Урок географии. Тема: Структура хозяйства России
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 9 классов в соответствии с рабочей программой на 2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_geografii_stuktura_hozyaystva.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Е.Г.Леонтьева

Урок №26

Тема: Структура хозяйства России

Цели урока:

  1. Сформировать представление о структуре хозяйства России, ее неоднозначности.
  2. Продолжить формирование умения осуществлять информационно-смысловой анализ текста и передавать информацию в сжатом виде.
  3. Формировать умение применять полученные знания  о структуре хозяйства России для решения проблемных задач и задач прикладного характера (определение структуры хозяйства города  по занятости родителей).
  4. Продолжить формирование умения выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном и письменном виде.
  5. Продолжить формирование умения оценивать  изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.

Тип урока – урок изучение нового материала

Вид урока – урок-диалог

Формы обучения – фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: учебник географии для 9 кл. А.И. Алексеева, параграф 26, дополнительный материал (статья  из энциклопедии для детей «Прогресс или иллюзия прогресса»), Диаграммы занятости родителей и самих учащихся в будущем, построенные учащимися

 ( инд. домашнее задание), схема для отработки понятий «отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности», «межотраслевой комплекс», памятки по самооценке компетентности на уроке.

                                                           Ход урока

Модуль учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Приветствие. Организация деятельности

Метод постановки задач

Организует беседу, нацеленную на актуализацию знаний по теме «Хозяйство России».

Подводит к необходимости изучения структуры хозяйства

Отвечают на вопросы, вспоминают название раздела, темы, изученной ими ранее.

Определяют, есть ли у них представление о хозяйстве России, полное оно или нет.

Принимают предложение учителя.

Организует  целеполагание  по теме, отбор способов и форм деятельности.

Формулируют цель деятельности

Отбирают способы и формы деятельности

2   Изучение нового материала

Программированный метод

Объяснительно-иллюстративный метод

Определяет объем самостоятельной работы по изучению структуры хозяйства

(интериоризация – погружение в содержание –индивидуально – фронтальная работа)

Самостоятельно изучают  материал, используя выбранный способ (предпочтительно -информационно-смысловой анализ текста)

Обозначает момент экстериоризации – обмен полученной информацией.

Выслушивает ответы учащихся, задает вопросы на проверку понимания смысла высказывания.

Предлагает остановить внимание на понятии «межотраслевой комплекс», организует закрепление с помощью схемы, заготовленной заранее.

Сообщают выводы, полученные путем информационно-смыслового анализа текста.

Предполагаемые ответы

1.Структура хозяйства, или  состав, строение  хозяйства, определяется  по доле занятых в отраслях.

2. В России до 1970-х годов продолжался рост занятых в промышленности за счет уменьшения занятости в с/х, а также увеличение доли отраслей третичного сектора

3. Другой подход к разделению хозяйства на составные части – выделение  межотраслевых комплексов – групп взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга.

4. Отраслевая структура промышленности – соотношение между различными отраслями по стоимости продукции или по стоимости основных производственных фондов, постоянно меняется. Доля одних отраслей возрастает, других – уменьшается.

5. Главный фактор изменений –технический прогресс.

Организация

развивающей  деятельности

Проблемный метод

Нацеливает на подведение итогов самостоятельной работы,

предлагает передать информацию в сжатом виде.

Предлагает проблемные вопросы для размышления над изученным:

Итак, представленный  в учебнике материал о структуре хозяйства навел меня на размышления.

1.Мы рассматриваем  структуру хозяйства России, но ведь оно, хозяйство,  складывается из хозяйства отдельных территорий. Хотелось бы узнать, какова структура хозяйства или соотношение занятых в отраслях нашего города? А вам это интересно?

2.  Структуру  современного хозяйства мы можем представить по данным учебника и местным данным,  а какой будет структура хозяйства в будущем, если предположить, что структура зависит от выбора профессии людьми, например, вами?

3. И, наконец, изменение структуры хозяйства, связанное с НТП- это хорошо или как посмотреть? Другими словами, что мы имеем сегодня  - прогресс или иллюзию прогресса?

Передают информацию в сжатом виде

Слушают вопросы, готовятся  защищать проекты, выражать свою точку зрения.

.

Применение знаний

Моделирование, графический метод

Создание устных и письменных суждений

Направляет работу класса на осмысление затронутых проблем, дискуссию, предложение решений

Защищают проекты:

 1. «Занятость родителей или микроструктура хозяйства  города»

2. «Структура хозяйства в будущем зависит и от меня».

Высказывают точку зрения

на факты, изложенные в статье «Прогресс или иллюзия прогресса» 

Организация деятельности по подведению итогов

Метод самооценки

Направляет работу класса на подведение итогов

по изученному материалу

Работают с памяткой по самооценке компетентности

Оценивают изученное с позиций

  1. Значения в обществе, хозяйстве
  2. личного значения (самые ценные для меня сведения – это сведения  о… -
  3. назвать вопрос, заставивший задуматься, оставивший впечатление, представляющийся важным)

По овладению компетенциями

Используют алгоритм самооценки компетентности

  1. Выделяют компетенции, над формированием которых работали на данном уроке
  2. Оценивают степень сформированности компетенции

Сегодня на уроке мне удалось/  пока не удалось (указать конкретно, что удалось, что пока не удалось)

  1. Сформулировать цель своей деятельности (я наметил … (назвать что  наметил сделать на уроке, приступая к изучению темы)
  2. Самостоятельно изучить материал о… (назвать изучаемый материал)
  3. Понять способ учебной деятельности, которым я пользовался при изучении … (назвать тему) и  способы, с помощью которых изучали материал (назвать способы деятельности, которыми пользовались)
  4. Оценить изученный материал с позиции …
  5. Оценить свои достижения

Организация

домашней деятельности

Предлагает

Записать сжатое изложение  материала по теме (3 – 4  предложения),

 Устно ответить на вопросы самооценки после параграфа 26,

А также на вопрос -  о чем стоит задуматься выпускнику школы, рассматривая структуру хозяйства страны?

Записывают дом. задание,

Выясняют для себя детали выполнения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

Контрольная работа по географии 8 класса "Хозяйство России"

данная работа составлена на основании пройденного материала по теме "хозяйство России", в работу включены разные виды заданий как с выбором ответв в виде теста, так и задания с открытым ответом....

Рабочая программа по географии. Население и хозяйство России. 9 класс.

Методическая разработка по географиии для 9 классов общеобразовательных учреждений. Учебник Е.М. Домогацких....

Контрольная работа по географии 9 класс "Хозяйство России"

Контрольная работа по географии 9 класс "Хозяйство России"...