Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жирновского района

МОУ «Нижнедобринска средняя

общеобразовательная школа»

                                                                 Подготовила учитель географии

Бусалаева О.В.

Тема урока: Воды суши: реки и озёра

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

Предметные дать определение понятиям: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Обучающиеся объяснят: условия образования рек, озер в гидросфере; Обучающиеся определят: существенные признаки понятий; вид рек, озер; особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Метапредметные  Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

выделять  и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;  ставить оценку результатам своей работы;

определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия; ставить вопросы;  сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать  конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами  коммуникации.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

   Образовательные интернет-ресурсы

Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой

Ход урока

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами изучили новую тему. И я хотела бы,  чтобы вы прослушали стихотворение и ответили мне на несколько вопросов, работа по вопросам  по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку умений.

Учитель:                                   Спросил на днях                                                                                        Малыш – сосед                                                                                        У струйки,                                                                                               Льющейся из крана:                                                                                                                          

                                              - Откуда ты?

                                             Вода в ответ:

                                             - Издалека, из океана!

                                             Потом малыш гулял в лесу.

                                             Росою искрилась поляна,

                                             Откуда ты? -

                                             Спросил росу.

                                             - Поверь – и я

                                             Из океана.

                                             На поле лег туман густой,

                 Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты?

- Ты кто такой?

- И я,  и я,

 Дружок

Из океана!

Удивительно, но так ли?

В супе, в чае,

В каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в слезинке,

И в дождинке,

И в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Автором этих замечательных слов является Дитрих.

- Какое явление природы он описывает?

- Какое значение имеет круговорот в природе?

- Где большая часть воды сосредоточена на Земле?

- Какие виды природных вод вы услышали в стихотворении?

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

- Дорогие мои, спасибо за работу на первом наше этапе, и мы продолжаем.

- Отгадайте загадку, отгадка которой будет темой нашего урока.

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.    (Вода)

- Правильно мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой слушаем дальше загадки.

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.  (Река)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.   (Озеро, пруд)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.  (Река)

Стоит корыто
Полно воды налито. (Озеро)

- Дорогие мои, скажите мне, где находятся эти виды природных вод?

(загадки сопровождаются иллюстрациями, фото)

3. ЭТАП целеполагания

Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока: «Вода на суше, вода на поверхности земли» (предполагаемые ответы детей)

- Правильно открыли тетради, записали тему урока «Воды суши: реки и озера»

-Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

4. ЭТАП планирования.

Структура реки.

- Кто был на берегу реки?
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

(Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).

(Это природный водный поток, текущий в постоянном направлении)

(Это поток  большого  количества воды  в природном  углублении.)
- Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение?

Река - это  водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности.

Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Но в районах засушливого климата реки могут временно пересыхать. Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется руслом.

- Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

Схема реки.

- Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас на столах схемы.

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные: из озера, из болота, из-под ледника. Но никогда река не вытекает из моря.

(Подписывают на схеме истоки). Человек рождается, живет определенное отведенное ему время и умирает. Так и реки рождается, живут и прекращают свое существование в видоизменной форме, т.е. она может впадать в море, океан, другую реку. Ее воды превращаются в воды других рек, морей, океанов.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. (Подписывают на схеме). Таким объектом может быть море, озеро или другая река.

Все самые большие реки впадают в моря или океаны.  Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек. Посмотрите на нашу схему. (Дети рассматривают схему, называют главную реку и притоки, подписывают цифры).

Работа со схемой: Сколько притоков получилось на нашей схеме? (шесть).

- Ребята, главная река со всеми притоками образует речную систему. А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом.

Работа со схемой: - Посмотрите на рисунок в учебнике. Стр. 152 рис 110

Запишем понятия в тетрадь

Работа по учебнику  стр. 152 рис. 111 заполнение таблицы

Таблица:

Реки

Сравнения рек

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

Горные

Бурлят, пенятся

Горный

Быстрая

Равнинные

Медленная

Равнинный

Спокойная

Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной

- Ребята, обратите внимание на рис 112 Это самый высокий водопад на Земле - Анхель. Расположен в Южной Америке. В 1933 году американский пилот облетел этот район, ведя разведку золота. Он зафиксировал водопад в своём журнале, который был назван в его честь. Получилось так, что золота не найдено, а имя увековечено. Его высота 1054м. Издалека, кажется, что тонкая белая полоска начинается у края обрыва, по мере того, как вода летит вниз, белый столб брызг разрастается и теряется в зелёном море джунглей.

Давайте запомним

Рекой называется водный поток, протекающий в углублении земной поверхности.

