Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.
статья (география) по теме

Постнова Наталья Александровна

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

        Н.А.Постнова

учитель географии КГБОУКШИ

Алтайский кадетский корпус

 ЗАТО Сибирский Алтайского края

Развитие мотивации  к учебной деятельности  на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Вспоминаю, как в детстве, отдохнув на каникулах, я скучала по школе.  И не только потому, что  долго не видела одноклассников, но и потому, что жива была в душе та самая, пресловутая тяга к знаниям.  Мне и моим друзьям, в  самом деле, хотелось учиться, узнавать что-то новое и интересное по любому предмету. Это желание, заложенное в детстве, сохраняется до сих пор:  больше всего на свете я люблю учиться.

Но, спустя много лет, с тревогою смотрю на подрастающее поколение. Не редко у   теперешних школьников пропадает всякое желание к учебе. И я, как многие педагоги, чувствую в этом  свою вину.

Среди школьных предметов  нет главных и  второстепенных. Но порой в стенах  школы  дети по-разному отзываются об одних и тех же предметах: от равнодушия, до обожания и глубокого убеждения в углубленном изучении. Почему же за знакомой табличкой  «Кабинет географии» для одних открывается огромный бушующий океан, щебечут на разные голоса птицы тайги или джунглей, разгораются жаркие научные споры, а для  других -  мир полного безмолвия? Относиться к таким фактам равнодушно - не позволяет осознание роли географических знаний в системе школьного образования. Нельзя не сказать о том, что  именно географии принадлежит не малый вклад в формировании в сознании ребенка целостной картины мира, начиная со своей малой родины и заканчивая строением планеты на которой мы живем. География - единственный школьный предмет, изучающий природу и общество в их взаимодействии. Поэтому, развитие мотивации к учебной деятельности  - одно из важнейших  направлений работы педагога-предметника.

Современная методика обучения географии, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции, стандарты и технологии образования. Более детально и широко разрабатывается уже накопленный значительный опыт  применения известных технологий и методик.

Так как  географию зачастую называют устным предметом, то вполне логичным, на мой взгляд, будет остановиться на  применении  технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.  Использование этой технологии  требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В школьной географии есть  большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой  технологии, как части проблемно-поискового метода. В темах различных географических  курсов найдется не мало  проблем и вопросов для организации учебного диалога: «Правильно ли мы обозначаем  север и юг на карте?»,  «Ветер - враг или друг человека?», «Так ли опасно глобальное потепление?». Для ответа на   некоторые из них потребуются лишь опыт, накопленный при изучении темы и их можно использовать на уроках обобщения и закрепления знаний. Другие, более глобальные и глубокие, потребуют не только должной  подготовки учителя, но и  глубокого изучения темы учащимися  с использованием дополнительных источников знаний:  СМИ,  специальной литературы,  сайтов Интернет. Такие проблемы предполагают опережающие индивидуальные задания, предварительное изучение проблемы отдельными учащимися и могут быть использованы на уроках  новых знаний или уроках семинарах после определенного курса лекций.  

Успешное проведение подобных уроков  не возможно без постоянного  тренинга, учителю необходимо постоянно  обучать  школьников правилам ведения дискуссии на уроке. Среди них стоит отметить следующие:

  1. Задавать вопросы, имеющие прямое отношение к  теме разговора;
  2. Излагать свои мысли четко и внятно, экономя время присутствующих и свое;
  3. Высказывать свое мнение, лишь, будучи спрошенным, не перебивая других, избегая резких, категоричных выпадов в сторону собеседника;
  4. С уважением и вниманием относиться к мнению оппонента;
  5. Настойчиво, но аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  6. Уметь принять  точку зрения собеседника, если он убедил вас в своей правоте, без обиды и  колкостей в его адрес.

Редкий диалог в подростковой среде  обходится без огня  полемики. Искусству  спорить, не нарушая  добрых дружеских отношений, в то же время, не выходя за тему  разговора, и должен  научить ребят учитель. Думая об этом, я часто вспоминаю слова Ушинского:

«В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни  стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности,  был хорошего качества».

Замечательные слова! Руководство к действию. Ведь все мы знаем, каковой может быть сила слова, и в наших  с вами руках возможность сделать диалог, беседу, дискуссию на уроке не только обучающими, ведущими к новым открытиям, но и воспитывающими.

Несколько лет назад по окончании изучения курса школьной географии  ребята подарили мне атлас, на страницах которого  выразили свои мысли об изученном, о полученном географическом опыте. Многие из них говорили о том, что география научила их мыслить глобально: не только о своих интересах, но и об интересах окружающих; научила выражать свое мнение, не страшась быть осмеянным; понимать силу своего слова и мысли; дала возможность поднять и утвердить свой статус в классном коллективе. Не мне вам объяснять какое значение имеют эти факты в подростковом возрасте. Отсюда и повышение мотивации к предмету.

Пройдет около месяца и новое поколение десятиклассников выйдет с последнего в своей жизни урока школьной географии. Мы много искали  с ними, и они часто дискуссировали между собой, оспаривая мнения великих, и убежденно отстаивая свои. Интересно, что напишут они  на прощание в моем стареньком атласе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления

Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...