Урок "Почвы и их разнообразие" 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Усачева Ольга Алексеевна

Урок  " Почвы и их разнообразие " 1-й урок из 3-х по  теме "Почвы России". Урок проведен с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celiuroka_konkurs.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почвы и их разнообразие

  1. Тема и номер урока в теме: « Образование почв и их разнообразие », первый урок из трех  в разделе «Почвы и почвенные ресурсы».
  2. Базовый учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа, население хозяйство.8 класс.: учеб.для 8-9кл. общеобразоват.учреждений/ под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2011.

Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.

  1. Цель: Формировать знания о почвах, раскрыть значение почв  в природе и жизни людей.
  2. Задачи:

1. Обучающие:

- познакомить с особенностями почвообразовательного процесса;
- изучить структуру почвенного профиля и классификация почв по структуре и составу;

- показать вклад В.В. Докучаева в создании науки почвоведение.

2. Развивающие: 2. Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

    3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ и технологии критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование, наглядные пособия: Почвенная карта России,  мультимедийный комплект, презентация,  атласы, учебник, инструктивная карта для учащихся.

Методы и приёмы работы: Объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником,.

Структура и ход урока

Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Мы с вами познакомимся в процессе нашей работы и общения.

Наши помощники -  тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах. Готовы?

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

1. Стадия вызова.

- Что вы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?

( Ребята высказывают мнения)

- …

- Это почва!

- Правильно

Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).

 Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю,но наименее известна - городскому. Мать – земля!

1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)

Запишите все что вы знаете в таблицу «з,  ху, у»  в 1 колонку

  1. Запишите  таблицу «З–Х–У» в тетрадь:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете  о почве .
  1. почва
  2. растения
  3. животные
  4. климат
  5. материнская порода
  6. человек

- Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?

 Обсудите это в парах и обменяйтесь мнениями и заполните  2  графу таблицы    ,   а потом озвучте  их  Вопросы записываются на доске.

И так мы определили основную цель нашего урока  - ответить на эти вопросы

.2.Стадия осмысления

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради  прием «Инсерт»

" V "  – уже знал

" + "  - новая  информация

"  ̶  " – думал иначе

" ? " – не понял, есть вопросы

Первая работа которая поможет достигнуть цели нашего урока это работа  с образцами почв.

1. Определение почвы (лабораторная работа) 

1) Работа с образцами почв.  

  1. Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”)           слайд 2
  2. Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
  3. Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).

Важнейшим свойством почвы является плодородие.

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.

3) Работа с  образцами почв.

  1. Определите, какой образец является самым плодородным?
  2. Как вы догадались? (черный цвет)

Плодородие.

  1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие? ( по растениям индикаторам или по черному цвету.

Плодородие

Растения-индикаторы

Высокое

Среднее

Низкое

Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

На нашей почве мы можем встретить такие  растения как:  

Презентация слайд 3-6  

Какая у нас почва по плодородию?

Образование почвы. Просмотр презентации

.

1.Как образуется почва?                         Слайд 3

2. Вклад Ломоносова и Докучаева          (слайд 4-5 )

Что узнали нового    ….? Инсерт

________________________________________________________

Свойства почвы

Практическая  работа. 1 задание

  1. Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.    
  2. Заполнить схему         Механический состав - это

     

                      ?                   ?           ?               ?

                                ?                               ?

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки)      и            легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура

Состав почвы

не скатывается

песчаная

легкая

скатывается, но не сворачивается

супесчаная

легкая

скатывается, сворачивается и трескается

суглинистая

тяжелые

Скатывается, сворачивается и не трескается

глинистая

тяжелые

.    Практическая работа    2 задание

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.

  1. Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?

.

  1. Заполнить схему

Структура почвы - это

                                                        ?                    ?

                                         

                                               ?                   ?

По структуре выделяют два типа почв:

Структурные

Бесструктурные

Хорошо разрыхленные,

комковатые, много пор.

уплотненные  или состоят из мелких пылевых частиц,

пор нет

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

На  основе полученной информации составим кластер т.е приведем добытые нами знания в порядок

Почва       основные свойства         плодородие

Механический состав                 структура

глинистые       песчаные           структурные       бесструктурные

суглинистые  супесчаные           комковатая         пылеватая

тяжелые          легкие                    плодородная        малоплодородная

Учитель: мы с вами построили кластер. Чем полезна эта наша с вами схема?

Учащиеся: кластер позволил привести в соответствие наши списки. Установить связь между компонентами почвы

Учитель: вы считаете, в нашей схеме все отражено или можно что-то добавить? Если можно или нужно, то что?

Учащиеся: в нашей схеме отображена не вся информация.

Учитель: хорошо, я с вами полностью согласна.

 Для этого поработайте с текстом на стр. 95-97 промаркируйте текст  «Инсерт»

Что нового узнали и т.д   Дополните наш кластер

Просмотр презентации слайд 14,15, 16,17

Рефлексия

  1. Мы сегодня были и экспертами и аналитиками, а сейчас попробуем написать стихи посвященные почве СИНКВЕЙН слайд 18
  2. Тест слайд 19-23
  3. Оцените свою активность

Домашнее задание:

 параграф 15 вопросы к параграфу заполнить 3 колонку таблицы «Что вы узнали» о почвах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....


 

Комментарии

Екатерина Владимировна Федорова

Интересный урок, очень хочется увидеть презентацию к этому уроку, будете размещать?

Усачева Ольга Алексеевна

Спасибо за оценку урока. Презентация есть,но ее объем больше 3 мб, поэтому не могу опубликовать.