теперь представим, что мы с вами стоим в центре южного полюса .Руки положили на экватор(талию).и начинаем осматривать территорию . Сначала осмотрим восточную часть , затем западную.

3.А теперь посмотрим на безоблачное небо, а затем на огромный ледник ,у нас под ногами.

4.А теперь прошу вас закрыть глаза, когда откроете то сразу найдите материк на карте , затем Антарктический п-ов , океаны омывающие материк.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1.Сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.Сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3.Стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через

правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.Стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.Сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

-активного участия в этом процессе самих учащихся;

-создание здоровьесберегающей среды;

-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

-планомерной работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога

Проект к зачету по курсу академического модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»....

Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты

Статья о том, каким должен быть современный учитель. Хороший материал для подготовки к аттестации. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это озн...

Информационный блог для обучающихся и родителей

Вблоге представлена инфформация о подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Формирование информационно - коммуникационной культуры педагога

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и ко...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образовани...

Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Технология формирования информационно-образовательной среды педагога в условиях реализации ФГОС»

Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышен...