Географическое краеведение
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Краснобрыжева Ирина Петровна

Тема урока "Особенности рельефа Левобережья". Цель помочь детям узнать и оценить особенности той местности, где они живут; обратить внимание учащихся на красоту и неповторимость родной земли  воспитывать любовь к малой родине Реализованы образовательные, развивающие и воспитывающие задачи. Это урок  изученного материала. Урок нетрадиционный , с разными формами и видами деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географическому краеведению в 6 классе

Учитель географии: Краснобрыжева И.П

Тема: Особенности рельефа Левобережья

Цель урока:  расширить знания о разнообразие рельефа Саратовской области,  оценить особенности той местности, где они живут.

Задачи: 

  1. Образовательные -сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  2. Развивающие - развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность.
  3. Воспитательные - воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений.

 Методы: частично-поисковый, репродуктивный, игровой.

Тип урока: изучение нового материала 

Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карта Саратовской области, мультимедийный проектор, карточки. 

Планируемый результат Учащиеся должны: знать /понимать

  1. - основные формы рельефа Саратовской области и своей местности,
  2. - среднюю высоту территории области.
  3.         Ученик должен уметь объяснять равнинность территории своей местности, различии в рельефе Правобережья и Левобережья:
  4. составлять характеристику рельефа на основе анализа карт;
  5. определять абсолютные высоты;
  6. проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа.

Ход урока

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

                                                    Ю.К. Ефремов.

І. Организация класса

Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности своей Родины. Без этих знаний невозможно правильно управлять тем великим богатством, которым наградила нас матушка-природа.

ІІ. Целеполагание и мотивация  Игра «Лабиринт».

Учитель. Зная стороны горизонта, соберите буквы и узнайте цель  нашего урока.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

ЮВ

С

В

Ю

В

С

ЮВ

С

ЮВ

  1. Как вы понимаете эту фразу: «родной край?»

/В одних случаях краем называют ближайшие окрестности школы, в других — территорию расширяют до границ административного района или области. /

  1. Что такой рельеф? С какой частью Саратовской области мы будем знакомиться?

Тема урока: Особенности рельефа Левобережья

  1. Если вы поработаете плодотворно на уроке, то сможете ответить на вопрос:
  2.  Какие различия находятся  в рельефе Правобережья и Левобережья:

Прежде, чем приступить к новой теме мы вспомним, что учили на прошлых уроках

ІІІ. Повторение изученного материала

1.Географическое положение

  1. Где расположена Саратовская область? ( в Европейской части России, на юго-востоке Русской равнины.)
  2. Границы.
  3. Протяжённость (с запада на восток на 575 км, с севера на юг – на 333 км)
  4. На какие части  делит Волга ( западную Правобережье - возвышенную и восточную Левобережье или Заволжье – более низменную)
  5. Под воздействием каких процессов  формируется рельеф Саратовской области?
  6. Вспомним что вы знаете о рельефе Правобережья.

Для этого разделимся на две группы. Будем работать парами. Если ученик затрудняется на помощь может прийти товарищ.

Игра «Я знаю»

Приволжская

возвышенность

Окско-Донская

равнина

Утёс

Степана Разина

Лысогорский

массив

Змеевые горы

Соколовая гора

Алтынная гора

Хвалынские горы

  1. Примерные ответы:
  2. Окско-Донская равнина находится на западе области. Это плоская с небольшими холмами равнина, с незначительным уклоном с севера на юг. Для окско-Донской равнины характерны западины (углубления, впадины), террасы, останцы (отдельные возвышения).
  3. Приволжская возвышенность расположена вдоль правого берега Волги, она приподнята на востоке и круто обрывается в сторону Волги.
  4. на востоке Приволжской возвышенности  находится высшая точка Хвалынские горы  - абсолютная высота 379 м)
  5. Змеевые горы – 285 м. тянутся от города Вольска до села Воскресенское
  6. областной город Саратов  расположен в котловине и окружён горами. На севере – Соколовая, на юге –Алтынная, на западе –Лысогорский массив.

ІV. Изучение нового материала

  1.  Показ слайдов «Природа  родного края» на его фоне учитель читает стихотворение:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая Родина другая

 Не вольёт мне в грудь мою теплынь

                                                       С. Есенин

  1. Вам знакомы эти  места? Наша местность.
  2. Что можно сказать о рельефе нашего края?  (равнинный)
  3. Какие формы рельефа встречаются? (выпуклые - холмы, кочки, бугры и вогнутые –  долины рек, овраги, балки)
  1. По размеру какие эти формы рельефа? (средние и мелкие).
  2. Мелкие формы рельефа накладываются в разных сочетаниях на более крупные
  3. На какой равнине находится Ивантеевский район?  
  4. Главным помощником для изучения нам рельефа Левобережья на уроке  будет карта
  5. Ивантеевский район расположен на Сыртовой равнине в бассейнах рек Большой и Малый Иргиз.В центральной части района в междуречье расположены отроги возвышенности Каменный Сырт.
  1. Работа с книгой А.М. Лисицина «Край трёх Иргизов» 

Задание: я зачитываю отрывок, а вы отмечаете абсолютные высоты  района.  

  1.  запишите наивысшую точку и минимальную отметку  и где они находятся. (182 м –«Чернавские Купола», 30 м – с. Журавлиха.)
  2. Сыртовая равнина расположена между Приволжской возвышенностью и Общим Сыртом. Она имеет ступенчатое строение. Её рельеф холмистый с террасами. Характерны для рельефа овраги и балки. Преобладающие высоты от 50 до 150 м. Наивысшая точка 161 м находится на с-в района. Минимальная отметка – 25 м на юге, в долине реки Б.Иргиз.
  3. Что такое овраг? Балка? 

/По толковому словарю Ожегова овраг - это длинная впадина на поверхности земли./

  1. Как образуется овраг?
  1. Сообщение  

Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. Со временем (через много лет)склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

  1. Проблема!

 -Ребята, пользу или вред приносят овраги?

Овраг вредил не только тем, что он отнимал у земледельца драгоценные десятины земли. Овраг, разрастаясь, пересекал дороги так, что приходилось делать большие объезды или строить мосты там, где прежде ездили прямиком.

Куминый овраг

Первые документальные материалы о селе Ивановка с 1983 года. Это метрические выписки Свято-Троицкой церкви с. Журавлиха, куда ивановцы ездили крестить, и венчаться за неимением у себя попа и церкви, которых они наконец, нажили в 1883 году. Памятью этих поездок в Журавлиху служит довольно большой овраг, называемый Куминый. Овраг расположен недалеко от села и впадает в реку Чернава. Через этот овраг приходилось переезжать на пути в с. Журавлиху. Он назван так потому, что в нём утонули  во время половодья кум  с кумой и ребёнком, ездившие крестить.

  1. Творческое задание  Кто больше узнал об оврагах.
  1. Презентации учеников Учащиеся представляют свои мини-исследования 
  2. Исследуйте и опишите овраг. В описании укажите:
  3. 1) название оврага;
  4. 2) где находится;
  5. 3) продолжается ли рост оврага;
  6. 4) какой длины овраг;
  7. 5) какова глубина оврага;
  8. 6) сухой овраг или на его территории есть ручей;
  9. 7) имеются ли выходы подземных вод на склонах оврага;
  10. 8) куда выходит овраг (к реке, озеру);
  11. 9) как можно использовать овраг (добыча глины, песка, устройство пруда, зеленой зоны).
  1. Под воздействием каких процессов формируется рельеф нашей местности?

Под воздействием внешних процессов  - воды. Итак овраги образуются в процессе водной эрозии 

Физминутка

Мы отправились в поход

Посмотреть, кто-как живёт

Впереди у нас овраг

Перепрыгнули вот-так

Переплыли мы Чернаву

Посмотрели влево вправо

                   И пришли мы вновь домой.

                   Вот такой наш шар земной!

  1. Что находится  к западу от Сыртовой равнины. Какую  форму рельефа вы видите на карте. На западе левобережья находится Долина реки Волги.
  2. Назовите географическое положение.

    Между Приволжской возвышенностью и Сыртовой равниной на востоке располагается долина реки  Волги  - обширная ступенчатая равнина. Большое влияние на её образование оказали внутренние и внешние рельефообразующие факторы.

