Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
материал по географии (11 класс) по теме

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методические приемы подготовки

 обучающихся к ЕГЭ по географии

Третьякова Татьяна Геннадьевна,

учитель географии БОУ города Омска «Гимназия №  43»

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятность поступления в желаемый ВУЗ. Максимально подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Подготовка к ЕГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования, поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена. В тех регионах России, где ЕГЭ по географии в виде эксперимента проводился уже на протяжении ряда лет, проанализировав ошибки, допущенные выпускниками при сдаче экзамена, сделали вывод, что хуже всего ребята отвечают на те вопросы, которые проверяют их знания и умения по физической географии (6-8 класс). Учащиеся допускают ошибки по разделам «Основные источники географической информации», «Природа Земли», «География России».

В связи с тем, что во многих школах мало внимания уделяется работе с тестами, многие учащиеся не умеют с ними рационально работать. А ведь именно в такой форме представлены задания частей А и В экзамена. Необходимо более широко использовать тестовые задания разных типов и уровней для проверки знаний учащихся по темам. Это должны быть и тесты с одним правильным вариантом ответа и с несколькими, на установление соответствия, правильность утверждения. Иногда ребята не внимательно читают вопрос  задания и, только по этой причине дают неправильный ответ.

Задания части С предполагают умения рассуждать, доказывать свою точку зрения, что тоже иногда вызывает трудности у учащихся.

Современные технологии позволяют использовать широкий спектр методических приемов для формирования крепких знаний и умений по географии. Так, например, развитие познавательного интереса может происходить через систему творческих заданий, участие ребят в различных интеллектуальных конкурсах. Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсе по естествознанию «Через тернии – к звездам», телекоммуникационных проектах для учащихся по географии и природоведению, всероссийском конкурсе для учащихся «Географическое пополнение», проводимом газетой «География. Первое сентября». Немалую роль играют олимпиады. В гимназическом этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии у меня принимают участие все желающие. Они не боятся проиграть, они хотят попробовать свои силы в новой ситуации, проверить свои способности. Со всеми участниками ответы обязательно разбираются, анализируются, выявляются допущенные ошибки, поясняются правильные ответы. Из каждой ситуации ребенок должен сделать вывод, учиться не повторять свои ошибки.

Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память, мышление, логику, внимание. Многие ребята лучше запоминают материал, если они не только услышали информацию, но и увидели ее. Методический кабинет гимназии располагает большой фильмотекой учебных дисков по географии. А в 5-6 классах я широко использую проведение экспериментов на уроках. Некоторые эксперименты ребята могут повторить и дома. Такая информация лучше запоминается, она развивает интерес к географии, а в дальнейшем помогает ребятам в изучении других естественных дисциплин.

Большая часть вопросов в ЕГЭ связана с топографической картой, умениями читать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается только в 6 классе  и больше нигде не повторяется, надо постараться сделать так, чтобы информация осталась в памяти детей надолго. В этом может помочь игры «Юный топограф», «Найди клад», которые можно проводить как в рамках урока, так и как внеклассное мероприятие.

В течение всего времени изучения географии обязательно надо выделять время на изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть устные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные работы на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хорошо представлял карту, знал расположение географических объектов на ней. Это надо начинать делать с 6 класса, начального курса географии. Для того, чтобы не превратить изучение номенклатуры в зазубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно учить карту. Учитель может продумать такие задания, которые побудят учащихся заниматься географией. Например, при изучении политической карты мира можно предложить шестиклассникам найти и выписать страны, название которых начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п.  Творческим заданием по этой теме может быть работа, где ребята должны определить, на что похожа та или иная страна. Пусть они выберут любые страны, перерисуют их контур и дорисуют, чтобы было похоже на то, что они увидели. Такие работы ребята делают с удовольствием, а когда они обмениваются своими мнениями на уроке и показывают  рисунки, то и другие ученики получают дополнительную информацию  о странах мира.

Подобную работу я продолжаю и в 11 классе при изучении экономической и социальной географии мира. Здесь мои ученики выполняют коллаж, на котором показывают самые яркие, интересные черты страны. Здесь есть возможность опереться на межпредметные связи, личные восприятия одиннадцатиклассника, сформировать географический образ региона. С этой же целью можно применять обучающие задачи, задания которых используются и в ЕГЭ для определения страны по описанию. Причем, я использую не только готовые задачи, но и подобные описания стран зашифровывают сами учащиеся, а потом они обмениваются текстами заданий и выполняют их.

Для изучения районов России можно использовать задания рубрики «Знаете ли вы свою страну» из  рабочей тетради к учебнику Алексеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

Использование современных информационных ресурсов для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии.

Использование современных информационных ресурсов для эффективной  подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии. Презентация и коментарии выступления на педагогической конференции....

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятн...

Некоторые эффективные методические приемы

Мастер-класс для молодых специалистов "Научить открывать знания"...

Некоторые эффективные методические приемы в преподавании математики

Мастер-класс для молодых специалистов "Научить открывать знания"...

«Методика эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии»

Материал отражает основные методы работы учителя при подготовке учащихся к ОГЭ по географии с 5 по 9 класс....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАЗДЕЛЕ «Аудирования»

Презентация на тему "ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАЗДЕЛЕ «Аудирования»"...