Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии
статья по географии по теме

Нечаева Татьяна Васильевна

В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края и МАОУ "СОШ № 16, а также организацию краеведческой работы во внеурочной деятельности.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kraeved.materiala.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Использование краеведческого материала

как средство воспитания любви к малой Родине

в обучении географии

Нечаева Татьяна Васильевна

учитель географии

высшей категории

Пермь 2008

Содержание

 Глава I  Введение        

                Глава II   Региональный компонент содержания географического образования и      ( программа развития школы)

Региональный образовательный стандарт по географии Пермского края,

                       программа развития школы.

 Программа курса для общеобразовательных школ «География                        Пермского края».

 3.   Учебно-методический комплект по курсу «География Пермского края».

Глава III  Краеведение на уроках географии, методический аспект

Тематика уроков по краеведению в VI, VII, X классах.

Повышения качества обучения географии.

Перспективы профессионального саморазвития.

Глава IV  Организация краеведческой работы во внеурочной деятельности

Туристско-краеведческий кружок, факультатив.

Экскурсии.

Походы и путешествия.

Глава V Заключение

Список использованной литературы

Глава I   Введение

        Географическое краеведение дает возможность изучения программного материала на основе принципов «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному». География родного края направлена на формирование у учащихся конкретных представлений о географических объектах и процессах, придает преподаванию географии высокую наглядность и конкретность. Учащиеся своими глазами видят то, о чем им говорилось на уроках. К.Д.Ушинский краеведение называл наглядным обучением.

Непосредственное ознакомление учащимися с географическими объектами своего края дает возможность формирования у них географических представлений и понятий, которые помогут познать отдаленные географические объекты и явления.

Определенные природно-территориальные комплексы наряду с различиями имеют сходства и общие черты. Это позволяет рассматривать на уроках изучения родного края, что каждый объект  на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Например, все реки на земле имеют правые и левые берега, истоки, устье, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается из температуры воздуха, ветра, осадков, облачности и т.д. В результате непосредственного знакомства учащихся с рекой, с холмом, с горой, с климатом своей местности поможет составить правильные общие представления этих географических объектах в стране и в мире.

Изучение родного края помогает ориентироваться в работе с картой при объяснении географического положения любого пункта. Учащиеся хорошо помнят географическое положение своей местности на карте и легко определяют положение любых других пунктов земной поверхности на севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.

Краеведение благотворно укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает ее влияние на население. Оно дает возможность обеспечить учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы в соответствии с хозяйственной спецификой данной местности.

Географическое краеведение способствует созданию краеведческого уголка или музея, сбора коллекций, экспонатов.

На примерах изменений, наблюдаемых в природе, в хозяйстве, в культуре, в экологии открывает широкие возможности активизации педагогического процесса, самодеятельности учащихся и повышает качество учебно-воспитательной работы школы.

Особенно велика роль краеведения для развития и воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордость за свой родной край. Познание своего края укрепляет любовь к нему, развивает интерес к общественным делам и окружающей среде.

Глава II Региональный компонент содержания географического образования, методический аспект и программа развития школы.

Региональный образовательный стандарт по географии Пермского края и МОУ «СОШ №16».

Принятие Закона РФ «Об образовании создало благоприятные предпосылки для того, чтобы сфера образования стала предметом самостоятельной творческой активности региона, как на уровне субъекта управления, так и на уровне непосредственных участников образовательного процесса. Впервые субъекты федерации получили возможность через развитие образования, через разработку национально-регионального содержания образования влиять на развитие регионов.

Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Разработанная по заказу главного управления образования администрации  Пермской области концепция системы региональных образовательных стандартов (СРОС) стала сегодня нормативным актом, фиксирующим их статус в регионе.

Цель стандарта – способствовать формированию в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, определяющих становление человека и гражданина, идейно-нравственные, культурные и этические принципы которого реализуются в ходе учебно-воспитательного процесса и активной общественной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды своей Родины – России, Пермского края, города.

Географическое образование призвано помочь формированию устойчивого понимания учащимися значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации взаимоотношений между природой и обществом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Сформировать у учащихся систему знаний о природе, населении и хозяйстве стран мира, России, Пермского края, административных районов края.

Сформировать представления о воздействии производственной деятельности современного общества на географическую оболочку на разных территориальных уровнях: глобальном, российском, Пермского края, административных районов.

Ознакомить с основными направлениями развития отдельных территорий и географической оболочки в целом, наиболее вероятными прогнозами изменений хода различных природных процессов на планете, в отдельных странах. России, Пермского края.

Дать представление о стихийных бедствиях, их влиянии на жизнь людей и меры борьбы с ними в разных географических зонах планеты, России и на территории Пермского края.

Рассмотреть закономерности размещения населения в связи с природными, социальными и экономическими факторами, проблемы адаптации и здоровья человека в зависимости от географических особенностей территории проживания

Дать представление о мировой системе хозяйства, производственной и территориальной структуре российской, уральской и пермской экономики; путях устойчивого социально-экономического развития России и Пермского края.

Изучать территориальную организацию жизни общества на российском и региональном уровнях. Показать последствия, к которым приводит нерациональная территориальная организация хозяйства, природопользования, населения, сферы обслуживания.

Сформировать у школьников комплексное представление о различных регионах мира, включая Пермский край, об истории географических открытий, освоении человеком планеты, заселении и хозяйственном освоении Урала и Уральского Прикамья.

Показать влияние причин и факторов, обуславливающих территориальные различия географических явлений и процессов, образа жизни людей, их типические и индивидуальные черты.

 Ознакомить учащихся с основными методами географической науки и сформировать соответствующие им познавательные практические умения.

В соответствии с общей концепцией СРОС, разработка регионального стандарта по географии Пермского края осуществляется на следующих принципах:

Региональный стандарт включает в себя все содержание федерального компонента стандарта и дополняется национально-региональным компонентом. Содержание последнего определяется задачей способствовать реализации региональной политики в области образования. В частности, в придании ему регионально и национально значимых черт, отражения в содержании и учебном процессе культурных, природных и хозяйственных специфических особенностей и проблем;

Стандарт по географии должен фиксировать не только требования к узко предметному содержанию учебного процесса и  к знаниям учащихся, но и содействовать преумножению последних в результате тесного взаимодействия с другими сферами образования;

Содержательный уровень национально-региональной компоненты должен соответствовать высокому уровню географической образованности Пермского края и содействовать прогрессу системы географического образования в регионе.

