Программа элективного курса по географии 10 класс
элективный курс по географии (10 класс) по теме

Прокудина Елена Сергеевна

Программа элективного курса расщиряет тематику содержания дисциплины. Дает возможность рассмотреть темы ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnyy_kurs_po_geografii_10_klass.doc281.09 КБ

Предварительный просмотр:

                  

Среднее (полное) общее образование. Курс «ГЛОБАЛЬНАЯ  ГЕОГРАФИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по географии  для 10 классов составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений. «География мира» (X – XI кл.), Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2007  феде рального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

                                   Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную за писку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, расположенным в рекомендуемой после довательности, а также требования к уровню подготовки выпускни ков.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет мак симально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самооп ределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продол жить свое образование в выбранной области.

Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направ лено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний для понимания предмета

и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе наук, жизни об щества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделиро вания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных усло вий и факторов;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессио нально ориентированных задач;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и куль турам, социально-ответственного отношения к окружающей сре де в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • приобретение компетентности в сфере элементарного метеорологи ческого, геологического, гидрологического, ландшафтного, гео экологического моделирования и прогнозирования, использо вания разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности, обеспече ния личной безопасности жизнедеятельности и адаптации к усло виям окружающей среды.

Программа рассчитана на 34 часа, предусматривает формирование у учащих ся общеучебных умений и навыков, овладение универсальными способами деятельности. На профильном уровне это:

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;
  • выполнение в практической деятельности и повседневной жиз ни экологических требований, оценивание и корректировка своей де ятельности в окружающей среде;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образо вания или будущей профессиональной деятельности;
  • конструктивное восприятие явлений современной жизни, оп ределение своих возможностей и вклада в общий результат;
  • владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.

Результаты обучения

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, ком петентности выпускника средней школы являются следующие:

  • осознание пространственно-временного единства и взаимосвя зи развития в географической действительности природных, социаль но-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов и объектов;
  • умелое применение знаний и навыков в субъективно-объектив ной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяй ственной целесообразности и экологических требований в геопро странственной реальности;
  • умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопас ности окружающей среды для выработки личностной ценностно-по- веденческой линии.

Формирование географической компетентности учащихся на про фильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общест венном, территориально-пространственном измерениях.

                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

№ п/п

Содержание разделов, тем.

Примерная

Рабочая

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

210

34

РА3ДЕЛ I. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА.

 Природный блок географии.

Фи зическая география.

Отраслевые физико-географические науки.

Об щественный блок географии.

30

4

1

1

1

1

РА3Д ЕЛ II. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ 

Объект, предмет и методы общей географии.

Географическое техно- пространство

Территориальные системы. Пространственные модели в геогра фии.

30

4

1

1

1

1

РАЗДЕЛ III. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ Физическая география как наука о природе Земли: сущность, струк тура, методы, источники информации. 

Современное рельефообразование.

Учение о геосистемах. 

Географические процессы и явления на суше и в океане. 

30

4

1

1

1

1

РАЗДЕЛ IV. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ 

Предмет и задачи геологии. 

Геологическая история Земли. 

Геологические объекты и процессы. 

 Свойства литосферы:

10

4

1

1

1

1

РАЗДЕЛ V. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ

Экономическая и социальная география как наука.

Экономико-географическое изучение природных ресурсов.

География населения.

Уровень и качество жизни населения.

География хозяйства.

География международных экономических связей.

 Политическая география и геополитика.

Страноведение и регионалистика.

 География объектов природного и культурного наследия.

Современные географические проблемы развития России.

50

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Р А 3 Д Е Л VI. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружаю щей среды.

Связи человека с биосферой.

Окружающая среда и ее слагаемые.

Экологические свойства геологической среды.

Окружающая среда  природно-техногенное целое.

Геоэкологиче ское единство окружающей среды.

Процессы в окружающей среде.

Управление качеством окру жающей среды.

30

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Резерв времени 

30

0

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (X класс 34часа)

Р А 3 Д Е Л I. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА (4 часа)

История формирования географических идей. География в системе наук о Земле. Естественно-общественная сущность географии. Совре менные тенденции в развитии географической науки. Потенциал оте чественной географии. Ключевые вопросы географии.

Структура географической науки. Природный блок географии. Фи зическая география. Отраслевые физико-географические науки. Об щественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Кар тография. Дифференциация географии. Пути к интеграции геогра фии.

