Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Шиляева Мария Васильевна

Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, приемов технологии критического мышления. Разработка данного урока может быть использована учителями географии, работающими по УМК  "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_ay_ti_shilyaeva.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                       План конспект урока

         Тема: Открытие и исследование Антарктиды.  Органический мир материка.

  1. ФИО: Шиляева Мария Васильевна
  2. Место работы: Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Зуевка Кировской области
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: география
  5. Класс: 7
  6. Тема и номер урока в теме: Антарктида; №2
  7. Базовый учебник: География. Страны и континенты.7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений  / под ред. А.И.Алексеева. 4-е изд. – М. Просвещение, 2011(линия «Полярная звезда»)
  8. Дидактическая цель: создать условия для изучения и первичного закрепления новой информации средствами технологии критического мышления,  ИКТ и ГСО с ориентацией на формирование метапредметных,  предметных и личностных результатов с применением ЭОР.
  9.   Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
  10.   Цели по содержанию:

 образовательная  –

 Базовый уровень: понятие «антарктический оазис»,  органический мир материка; открытие и современные исследования Антарктиды.

Повышенный уровень:  взаимосвязь компонентов природы материка Антарктида. Факторы влияния на органический мир.

Углубленный уровень: современные методы исследования Антарктиды.

развивающая –

Базовый уровень – называть, определять географическое положение Антарктиды, характеризовать природу материка по типовому плану и тематическим картам, работать с текстом, сопоставлять информацию;

Повышенный уровень – объяснять взаимосвязь компонентов природы в системе «природа – человек – общество» на примере анализа органического мира Антарктиды, вести дискуссию; искать информацию в интернете по заданному вопросу, работать с интерактивной картой.

Углубленный уровень: исследовать уникальность природы Антарктиды по результатам международного сотрудничества.

 Воспитательная -  

формирование духовно- нравственного развития и воспитания, чувства сопричастности на основе комплексного изучения  природы Антарктиды; продолжить формирование универсальных учебных действий, практического использования результатов  исследования Антарктиды на уровне международного сотрудничества.

  1.   Методы обучения с использованием ЭОР: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
  2.   Формы деятельности учащихся:  групповая,  с элементами индивидуальной и фронтальной.

13.  Средства обучения:

  1)География. Страны и континенты.7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений  / под ред. А.И.Алексеева. 4-е изд. – М. Просвещение, 2011.  2) Николина В.В. География. Мой тренажер: пособие для учащихся. М.: Просвещение 2011. 3) рабочая тетрадь ученика. 4) физическая интерактивная карта. 5) презентация учителя . 6) раздаточный материал для учащихся. 7) электронный диск учителя. 8) сайты ЭОР и ГИС

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0  для ОС Windows, экран, проектор.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

УУД

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Введение в тему, постановка проблемной задачи

регулятивные: саморегуляция

Антарктида клип 2 видеоролик

Карта расположения полярных станций в Антарктиде.

Приветствует класс, показ видеофрагмента (показывается 1 половина ролика 1,5 минуты), затем карту расположения полярных станций в Антарктиде

Звучит основополагающий вопрос: Антарктиду называют ледяным континентом, почему же тогда она является объектом исследований и международного сотрудничества?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.  Смотрят видео.

2 мин.

2

Актуализация

Познавательные: поиск и выделение информации, отделение главного от второстепенного, подведение под понятие

Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Контроль. Важнейшие русские экспедиции в первой половине XIX века. Открытие Антарктиды №1

Прием «Верные - неверные утверждения (см. прил. №1) Учитель предлагает тест и работу с ЭОР(№1)

Прием «Корзина имен, понятий, идей».

Учитель предлагает на доске составить  2 кластера с ключевыми словами «открытие и исследование»; «природа Антарктиды».

- какие имена и даты у вас возникают в памяти об открытии и исследовании Антарктиды?

- Что ассоциируется у вас с понятием «природа Антарктиды»?

В тетрадях самостоятельно отвечают на вопросы «да» или «Нет», выполняют задания ЭОР. Задания остаются без проверки.

