ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Каргина Светлана Владимировна

 

Цели  и  задачи  урока:  продолжить  формирование  представлений  о  взаимодействии

Человека  и  природы;  познакомить  учащихся  с  новыми  терминами;  разобрать

Основные  экологические  проблемы- их  сущность,  виды, причины  вызывающие

Их; рассмотреть  с  учащимися  современную  экологическую  ситуацию  в  России  и 

Санкт-Петербурге; сформировать  представление  о  современных  методах  контроля

За  состоянием  природной  среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Образовательная программа: Информационно-коммуникационные технологии
в образовании: совершенствование дидактического инструментария
современного учителя-предметника

урок в 8 классе

экологическая ситуация в россии и санкт- петербурге

Предметная область:
география, 8 класс

Выполнила:
Каргина Светлана Владимировна,
учитель информатики ГОУ лицей №590 Красносельского района
Санкт-Петербурга

Руководитель работы:
Бычков А.В.,
учитель информатики

Санкт-Петербург

2007

   Цели  и  задачи  урока:  продолжить  формирование  представлений  о  взаимодействии

Человека  и  природы;  познакомить  учащихся  с  новыми  терминами;  разобрать

Основные  экологические  проблемы- их  сущность,  виды, причины  вызывающие

Их; рассмотреть  с  учащимися  современную  экологическую  ситуацию  в  России  и  

Санкт-Петербурге; сформировать  представление  о  современных  методах  контроля

За  состоянием  природной  среды.

  Оборудование:  карты  России, контурные  карты, схемы, таблицы, картины, книги,

Игра  «лото»,презентации,  фото-альбом.

  Методы: изучение нового материала, беседа, практическая работа.

  Формы проведения урока:

Повторение уже известных  и  знакомство учащихся с новыми терминами и пон6ятиями;

 Беседа – выделение наиболее серьезных и важных экологических проблем страны и Санкт-Петербурга, и причин, их вызвавших; доклады о ситуации Санкт-Петербурга; презентации причин экологии; обозначение на контурной карте наиболее неблагоприятных в экологическом плане регионов России; работа по схемам, таблицам и статистическим данным; игра «экологическое лото»; фрагментарное использование книг, картин, видео-фильмов, для формирования образа экологических проблем в России и возможных путях  решения  этих проблем.

Термины и понятия: экология, экологические проблемы, экологическая география, адаптация загрязнение вод озоносфера, парниковый эффект, кислотные дожди, гумус пестициды, опустынивание, эрозия почв, мониторинг, «ядерная зима»,МЧС России

  Географические объекты:Санкт-Петербург,Москва,Чернобыль,Байкал,Иртыш,Омск,Стерлитамак.

                        План урока.

Организационный момент.

1.Опрос

2.Изучение нового материала:

1) Знакомство со структурой современной экологии.

2)За красотой в природу « природа-дети-красота».

3.Природа-экология –поэзия.

4.Экология в цифрах: статистические данные, таблицы,

5.Источники экологической опасности.

 Презентации:

а  загрязнение воздуха и образование кислотных дождей

б загрязнение вод

в  эрозия почв и обезлесивание

г  видеофильм «авария на Чернобыльской АЭС»

6.Доклад об экологическом состоянии Санкт –Петербурга.

7.Выделение основных экологических проблем по карте экологии.

8.Работа с контурными картами: отметить города,  в которых наиболее сильно промышленно-городское загрязнение атмосферы.

9.Контроль и возможные пути решения: мониторинг, заповедники.

Закрепление: игра»экологическое лото»

 Домашнее задание :экологический кроссворд.

Ход  урока

1.Организационный момент

Вопросы по повторению:

1)Что называется экологией?

2)Что такое гумус?

2.Выписать в тетрадь знакомые науки глядя на схему:

 3.  Показ экологических картин природы.

 

  Природа и поэзия

4.Стихотворение: Разумный человек

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту не щадя,

Терзал за веком век

И брал всё только для себя «разумный человек»

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страдания, что Земле приходится терпеть!

Иль застилает пыль глаза,

Туман и пыль из строк

«Сданы объекты», города

И очистные в срок!»

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга,

И чистую гладь рек – всю Землю –

Можешь только ты

Разумный человек!

5.Экология в цифрах:

А) на каждого жителя России ежегодно(учебник стр. 220)

Б) таблица: крупнейшие природные и техногенные катастрофы

Год

Место

Причина

Последствия

6.Презентации

А)Фрагмент презентации:»Озоновая дыра»

Б)Фрагмент презентации»Парниковый эффект»

В)Фрагмент презентации»Кислотные дожди»

Г)Фрагмент презентации»Опустынивание и загрязнение вод»

7.Видеофильм: «Авария на Чернобыльской АЭС»

8.Доклад об экологическом состоянии в Санкт-Петербурге

9.На к\к выделить города, в которых наиболее сильное промышленно-городское загрязнение атмосферы

10.Заключение: мониторинг, заповедники

Мониторинг включает регулярные и многократные наблюдения за загрязнением водной и воздушной сред, за развитием и распространением различных процессов.

 Служба МЧС которой руководит Шойгу помогает при катастрофах.

 Наша задача – сохранить и преумножить богатства родной Земли.

11.Термины:

1.Экология

2.Эк. география

3.Гумус

4.Озоносфера

5.Глобальное потепление

6.Парниковый эффект

7.Кислотные дожди

8.Обезлесение

9.Адаптация

10.Нитраты

11.Пестициды

12.Опустынивание

13.»Ядерная» зима

12.Закрепление: игра эк. лото «Проверь себя»

Ученик отмечает цветные круги в соответствии с вопросами учителя на игровом поле

13.Д/з – экологический кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая ситуация в России. География, 9 класс

Цели и задачи урока: Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду. Показать важность решения экологических проблем в России. Дать знания о мониторинге. Совершенствовать уме...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Экологическая ситуация в России (статья)

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее акту­альных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к ...

Элективный курс по географии "Экологическая ситуация в России"

Взаимодействие общества и природы происходит на глобальном, региональном и локальном уровнях. Понимание глобальных проблем человечества возможно при условии глубокого и всестороннего рассмотрения наци...

Интернет игра-путешествие «История России - история Санкт-Петербурга»

Учителя истории и информатики создали технологию, которую можно применять всем учителям-предметникам на уроках и во внеурочной работе....