Методическая разработка урока с использованием ЭОР
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

План- конспект  урока

Тема  «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

1

 Ф. И .О.                                                

Кузьмина Наталья Николаевна

2

 Место работы                                      

 

МБОУ   «СОШ №18»                                                        Энгельсского  муниципального района                                                                                                                                   

 

3

Должность

учитель географии, заместитель директора по УВР

4

Предмет

география

5

Класс

Разнообразие внутренних вод России. Реки

6

Тема и номер урока в теме

Урок №1 в разделе «Внутренние воды и водные ресурсы

7

Базовый учебник

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобджанидзе

География России, «Дрофа»,2010г

 

7

Цель урока

Формировать представление о реках России, их роли в жизни человека

8

Задачи

1. Образовательные:

  • продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек;
  • формировать представление обучающихся о различных видах вод суши и их размещении на территории России, о значении рек в природе и жизни человека;
  • систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, питании и режиме;

2.Развивающие:

  1. продолжить формирование и умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

.      2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать

         на основе сравнения и обобщения полученной информации.

3.Воспитательные

  • воспитывать чувство гордости за природу России;
  • воспитывать желание узнавать новое;
  • формировать экологическое мышление

 

 

 

 

9

Тип урока

Урок изучения нового материала

10

Формы работы

фронтальная, индивидуальная

11

Оборудование

Компьютер с выходом в интернет, колонки, мультимедийный проектор.

 

 Структура и ход урока таблица №1

Этап урока

Название ЭОР с (указанием порядкового номера из таблицы)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

 

Деятельность обучающихся

Время

 

1

Организационный момент.

 

Отмечает отсутствующих, настраивает класс на урок, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, создает ситуацию успеха.

Объявляет тему урока, ставит цели, определяет задачи урока

 

 

Слушают учителя, психологически настраиваются на урок.

1

2

Актуализация познавательной деятельности.

№1

Виды вод суши на территории России

Электронный учебный модуль предназначен для изучения нового материала. Рассматриваются различные воды суши. Особое внимание уделяется рекам.

 

Демонстрация ЭОР №1, содержащего информацию и видах внутренних вод и иллюстрации по рекам России.

Учитель задаёт вопросы:

1.Назовите главные части гидросферы?

2.Приведите примеры вод суши?

3. Какое значение они имеют?

4. Какое влияние оказывают внутренние воды на другие природные  компоненты

Обучающиеся отвечают на вопросы.  Устанавливают взаимосвязь и взаимозависимость внутренних вод с другими природными компонентами.

5

2

Изучение нового материала

Распределение рек Росси по бассейнам

№2

 (первый, второй блоки)

Мультимедиа. Первый блок содержит информацию  по основным понятиям темы, второй блок содержит карту «Распределение рек по бассейна океанов» и информацию об общем количестве рек, площади бассейна, объёме стока

№3

Распределение рек по бассейнам океанов. Практические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное вступление учителя  о реках России:

Течет река                                                                                                                                                                                                                                       издалека…

 Течет река…, течет река…

 Как хорошо, когда река

 И широка, и глубока!

 Над ней – пышнее облака,

 Свежей дыханье ветерка,

 Стройней и выше лес над ней,

 И луг прибрежный зеленей.

 Борис Заходер.

Демонстрирует   ЭОР №2 (информация о реках России, карта распределение рек по бассейнам)

Ставит вопрос о распределении рек по бассейнам, просит сравнить реки России по величине площади  бассейнов.

Демонстрирует ЭОР №3 и организует выполнение практических заданий из ЭОР №3

 Распределяют реки по бассейнам; определяют, какой бассейн имеет наибольшую площадь, используя ЭОР № 2 (первый блок, второй блок)

Выполняют практические задания из электронного модуля №3

 

 

34

Водоносность рек (расход воды), твёрдый сток. Причины, влияющие на водоносность и твёрдый сток

№2

«Реки России»

Мультимедиа

 (первый, пятый блоки)

Первый блок содержит информацию по основным понятиям и определениям; пятый  блок содержит информацию о водоносности рек России и твёрдом стоке

 

Демонстрирует ЭОР №2 (пятый блок) и

предлагает на основе полученной информации ранжировать реки России по водоносности и твёрдому стоку

 Работают с  ЭОР №2(первый и пятый блок), дают определение расхода реки, твёрдого стока, ранжируют реки России по водоносности, сравнивают их с реками мира, делают вывод.

Главные речные системы России

№4

Презентация «Крупнейшие реки России». Содержит космические снимки крупнейших Российских рек, позволяет определить условия рельефа по течению рек, участки речных систем

№2  (третий блок)

Мультимедиа.

Содержит карту «Реки России»

 

 

Предлагает обучающимся изучить главные речные системы России, используя в качестве иллюстрации ЭОР №4 (космические снимки); в качестве информации ЭОР №2(третий блок). (карта главных речных систем).

Изучают с использованием  ЭОР № 2,4 главные речные системы России, делают вывод о  распределении

рек по территории страны, сравнивают реки европейской и азиатской части страны по длине, водоносности.

 

Влияние рельефа на характер течения рек

№2 (первый, пятый блоки)

Мультимедиа. «Реки России» содержит информацию о влиянии рельефа на характер течения рек

 

  Зачитывает отрывок из летописи

 В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

 Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Ставит вопрос: «Какие особенности рек важно знать человеку? В качестве информации предлагает обучающимся ЭОР №2 (первый, пятый блок)

Проводит физкультминутку «Гимнастика для глаз»

Изучают влияние рельефа на реки с использование ЭОР №2 (первый и пятый блок).

Выполняют практические задания по определению уклона Волги и Терека. Делают вывод о различиях, устанавливают причинно-следственную связь между падением рек, их уклоном, характером течения рек, рельефом.

Формулируют выводы.

Питание и режим рек

№2 (четвёртый блок)

Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о режиме и питании рек

 

 Ставит перед обучающимися вопрос: «Почему А.И. Воейков называл реки «продуктом климата?». В качестве источника информации предлагает ЭОР №2   (четвёртый блок)

 Работают с ЭОР №2(четвёртый блок): классифицируют реки по типу питания и режиму, устанавливают причинно- следственную связь между климатом питание и режимом рек, делают вывод о влиянии климата на питание и режим рек. Сравнивают режим рек в европейской и азиатской части страны

 

Значение рек и их хозяйственное использование

№2  (шестой блок)

Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о расположении судоходных каналов и речных портов.

 

 Ставит вопрос: «В чем значение рек?», предлагая в качестве источника информации ЭОР №2 (шестой блок)

 Работают с ЭОР №2(шестой блок): делают вывод о значении рек  в жизни человека. Сравнивают уровень использования рек азиатской и европейской части                            страны в хозяйственной деятельности человека делают вывод

3

Закрепление знаний

№5

Электронный учебный модуль «Характеристика крупнейших рек России. Контрольные задания». Позволяет закрепить знания, которые обучающиеся получили на уроке.

 

Предлагает тест из ЭОР №6 для повторения и закрепления изученного материала.

Выполняют задания

4

Подведение итогов урока

 

Подводит итог урока

 

1

5

Рефлексия

 

Предлагает  обучающимся оценить свой вклад в достижение цели урока

 «Какую новую информацию получили о реках?»

 «Что для вас было трудно, в чём преуспели?»

 

 

Оценивают свою работу на уроке

3

6

Домашнее задание

№6 (простой)

Электронный учебный модуль   «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания».

№7(сложный)

Электронный учебный модуль   «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания. Повышенный уровень сложности»

 

 

Разноуровневое  домашнее задание: ЭОР №6 (простой), ЭОР  №7 сложный)

Записывают в дневник

1

Приложение к разработке урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки»    таблица №2.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

Гиперссылка

1

Виды вод суши на территории России

Электронный учебный модуль

информация

№1.http://www.fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html

 

2

Жизнь и работа рек

мультимедиа

информация

№2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf

 

3

Распределение рек России по бассейнам океанов. Практические задания

Электронный учебный модуль

Информация, иллюстрации, практические задания.

№3

http://fcior.edu.ru/card/22481/raspredelenie-rek-rossii-po-basseynam-okeanov-prakticheskie-zadaniya.html

4

Крупнейшие реки России

Презентация

иллюстрация

 

№4

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dc0f60f3-69e9-417f-83fb-48f49c875d01/?interface=catalog&class=50&subject=28

 

 

Характеристика крупнейших рек Росси

Электронный учебный модуль

Контрольные задания

 №5 http://fcior.edu.ru/card/22338/harakteristika-krupneyshih-rek-rossii-kontrolnye-zadaniya.html

 

5

Внутренние воды и водные ресурсы России

Электронный учебный модуль.

Контрольные задания

№6 (простой)

http://fcior.edu.ru/card/22485/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html

 

№7(сложный)

http://fcior.edu.ru/card/908/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-1-uproshennyy-variant.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

 

План- конспект  урока

Тема  «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

1

 Ф. И .О.                                                

Кузьмина Наталья Николаевна

2

 Место работы                                      


МБОУ   «СОШ №18»                                                        Энгельсского  муниципального района                                                                                                                                    

3

Должность

учитель географии, заместитель директора по УВР

4

Предмет

география

5

Класс

Разнообразие внутренних вод России. Реки

6

Тема и номер урока в теме

Урок №1 в разделе «Внутренние воды и водные ресурсы

7

Базовый учебник

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобджанидзе

География России, «Дрофа»,2010г

7

Цель урока

Формировать представление о реках России, их роли в жизни человека

8

Задачи

1. Образовательные:

  1. продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек;
  2. формировать представление обучающихся о различных видах вод суши и их размещении на территории России, о значении рек в природе и жизни человека;
  3. систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, питании и режиме;

2.Развивающие:

  1. продолжить формирование и умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

.      2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать

         на основе сравнения и обобщения полученной информации.

