Календарно- тематическое планирование элективного учебного предмета "Глобальная география"
календарно-тематическое планирование (география, 10 класс) на тему

 

Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволит интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциал геогра­фии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенча­тый и концентрический принципы обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование ЭУП

«Глобальная география» 10 класс,

кол-во часов на год - 35, кол-во часов на неделю - 1

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

Знания, умения и компетентности

Оборудование

Дата по плану

Дата фактическая

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I триместр

Введение (2 часа)

1.

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание.

1

Глобалистика, глобальные проблемы.

Знать: терминологию  и содержание курса глобалистика и глобальная география..

Уметь: определять проблемы, создающие угрозу человечеству.

Политическая карта мира, атласы, энциклопедия «Страны сира»

2.

Систематизация глобальных проблем.

1

Систематизация  и  методы исследования глобальных проблем.

Знать: основные группы глобальных проблем.

Уметь: систематизировать глобальные проблемы по характеру проявления.

Схема: « Систематизация глобальных проблем». Презентация.

Глава 1. Современный лик Земли (4 часа)

3.

Изменившийся лик Земли.

1

Антропогенные и культурные ландшафты.

Знать: позитивные и негативные результаты человеческой деятельности.

Уметь: классифицировать ландшафты в зависимости от степени их трансформации в результате хозяйственной деятельности.

Презентация «Антропогенные и культурные ландшафты»

4.

География человечества.

1

Этнос, «кормящие ландшафты», теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Знать: основу теории  этногенеза Л.Н. Гумилева, особенности этнической, религиозной структуры человечества.

Уметь: определять влияние природы на характер и традиции народа.

Карта народов мира, атласы.

5.

Политическая анатомия современного мира.

1

Культурно-исторические регионы мира, геополитическая стратегия.

Знать: концепцию мондиализма, варианты долгосрочной геополитической стратегии России.

Уметь: составлять сценарии будущей геополитической картины мира.

Политическая карта мира, катра историко- географических регионов.

6.

Экономическая дифференциация мира.

1

Мировое хозяйство и международное разделение труда, «экономическая автаркия».

Знать: места государств в экономической «табели о рангах»..Понятия «мировое хозяйство» и «МГРТ»

Уметь: определять роль России в мировом хозяйстве и МГРТ.

Презентация «Мировое хозяйство и МГРТ»

                       Глава 2. Глобальные проблемы человечества (18 часов)

7.

Демографическая проблема.

1

Теория Мальтуса, теория «демографического перехода», демографическая политика.

Знать: сущность демографической проблемы, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять  связь между глобальными проблемами.

Политическая карта мира. Презентация «Демографическая проблема»

8.

Продовольственная проблема.

1

Структура пищевых рационов. Понятие о «скрытом голоде».

Знать: сущность  продовольственной проблемы, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять   регионы , где данная проблема наиболее острая.

Политическая карта мира. Презентация «Продовольственная проблема»

9.

Проблема отсталости.

1

Колониализм, критерии отсталости , применяемые в ООН.

Знать: сущность проблемы отсталости стран, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять масштабы и критерии отсталости.

Политическая карта мира.

10.

Энергетическая проблема.

1

Энергоёмкость современной экономики., невозобновимые энергоресурсы. Страны ОПЕК.

Знать: сущность энергетической проблемы, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять  контуры энергохозяйства будущего, прогнозы развития энергетики в 21 веке.

Политическая карта мира. Презентация «Энергетическая проблема»

11.

Сырьевая проблема. Самостоятельная работа.

1

Понятие о сырье, относительная ограниченность. Цикл «сырьевые ресурсы- производство- потребление- вторичные сырьевые источники».

Знать: сущность сырьевой проблемы, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: составлять прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.

Политическая карта мира.

12.

Проблемы Мирового океана.

1

Мировой океан  как «колыбель» всего живого, как ресурсная база, общее  достояние человечества.

Знать: сущность проблемы Мирового океана, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять  роль и значение Мирового океана в жизни нашей планеты.

Политическая карта мира. Презентация «Проблмы Мирового океана»

Количество часов за I триместр - 12

II триместр

13.

Глобальный этнический кризис.

1

Самоидентификация стран и этносов, конфликтообразующие факторы. Трайбализм- межплеменные распри.

Знать: конфликтообразующие факторы и их специфика.

Уметь: определять регионы и страны, где имеет место трайбализм.

Карта народов мира, атласы.

14.

Проблемы здоровья и долголетия человека.

1

Понятие о медицинской географии, география инфекционных заболеваний, СПИД. Геронтологическая наука.

Знать: сущность проблемы здоровья и долголетия человека, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять географию инфекционных заболеваний.

Политическая карта мира, атласы.

15.

Проблема стихийных природных явлений.

1

Стихийные природные явления и их виды.

Знать: сущность проблемы стихийных природных явлений, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: систематизировать стихийные природные явления по условиям возникновения. Определять регионы мира, где часты стихийные природные явления.

Политическая карта мира, презентация «Стихийные природные явления».

16.

Проблема технологических аварий.

1

Систематизация технологических аварий, математическая теория катастроф.

Знать: сущность проблемы технологических аварий, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять  «цепные реакции» катастроф производственного характера.

Политическая карта мира, атласы, презентация «Антропогенные аварии»

17.