Представления о современной географической картине мира. Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах. Учение о конструктив ной географии. Учение о геоэкологии.

Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект гео графии. Научный поиск интегрирующего ядра географии.

Традиционные и новые методы географической науки — картогра фический, статистический, описательный, полевой, сравнитель но-географический, математический, моделирования, аэрокосмиче ский, геоинформационный. Географические прогнозы.

Практические работы. 1. Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географиче ской информации. 2. Составление простейших географических прогнозов.

Р А 3 Д Е Л II. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ (4 часа)

Объект, предмет и методы общей географии. Географическое техно- пространство: составляющие, пространственно-временной подход к вещественному наполнению. Структура, свойства, функционирова ние, динамика, эволюция реального геотехнопространства на локаль ном, региональном и глобальном уровнях. Поляризация пространства. Функция места.

Территориальные системы. Пространственные модели в геогра фии. Экологизация географии. Техносфера и географическая обо лочка. Процессы в географическом пространстве — природные, техногенные, социально-экономические, геоэкологические. Изме нения в географическом пространстве — глобальные, региональные, локальные. Тенденции изменения географического пространства. Управление развитием географического технопространства — экс пертизы, мониторинг. Особенности географического пространства России.

Практические работы. 1. Изучение взаимосвязей природы, хозяйства, на селения, экологических проблем родного края на основе непосредственных наблюдений, экскурсий, экспедиций, походов, а также источников географи ческой информации (статистических, аудиовизуальных, электронных, литера турных). 2. Выявление и объяснение пространственно-временных отношений и взаимосвязей человека и его деятельности с окружающей географической действительностью.

РАЗДЕЛ III. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ (4 часа)

Физическая география как наука о природе Земли: сущность, струк тура, методы, источники информации. Частные физико-географиче ские дисциплины. Важнейшие географические особенности Земли как планеты. Эколого-географическое и ресурсно-географическое изуче ние природы.

Географическая оболочка: этапы развития, составляющие, представ ления. Закономерности эволюции географической оболочки, ее верти кальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмич ность процессов в географической оболочке.

Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов. Современное рельефообразование.

Учение о геосистемах. Ландшафтная сфера Земли. Мировой океан как часть географической оболочки. Природные комплексы как гео системы: компоненты, свойства и типы связей (вещественные, энер гетические, информационные). Иерархия природных геосистем. Био сфера — планетарный природный комплекс.

Географические процессы и явления на суше и в океане. Неблаго приятные и опасные природные явления. География природного риска.

Территориальные природные комплексы, ландшафты. Исторический обзор формирования представдений о природной целостности. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном природном комплексе, ландшафте. Системность — основа изучения территорий. Природные компоненты и факторы в геосистеме межкомпонентной связи. Природ ный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетар ные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классифи кация. Культурный ландшафт: характерные черты и свойства.

Практические работы. 1. Решение ландшафтно-экологических задач. Изу чение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятель ности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга. 2. Проведение ланд шафтного синтеза зональных геосистем, характерных для различных регионов Земли. Ландшафтное картографирование.

РАЗДЕЛ IV. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ (4 часа)

Предмет и задачи геологии. Специфика геологических исследова ний. Земля и земная кора. Происхождение Земли, этапы ее развития. Минералы. Горные породы. Геологическая история Земли. Геологи ческие процессы и их результаты. Магматизм. Выветривание. Пере нос и отложение продуктов выветривания. Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во вре мени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.

Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимиче ские, геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.

Практические работы. 1. Обоснование практического значения геологиче ских знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами и инженерно-хозяйственной деятельности. 2. Изучение изменения геологиче ской среды в результате деятельности человека. 3. Определение минералов и горных пород. Определение основных руководящих окаменелостей по образ цам, муляжам или рисункам.

РАЗДЕЛ V. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ  (10 часов)

Экономическая и социальная география как наука: сущность, струк тура, методы, источники информации. Система социально-экономи ко-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение: виды, основные компоненты, методы оценки.

Экономико-географическое изучение природных ресурсов: класси фикация ресурсов, ресурсообеспеченность различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его Экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регио нов. Комплексное освоение ресурсов.

География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населе ния Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения. Заня тость населения. Уровень и качество жизни населения. Миграции. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.