3.Воспитательные

  1. воспитывать чувство гордости за природу России;
  2. воспитывать желание узнавать новое;
  3. формировать экологическое мышление




9

Тип урока

Урок изучения нового материала

10

Формы работы

фронтальная, индивидуальная

11

Оборудование

Компьютер с выходом в интернет, колонки, мультимедийный проектор.

 Структура и ход урока                                                               таблица №1

Этап урока

Название ЭОР с (указанием порядкового номера из таблицы)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент.

Отмечает отсутствующих, настраивает класс на урок, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, создает ситуацию успеха.

Объявляет тему урока, ставит цели, определяет задачи урока


Слушают учителя, психологически настраиваются на урок.

1

2

Актуализация познавательной деятельности.

№1

Виды вод суши на территории России

Электронный учебный модуль предназначен для изучения нового материала. Рассматриваются различные воды суши. Особое внимание уделяется рекам.



Русский


Электронный учебный модуль «Виды вод суши на территории России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала или закрепления пройденного. Рассматриваемый модуль рассчитан для детей затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Целью данного модуля является: рассмотреть различные виды вод суши, познакомиться с водными объектами мирового значения. Особое внимание уделено ознакомлению с реками, озерами России. Также рассматриваются искусственные водоёмы, подземные воды, болота.


Демонстрация ЭОР №1, содержащего информацию и видах внутренних вод и иллюстрации по рекам России.

Учитель задаёт вопросы:

1.Назовите главные части гидросферы?

2.Приведите примеры вод суши?

3. Какое значение они имеют?

4. Какое влияние оказывают внутренние воды на другие природные  компоненты

Обучающиеся отвечают на вопросы.  Устанавливают взаимосвязь и взаимозависимость внутренних вод с другими природными компонентами.

5

2

Изучение нового материала

Распределение рек Росси по бассейнам

№2

 (первый, второй блоки)

Мультимедиа. Первый блок содержит информацию  по основным понятиям темы, второй блок содержит карту «Распределение рек по бассейна океанов» и информацию об общем количестве рек, площади бассейна, объёме стока

№3

Распределение рек по бассейнам океанов. Практические занятия




















Эмоциональное вступление учителя  о реках России:

Течет река                                                                                                                                                                                                                                       издалека…

 Течет река…, течет река…

 Как хорошо, когда река

 И широка, и глубока!

 Над ней – пышнее облака,

 Свежей дыханье ветерка,

 Стройней и выше лес над ней,

 И луг прибрежный зеленей.

 Борис Заходер.

Демонстрирует   ЭОР №2 (информация о реках России, карта распределение рек по бассейнам)

Ставит вопрос о распределении рек по бассейнам, просит сравнить реки России по величине площади  бассейнов.

Демонстрирует ЭОР №3 и организует выполнение практических заданий из ЭОР №3

 Распределяют реки по бассейнам; определяют, какой бассейн имеет наибольшую площадь, используя ЭОР № 2 (первый блок, второй блок)

Выполняют практические задания из электронного модуля №3


34

Водоносность рек (расход воды), твёрдый сток. Причины, влияющие на водоносность и твёрдый сток

№2

«Реки России»

Мультимедиа

 (первый, пятый блоки)

Первый блок содержит информацию по основным понятиям и определениям; пятый  блок содержит информацию о водоносности рек России и твёрдом стоке

Демонстрирует ЭОР №2 (пятый блок) и

предлагает на основе полученной информации ранжировать реки России по водоносности и твёрдому стоку

 Работают с  ЭОР №2(первый и пятый блок), дают определение расхода реки, твёрдого стока, ранжируют реки России по водоносности, сравнивают их с реками мира, делают вывод.

Главные речные системы России

№4

Презентация «Крупнейшие реки России». Содержит космические снимки крупнейших Российских рек, позволяет определить условия рельефа по течению рек, участки речных систем

№2  (третий блок)

Мультимедиа.

Содержит карту «Реки России»


Предлагает обучающимся изучить главные речные системы России, используя в качестве иллюстрации ЭОР №4 (космические снимки); в качестве информации ЭОР №2(третий блок). (карта главных речных систем).