Внедрение прогрессивных форм контроля соответствия состояния образования требованиям стандарта, включая специально разработанные тестовые методики и компьютерные варианты их применения, должно стать действенным инструментом оценки уровня подготовки учащихся.

ориентация на прогрессивные системы развития географической образованности (культуры) в обществе;

согласование стандарта с реальным уровнем географического образования, достигнутым в регионе;

стимулирующий характер требований стандарта в связи с расширением сферы использования географических знаний различными категориями населения в регионе;

создание основы для продолжения географического образования в вузах региона;

объективность и по возможности измеримость показателей соответствия стандарту или отклонения от него;

экспериментальная апробация соответствия требований стандарта, принятым научно-теоретическим критериям их оптимальности;

возможность проведения контроля соответствия стандарту результатов обучения в конкретном учебном заведении;

предусмотренность механизмов совершенствования стандарта в процессе накопления опыта его использования, а также при модернизации государственной системы образования в образовательной области «Обществознание»;

уровень требований стандарта не должен принципиально ограничивать возможность получения полного среднего или профессионального образования.

Программа развития нашей школы краеведческой направленности. Ее тема «Гражданское образование и здоровьесбережение как составляющие экологической культуры». Приказ № 86 от 19.06.2006 года «О введении регионального компонента в учебные планы и образовательные программы». Ядро гражданского образования – духовно-нравственный компонент, основанный на воспитании уважения любви к традициям Прикамья. На всех ступенях образования в нашей школе ведутся предметы в связи с региональным стандартом.                                                                      

Таблица 1.

Класс

Предмет

1 -4

«Маленький пермяк»

5

«Литературное природоведение»

6 -7

«Литературное краеведение».  «Экопсихология»

8

«Историческое краеведение». «Аутэкология»

9

«Экология»

10-11

«Экономика».  Конфликтология.  «Культура семьи».

В дополнительном образовании развиваются «Эколого-географический туризм», участники учащиеся 8-х классов и экологическое детское движение с экологической просветительской деятельностью «ЭКОЗУС», участники учащиеся 6-х классов.

Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. Сегодня это одна из составляющих школьного географического образования, обладающая огромным образовательным и воспитательным потенциалом по привитию ответственного и бережного отношения к малой родине.

Программа для общеобразовательной основной школы по курсу     «География Пермского края».

Курс географии своего края является составной частью курса «География России», он обязателен для изучения. Минимальное количество часов, отведенных на него - 20, но может быть увеличено за счет часов вариативной части базисного учебного плана. Возможные варианты изучения географии Пермского края в курсе «География России». Первый вариант – Природа края, 8 класс (10 часов) – после темы «Природа Урала».  Население, хозяйство края, 9 класс (10 – 12 часов) – после темы «Уральский экономический район». Второй вариант – Комплексное изучение географии Пермского края (природа, население, хозяйство), 9 класс (20 – 22часа) – после темы «Уральский экономический район» или в конце учебного года.

8 класс – Природа Пермского края.

Введение. Территория, границы, административно-территориальное устройство и географическое положение.

Общая характеристика природы:

геологическое строение и история развития края;

разнообразие рельефа (возвышенности и низменности Предуралья, низкогорья и среднегорья Урала, малые формы рельефа);

полезные ископаемые (рудные, нерудные, горючие);

климатические особенности (климатообразующие факторы, воздушные массы, характеристика основных метеорологических элементов, климатические сезоны года, агроклиматические ресурсы, опасные явления);

поверхностные и подземные воды (общая характеристик речной сети, водохранилища, пруды, озера, болота, подземные воды);

почвы (факторы зональности и азональности в распределении почв, типы почв и их характеристики);

растительность (факторы зональности и азональности в распределении естественной растительности, типы лесов, луговая и болотная растительность);

животный мир (лесов равнины и предгорий, лесостепи и безлесых пространств, побережий рек и озер, болот, горного Урала, водоемов, поселений).

Природно-территориальные комплексы (ПТК):

физико-географическое районирование;

система ПТК;

характеристика крупнейших ПТК.

9 класс –  Население хозяйство Пермского края

История заселения и хозяйственного освоения территории Уральского Прикамья.

Население Пермского края:

численность и национальный состав населения;

половозрастная структура населения и трудовые ресурсы;

городское и сельское  население;

системы расселения  населения.

Экономика:

уральское  Прикамье сегодня и завтра;

промышленность и динамика отраслей структуры (ТЭК, металлурго-машиностроительный комплекс, химический комплекс, лесопромышленный комплекс, комплексы по производству продуктов питания и товаров народного потребления, строительный комплекс);

сельское хозяйство;

транспорт;

сфера обслуживания;

территориальная организация хозяйства;

внешнеэкономические связи и отношения Прикамья.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы:

влияние природных условий на жизнь населения;

антропогенные модификации ландшафтов (нарушенные ландшафты);

особо охраняемые природные территории;

контроль состояния природной среды.

Описание содержания учебной дисциплины «География» доведено до перечня дидактически целостных компонентов содержания по изложенным семи содержательным линиям, которые далее не целесообразно подразделять на более мелкие единицы. Форма представления базового содержания на основе регионального образовательного стандарта обеспечивает возможность создавать и использовать различные учебные программы, учебные и методические пособия.

Учебно-методический комплект по курсу «География Пермского края»

В Пермском  крае  для реализации воспитательного потенциала обучения географии для учителей и учащихся создан и используется в преподавании учебно-методический комплект по курсу «География Пермского края». Комплект содержит:

«Региональный образовательный стандарт по географии для общеобразовательных учреждений Пермского края»

программу для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермского края».

учебное пособие «География Пермской области»

хрестоматию «Природа Пермской области»

атлас Пермской области «География. История»

рабочие тетради по географии Пермской области («Природа», «Население и хозяйство»),

методическое пособие «Краеведческий аспект в преподавании географии».