Антропогенные катастрофы.

1

Антропогенные катастрофы.

Знать: основные причины и источники антропогенных катастроф.

Уметь: определять регионы мира , где имели место антропогенные катастрофы.

Политическая карта мира, атласы., картинки антропогенных катастроф.

18.

Проблема дефицита демократии и свободы.

1

Понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм».

Знать: сущность проблемы  дефицита демократии и свободы,, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: ранжировать государства по группам»свободные», «частично свободные» «несвободные», «реакционные».

19.

Проблема преступности.

1

Понятия «геокриминогенная обстановка», «терроризм»

Знать: сущность проблемы преступности, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять  роль географии в изучении преступности в мире.

Презентация «География терроризма»

20.

Кризис духовных ценностей.

1

Понятие «экология души».

Знать: сущность и специфику проявления кризиса духовных ценностей.

Уметь: определять  связь между глобальными проблемами

21.

Проблема исследования космоса. Самостоятельная работа

1

Космические станции, марсоход, луноход.

Знать: сущность проблемы исследования космоса, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять источники засорения космического пространства

Презентация «Исследования космоса»

22.

Проблема урбанизации.

1

Понятие «урбанизация», мегалополис, агломерация.

Знать: сущность проблемы урбанизации, масштабы её проявления, пути решения.

Уметь: определять  связь между глобальными проблемами

Карта «Размещение населения мира», атласы, презентация «Урбанизация»

23.

Региональные конфликты.

1

Региональные конфликты. Страны Ближнего Востока.

Знать: географию, причины региональных конфликтов.

Уметь: определять пути выхода из региональных конфликтах.

Политическая карта мира.

24.

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества».

1

Количество часов за II триместр- 12

III триместр

Глава 3. Геоэкология - фокус глобальных проблем ( 11 часов)

25.

Биосфера как планетарная организация жизни.

1

Биосфера, Пределы биосферы. Биогеохимические круговороты.

Знать: пределы биосферы, общую массу живого вещества на планете, отличительные особенности живого вещества от неживого.

Уметь: составлять биогеохимические круговороты элементов в природе.

Презентация «Биосфера- сфера жизни».

26.

Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления.

1

Техногенез и антропогенез.

Знать: примеры, иллюстрирующие процесс воздействия общества на природную среду, этапы и параметры  техногенеза.

Уметь: определять масштабы землепользования, динамику лесных площадей, причины опустынивания, ветровой и водной эрозии.

27.

Глобальная экология.

1

Техногенез и экология. Глобальная экосистема. Деградация.

Знать: нити связи техногенеза и экологии. Общие и специфические экологические проблемы.

Уметь:  определять географию наиболее экологически опасных регионов мира.

28.

Экология атмосферы.

1

Понятие об экологии атмосферы..Парниковый эффект Озоновые дыры.

Знать: жизненно важные функции атмосферы Земли, понятие об экологии атмосферы.

Уметь: определять влияние загрязнения атмосферы на климат и здоровье человека.

Презентация «Экология атмосферы»

29.

Экология гидросферы и почвенного покрова.

1

Водопользование и водопотребление. Экология гидросферы. Явление эвтрофикации водоемов.

Знать: роль воды в биосфере, мировой круговорот воды, основные загрязнители гидросферы. Уметь : определять пути решения эвтрофикации водоемов.

Презентация «Экология гидросферы»

30.

Глобальный климат и Киотское соглашение.

1

Потепление климата, Киотское соглашение.

Знать: кто и зачем «придумал» Киотское соглашение, почему не все государства стремятся ратифицировать данное соглашение.

Уметь: определять состояние климата  на данный момент времени и прогнозы на будущее.

31.

Социальная экология.

1

Рациональное природопользование.

Знать: специфику  и особенности социальной экологии, качество окружающей среды человека.

Уметь: определять связь между экологией и политикой.

32.

Геоэкология России.

1

Проблема утилизации промышленных и бытовых отходов в России.

Знать: остроту и масштабность экологических проблем России.

Уметь: находить основные источники загрязнения окружающей среды в России, определять регионы повышенного экологического неблагополучия.

Презентация «Экологическая обстановка в России»

33.

Геоэкология России. Тесты.

1

Особо охраняемые природные территории в Росии: заповедники, заказники, национальные парки.

Знать: особо охраняемые природные территории России и их местоположение.

Уметь: составлять характеристику заповедника, заказника и национального парка.

Карта «Экология в России»

34.

Экологические проблемы новой России и глобальная экология.

1

Экологические проблемы в России. Регионы повышенного экологического неблагополучия.

Знать: экологические проблемы новой России и связь с глобальной экологией.

Уметь: характеризовать экологическую обстановку новой России.

Карта: «Экология в России»

35.

Обобщающий урок по теме: «Геоэкология - фокус глобальных проблем»

1

Количество часов за III триместр - 11

Календарно-тематическое планирование элективного учебного предмета  по географии в 10  классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...

рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".

Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Календарно-тематическое планирование 7,8 класс География 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое планирование 7,8 класс  География 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.

Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванныхвведением режима повышенной готовности .  Кале...

Календарно-тематическое планирование по учебному (элективному) курсу «Избранные вопросы математики»

Календарно-тематическое планирование  по учебному (элективному) курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 11 класса...