Вместе с учителем на доске составляют 2 кластера ( к концу урока они должны быть дополнены)

3 мин.

3

Целеполагание и мотивация

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками и взрослыми

На основе незаконченных кластеров и теста учитель предлагает сформулировать тему и  цели урока

Знать – имена путешественников  внесших вклад в открытие и исследование Антарктиды; особенности органического мира материка.

Уметь – давать сообщения по теме  с опорой на ЭОР.

Применять – знания и умения с этого урока в измененной ситуации.

Совместно выводят цели урока

2 мин.

4

Изучение нового материала и

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, синтез, подведение под понятие; коммуникативные: строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Антарктида - ледяной континент. Человек на Южном материке. И1№2

На берегах Антарктиды№3

1блок: открытие Антарктиды

Ученикам в группах было предложено опережающее задание, работа с дополнительными источниками информации и ЭОР «Человек на южном материке», по которым на этом уроке они должны представить сообщения.

1 группа – открытия Антарктиды;

1 группа – современные исследования

2 блок: природа Антарктиды

Работа в группах:

 - Прием «свод таблица»

Группам предлагается работа с текстом учебника и ЭОР «на берегах Антарктиды», материал которого сводится в таблицу

1 группа изучает  острова  и воды Антарктики;

2 группа – материк и побережье.

- Прием «взаимообучение»

Учащиеся обмениваются информацией между собой в группе и между группами (табл. прил.2)

 -  предлагает дополнить кластер

Группы представляют свои сообщения, пользуясь ЭОР

Работают с текстом и ЭОР.

Учащиеся обмениваются информацией между собой в группе и между группами; заполняют недостающую информацию в таблице -  дополняют кластер

10 мин.

10 мин.

5

Организация первичного закрепления

Познавательные: умение структурировать и строить речевые высказывания, коммуникативные: выступать в дискуссии

- Прием «Дискуссионные качели»

Учителем ставится проблема:  Стоит или нет простому человеку, в частности присутствующим гостям, побывать на этой «замерзшей части света». Учащимся предлагается роль экспертов по этому вопросу, одна группа которых советует посетить материк, а вторая нет.

Учащимся предлагается текст (см прил. 3), поделенный на смысловые отрывки об Антарктиде, в каждом из которых заложена информация за или против.

Ученик же может истолковать любой  из отрывков по-своему, опираясь на свое мышление, противоречащее задумке учителя.

Каждый ученик проговаривает свой отрывок, делает вывод «да»  или «нет» и обосновывает свой ответ.

В итоге должен получиться один из 3 вариантов:

- стоит

- не стоит

- мнения разделились поровну

7 мин.

6

Рефлексия познавательная и социальная

регулятивные: оценка и саморегуляция

личностные: нравственно-этическое оценивание

возврат к проблеме

Контроль. Важнейшие русские экспедиции в первой половине XIX века. Открытие Антарктиды №1

Прием «Возвращение»

Учитель предлагает вернуться к тесту «Верные – неверные утверждения» и выполнить его вновь, а также к ЭОР.

Возврат к проблеме, поставленной в начале урока.  Помощь и ответ (слайд презентации учителя)

Социальная рефлексия: Закончи предложения … (слайд презентации учителя)

Выполняют и тест. Оценивают результаты

Отвечают на проблемный вопрос.

5 мин.

7

Информация о домашнем задании

Задание  на выбор:

1) изучить параграф 33, выполнить задания в тренажере по теме.

2) изучить параграф 33, составить кроссворд по теме Антарктида

3) изучить параграф 33 и задания на выбор,  из которых в классе будет оформлен стенд «Антарктида»:

- Составить « памятку туристу»;

- Написать доклад «Вятские  в Антарктиде»;

- Доклад «Опасности Антарктиды»;

- Доклад «Русское географическое общество в Антарктиде»

1 мин.