методическое пособие «Географические диктанты в курсе географии Пермской области»

Региональный образовательный стандарт по географии для общеобразовательных учреждений Пермской области разработан в 2001 году в соответствии с заказом департамента образования и науки администрации Пермской области временным научно-исследовательским коллективом в составе: Девятковой С.Б., кандидатом географических наук, доцентом географического факультета Пермского госуниверситета, Котельниковой Г.И., главным специалистом ПКИПКРО, Назаровым Н.Н., доктором географических наук, профессором географического факультета Пермского госуниверситета, Шарыгиным М.Д., доктором географических наук, профессором географического факультета Пермского госуниверситета. В нем представлены требования к содержанию предмета «География», к уровню подготовки учащихся, оснащенности образовательного процесса. Стандарт может быть использован при конструировании образовательных программ общеобразовательных учреждений.

Программа к курсу (автор Котельникова Г.И., рецензент  Субботина Т.В., кандидат географических наук Пермского государственного университета) включает следующие разделы:

Пояснительная записка;

Введение. Природные условия и природные ресурсы;

Население, хозяйство;

Тематическое планирование;

Номенклатура

Каждый раздел состоит из традиционных тем при изучении субъекта федерации (история образования, географическое положение, природные условия и ресурсы, почвы, растительный, животный мир, ПТК края, население, хозяйство), дано их содержание, практические работы к каждой теме, требования к знаниям и умениям учащихся. Предлагается примерное тематическое планирование к курсу.

Учебное пособие, авторами которого являются: Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д., рецензенты: Коробейников А.М., кандидат географических наук, Институт экономических проблем УРО РАН, Котельникова Г.И., заслуженный Учитель РФ, Зеленина А.Н., заслуж енный учитель школы №132, Зорие Ю.В., учитель-исследователь, школа №102, Гиренко Г.А., учитель высшей категории, школа №50, г. Пермь, раскрывает физико-географические, социально-экономические и экологические особенности развития Пермской области Коми-Пермяцкого автономного округа. После каждой темы задания и вопросы (разной сложности) для закрепления изученного материала. На полях учебника даны определения новых понятий, дополнительные задания, список литературы для расширения знаний к  каждой теме. Учебник хорошо иллюстрирован. Таблицы систематизируют знания учащихся. Приложения учебника ( статические данные по климату, рекам, населению, промышленным показателям и т.д.) помогают учащимся выполнять программные практические работы. Имеется список краеведческой литературы. Новыми разделами в учебном пособии являются характеристики социальной сферы и внешнеэкономических связей, что обусловлено социальной ориентацией, формирующейся рыночной экономики и таким фактором современной реальности, как поиск Уральским Прикамьем своего места в открытом экономическом пространстве.

В целом содержание и принципы подбора материала направлены на решение задач, возлагаемых на национально-региональный компонент государственного стандарта по географии.

Хрестоматия «Природа Пермской области» ( автор Циберкин Н.Г., старший преподаватель георафического факультета ПГУ, рецензет  Котельникова Г.И.) представляет краеведческий материал по всем компонентам природы, опубликованный известными краеведами края в разное время в прессе. Он поможет учителям в реализации воспитательного потенциала обучения.

«Атлас Пермской области» является учебно-справочным пособием по курсам « География Пермской области», « Краеведение и туризм» (авторы-преподаватели географического и исторического географического факультета ПГУ, рецензенты: профессоры географического факультета ПГУ Чазов Б.А, и Шарыгин М,Д, Котельникова Г. И.). Атлас представляет следующее географическое содержание:

 Географическое положение Пермской области

 Административная карта

 Физическая карта

 Геологическая карта

 Тектоника. Полезные ископаемые

 Поверхностные воды

 Климатические карты

 Почвы

 Растительность

Физико-географическое районирование

 Население

 Промышленность

 Сельское хозяйство

 Транспортная сеть

 Экологические карты

 Медико-географические карты

 Рекреация и туризм

 Пермь

 К каждой карте даётся краткий пояснительный текст,  нужные для учебного процесса графики, диаграммы,  фотографии. Атлас поможет учителям организовать активную познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, формировать умение пользоваться атласом - важнейшим источником географических знаний.

Рабочая тетрадь «Пермская область. Природа». (Автор Девяткова С.Б., кандидат географических наук, доцент ПГУ) предназначена для закрепления знаний учащихся. В ней содержатся вопросы по тридцати темам, характеризующим отдельные компоненты природы, особенности природных комплексов, экологическую ситуацию на территории Пермской области. Название практических работ: « Что изучает физическая география. Источники географической информации», « Географическое положение Пермской области», «Знакомство с тематическими картами и решением простейших задач по карте», «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые», «Климат», «Внутренние воды и внутренние ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный мир», «Животный мир», «Природные комплексы», «Антропогенное воздействие на природу», « Особо охраняемые территории», «Экологическая ситуация в Пермской области». Каждая работа содержит задания по её выполнению, некоторые необходимые для выполнения сведения, таблицы для анализа, схемы для заполнения ответами. В тетради есть контурные карты области, на которых выполняется ряд работ, список литературы, которая поможет учителям в организации и проведении практических работ.

Рабочая тетрадь «Пермский  край. Население и хозяйство» (Авторы: Балина        Т.А., кандидат географических наук Пермского государственного университета, Котельникова Г.И.) предназначена для выполнения практических и самостоятельных работ. Ответить на поставленные к практическим работам вопросы помогут помещенные в тетради тематические карты (ТЭК, металлургический комплекс. Химический комплекс. Легкая промышленность). Название  практических работ: «Территория, границы и административно-территориальное устройство», «Население. Трудовые ресурсы», «Природно-ресурсный потенциал», «Общая характеристика хозяйства», «Промышленность», «Машиностроительный комплекс», «Топливно-энергетический комплекс», «Металлургический комплекс», «Химический комплекс», «Лесопромышленный комплекс», «Агропромышленный комплекс», «Комплекс сферы услуг        . Пищевая промышленность. Легкая промышленность», «Транспортный комплекс», «Рекреация и туризм», «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы», «Внешнеэкономические связи Пермской области», «Изучение города Перми». В тетради представлены статистические материалы по ряду тем, дана основа для построения графиков, диаграмм на их основе и с использованием статистических данных приложений учебника, тесты для проверки знаний, таблицы для систематизации знаний. Специальным значком * отмечены работы повышенной трудности.

