урок-игра в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Урок проводится в форме игры. Учащиеся отвечают на вопросы, которые выпадают им в результате передвижения по игровому полю. Урок нацелен на обобщение представлений о географических моделях Земли. Также школьники повторяют основные понятия: глобус, меридиан, горизонт, азимут, условные знаки, компас, стороны горизонта, ориентирование на местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: обобщающее повторение по теме «Географические модели Земли».

Цели урока:

  1. учебная: повысить интерес к изучению географии;
  2. развивающая: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в разных условиях;
  3. воспитательная: воспитывать чувства дружбы, товарищества, умение работать в коллективе.

Задачи:

  1. Обобщить у учащихся представления о географических моделях Земли;
  2. Повторить изученный материал, основные понятия: глобус, меридиан, горизонт, азимут, условные знаки, компас, стороны горизонта, ориентирование на местности.
  3. Развивать и применять полученные знания при выполнении практических работ.

Форма проведения урока географии – активная форма обучения. Урок-игра «Морской бой».

Оборудование:игровое поле (Приложение 1), карточки с заданиями, жетоны с баллами. Игровое поле состоит из листа ватмана, поделенного на квадраты, число квадратов определяется по количеству вопросов, заданий, выбранных для игры. Например, 9 x 9. Каждый квадрат нумеруется числами или символами в произвольном порядке. За каждым номером, символом скрывается вопрос на определенном количестве баллов.

Планируемый результат:

  1. учащиеся обобщают полученные знания по теме «Модели Земли»;
  2. обучающиеся получают практические умения ориентироваться на местности с помощью компаса, карт и топографических знаков;
  3. учащиеся могут высчитывать азимут от одного географического объекта (например: домик лесника) до другого географического объекта (родника), применить полученные навыки при выполнении практических работ на уроке географии.

Учитель: «Сегодня ребята, я предлагаю сыграть вам в игру «Морской бой». Для начала разделимся на 2 (или 3) команды, выберем капитанов. Перед вами игровое поле, по горизонтали – цифры, по вертикали – буквы. На пересечении буквы и цифры скрыт вопрос. За каждый правильный ответ вы набираете баллы. Побеждает сильнейший. Только посоветовавшись с командой, капитан выбирает, какое игровое поле открыть. Например: «И -5». Символы означают следующее:

«К» – клад, задание на 2 балла, вам потребуется выполнить практическую работу.

«Ш» – шанс, означает, что команде дается еще один вопрос, за который можно получить 1 балл.

– это корабль, команде дарят 1 балл.

«Пальма» – переход хода другой команде.

«Мель» – у команды забирают 1 балл.

«Фортуна» – Угадать прибор на ощупь с закрытыми глазами.

Удачи Вам всем!

Вопросы 1 до 9 (на 1 балл!)

  1. Как переводиться география с греческого языка? (Ответ: «гео» – Земля; «графос» – пишу).
  2. Назовите мореплавателя, который совершил кругосветное путешествие? (Ответ: Магеллан).
  3. Чертёж, изображающий небольшую часть земной поверхности называется? (Ответ: план).
  4. Масштаб, записанный в виде числа, называется? (Ответ: численный).
  5. Единица измерения масштаба? (Ответ: сантиметр).
  6. На чем изображается план местности? (Ответ: на бумаге).
  7. Что такое Азимут? (Ответ: это угол, между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности).
  8. В чем измеряется Азимут? (Ответ: в градусах).
  9. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности? (Ответ: компас).

Вопросы 10–18 – на 2 балла!

  1. Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на севере, то его азимут будет равен? (Ответ: нулю).
  2. Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на востоке, то азимут будет равен? (Ответ: 90º).
  3. Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на юге, то азимут будет равен? (Ответ: 180º).
  4. Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на западе, то азимут будет равен? (Ответ: 270º).
  5. Перечислите основные и промежуточные стороны горизонта? (Ответ: основные: север, юг, запад, восток. Промежуточные: северо-восток, юго-восток, юго-запад, Северо-запад).
  6. Какой прибор был изобретен в Китае 2000 лет назад? (Ответ: компас).
  7. Что значит ориентировать компас? (Ответ: это значит положить его на равную поверхность, отпустить предохранитель и повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки показывал на букву С – север, а красный на букву – Ю – юг).
  8. Перечислите, как вы будете искать ориентироваться на местности по местным признакам? (Ответ: снег на северных склонах оврагов тает быстрее, чем на южных склонах; с северной стороны ветви короче, а на стволе может расти лишайник; снег на крыше домов оттаивает быстрее с южной стороны).
  9. Земная кора – это? (Ответ: все неровности земной поверхности Земли: горы, равнины, низменности, хребты).

Вопросы с 19 по 27 – на 3 балла! Практическая работа.