                         Приложение №1

  1. Первым пытался достичь Южной неведомой земли Джеймс Кук.
  2. Одновременно с русской экспедицией Беллинсгаузена Антарктиду искали американское китобойное судно и британский флот.
  3. Первым человеком, ступившим  на холодный материк, был Роберт Скотт.
  4. 14. 12. 1911. Южный полюс открывает  норвежец Руаль Амундсен.
  5. Антарктида богата наземными животными, воды  Антарктики  бедны разнообразием видов.
  6. Животные и растения в Антарктиде обитают повсеместно.
  7. На севере Антарктиды  можно увидеть низкорослые высшие растения с невзрачными цветками.
  8. Наземные животные Антарктиды – это черви, ракообразны, бескрылые насекомые и птицы, в т. ч. пингвины.

                                Приложение №2

С помощью учебника на стр. 136-137 составить таблицу и ЭОР «на берегах Антарктиды»:

1 группе заполнить 1 столбец;  2 группе заполнить 3 столбец (сравниваемые показатели заложены во втором столбике).  Обменяться информацией между группами

 прилегающие острова и воды Антарктики

    Сравниваемые

показатели

        Материк и побережье

Бедность или богатство органического мира

Какие растения

Какие животные

          Приложение№3  «Дискуссионные качели»

- Поверхность Антарктиды покрыта причудливыми следами, которые оставляют штормовые ветра.

- Максимальная скорость ветра, зафиксированная в Антарктиде, составила 89 м/с.  Сухой снег, который несут ветра, перепиливает даже толстые канаты.

- На материке растут только два вида высших растений, встречающихся в Антарктических оазисах побережья.

- В оазисе Райт на земле Виктории есть река Оникс длинной 30 км, которая течет только в теплый сезон.

- Края шельфовых ледников в Антарктиде периодически откалываются, образуя трещины и гигантские айсберги.

- В Антарктиде была зафиксирована самая низкая температура  - минус 89 градусов.  Летние температуры составляют минус 16 – 32 градуса, на побережье доходит до плюс 5.

- Среди вечных льдов и снега на материке есть действующие вулканы Эребус и Террор.

- Средняя скорость ветра здесь достигает 50-60 м/с. Ветер не дает передвигаться, отбрасывает на расстояния тяжелые грузы.

- Из 17 видов пингвинов – самый крупный – императорский,  рост  которого достигает 150 см., вес 50 кг.

- На пути к Антарктиде расположилось самое большое  холодное течение Западных ветров.

- Оказавшись на южном полюсе в полярный день, невозможно понять, который час, в какой стороне юг, т.к. солнце ходит по кругу почти на одной высоте.

- Чем дальше к югу, тем полярная ночь становиться длиннее, достигая на полюсе 182 суток, и в этой ночи можно видеть всполохи Южного полярного сияния.

- Здесь можно увидеть альбатросов и буревестников. Их разноголосый гомон разноситься над пустынными берегами, словно насмехаясь над их безжизненностью.

- Утром  в этой ледяной пустыне, особенно красиво. Все кругом  окрашено в сиренево-синие  и розовые тона пастели.

- Ночью трудно разглядеть уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега.

- Побывавшие в Антарктиде, всегда описывают ее в превосходной степени   –самый холодный, самый негостеприимный, самый неизведанный, самый непригодный для жизни континент.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 Антарктида клип 2 видеоролик

Карта расположения полярных станций в Антарктиде.

информационный

видеофрагмент

иллюстрация

http://videoscope.cc/28636-antarktida-klip-2.html

http://www.marinatur.ru/blogs/5718

1

Контроль. Важнейшие русские экспедиции в первой половине XIX века. Открытие Антарктиды

Контрольный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль; тест

http://fcior.edu.ru/card/3171/kontrol-vazhneyshie-russkie-ekspedicii-v-pervoy-polovine-xix-veka-otkrytie-antarktidy.html

2

Антарктида - ледяной континент. Человек на Южном материке. И1

Информационный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль: карты, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/3248/antarktida-ledyanoy-kontinent-chelovek-na-yuzhnom-materike-i1.html

3

На берегах Антарктиды

Информационный образовательный модуль

Текст, иллюстрации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1e31c447-7a66-4329-aebb-2b22eb81253d/view/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...