Работа с заданиями тетради поможет учащимся расширить знания по географии родного края, совершенствовать умения использовать различные источники географической информации, а учителю – проверить знания и умения учащихся, активизировать их деятельность на уроках.

«Краеведческий аспект в преподавании географии» (автор Хлюпина Т.Л., заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории, рецензент Котельникова Г.И.). Материал из опыта работы учителя по краеведению содержит требования к знаниям и умениям, примерное тематическое планирование по географии Пермского края. Основу материала составляют дидактические материалы. Они ориентированы на применение знаний и умений и проверку уровня их сформированности. Задания рассчитаны на непродолжительное время, их можно использовать на разных этапах урока: в начале – с целью поверки, в середине и конце – для закрепления изученного материала. Они могут выполняться индивидуально, парами и группами; рассчитаны на воспроизведение знаний узнавание (репродуктивный уровень). Часть заданий предполагает работу с картой, учебником. Схемами, таблицами, рисунками (задания тренировочного характера). Кроме того, имеются творческие задания, направленные на самостоятельную работу. Раскрытие причинно-следственных связей. Даны работы по всему курсу географии Пермского края.

В работе к каждой крупной теме представлены кроссворды, логические опорные конспекты, дидактические игры.

Данное пособие  поможет учителю организовать деятельность учащихся на уроках.

«Географические диктанты в курсе географии Пермской области» (автор Хлюпина Т.Л., заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории, рецензент Котельникова Г.И.).

Предлагается интересная форма проверки  знаний - географические диктанты. Они разработаны по методике Евдокимова В.И. (Евдокимов В.И. .География. Полный курс в географических диктантах. М., «Московский лицей», 2002).

Диктанты разработаны по всем темам курса: «Географическое положение», «Рельеф», «Климат», «Внутренние воды», «Почвы», «Природные комплексы», «Население», «Топливно-энергетический комплекс», «Машиностроительный и металлургический комплексы», «Химический комплекс», «Лесной комплекс», «Агропромышленный комплекс», «Легкая промышленность», «Транспортный комплекс», по номенклатуре, в двух вариантах к каждой теме, по 10 вопросов (к теме).

Дана методика проведения диктантов, критерии оценки.

Диктанты могут быть использованы и для проверки знаний, и для изучения нового материала, и для подготовки к олимпиадам, конкурсам, экзаменам, к ним даны исчерпывающие ответы.

Наличие этого пособия поможет учителям разнообразить формы контроля знаний по краеведению.

В целом учебно-методический комплект по курсу  географии Пермского края оказывает большую помощь в формировании предусмотренных программой краеведческих знаний, практических умений и навыков, в воспитании любви к своему краю, готовит учащихся применять полученные знания в повседневной жизни.

Глава III   Краеведение на уроках географии.

 

Тематика уроков в VI ,VII, X классах.

Изучение родного края  и своей местности начинается с детского сада. С 1- 5 - ый класс также уделяется много внимания изучению краеведения. В 6-ом классе по географии (Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.) представлено ряд тем по изучению своей местности.  В разделе «Изображение поверхности Земли» учащиеся выполняют практическую работу по теме «Способы глазомерной съемки. Составление плана местности». Данный практический урок проходит на улице при хорошей погоде и всегда запоминается учащимся на долгие годы. На выполнение работы учащимся даю возможность выбора или полярной, или маршрутной глазомерной съемки. Например,

Тема: Составление плана местности. Способы глазомерной съемки.

Цель: 1. Научить учащихся проводить полярную и маршрутную съемки местности.

Закрепить умения определять азимут на местности.

Повторить и применить в работе условные топографические знаки.

          4.    Развивать любовь к своей малой родине.

Оборудование: планшет, альбомный лист, простой и цветные карандаши, компас, ластик.

Ход урока.

        I   Организационный момент.

        II  Проверка  домашнего задания.

Что обозначают условные знаки (показ на карточках)

Что такое азимут?

Как его определяют по топографическому плану?

Что такое масштаб?

Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной?

III Практическая работа.

Деление класса на две группы:

А) I группа – полярная съемка местности;

Б) II группа – маршрутная съемка местности.

2) Знакомство с планом выполнения полярной съемки.

А) выбрать точку, из которой будет сделана съемка, и обозначить ее на плане;

Б) по компасу определить стороны горизонта и обозначить направление на север на плане;

В) обозначить на плане точками и линиями объекты, соблюдая при этом примерное сравнительное расстояние до них;

Г) измерить расстояние до объектов и с помощью масштаба отметить эти расстояния на плане;

Д) объекты изобразить с помощью условных знаков.

        Маршрутную  съемку выбирают  наименьшее количество, то объяснение плана выполнения работы под корректировку в отличие от полярной съемки

Выполнение практической работы.

IV   Подведение итога урока.

Анализ допущенных ошибок;

Выставка наиболее удачных работ.

V Домашнее задание: по желанию выполнить полярную съемку своего двора.

        Краеведческие темы в курсе 6- го класса.

        Таблица 2

Раздел

Тема

1

Изображение поверхности  Земли

1

2

3

Ориентирование на местности и по плану.

Съемка местности.

Способы глазомерной съемки. Составление плана местности.

2

Атмосфера

1

Причины, от которых зависит  климат вашей местности.

3

Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу.

Воздействие человека на природу вашей местности.

4

Заключение

1

Задания для работы на местности.

        При  изучении тем «Атмосфера», «Разнообразие рельефа земной поверхности», «Воды суши» и  «Взаимосвязи компонентов природы» учащиеся ведут дневники наблюдений за погодой, вместе с учителем совершают экскурсии к реке, на пришкольную территорию с целью ознакомления природным комплексом.

