Урок "Почвы и их разнообразие" 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок " Почвы и их разнообразие " 1-й урок из 3-х по теме "Почвы России". Урок проведен с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почвы и их разнообразие
- Тема и номер урока в теме: « Образование почв и их разнообразие », первый урок из трех в разделе «Почвы и почвенные ресурсы».
- Базовый учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа, население хозяйство.8 класс.: учеб.для 8-9кл. общеобразоват.учреждений/ под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2011.
Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.
- Цель: Формировать знания о почвах, раскрыть значение почв в природе и жизни людей.
- Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить с особенностями почвообразовательного процесса;
- изучить структуру почвенного профиля и классификация почв по структуре и составу;
- показать вклад В.В. Докучаева в создании науки почвоведение.
2. Развивающие: 2. Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.
3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ и технологии критического мышления.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование, наглядные пособия: Почвенная карта России, мультимедийный комплект, презентация, атласы, учебник, инструктивная карта для учащихся.
Методы и приёмы работы: Объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником,.
Структура и ход урока
Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Мы с вами познакомимся в процессе нашей работы и общения.
Наши помощники - тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах. Готовы?
- Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
1. Стадия вызова.
- Что вы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?
( Ребята высказывают мнения)
- …
- Это почва!
- Правильно
Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).
Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)
Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю,но наименее известна - городскому. Мать – земля!
1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)
Запишите все что вы знаете в таблицу «з, ху, у» в 1 колонку
- Запишите таблицу «З–Х–У» в тетрадь:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете о почве .
- почва
- растения
- животные
- климат
- материнская порода
- человек
- Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?
Обсудите это в парах и обменяйтесь мнениями и заполните 2 графу таблицы , а потом озвучте их Вопросы записываются на доске.
И так мы определили основную цель нашего урока - ответить на эти вопросы
.2.Стадия осмысления
В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради прием «Инсерт»
" V " – уже знал
" + " - новая информация
" ̶ " – думал иначе
" ? " – не понял, есть вопросы
Первая работа которая поможет достигнуть цели нашего урока это работа с образцами почв.
1. Определение почвы (лабораторная работа)
1) Работа с образцами почв.
- Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”) слайд 2
- Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
- Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).
Важнейшим свойством почвы является плодородие.
Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.
3) Работа с образцами почв.
- Определите, какой образец является самым плодородным?
- Как вы догадались? (черный цвет)
Плодородие.
- Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
- Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
- Как можно определить плодородие? ( по растениям индикаторам или по черному цвету.
Плодородие | Растения-индикаторы |
Высокое Среднее Низкое | Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана. Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной. Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника. |
На нашей почве мы можем встретить такие растения как:
Презентация слайд 3-6
Какая у нас почва по плодородию?
Образование почвы. Просмотр презентации
.
1.Как образуется почва? Слайд 3
2. Вклад Ломоносова и Докучаева (слайд 4-5 )
Что узнали нового ….? Инсерт
________________________________________________________
Свойства почвы
Практическая работа. 1 задание
- Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.
- Заполнить схему Механический состав - это
? ? ? ?
? ?
Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске
Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:
Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).
Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.
Вид шнура | Состав почвы | |
не скатывается | песчаная | легкая |
скатывается, но не сворачивается | супесчаная | легкая |
скатывается, сворачивается и трескается | суглинистая | тяжелые |
Скатывается, сворачивается и не трескается | глинистая | тяжелые |
. Практическая работа 2 задание
Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.
- Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?
.
- Заполнить схему
Структура почвы - это
? ?
? ?
По структуре выделяют два типа почв:
Структурные | Бесструктурные |
Хорошо разрыхленные, комковатые, много пор. | уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц, пор нет |
Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске
На основе полученной информации составим кластер т.е приведем добытые нами знания в порядок
Почва основные свойства плодородие
Механический состав структура
глинистые песчаные структурные бесструктурные
суглинистые супесчаные комковатая пылеватая
тяжелые легкие плодородная малоплодородная
Учитель: мы с вами построили кластер. Чем полезна эта наша с вами схема?
Учащиеся: кластер позволил привести в соответствие наши списки. Установить связь между компонентами почвы
Учитель: вы считаете, в нашей схеме все отражено или можно что-то добавить? Если можно или нужно, то что?
Учащиеся: в нашей схеме отображена не вся информация.
Учитель: хорошо, я с вами полностью согласна.
Для этого поработайте с текстом на стр. 95-97 промаркируйте текст «Инсерт»
Что нового узнали и т.д Дополните наш кластер
Просмотр презентации слайд 14,15, 16,17
Рефлексия
- Мы сегодня были и экспертами и аналитиками, а сейчас попробуем написать стихи посвященные почве СИНКВЕЙН слайд 18
- Тест слайд 19-23
- Оцените свою активность
Домашнее задание:
параграф 15 вопросы к параграфу заполнить 3 колонку таблицы «Что вы узнали» о почвах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
Комментарии
Урок " Почвы и их разнообразие "
Интересный урок, очень хочется увидеть презентацию к этому уроку, будете размещать?
комментарии к уроку
Спасибо за оценку урока. Презентация есть,но ее объем больше 3 мб, поэтому не могу опубликовать.