Рабочая програма по курсу "География материков и океанов".
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Светлана Викторовна Сорокина

Рабочая программа по курсу "География материков и океанов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение лицей  № 2

РАССМОТРЕНО:                                              

на заседании МО                 протокол  № _____                                                                        

от «___» _______ 2012 г.                            

руководитель МО:  

____________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора  по УВР  

____________________


____________________    

«___» _________ 2012г.

 УТВЕРЖДАЮ:

 Директор лицея № 2

 Горячева В.В.  


  ____________________

 «___» __________ 2012г.                                    

Рабочая  программа

География

Класс: 7

Учитель: Сорокина С.В.

Количество  часов: 70

                                      На  1 полугодие         32

                                      На  2 полугодие         38

                                      Всего                          70                                    

                                      В неделю                    2

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной  программы основного общего образования по географии, 2007

Авторской программы по географии  (6-10 классы) под редакцией И. В. Душиной (Москва, издательство «Дрофа», 2006, рекомендована Министерством образования РФ)

Учебник:

География материков и океанов. Учебник: В. А. Коринская, И. В.Душина, В. А. Щенев., 2008, Рекомендован Министерством образования Российской Федерации

Дополнительная литература:

 -  Н. Н. Кондратюк «Дидактические материалы по географии, 6-8 класс», 2003, М-ва, «Сфера»; Н. А.Касаткина «География.Занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям, 6-8 класс»,2008, Волгоград, «Учитель»; В.Б Пятунин -   -  «Контрольные и проверочные работы по географии», 1996, «Дрофа»; Т. В.Назарова «География в схемах и таблицах», 2005, Санкт-Петербург, «Тригон».

Пояснительная записка к планированию по курсу «География Земли»,   7 класс

Рабочая программа  по данному курсу составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии, а также авторской программы по географии  (6-10 классы) под редакцией И. В.  Душиной (Москва, издательство «Дрофа», 2006

На изучение географии в 7 классе Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Курс «География Земли», 7 класс – это продолжение курса «География Земли», 6 класс. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний. Курс «География Земли 6-7 класс» рассчитан на 105 часов (35часов в 6 классе и 70 часов в 7 классе). В 7 классе изучаются основные разделы курса страноведческого характера: «Главные особенности природы Земли» и «Материки, океаны, народы и страны». Из резервного времени, предусмотренного программой, 6 часов выделено на изучение океанов.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

В процессе обучения географии  реализуются внутрицикловые связи географии с физикой, химией, биологией  и межцикловые связи с историей, обществознанием, математикой.

Обучение географии в 7 классе проводится с применением технологий личностно-ориентированного обучения, игровых технологий, технологии уровневой дифференциации, технологии системных знаковых моделей, метода проектного обучения.

Контроль результатов обучения предполагается проводить в конце изучения каждого раздела преимущественно в форме тестирования, устных зачётов  в целях мониторинга формирования теоретических знаний, а также практических работ и разработки учебных проектов в целях мониторинга формирования практических навыков (прежде всего, навыков работы с географической картой).

Содержание программы

Введение. (3ч)

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. Карты материков и океанов. Различия географических карт по содержанию, охвату территории, масштабу. История создания карт

Р а з д е л 1. Главные особенности природы Земли (11ч)

Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.

Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста слагающих земную кору горных пород.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.

Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Главная часть гидросферы – Мировой океан

Части гидросферы. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод океана. Движение вод в океане. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Ресурсы океана, их использование и значение. Источники загрязнения вод океана. Меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Биосфера. Географическая оболочка

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Условия формирования, типы почв. Условия сохранения почвенного плодородия. Различия агроклиматических условий на территории планеты.

Р а з д е л 2. Материки, океаны, народы и страны (54ч)

Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.

Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.

Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.

Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.

Океаны. ГП, история исследования, свойства водных масс, особенности растительного и животного мира океанов. Ресурсы океанов, проблемы и перспективы их использования.

Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка: Африки; Австралии; Южной Америки; Северной Америки; Евразии; Антарктиды. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики.

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.

Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.

Страны материков. Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Р а з д е л 3. Взаимодействие природы и общества (2ч)

Этапы развития ГО, её состав, связи между её компонентами.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте материков, океанов и частей света и крупных островов.

Описание географической карты по плану.

Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа в зависимости от особенностей строения земной коры.

Составление картосхемы «Расселение населения по территории Земли»

Сравнение государств по географическому положению, величине территории, численности населения.

Обучение определению ГП материка.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Нанесение на контурную карту крупных рек и озёр Африки.

Специализация современного хозяйства Африки.

 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнение ГП Австралии и Африки.

 Нанесение на контурную карту  рек и озёр Австралии.

  Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Нанесение на контурную карту крупных рек и озёр материка. Характеристика речной системы с установлением связей река-рельеф-климат.

 Описание природных зон Южной Америки по плану.

 Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни Бразилии.

 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Северной Америки.

 Нанесение на контурную карту крупных рек и озёр Северной Америки.

 Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни Канады.

 Специализация современного хозяйства Северной Америки.

 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Евразии.

 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки. Определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

 Нанесение на контурную карту крупных рек и озёр материка.

 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.

 Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни Франции и Великобритании.

 Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни Японии.

 Специализация современного хозяйства Евразии.

 Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Всего

Введение

3

1

Главные особенности природы Земли

11

1.1

Тема 1. Современный облик планеты Земля

2

1.2

Тема 2. Пространственные различия процессов формирования климата

3

1.3

Тема 3. Главная часть гидросферы – Мировой океан

2

1.4

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка

4

2

 Материки, океаны, народы и страны

54

2.1

Тема 1. Население Земли

4

2.2

Тема 2. Океаны.

5

2.3

Тема 3. Африка

9

2.4

Тема 4. Австралия и Океания

4

2.5

Тема 4. Южная Америка

6

2.6

Тема 5. Антарктида

3

2.7

Тема 6. Северная Америка

9

2.8

Тема 7. Евразия

14

3

Взаимодействие природы и общества

2

70ч.

Требования к результатам  обучения

В результате изучения курса учащиеся должны:

Оценивать и прогнозировать:

по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

изменение климатов Земли;

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

основные взаимосвязи природы и человека;

Объяснять:

особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

особенности расового и этнического состава населения;

особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

применять в процессе учебного познания основные географические понятия

Описывать:

основные источники географической информации;

географическое положение объектов (по карте);

по схемам круговороты вещества и энергий;

компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания;

виды и типы карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать:

важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

факторы формирования климата;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

страны мира, их столицы, крупные города;

природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

В процессе обучения географии  осуществляется формирование следующих компетенций:

Учебно-познавательные компетенции:

Cтавить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

Иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:

Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

Иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

Коммуникативные компетенции:

Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде

Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.

Перечень учебно-методического обеспечения

Примерная программа основного общего образования по географии

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.

Н. Н. Кондратюк «Дидактические материалы по географии, 6-8 класс», 2003, М-ва, «Сфера»;

Н. А.Касаткина «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям, 6-8 класс»,2008, Волгоград, «Учитель»;

В.Б Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии», 1996, «Дрофа»

1С образовательная коллекция. География материков и океанов.

Список литературы

Т. В.Назарова «География в схемах и таблицах», 2005, С-Пб, «Тригон».

Универсальный атлас мира, Москва, Астрель, 2008

А. Горкин. География. Энциклопедия. Москва, Росмен-пресс, 2006

М. Скиннер, Д. Редферн, Д. Фармер. География А-Я. Словарь-справочник. Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2009

В. Г. Чернова. География в таблицах и схемах. Москва, Виктория плюс, 2010

Диагностические материалы

Название

Источник

Тест «Литосфера и рельеф Земли»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 38

Тест «Атмосфера и климат»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 44

Тест «Мировой океан»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 48

Тест «Природные комплексы Земли»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 53

Тест по теме «Африка»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 58

Тест по теме «Австралия, Антарктида»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 64

Тест по теме «Южная Америка»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 70

Тест по теме «Северная  Америка»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 75

Тест по теме «Евразия»

В. Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы. Дрофа, 1996, с. 80

Обозначение на контурной карте географических объектов

В. И. Сиротин. Рабочая тетрадь по географии, Дрофа, 2009,с.36-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.

 Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...

Рабочая программа по географии материков и океанов в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана  2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

Рабочая программа по географии материков и океанов 7 класс

Здесь представлена рабочая программа по географии материков и океанов для 7 класса по учебнику/ Земля. Материки, океаны, народы и страны, И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев, которая рассчитана на 70...

Рабочая программа по географии материков и океанов для 7 класса

Рабочая программа по георафии материков и океанов для 7 класса по учебнику В.А.Коринской составлена на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из пояснительной записки и календарного планир...

Рабочая программа по географии материков и океанов 7 класс.

Рабочая программа состваленна для 7 общеобразовательного класса, в расчёте на 2 в неделю....

Рабочая программа кружка "Загадки материков и океанов"

Программа курса по страноведению «Загадки материков и океанов» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), продолжительность занятия 45 минут.Основна...