В шестом классе учащиеся узнают о некоторых методах научных исследований. Большинство географических исследований отличаются тем, что начинаются с карты и заканчиваются картой – уточнением имеющейся, составлением новой.

В курсе седьмого класса «Географии материков и океанов» у учащихся расширяется кругозор знаний изучения Земли по карте. Появляется возможность сравнивать географические объекты и субъекты мира с географическим положением своего города. Краеведческая направленность  прослеживается при изучении многих тем.

Таблица 3

Раздел

Тема

1

Литосфера и рельеф Земли.

1

Рельеф Земли.

2

Атмосфера и климаты Земли.

1

Климатические пояса Земли.

3

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

4

Географическая оболочка.

1

Природная зональность.

5

Евразия.

1

Страны Восточной Европы.

6

Географическая оболочка – наш дом.

1

2

Взаимодействие природы и общества.

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

Фрагмент урока по теме «Климатические пояса». Цель урока: познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата. Оборудование: климатическая карта мира, дневники наблюдений погоды за прошедший период. При повторении домашнего задания темы «Воздушные массы и господствующие ветры»  заполняется таблица. Происходит повторение изученной темы, подготовка изучения климатических поясов мира и концентрация на местный краеведческий материал.

Таблица 4

Воздушная масса

Температура

Влажность (количество осадков)

Атмосферное давление

ЭК

высокая

высокая

низкое

ТР

высокая

низкая

высокое

УМ

меняется по сезонам

высокая

низкое

АР

низкая

низкая

высокое

Учащиеся  активно включаются  в процесс изучения темы своей местности,  гордостью выделяют показатели умеренного климатического пояса. При знакомстве с климатическими факторами каждый раз рассматриваем, как они влияют на формирование климата в нашей местности. На вопрос: «В каком климатическом поясе вы живете?» неправильных ответов не бывает. Давать характеристику климатическому поясу проще начинать с умеренного. Таким образом, легко усваивается данная тема.

В курсе экономической и социальной географии мира (10 класс) нет выделенных тем краеведческой направленности, но при изучении тем  населения, хозяйства мира и регионов необходимо вести сравнительную линию с нашей страной, находить общие и отличающиеся особенности и  черты по разным вопросам экономического развития.  Глобальные  проблемы человечества можно начинать рассматривать с проблем своего края: экологической, сырьевой,  демографической.

Краеведческая направленность всего курса географии поможет выполнить свой гражданский долг: уметь оценивать состояние природы, прежде всего родного края, бережно относиться к ней, разумно ее использовать, разъяснять другим значение охраны природы.

Повышение качества обучения географии.

        География как наука создавалась и развивалась одновременно с появлением и развитием человеческой цивилизации. Содержание и цели ее менялись в зависимости от изменений потребности общества нарождающихся государств. Она прошла долгий путь от простого землеописания до картографического изображения территорий и создания комплексных атласов континентов и океанов, стран и народов, моделирования и прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе.

Программа по географии предполагает  изучение системы взаимосвязанных между с собой курсов, обеспечивающих преемственность содержания, форм и методов.

 Начальный курс школьной географии, основной целью которого является изучение Земли как самого крупного природного комплекса, стал более ориентирован на изучение особенностей деятельности населения в различных природных условиях. Взаимодействие природы и человека рассматривается на основе краеведческого подхода.

Курс географии материков и океанов предусматривает все больше времени на изучение народов и стран.

При изучении географии России предполагается максимальная интеграция знаний учащихся о природе, населении и хозяйстве родной страны.

Наряду с традиционным курсом экономической и социальной географии мира в связи с концепцией модернизации   Российского образования, где основной идеей являются компетентностный подход, здоровьесбережение и профильное образование – это успех к повышению качества образования.

Профильные курсы по географии: глобальная, природопользование, коммерческая и другие. Несколько лет старшеклассники нашей школы изучали коммерческую географию России, стран СНГ и мира. Это способствовало выпускникам выбору профессий экономиста, географа, менеджера.

Некоторые направления развития интереса к предмету, повышения качества обучения географии:

рациональное природопользование (урок, внеурочная деятельность);

создание экологической среды (комнатные растения – зеленые уголки,  медиабанк – презентации с путешетвиями детей);

основы экологических знаний (урок);

преодоление экологических рисков (участие  в экологических акциях).

Немало внимания в школе уделяется экологическому воспитанию учащихся, Цель которого – воспитать каждого ребенка экологически грамотным. В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на трех уровнях: глобальном,  региональном,  локальном на основе краеведческого подхода. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Содержание экологического образования направлено на воспитание детей рачительными хозяевами своей страны. Этому способствует изучение проблем рационального использования природных ресурсов и преобразования природы нашей страны, основ природопользования. Экологическое содержание курса физической географии России располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности и оказывает воздействие на повышение уровня интереса к учебе.

Использование разнообразных форм, способов, приемов и технологий обучения вызывает интерес школьников к предмету география. Выпускники 9 и 11 классов выбирают географию для итоговой аттестации.

Результаты ЕГЭ по географии за 2005 -2006 учебный год

Результаты ЕГЭ по географии за 2005 – 2006 учебный год

 Результаты ЕГЭ по географии за 2006 – 2007 учебный год

        Результаты ЕГЭ по географии за 2007 – 2008 учебный год

9 классы: всего 76 учащихся; сдавали 14

11 классы: всего 54 учащихся; сдавали 7

В своей работе я использую разноуровневые контрольные работы, дидактический материал, дифференцированное выполнение заданий в контурных картах, составление электронных презентаций, различные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультанта) и индивидуальные задания – это результат не плохих показателей успеваемости учащихся.

Мониторинг успеваемости  в 8-х классах за последние 2 года показал следующие результаты.

Показатели успеваемости за 2005 – 2006 учебный год

Показатели успеваемости за 2006 – 2007 учебный год

        Растет творческая активность учащихся. Ежегодно школьники принимают участие в конкурсе «Енот - знаток естественных наук»,  а так же в олимпиадах на районном, городсом уровнях, в краевых конкурсах «Жемчужное ожерелье Прикамья», «Корнями  дерево сильно».  «Чистая Кама», «Водный мир», проводимые  ОАО «Кам ГЭС» и в районных туристических конкурсах и фестивалях.