  1. Назовите и покажите самую южную часть Левобережья, какая низменность? Прикаспийская низменность.
  2. Определите абсолютную высоту. Абсолютная отметка на севере от 45-50 м, на юге -20-25 м. . Это самая низкая отметка в рельефе области. Её поверхность плоская, с небольшими холмами. Рек, оврагов и балок здесь немного. Зато много впадин, занятых солончаками – засолёнными почвами, лиманами –понижениями, мелкими «степными блюдцами» диаметром 1,5-2 м.
  3. Назовите  равнину, которая находится на востоке от Сыртовой равнины
  4.  Общий Сырт.
  5. Равнина, расположена на востоке Заволжья.
  6. Здесь выделяются: Синие горы, Узени-Ичкинский кряж 

Кряж- вытянутая возвышенность.

Встречаются холмы, крутые склоны, останцы, ассиметричные гряды высотой от 30 до 50 м, карстовые явления –воронки, понижения. Сырт сложен глиной, известняком, мелом, песчаником. В южной части Общего Сырта имеются подземные соляные купола – возвышения земной поверхности, состоящие из древних пород, содержащих гипс, соли.

V. Первичное закрепление знаний

 На территории нашей области наблюдается как выравнивание рельефа, так и усиление эрозионных процессов – образование оврагов, балок, оползней, воронок и т. д. Смещение, скольжение вниз по склону массы горной породы.... 

  1.  Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа Левобережья. Долина реки Волга, Сыртовая равнина, Каменный Сырт, Общий Сырт, Синие горы, Прикаспийская низменность.
  2. Какие различия находятся  в рельефе Правобережья и Левобережья?

В Правобережье –возвышенная равнина, а в Левобережье низменная)

VІ. Сообщение о Вавиловом Доле. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Это одна из достопримечательностей не только Ивантеевского района, но и Саратовской области.

От реки Малый Иргиз начинался обширный дол, вобравший в себя множество больших и малых оврагов, заросших глухим лесом – гаем, который позже стал называться Вавиловым долом.

Этот лес, умытый заботливой родниковой рукой матери-природы, как драгоценный изумруд красуется на могучей ладони хлебной нивы среди золотистых колосьев поспевшей пшеницы Ивантеевского района.  

Существует несколько  легенд его возникновения. Первая, самая распространенная среди населения и изложенная в книге Е. Фатьяновой и А. Камазановой «Тайна Вавилова Дола», гласит следующее:  

 В далекие петровские времена нынешние заволжские степи были заросшие густыми, непроходимыми лесами, в чаще которых скрывались разбойники. Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и неуловимы, поэтому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был схвачен, ослеплен и выпущен на волю. Жил в байрачном лесу около Чернавы, где через покаяние за свои грехи пришел к вере. Близ ручья Вавила вырыл подземную келью-пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам.

Прослышав о чудном пещернике, к нему начали приходить искатели строгой жизни.

Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Однако с годами эти пещеры закрылись.
      Сюда начали стекаться богомольцы. В 1914 г. вырос храм, который освятили в честь любимого на Руси святого — Николая Чудотворца. Рядом был родник и целебный святой колодец Николая Чудотворца.

По рассказам старожилов, что не только водой можно было вылечить, но и изобилием лекарственных растений, которые растут в этой местности.

Учёные изучали состав воды и внесли её в реестр природных минеральных источников России, а еще то, что в воде содержатся тяжелые металлы, поэтому ее можно употреблять в ограниченном количестве.

Вода из Авиловских родников богата ионами серебра, поэтому она длительное время не портится. Поломники продолжают её употреблять при всевозможных случаях и часто получают по вере удивительные исцеления  даже от горьковатой на привкус воды.

  Историю своего края мы обязаны знать, чтобы чувствовать любовь и гордость за свой родной край и развивать в своем сознании морально- этические нормы жизни. Сохранить этот экологически чистый уголок России- наша задача.

VІІ. Д/З §4 с.17-18. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

VІІІ. Рефлексия

Куда бы не забросила нас судьба, сердцем и душой мы снова и снова возвращаемся в родные места (обратиться к эпиграфу)

Я надеюсь, что эти слова станут и для вас  жизненным девизом.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке?

Предлагаются варианты ответов:

  1. Сегодня я на уроке узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я научился…
  6. Меня удивило…
  7. Мне захотелось…

Выставление оценок.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Большое спасибо, ребята  за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Использование ЭОР на уроках географического краеведения

Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...