Оценка и баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, истори ческих, географических особенностей на формирование трудовых на выков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.

География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территори альная структуры хозяйства, их изменение под воздействием науч но-технической революции. Факторы размещения производства. Гео графическое разделение труда, факторы его развития. Международ ные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные эко номические зоны как элемент глобальной территориальной структу ры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.

Политическая география и геополитика. Основные идеи и концеп ции формирования мирового геополитического пространства. Терри ториально-политическая организация общества.

Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития страноведения и регионалистики. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.

Современные географические проблемы развития России. Геополи тические и географические проблемы развития России. Геополити ческое и геоэкономическое положение страны. Проблемы использова ния природно-ресурсного потенциала России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Демо графия и расселение. Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России.

Практические работы. 1. Учебное моделирование и проектирование разви тия и размещения населения и хозяйства России, республики, края, области, города, своей местности в будущем. 2. Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов приро допользования. 3. Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов и стран и прогнозов расселения населения. 4. Определе ние специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-гео графической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и инфраструктурного комплекса. 5. Составление комплексных гео графических характеристик разных территорий: городов и населенных пунк тов, районов, стран и крупных регионов.

Р А 3 Д Е Л VI. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

(8 часов)

Вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружаю щей среды. Этапы развития геоэкологических знаний в эпоху науч но-технического прогресса. Последняя четверть XX в. — поле геоэко логических интересов, завязанных на сохранении благоприятной для жизнедеятельности человечества окружающей среды. Появление тер мина «геоэкология».

Связи человека с биосферой. Принципиальное качественное от личие человека от животных. Различия воздействия человека и био логических организмов на биосферу. Человек как целостное природно-биологическое, социокультурное, духовное существо. Техноген ный мир и биосфера. Противоречия во взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Окружающая среда и ее слагаемые. Понятие «загрязнение окру жающей среды». Понятие «воздушная среда». Основные виды и нор мативы загрязнений воздушной среды. Целенаправленные изменения воздушной среды. Понятие «водная среда». Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные измене ния водной среды. Понятие «биопочвенная среда». Основание для объединения почв с наземными растительными и животными орга низмами в единую систему. Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды. Целенаправленные изменения биопочвенного окружения человека. Понятие «геотехноморфологическая среда», ее прямые и косвенные изменения. Понятие «геологическая среда». Ти пы геологической среды. Основные техногенные воздействия на гео логическую среду. Экологические свойства геологической среды.

Окружающая среда — природно-техногенное целое. Геоэкологиче ское единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной и других сред в условиях города. Структура географической составляю щей окружающей человека среды. Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды.

Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, ло кальные изменения окружающей среды. Управление качеством окру жающей среды.

Практические работы. 1. Определение прямых или опосредованных воз действий изменяющейся окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека, а также на организмы. 2. Анализ неблагоприятных для человека проявле ний геоэкологических процессов (на примере своей местности). 3. Выявление источников естественного и техногенного загрязнения своей местности, райо на, города, основных типов загрязнений окружающей среды (механического, физического, химического, биологического), особо опасных загрязнителей и их воздействия на человека. 4. Учебное моделирование и проектирование тех ногенных изменений окружающей среды и их возможных последствий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

• особенности современного этапа развития географической науки,

ее объект, предмет, структуру, методы и источники географиче ской информации, основные теории концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и гео экологических проблем человеческого общества;

  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, тер риториальные системы, комплексное географическое страноведе ние и регионализм, развитие географической оболочки, природо пользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для опи сания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной систе мы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комп лексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирова ние территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятель ности, техногенного воздействия на земную кору;

понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продол жению образования в выбранной области оценивать и обменять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбаниза ции и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений от дельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информа ции для проведения наблюдений за природными, социально-эко номическими и геоэкологическими объектами, процессами и яв лениями, их изменениями под влиянием разнообразных факто ров;
  • составлять комплексную географическую характеристику регио нов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности раз личных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст вия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных те кущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социаль но-экономических событий международной жизни, геополитиче ской и геоэкономической ситуации в России, других странах и ре гионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития между народного туризма и отдыха, деловых и образовательных про грамм, различных видов человеческого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...

Программа элективного курса по географии для 5 класса "Занимательная география"

Программа курса расчитана на 17 часов, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит темы, изучение которых, вызывают познавательный интерес у учащ...

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...