Независимо, какую профессию будут выбирать  в дальнейшем наши выпускники, географические  знания и умения нужны всегда.

Перспективы профессионального саморазвития.

        

        Цель моей педагогической деятельности – воспитание личности, обладающей основами экологически ориентированного поведения. А это значит: научить школьников любить природу, бережно относиться к ней, формировать современную картину мира. Всегда этого можно достичь на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Современная география – это наука об окружающей среде, о взаимодействии человека и природы. Сложность и многообразие объектов исследований делают географическую науку многоотраслевой. В этом плане современная география имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, так как обладает наиболее развитой инфраструктурой и разными методами исследований.

Мне мой предмет близок тем, что географии, как и другим учебным  предметам, свойственен неразрывный процесс обучения и воспитания. Основной целью моей работы является воспитание у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к родине – это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. Известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.

Реализация данной цели в большей степени осуществляется в работе с классом в роли классного руководителя. Инновационная форма деятельности  с классом подобрана удачно: соответствует общему темпераменту коллектива, одобрена и поддерживается родителями и положительно влияет на развитие учащихся по учебе и воспитанию.  (см. приложение 1). После выпуска этого класса в будущем по краеведческому направлению продолжу работу с  другим классом.

В перспективе профессионального саморазвития отношу: самосовершенствование в краеведческом направлении (постоянные походы по Пермскому краю), дальнейшее участие в творческих конкурсах  на разных уровнях вместе с учащимися, активизировать школьников на участие  в НПК и конечно, совершать путешествия по России и миру.

Глава IV Организация краеведческой работы во внеурочной деятельности.

Географо-краеведческий кружок.

 

Географо-краеведческий кружок – лучшая форма организации внеклассной краеведческой работы. Кружок – это групповой вид внеклассных занятий, который создается на добровольных началах по желанию учащихся. Он базируется на знаниях, полученных, и дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Обычно количество  учащихся в кружке не превышает 15 -20 человек. При большом количестве кружковцев учителю трудно уделить должное внимание каждому из них.

Создавать краеведческий кружок в школе следует с первых уроков географии, лучше начиная с 6 класса. Первое занятие начинать с такого мероприятия, которое могло бы вызвать интерес к предмету. Один из моих кружков начался с того, что группа детей шестиклассников перед первым уроком увидели в кабинете выставку камней и минералов. Выставка их так заинтересовала, что кружок у нас скоро стал работать. Тем более, что в кабинете существует не плохая коллекция горных пород и минералов. (см. приложение 2. ) В дальнейшем участники кружка пополняли школьную коллекцию, привозили достаточно больших размеров камни с Карелии, с Байкала и с других регионов. Некоторые ребята  собирали минералы и оформляли свои личные коллекции. Итогом работы данного кружка была совершена поездка в весенние каникулы в город Екатеринбург в минералогический музей.

Одна из важных задач краеведческой работы – выявление объектов природы, подлежащих особой охране. В соответствии с Законом об охране природы Российской Федерации режим охраняемых территорий устанавливается для памятников природы (отдельные геологические обнажения, пещеры, исторически и биологически ценные деревья) и охраняемых урочищ  (лесные массивы озера, участки речных долин, побережья водохранилищ, участки ценных степей, места обитания редких животных). Помимо чисто природных объектов необходимо охранять и ценные культурные ландшафты – парки, сады. Особо следует учитывать памятники историко-мемориального значения, к числу которых чаще всего относятся природные объекты, связанные с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся лиц. Эта работа должна строиться в тесном сотрудничестве с районными и областными отделениями общества охраны природы, часто по их заданию.

По реализации программы развития класса основным направлением является – эколого - краеведческий географический туризм, поэтому тематика классных часов и проведение школьных каникул планируются в краеведческом направлении (см. приложение 1).

Для более подробного знакомства и эффективной организации изучения родного края с наиболее интересной темой в географии «Растительный и животный мир Прикамья» разработала факультативный курс для 7 классов. (приложение 3).  

Факультативные занятия по географии доказали свою жизненность, широкие возможности, развитие творческих способностей, направленных на формирование у учащихся более высокого уровня знаний. На факультативных занятиях используются формы и методы, применяемые как на уроках, так и во внеклассной работе. Занятия в кружках и факультативных занятиях воспитывают в детях бережное отношение к природным богатствам, учат их охранять природу, вести борьбу с насекомыми – вредителями сельского хозяйства, ухаживать за зелеными насаждениями. За летний период, работая в экологических отрядах, учащиеся знакомятся  с названиями трав, кустарников и деревьев, которые произрастают  вокруг школы и по микрорайону.

Экскурсии.

Программой по географии предусмотрен в осеннее и весеннее время обязательный минимум учебных экскурсий. В курсе природоведения (в 5 классе) – 2экскурсии, при изучении физической географии (6-8 классы) предусмотрены 4 экскурсии на природу, в курсе экономической географии (9 класс) – 1 экскурсия на местное предприятие.

Географическая экскурсия – одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе, ее проведение так же обязательно для учителя, как и проведение уроков.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются  для объяснения многих явлений и прочесов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения. Например, знания, полученные учащимися на осенней экскурсии в 6 классе, далее используются  в разделе «Литосфера» при формировании общих понятий о формах поверхности Земли, или в курсе географии материков сравнения с географией своей местности облегчают усвоение знаний о географических особенностях отдельных территорий, недоступных для непосредственного восприятия. При изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые на территории России» в курсе 8 класса могут привлекаться материалы  экскурсий 6 и 7 классов, касающиеся генетических связей между формами рельефа и геологическим строением. В теме «Внутренние воды России»  в 8 классе используются данные об источниках питания, о режиме и хозяйственном использовании рек своего края, полученные учащимися во время экскурсий в 6 классе, и сопоставляются с аналогичными данными по рекам России. В теме «Почвы, природные зоны России» привлекается материал по изучению почв, растительности и природных комплексов своей местности, полученный на весенней экскурсии в 7 классе.