Изучают с использованием  ЭОР № 2,4 главные речные системы России, делают вывод о  распределении

рек по территории страны, сравнивают реки европейской и азиатской части страны по длине, водоносности.

Влияние рельефа на характер течения рек

№2 (первый, пятый блоки)

Мультимедиа. «Реки России» содержит информацию о влиянии рельефа на характер течения рек

  Зачитывает отрывок из летописи

 В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

 Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Ставит вопрос: «Какие особенности рек важно знать человеку? В качестве информации предлагает обучающимся ЭОР №2 (первый, пятый блок)

Проводит физкультминутку «Гимнастика для глаз»

Изучают влияние рельефа на реки с использование ЭОР №2 (первый и пятый блок).

Выполняют практические задания по определению уклона Волги и Терека. Делают вывод о различиях, устанавливают причинно-следственную связь между падением рек, их уклоном, характером течения рек, рельефом.

Формулируют выводы.

Питание и режим рек

№2 (четвёртый блок)

Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о режиме и питании рек

 Ставит перед обучающимися вопрос: «Почему А.И. Воейков называл реки «продуктом климата?». В качестве источника информации предлагает ЭОР №2   (четвёртый блок)

 Работают с ЭОР №2(четвёртый блок): классифицируют реки по типу питания и режиму, устанавливают причинно- следственную связь между климатом питание и режимом рек, делают вывод о влиянии климата на питание и режим рек. Сравнивают режим рек в европейской и азиатской части страны

Значение рек и их хозяйственное использование

№2  (шестой блок)

Мультимедиа. «Реки России» содержит карту и информацию о расположении судоходных каналов и речных портов.

 Ставит вопрос: «В чем значение рек?», предлагая в качестве источника информации ЭОР №2 (шестой блок)

 Работают с ЭОР №2(шестой блок): делают вывод о значении рек  в жизни человека. Сравнивают уровень использования рек азиатской и европейской части                            страны в хозяйственной деятельности человека делают вывод

3

Закрепление знаний

№5

Электронный учебный модуль «Характеристика крупнейших рек России. Контрольные задания». Позволяет закрепить знания, которые обучающиеся получили на уроке.





Предлагает тест из ЭОР №6 для повторения и закрепления изученного материала.

Выполняют задания

4

Подведение итогов урока

Подводит итог урока

1

5

Рефлексия

Предлагает  обучающимся оценить свой вклад в достижение цели урока

 «Какую новую информацию получили о реках?»

 «Что для вас было трудно, в чём преуспели?»


Оценивают свою работу на уроке

3

6

Домашнее задание

№6 (простой)

Электронный учебный модуль   «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания».

№7(сложный)

Электронный учебный модуль   «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания. Повышенный уровень сложности»


Разноуровневое  домашнее задание: ЭОР №6 (простой), ЭОР  №7 сложный)

Записывают в дневник

1

Приложение к разработке урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки»    таблица №2.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

Гиперссылка

1

Виды вод суши на территории России

Электронный учебный модуль

информация

№1.http://www.fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html

2

Жизнь и работа рек

мультимедиа

информация

№2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf

3

Распределение рек России по бассейнам океанов. Практические задания

Электронный учебный модуль

Информация, иллюстрации, практические задания.

№3

http://fcior.edu.ru/card/22481/raspredelenie-rek-rossii-po-basseynam-okeanov-prakticheskie-zadaniya.html

4

Крупнейшие реки России

Презентация

иллюстрация


№4

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dc0f60f3-69e9-417f-83fb-48f49c875d01/?interface=catalog&class=50&subject=28

Характеристика крупнейших рек Росси

Электронный учебный модуль

Контрольные задания

 №5 http://fcior.edu.ru/card/22338/harakteristika-krupneyshih-rek-rossii-kontrolnye-zadaniya.html

5

Внутренние воды и водные ресурсы России

Электронный учебный модуль.

Контрольные задания

№6 (простой)

http://fcior.edu.ru/card/22485/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html


№7(сложный)

http://fcior.edu.ru/card/908/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-1-uproshennyy-variant.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Создание подчиненных форм (Методическая разработка урока с использованием ЭОР)

     Презентация по созданию подчиненных форм в СУБД ACCESS 2003 содержит теоретический материал для проведения урока по данной теме. В ней рассмотрены главные понятия и определе...

Методическая разработка урока с использованием активных методов обучения

Эта разработка будет интересна для тех педагогов,которые используют активные методы обучения на уроках,обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процесс...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...

методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям

разработки уроков с использованием смарт доски на уроках математики в 7, 8, 10классах...

методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 классУроки по теме:  Арифметический квадратный корень 8 классЛинейное уравнение 7 классПоказательные уравнения 10 класс...