  1. Простейший прибор для измерения высоты холма? Схематично нарисуйте его на листе бумаги. (Ответ: нивелир).
  2. Небольшая возвышенность высотой до 200 метров? Нарисуйте на листе бумаги этот объект. (Ответ: холм).
  3. Условная линия на плане, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой, называется? (Ответ: горизонталь).
  4. Отношение длины линии на карте к длине лини на местности называется? Напишите на листе бумаги, какие виды вы знаете и на какой карте вы это наблюдаете? (Ответ: масштаб; линейный, числительный, именованный).
  5. Кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного географического полюса до другого, называется? Покажите на глобусе этот объект. (Ответ: меридиан).
  6. Модуль земного шара называется? (Ответ: глобус).
  7. Высшая точка холма? Нарисуйте ответ на листе бумаги. (Ответ: вершина).
  8. Точка на земной поверхности, через которую проходит воображаемая ось, называется? Покажите его на глобусе. (Ответ: полюс).
  9. Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору, называется? (Ответ: параллель)

Вопросы с 28 по 34 – на 4 балла! Практическое задание.

  1. Нарисуйте в центре листа точку А. Расположите относительно этой точки предметы в соответствии с данным азимутом: Дом – азимут равен 60º; Родник – азимут равен 240º.
  2. Нарисуйте в центре листа точку А. Расположите относительно этой точки предметы в соответствии с данным азимутом: колодец – азимут равен 120º; памятник – азимут равен 45º.
  3. Место на земной поверхности, находящийся над землетрясением называется? Нарисуйте на листе бумаги данное место. (Ответ: эпицентр).
  4. Канал, по которому поднимается магма, на поверхность Земли называется? Нарисуйте данный природный объект схематично. (Ответ: жерло вулкана).
  5. Нарисуйте Холм: Абсолютная высота = 100 м, а горизонтали проведены через каждые 20 м, поставьте Берг-штрих в соответствии с объектом.
  6. Нарисуйте Яму, если: Абсолютная глубина = -18 м, а горизонтали проведены через каждые 2 м, поставьте Берг-штрих в соответствии с объектом.
  7. Назовите цветные моря в Мировом океане? Покажите их на физической карте. (Ответ: Белое, Черное, Желтое, Красное).

«Фортуна» – угадать прибор с закрытыми глазами. Ведущий завязывает глаза и дает прибор участнику команды. Загаданные приборы: компас, карта, транспортир, бинокль, карандаш, линейка.

Вопросы «Шанс».

  1. Труднее всего изобразить на плане и карте рельеф местности, так как на плоскости (листе бумаги) есть только два измерения – длина и ширина. Как же изображают третье измерение – высоту рельефа? (Ответ: удобно изображать рельеф горизонталями, т.к. это линии, соединяющие точки с одинаковой высотой над уровнем моря).
  2. Кто дал название океану «Тихий»? (Ответ: название «Тихий» было дано океану экспедицией Ф.Магеллана, т. к. она не встретила ни одной бури на пути от Огненной Земли до Филиппинских островов).
  3. Путешественники каких государств являются следующие путешественники: Ф. Беллинсгаузен (Ответ: Россия), Васко да Гама (Ответ: Португалия).
  4. Как раньше назывался материк, который представлял собой единый суперконтинент сотни миллионов лет назад? (Ответ: Пангея)
  5. Это водные организмы, лишенные или почти лишенные органов передвижения, пассивно переносимые течениями в толще воды, как они называются? (Ответ: планктон)
  6. Как называется место, где заканчивается русло реки? (Ответ: устье).
  7. Назовите самый теплый залив Индийского океана? (Ответ: Персидский).
  8. Назовите самый длинный пролив на Земле? (Ответ: Мозамбикский – длина 1760 км.).
  9. Какой ученый первый ввел термин география? (Ответ: Эратосфен)

Задание с буквой «К», практическое:

  1. Нарисуйте условными знаками деревянную мельницу и колодец.
  2. Нарисуйте условными знаками шахты и деревянный мост.
  3. Нарисуйте условными знаками пасеку и памятник.
  4. Нарисуйте условными знаками изгородь и домик лесника.
  5. Нарисуйте условными знаками металлический мост и лес.
  6. Нарисуйте условными знаками школу и проселочную дорогу.
  7. Нарисуйте условными знаками шоссе и аллею с больницей.

Сводная ведомость по конкурсам.

Название команд

Количество баллов за общие вопросы (1, 2, 3, 4 балла)

Количество баллов при выполнении практических работ

Итоговое количество баллов за все конкурсы

«Глобус»

«Земля»

«Солнце»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

2

27

10

19

28

Мель

Б

Шанс

Фор-туна

8

Шанс

12

Шанс

20

Шанс

29

В

Клад

1

Мель

15

22

Фор-туна

30

Фор-туна

Г

Шанс

9

Мель

13

Клад

21

Клад

Д

3

Клад

18

Мель

24

Мель

32

Фор-туна

Е

Мель

4

Клад

16

23

31

Ж

5

Фор-туна

11

Клад

26

Шанс

33

З

6

Шанс

17

25

Мель

И

7

Мель

14

Шанс

Мель

34

Шанс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"

Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...