Экскурсия на местное промышленное  предприятие в 9 классе дает первоначальные конкретные представления, необходимые для раскрытия таких сложных понятий, как «предприятие», «производительность труда», «специализация», «кооперирование», «производственные связи» и т. д.

На экскурсиях на природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые  ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей

 При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются над тем, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные  единства (комплексы) – как простые (старица, прирусловой вал и др.), так и более сложные -  (овраги, балки, долины речек и др.), которые состоят, в свою очередь, из более простых, генетически и динамически связанных между с собой комплексов.  Излучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компонентами подводит школьников  к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов  неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей развития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию мировоззренческой убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе и ее естественным ресурсам.

 Во время экскурсии на промышленное предприятие учащиеся знакомятся с производственным процессом в данной отрасли, с организацией и путями повышения эффективности производства на предприятии и с содержанием труда рабочих различных профессий.

Экскурсия – это коллективное посещение природных объектов и достопримечательных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, музеев и других учреждений с целью изучения и сбора краеведческого материала. Проведение каждой экскурсии состоит из трех этапов:

1. Подготовка к ней учителя и учащихся;

 2.    Проведения экскурсии;

3.Оформление полученного материала.

Подготовка учителя включает:

А) определение темы, цели и места экскурсии;

Б) изучение и подготовку материалов, намеченных к использованию в ходе экскурсии;

В) тщательную разработку методических приемов и маршрута экскурсии;

Г) подготовку бригадных и индивидуальных заданий для учащихся;

Д) продумывание проблемных ситуаций и подготовку заданий и вопросов, ответы на которые учащиеся получат в ходе экскурсии;

Е) предварительное сообщение учащимся темы, плана и литературы по содержанию экскурсии;

Ж) решение организационных вопросов (договор с администрацией промышленного или сельскохозяйственного предприятия или музея, уточнение времен  и места встречи с учащимися, вид транспорта, проверка оборудования и др.).

Подготовка учащихся состоит в предварительном изучении по литературным и картографическим источникам особенностей природы или экономики района экскурсии, в определении тех приемов работы, с помощью которых будут выполняться задания, предусмотренные содержанием экскурсии, в подготовке необходимого снаряжения. Обязательным условием при подготовке к экскурсии должно быть изготовление картографической основы изучаемой территории (для экскурсий на природу). Карты или планы землепользования могут быть взяты в исполкоме. В случае отсутствия крупномасштабной карты возможно самостоятельное изготовление карты-схемы района путем увеличения мелкомасштабной карты до нужных размеров.

Проведение экскурсии включает информационную и рабочую части.

Информационная часть – это рассказ, объяснение учителя, специалиста, экскурсовода в музее, на природном объекте, на предприятии.

Рабочая часть – исследовательская и регистрационная деятельность учащихся (сбор материала, коллекций, измерения, описания,  зарисовки и фотографирование).

Учащиеся  6 - 8 классов нашей школы во время экскурсий изучают местную речку Грязнуху,  проводят мониторинги и опрос населения по отношению к экологической обстановке в микрорайоне Молодежный. Следили за использованием населением родниковой воды.  Например, только с одного родника за 3 часа набирается 500 литров воды.  Во время каникул проводим акции по очищению берегов своих рек, производим мелкий ремонт по обустройству родников. Традиционно мы с учащимися нашей школы принимаем участие в акциях «Камская волна» - это районное экологическое движение, «Чистая Кама», «БЕРЕГАй» ОАО «ГИДРООГК». Участвуем в создании проектов, посвященных Всемирному дню Воды, Дню Земли.

В осенний период экскурсии проходят в ближайшем лесу, где много внимания уделяется изучению видового состава растительности и конечно вопросам охраны природы и экологии.

Со старшеклассниками  посещаем местные предприятия: АО НПО «Искра», АО «Камская ГЭС», АО «Хлебозавод».

Экскурсии помогают учащимся осознать значение природы для общества,  понять, что природа – источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней.

4. Походы и путешествия.

Походы – это более длительные по времени и расстоянию пешие походы. Краеведческие походы – одна из увлекательнейших форм сбора материала о своем крае. Трудно переоценить образовательное и воспитательное значение похода. Школьное краеведение без туризма, как и школьный туризм без краеведения, немыслимы. В туристско-краеведческих  походах воспитываются наблюдательность  и самостоятельность, выносливость и смелость, чувство коллективизма, чуткое отношение к товарищу, принципиальность, любовь к родному краю и Отечеству.

По длительности краеведческие походы делятся на однодневные («походы выходного дня») и многодневные. Обычно «походы выходного дня» проводятся в течение учебного года. Многодневные  - в каникулярное время. Однодневные походы проводятся в ближайшие районы своего края, многодневные – в более отдаленные, и только потом, если будет необходимость, планируется выезд за пределы своего региона. Такие походы-путешествия планируются как дальняя перспектива для членов краеведческого кружка или экспедиционного отряда класса и являются продолжением работы, которая проводилась в течение года в связи с краеведением. Школьная краеведческая работа требует своеобразного завершения всех местных походов, экскурсий и наблюдений. В сложном деле организации многодневного похода выделяются три этапа – подготовка, проведение и оформление собранного материала.

Перед каждым краеведческим походом должны стоять три обязательные цели: познавательная, общественно-полезная и оздоровительная. Познавательная цель включает два момента – знакомство с достопримечательностями по маршруту следования и ведение комплексных физико-географических наблюдений. Общественно-полезная – сбор краеведческого материала или выполнение заданий экспедиции или других организаций. Оздоровительная – учащиеся должны вернуться отдохнувшими.

Подготовка к многодневному походу в практике школы начинается в начале учебного года с составления списка желающих принять в нем участие. Оптимальное количество участников – 15- 17 человек на одного руководителя. Для включения в список учитывается физическая подготовка участников. Она должна быть у всех одинаковой, так как на каждого участника будет ложиться  определенная, равная со всеми, нагрузка.

Затем составляется план похода. В него входят тема, цель, разработка маршрута, знакомство с литературой и картографическими материалами о районе похода, подготовка снаряжения и сбор денежных средств. Для тренировки  важное значение имеют «походы выходного дня» и экскурсии по небольшим маршрутам на ближайшей территории, время их проведения и конкретные задачи также вносятся в общий план.

