Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс.
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Морнева Татьяна Кузьминична

Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс.

Учитель географии МНБОУ «Лицей №76» Морнева Татьяна Кузьминична.

На каждом уроке ребятам, выбравшим для сдачи географию, даю тематические тестовые задания, ограничивая их во времени. Обучение приему «спирального движения по тесту». Он состоит в следующем: обучающийся сразу просматривает тест с начала и до конца и отмечает для себя задания, которые ему кажутся простыми, понятными. Эти задания они выполняют первыми: «Начинайте с того, что можете сделать с ходу, без особых усилий. Если на чем-то застряли, заметьте время  и не тратьте на это больше двух минут. Оставьте и перейдите к следующему заданию, Сделайте так несколько раз, «двигаясь по спирали» и выбирайте, то, что созрело к данному моменту» - советую я своим ученикам.   Задания экзаменационной работы №15 выполняются по алгоритму, когда вопрос связан с происхождением землетрясения и вулканизма. Вопрос: почему в этом районе часто происходят землетрясения. Указать две причины: Ответ: 1. Расположен на границе или  в зоне контакта  литосферных плит.  Например более легкая океаническая плита пододвигается под материковую.2  Находится в области кайнозойской складчатости или  в Тихоокеанском «огненном кольце». Задания №15: Обьясните, почему после продолжительных дождей часто происходит сползание грунта вниз по склонам холмов. Указать две причины:1.Уровень грунтовых вод повысился, пласт земли стал скользким, земля от воды стала тяжелее, сила трения уменьшилась и съехала под действием силы тяжести. Задания №15:С чем связано почти полное отсутствие осадков в приокеанических пустынях например (Намиб, Атакама). Указать две причины:1. Холодное  Бенгельское течение, проходящее вдоль западных берегов Африки, если в  задании говорится о пустыни Намиб.  2.Преобладание в большей части года повышенного атмосферного давления. Пояснение: Холодное течение охлаждает насыщенный влагой воздух, и он не может подняться и образовать облака, здесь преобладает антициклоны, с ясной погодой без осадков. Задание №15: В какое время года и почему дуют ветры с океана, приносящие осадки в Китай .Дается полный ответ, в котором называется время года – лето - и говорится, что ветры дуют с океана, так как в это время года атмосферное давление над сушей ниже, чем над океаном.1. Летом воздух над сушей нагревается быстрее, чем над океаном. Над сушей атмосферное давление более низкое, чем над океаном. Ветер дует из области высокого давления в область низкого.

2.Китай находится в области муссонного климата. Летом муссоны дуют с океана на материк и несут влагу, а зимой наоборот с материка на океан. Задание №15: В какое время года и почему на территории Бангладеш наблюдается сезон дождей.1. Сезон дождей в Южной Азии начинается в июле и продолжается до середины осени.  В это время дуют муссоны , приносящие много осадков.2.Бангладеш находится в субэкваториальном поясе, в нем дожди идут летом, потому что материк сильно прогревается, там устанавливается низкое давление и с океана дуют влажные воздушные массы. Задание №24. Основной материал которым должен владеть обучающийся - знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное  объяснение - это главное в этом ответе. Ошибки, допускаемые учащимися:1.Перечесляют все факторы, которые знает ученик.2.Обучающийся называет фактор и не дает объяснения.3.Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ. Последовательность (алгоритм) действий, рекомендуемый обучающимся при выполнении задания типа 24.1.Задай себе вопрос: Какую продукцию производит описываемое предприятие.2.Какие условия необходимы для выпуска этой продукции ( сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т. д. ) Каковы  технико-экономические особенности производства этой продукции  (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использование в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)3.Каковы особенности конечной продукции ( компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)4.Какие факторы влияют на размещение подобных производств.5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. Если знания факторов размещения промышленного производства вас, подводят, то рекомендуем следующую таблицу. Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства.

 

Отрасли

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства.

Черная металлургия

 

 

 

 

 

 

Передельная металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

 

 

 

В качестве сырья использует металлолом.

 

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля .

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

 

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей  т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

 

 

 

 

 

 

Металлургия тяжелых металлов

 

Металлургия легких металлов

 

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

 

Низкое содержание металла в руде

 

 

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

 

 

 

 

Сырьевой

 

 

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Тяжелое машиностроение

 - производит оборудование для других отраслей, например:

- энергетическое

- металлургическое

- химическое

- пр-во горно-шахтного оборудования

- пр-во дорожно-строительного оборудования

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

 

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

 

 

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной техники)

Трудоемкость

 

 

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

 

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

 

 

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

 

 

Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в производстве

 

 

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам, водохранилищам)

 

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам (наличие отходов коксохимии)

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой - тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

 

 

 

 

тепловая

 

 

 

 

 

гидроэнергетика

 

 

атомная

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

 

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

-использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

 

- использует в качестве топлива природный газ, мазут)

топливный - тяготение к районам добычи топлива

 

потребительский - тяготение к потребителю

строятся на реках с большим падением и расходом воды

природно-ресурсный фактор

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

 

 

Топливная промышленность

(нефтеперерабатывающая НПЗ)

Транспортировка нефти гораздо удобнее (особенно наиболее дешевым трубопроводным транспортом), чем перевозить различные виды нефтепродуктов.

 Расположены в районах потребления, где проходит нефтепроводы

В задании №9 экзаменационной работы, согласно демоверсии 2012 года, необходимо выбрать город, который является наибольшим по численности населения, чтобы правильно ответить на вопрос такого типа необходимо знать города миллионеры России. Города -миллионники (или города-миллионеры) это города с населением свыше миллиона человек. В России по состоянию на 2012 год 14 городов-миллионеров:

 1.Москва (население 11,5 миллионов)

2.Санкт-Петербург (население 4,8 миллионов)

3Новосибирск (население 1,47 миллиона)

4.Екатеринбург (население 1,35 миллиона)

5.Нижний Новгород (население 1,25 миллиона)

6.Самара (население 1,16 миллиона)

7.Омск (население 1,15 миллиона)

8.Казань (население 1,14 миллиона)

9.Челябинск (население 1,13 миллиона)

10.Ростов-на-Дону (население 1,09 миллиона)

11.Уфа (население 1,06 миллиона)

12.Волгоград (население 1,02 миллиона)

13Пермь (население  1,01 миллиона.)

14.Красноярск (население 1.00 миллиона)

Задания № 30 например: В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность светового дня наибольшая.1) Мельбурн.2) Санкт-Петербург.3) Сочи.4) Рио -де- Жанейро.Отвечая на данный вопрос, следует вспомнить, что 22 июня день летнего солнцестояния, когда Солнце стоит в зените над Северным тропиком. В Северном полушарии наблюдается полярный день (от полярного круга до полюса), в Южном- полярная ночь. На экваторе продолжительность дня равна продолжительности ночи. При движении от экватора к Северному полюсу продолжительность светового дня увеличивается, от экватора к Южному полюсу - уменьшается. Значит, самый длинный световой  день будет в городе, наиболее близко расположенном к Северному полюсу. Рио – де – Жанейро и Мельбурн находятся в Южном полушарии. При сравнении географического положения Сочи и Санкт –Петербурга очевидно, что Санкт – Петербург находится севернее. Правильный ответ – Санкт – Петербург. Задания № 30: На каком из перечисленных островов 23 сентября высота Солнца над горизонтом  наименьшая.1.Новая Гвинея.2.Шри  – Ланка.3.Тасмания.4.Исландия.23 сентября – день осеннего равноденствия. Солнце стоит в зените над экватором. Высота Солнца над горизонтом последовательно уменьшается при движении от экватора к полюсам, т.е. на одном и том же расстоянии от экватора в Северном и Южном полушарии высота Солнца одинакова. Это значит, что чем дальше от экватора территория, тем высота Солнца над ней меньше. Из всех перечисленных островов наиболее удаленным от экватора является Исландия. Правильный ответ – Исландия.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по географии 5 класс ФГОС

Контрольная работа за курс географии 5 класса. Возможно использование как итогоговой контрольной в конце 5 класса, так и в качестве входной диагностики в 6 классе. Контрольная работа включает в себя 3...

Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ по географии

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по географии в 9 классе...

Разработка методических рекомендаций и поурочного планирования к курсу географии в профильном классе по теме: «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Разработка методических рекомендаций и поурочного планирования к курсу географии в профильном классе по теме: «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...