Работа в группах

1 группа отвечает на вопрос. Что такое озеро?

2 группа отвечает на вопрос. Чем отличается озеро от реки.

3 группа отвечает на вопрос. Какие бывают озёра? Делаю схему

(каждая группа дает ответ на свой вопрос)

1 группа: озером называется замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли.        

2 группа: Озером называется замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли, а река это поток.

3 группа:                     Озера

Проточные  бессточные   солёные

(После выступления каждой группы, дети делают записи в тетради)            

Давайте запомним

Озёра бывают проточными и бессточными.

-А сейчас я прошу каждую команду как можно быстрее ответить на вопросы лежащие перед вами прочитав текст на стр.154.

Самое большое озеро планеты?    Каспийское.

Каким водоемом является это озеро? бессточным

Какая вода в Каспийском озере?  соленая 

Почему оно считается озером? озеро — это замкнутый, то есть полностью окружённый сушей, водоём.

Самое глубокое озеро на Земле? озеро Байкал

Какая глубина озера Байкал? 1638 м

 - Спасибо, большое за внимательную работу и за ваши ответы. Давайте убедимся в них еще раз, посмотрев на карту. Перед вами атласы. Найдите на карте море –озеро Каспийское. Каспийское море никак не связано с океаном, а со всех сторон окружено сушей. Значит, это озеро. Хотя размерами, солёностью оно неотличимо от моря. Да

и глубиной тоже. Каспийское море занимает третье место в мире среди озёр по глубине. Но всё-таки не первое.

 И, конечно же, найдите озеро Байкал. Глубине его могут позавидовать некоторые

моря: — это нешуточная глубина! Не все моря могут похвастаться такими глубинами!

V. Рефлексия

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Поделитесь своими впечатлениями.

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  1. Мне было интересно…
  2. Мы сегодня разобрались…
  3. Я сегодня понял, что…
  4. Мне было трудно…
  5. Завтра я хочу на уроке…
  6. VI. Домашнее задание

§ 23;вопросы.

      От теории к практике 2 вопрос

§ 23 Воды суши: реки и озера

Тестовые задания

1) Выберите верный ответ:

1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении – это

а) облако

б) река

в) прилив.

2. Устье реки - это

а) граница между бассейнами рек

б) место, где река берёт начало

в) место, где река впадает в море, озеро и т.д.

3. Водопады характерны для

а) горных рек

б) равнинных рек

в) болот.

4. Подпишите части речной долины (русло, пойма, надпойменные террасы)

5. Установи соответствия:

1. Водоем, имеющий начало и конец

А) русло

2. Углубление на поверхности суши, заполненное водой и создано природой                            

Б) река

3. Зарастающее озеро, руд                                                  

В) озеро

4. Углубление, по которому течет река

 Г) родник

5. Начало реки

Д) водопад

6. Падение реки с высокого крутого обрыва

Е) исток

                                                                                                 

                                                                         

                         

Картографический практикум

1. Нанесите на контурную карту следующие реки:

1) Волга

2) Обь

3) Енисей

4) Амазонка

5) Миссисипи

6) Нил

2. Приведите по три примера рек, относящихся к бассейнам каждого из океанов Земли. Перед выполнением задания сформулируйте определение понятия «бассейн океана» по аналогии с понятием «бассейн реки». Результаты работы занесите в таблицу, перечертив

её в тетрадь.

Бассейн океана

Тихого

Атлантического

Индийского

Северного

Ледовитого

Названия рек

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Географический  диктант

                                             

                                                    Запись на доске:

1. Исток

2. Река

3. Анхель

4. Бассейн

5. Русло

6. Водораздел

7. Устье

8. Приток

9. Байкал

10. Каспийское

11. озеро

12. долина

13. пойма

14. речная система

                        Последовательность диктовки:

1. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку;

2. Начало реки;

3. Граница,  разделяющая соседние речные бассейны;

4. Самый высокий водопад;

5.Самое крупное озеро в мире;

6. Место, куда река впадает;

7. Самое глубокое озеро в мире

8. Поток воды текущий в углублении;

9. Как называется русло, которое находится на дне большего понижения;

10.Что образует река с притоками;

11. Углубление в земной поверхности, по которому течет река;

12.Река, впадающая в другую реку;

13. Замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли;

14. Дно речной долины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Презентация "Воды суши: реки и озёра".

К уроку географии 6 класса по теме: Воды суши: реки и озёра....

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле ...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Конспект урока по теме: «Воды суши: реки и озера»

КОНПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ: «ВОДЫ СУШИ: РЕКИ И ОЗЕРА»...