 Выбирая район похода, необходимо стремиться к тому, чтобы он был интересным и разнообразным с точки зрения и природных условий, и хозяйственных объектов, а также доступным для изучения. Маршрут должен быть не трудным для прохождения в тот сезон года, когда планируется поход.

В октябре прошлого года мы совершили поход туда, где раньше располагались древнее Пермское море и Городище. Эти удивительные места поразили нас причудливыми формами песчаников древнего моря. По завершении трехдневного похода успешно приняли участие в краевом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья». В последние несколько лет совершаем туристско-краеведческие походы-сплавы по рекам Усьва, Койва, Сылва, Чусовой. Целью походов является  - знакомство с природой Прикамья, продолжение формирования гражданственного мировоззрения и здорового образа жизни. Участники похода – учащиеся 8-х классов туристско-краеведческого кружка МОУ «СОШ» № 16 в количестве 14 человек. Во время поход ребята познакомились с историческими событиями, которые происходили на местах маршрута, с флорой и фауной данной территории, географическими факторами. Встречались с жителями населенных пунктов, по которым проходил маршрут нашего путешествия. Обследовали места отдыха туристов. В походе осуществлялось наблюдение за экологическим потенциалом ландшафта, хозяйственной освоенностью территории. Мы посетили бывший концлагерь «Створ» на берегах реки Чусовой. Собранные материалы походов-сплавов переданы в школьный краеведческий музей.    Все это содержит воспитательные аспекты и помогает формированию гражданского мировоззрения подростков. Походы способствуют формированию здорового образа жизни и помогают воспитанию патриотического отношения к своему родному краю.

В настоящее время население много внимания уделяет путешествиям. Школьники путешествуют с родителями и с учителями. Во время путешествий  у учащихся выявляются такие черты как  стремление к неизвестному, предприимчивость, смелость, настойчивость в достижении цели, мужество, чувство товарищества, надежность и любовь к Отчизне. Полученные знания расширяют кругозор учащихся, воспитывают в них черты характера, необходимые в жизни. Занимаясь в туристско-краеведческом кружке, с ребятами побывали в спортивном комплексе «Огонек» в городе Чусовой, в Москве, в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Казани, а также совершили две поездки в Зарубежную Европу. В поездках учащиеся развивают умения общаться с людьми (например, при посещении музеев, выставок), логически мыслить, слушать, рассказывать и владеть некоторыми туристическими умениями.

Глава V Заключение.

География – единственная в российской школе учебная дисциплина, дающая целостное представление о Земле как колыбели человечества, современном доме людей, России в ее природном, геополитическом. Хозяйственном, социально-культурном и экологическом аспектах, а также о малой родине – Уральском Прикамье как открытой природно-социально- экономической системе. На примере родного края многие представления, которые для учеников  иногда выглядят достаточно абстрактно, становятся наполненными конкретным содержанием. Это в значительной степени обусловлено своеобразием географии в системе научного знания. Имея природную и общественную составляющие, география тесно взаимодействует с естественными, общественными и техническими областями знания. Она формирует и общую культуру, в том числе и экологическую. Кроме того, географическая подготовка необходима как в обыденной жизни. Так и для принятия управленческих решений на различных территориальных условиях, включая региональный и муниципальный.

Возрастающий вклад географического образования обусловлен современным кризисным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность человека выступает важнейшим движущим фактором в системе непростых взаимоотношений с природой. Целесообразность гуманизации этих отношений определяется пониманием того, что человек и общество  связаны с природой своим происхождением, существованием и, самое главное, своим будущим.

Географическое образование призвано вооружить подрастающее поколение российских школьников знанием и пониманием географических процессов и явлений, особенностей взаимодействия общества и природы в различных регионах нашей страны и странах мира. Оно необходимо для объяснения процессов социально-экономического развития конкретных территорий и, в первую очередь, Пермского края, безопасности проживания, особенностей расселения населения, его материальной и духовной культуры. Без географических знаний своего региона невозможно повышение эффективности хозяйства, улучшение качества жизни населения, сохранение экологически благоприятной среды жизнедеятельности людей.

Географическое образование вооружает учащихся умениями интегрировать информацию, полученную из множества источников, пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой.

Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей местности, региона, страны и Земли как общего дома человечества. Оно дает комплексное знание о своем регионе как целостной геосистеме, в которой взаимообусловлено функционируют природа, хозяйство, население; возможностях и направлениях повышения уровня жизни людей, оптимизации природопользования, устойчивого развития экономики Пермского края с учетом сохранения природной среды человеческого бытия.

География входит в число обязательных предметов в образовательных системах всех стран мира. Этим определяется положение ее в базисном учебном плане. Географическая составляющая непрерывна с 1 по 10 класс.

 

Список использованной литературы.

«Региональный образовательный стандарт по географии для общеобразовательных учреждений Пермской области», Пермь, 2001. Департамент образования и науки администрации Пермской области.

«Методика преподавания региональной географии в школе», «Астрель»

Журнал «География в школе» №4-2001 г., №5-2005 г

Программы общеобразовательных учреждений «География», издательство «Просвещение»,2000 г.

Гагарский М.Д. «Население и хозяйство Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» ,министерство образования Российской Федерации, Пермь 2003 г.

Котельникова Г.И. Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермской области» . Пермь 2001 г.

Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению, «Просвещение»

Хлюпина Т.Л. «Краеведческий аспект в преподавании географии», департамент образования и науки администрации Пермской области, ПКИПКРО, Пермь 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

Доклад "Использование краеведческого материала как средство повышения воспитательной ценности урока математики"

Использование краеведческого материала на уроках математики позволяет давать детям не только предметные знания, а и воспитывать такие качества как: любовь к близким, к родному краю, к своей Роди...

«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...

Воспитание любви к малой Родине через организацию внеклассных мероприятий

В этой статье я хочу поделиться опытом воспитания любви к своей малой Родине....

Использование краеведческого материала как средство для повышения мотивации при обучении английскому языку в школе

Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью ...