Обобщающий урок по теме "Атмосфера"- 6 класс
методическая разработка (география, 6 класс) на тему

Казнина Раушания Саитгараевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfera.doc142 КБ
Файл marshrutnyy_list_obobshchayushchego_uroka.docx12.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таушинская основная общеобразовательная школа»

    Обобщающий  урок по теме

   « Атмосфера»

(6 класс)

     

Казнина Раушания

Саитгараевна,

учитель географии

МБОУ «Таушинская ООШ»

Чернушка – 2012

Цели и задачи урока:   

 1. Определить уровень знания учащихся:

             - основных  понятий, терминов и определений по теме;

             - состав атмосферы  и её значения основных свойств воздуха,                                    элементов погоды и климата;

             - приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.

 2. Определить уровень умения учащихся:

             - составлять характеристику климата и погоды своей местности;

             - выполнять практические работы по характеристике элементов погоды (анализировать графики хода t, розы ветров, диаграммы количества осадков, типов погоды, построить карту поясов освещённости на контурной карте, решать простейшие задачи);

             - определять по карте местоположение объектов с выдающимися климатическими характеристиками;

             - объяснить причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.

3. Определить уровень понимания учащимися:

             - причин, влияющих на формирование погоды и климата;

             - особенностей распределение тепла и света на Земле, причин смены времени года;

             - значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.

 Ход урока:

1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок,

Потихонечку садитесь, и работать не ленитесь.

А сейчас проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки? (и непременно- геогр.атласы)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 2. Актуализация знаний

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Ребята, сколько на Земле океанов? (4 – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный – Ледовитый).

- Ребята, есть ещё на Земле 5 океан, но только он особенный – воздушный. Как он называется? (Атмосфера).

Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот  воздушный океан. Чтобы наше (урок) путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков.

Вам придётся побывать на следующих станциях: метеорологическая,

загадка цифр, практическая, экологическая и краеведческая. На партах у каждого лежат маршрутные листы с названиями станций; после выполнения заданий на каждой станции вы должны оценить свои знания по баллам (по количеству выполненных правильных ответов) – после моего разъяснения. Маршрутные листы подпишите и в конце путешествия сдадите мне вместе с выполненными заданиями на станции практическая, контурные карты и рабочие тетради с рассказом о климате нашей местности (это станция краеведческая).

Стихотворение  «Атмосфера»  (читает группа ребят).

Чем мы дышим, кто на скажет

Воздух виден или нет?

Что вокруг планеты нашей?

Мы на всё дадим ответ.

            Хоть летают в космос люди,

            Сколько тайн! Не сосчитать!

            Мы ж сегодня с вами будем

            Атмосферу повторять.

Атмосферу составляют

Очень разные слои,

С высотой, кто не знает,

Изменяются они.

          Слой снегов, дождей и ветров

          Тропос – значит он живой

          18 км

          Тропосферы – первый слой.

Есть здесь все, но в большей мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, радон.

           Выше в небе – стратосфера

           Очень даже важный слой

           А за ним ионосфера

                          (и термосфера)

           Этот слой совсем иной:

Слой ионного влияния,

Метеоров и комет

Слой полярного сиянья,

Спутников, еще – ракет.

           Экзосфера! Мы в полете!

           Новый слой должны узнать

           И летим на звездолёте

           Тайны мира открывать.

Чтоб к друг другу во Вселенной

Мы могли потом летать,

Я скажу вам, несомненно,

Атмосферу надо знать.

- Ребята, давайте построим схему «Строение атмосферы». (Ребята выходят к доске, прикрепляют таблички с названиями слоев).

- А какой самый важный слой?

- Почему? (Что он представляет собой?)

- Чем эти слои отличаются друг от друга?

- Ребята, для чего нужна Атмосфера?

Значение Атмосферы:

       1. Рассеивает солнечные лучи: не дает сильно нагреться поверхности Земли днём, охладиться ночью (одеяло удерживает тепло).

       2. Броня планеты (сотни метеоритов – небесных тел, камней не долетают до Земли, сгорая в Атмосфере, особенно это хорошо видно в летнюю звёздную ночь). В народе их называют «падающими звёздами». (Луна, например, испытывает настоящую метеоритную «бомбёжку»).

       3. Образуются облака, ветер…., по явлениям, происходящим в ней, предвещают погоду.

       4. Атмосфера – это жизнь, кислород, содержащийся в Атмосфере, необходим для движения.

       5. Озоновый слой – экран защищает человечеств от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза которых губительна для организмов.

Ребята к уроку приготовили стенд:

1. Рекорды в Атмосфере.

2. Викторина по теме «Атмосферные осадки».

3. Выставка рисунков – «Сохраним чистую Атмосферу».

 

        1 станция – МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ

        Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет назад были изобретены первые приборы  для изучения атмосферы.

        Сегодня изучение атмосферы Земли ведётся под руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО).

         Для наблюдения за состоянием Атмосферы создана сеть наземных метеорологических станций, оборудованных различных  приборами.

        - Ребята, с какими приборами мы познакомились на уроках?

Перечислите их, пожалуйста, на маршрутных листах (под названиями 1 станции), а сейчас сосчитайте и поставьте количество баллов.

          А теперь давайте вспомним, для чего нужны эти приборы метеорологам на станциях:

1) Термометр

2) Барометр

3) Флюгер

4) Анемометр

5) Снегомерная рейка

6) Осадкомер (дождемер)

7) Гигрометр

          Термометр – прибор для определения температуры воздуха. Состоит из тонкой стеклянной трубочки, заполненной жидкостью (ртуть, покрашенный спирт), и шкалы. Действие его основано на свойстве жидкостей при нагревании- расширяться, а при охлаждении сжиматься.

          Барометр – прибор для определения давления воздуха.

          Флюгер – прибор для определения направления ветра (воздуха)

          Анемометр – прибор для измерения V (скорости) ветра.

          Снегомерная рейка – прибор для измерения h (высота) снежного покрова.

          Осадкомер (дождемер) – прибор для измерения количества выпавших осадков на Землю.

          Гигрометр – прибор для измерения влажности воздуха.

          Гигрографы – приборы – самописцы. (влажности воздуха)

 

      h – 30-40 км – радиозонды

           до 120 км – метеорологические ракеты

     - космонавт с орбитальными станций в космосе.

 2 станция «ЗАГАДКА ЦИФР» (тайна цифр)

Цифры в географии могут о многом рассказать. Давайте вспомним цифры, которые встречались в этой теме, отгадаем их тайну (д. б. 10 – 12 баллов)

1) 18 км – верхняя границы тропосферы. (у экватора)  

2) 3 тыс. км. – условная граница атмосферы.

1 м  воздуха

3) t  C  у поверхности Земли весит – 1 кг 293 г.

                                                           - на h – 12 км – 310 г.

                                                           - на h – 40 км – 4 г.

4) 760 мм. рт. ст. – нормальное атмосферное давление.

                                   На параллели 45

                                   при  t О° C.

                                   На уровне моря.

                    = 30 км/с – Земля движется по орбите вокруг Солнца с огромной скоростью.

5) 22 декабря (самая длинная ночь/самый короткий день)  дни солнце-

    22 июня (самый длинный день/самая короткая ночь)      стояния

6) 21 марта          

                              Дни равноденствия – день равен ночи

 23 сентября       

параллели

7)  23,5° с.ш. и 23,5° ю. ш. – тропики (тропические круги).

8)  66,5° с. ш. и 66,5° ю. ш. – полярные круги (полярная ночь, полярный день).

9) 5 поясов? Освещенности.

0-12 баллов – шкала Бофорта – V ветра

 V – 0 – 0,5 м/с – штиль

10) V – более 30 – 32,7 м/с - ураган     

- 15° С – средняя t зимой

11) В Чернушенском районе:

+ 18, 4° С -средняя t летом

- 15° С – среднегодовая t зимой

600 мм. в год. – среднее годовое количество осадков

80 см. – высота снежного покрова

+54° С – самая максимальная t летом (июль 1952 г.)

-37° С – самая min t зимой (01. 01. 1979 г.)

12) Состав воздуха:

78 – Азот (78,08%)

21 – Кислород (20,95%)

1%   Инертные газы (0,94%)

        Углекислый газ (0,03%)

        Водяной пар, примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ) (0,01%)

Оценка знаний:

Показываю цифру, если вы знаете, то поставьте на маршрутном листе +, если нет -, а после сосчитайте – сколько баллов заработали и запишите в маршрутном листе.

  3 станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ» 

На уроках мы с вами:

- строили графики годового хода t для определенных городов;

- решали задачи;

- строили «розу ветров»;

- строили диаграмму количества осадков, по многолетним данным для разных пунктов.

    Сейчас каждый из вас получит практическую работу, задания написаны на карточках. В маршрутных листах укажите № вашей карточки – выполняем быстро, правильно, разборчиво. Каждый из вас за правильное выполнение задания получит максимальный балл – 3.

 

           4 станция  «НОВЫЕ ПОНЯТИЯ»   

При изучении данной темы мы познакомились с большим количеством новых понятий, давайте разгадаем кроссворд:

1Д

10А

В

Л

Е

Н

И

Е

2А

З

О

Т

3М

Е

Т

Е

О

Р

О

Л

О

Г

И

4С

Л

О

И

С

Т

Ы

Е

5М

У

С

С

О

Н

6Ф

Л

Ю

Г

Е

Р

7Н

А

С

Ы

Щ

Е

Н

Н

Ы

Й

8Г

Р

А

Д

9К

Л

И

М

А

Т

Вопросы:

По горизонтали (1-9)

1) Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все предметы, находящиеся на ней.

2) Самое большое содержание в составе кислорода составляет этот газ.

3) Кто нам помогает изучить атмосферу (состояние, свойства атмосферы); передают сведение в центр.

4) Разновидность облаков, образующиеся на h не более 2 км, приносящие длительные дожди.

5) Ветер на Дальнем Востоке нашей страны, меняющий свое направление 2 раза в год.

6) Прибор, для определения направления ветра.  

7) Воздух, который не может вместись больше водяного пара, чем он уже содержит.

8) Один из видов твердых атмосферных осадков.

9) Многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности.

А по горизонтали должно получится ключевое слово: тема нашего урока – воздушная оболочка.

А сейчас поставьте в маршрутном листе столько баллов, на сколько вопросов дали правильные ответы.

А сейчас давайте назовем правильные ответы…

(Д. б. 9 баллов и + 1 ключевое слово). ИТОГО: 10 баллов.

    Кто с заданиями справился без ошибок – молодцы!

         

 5 станция – «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

   

    От состояния воздушной оболочки зависит здоровье человека. Поэтому каждый человек должен заботиться о чистоте воздуха. Сегодня далеко не везде воздушная атмосфера чистая – по вине самого человека.

    Ребята! Ответьте, пожалуйста, какие 3 «подарка» человек сам себе подарил (преподнес) в результате хозяйственной деятельности.

1) Озоновые дыры        Сообщения

2) Кислотные дожди

3) Парниковые эффекты    

 

А сейчас каждый из вас на маршрутном листе напишет, что же нужно делать человеку, всем нам, чтобы воздух, который так нужен всем, который окружает нашу голубую планету, был и стал чистым.

    -Какой вклад вы можете лично внести в это благородное и нужное дело? Это тоже запишите в маршрутных листах ? баллов – столько предложений вы напишите (столько путей решения вы предложите).

 

  6 станция «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ»

    Несколько вопросов о нашем родном крае, о его климате. За правильный ответ получите   жетон и дополнительные баллы.

     1) Ребята, давайте на карте России найдем место (нашу край, район), где мы живем и поставим    (1 ученик у доски, а все остальные на контурной карте отмечают географическое положение нашей местности).

 Вопросы:

1. В каком поясе освещенности мы живём? (умеренном, северном )

2. Какой океан оказывает большее влияние на климат нашей территории ( Атлантический океан и Северный Ледовитый океан).

3. Как называется климат? (умеренно – континентальный)

4. Какое направление ветра преобладает? (западное)

5. Назовите:

-  ср. зим. t и ср. лет. t ( -15°С; +18,4°С)

- среднегодовое количество осадков (600мм. в год)

- среднюю h снежного покрова (80 см.)

- самый теплый месяц (июль)

- самый холодный месяц (январь)

Баллы за краеведческую станцию получите за рассказ о климате нашей местности (Д/з) + баллы за правильные ответы (на доске климатическая карта района).

                 

                ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

(кто больше баллов заработал)

   Ребята, вот и завершилось наше путешествие. Спасибо всем за работу. Атмосферу будем знать, защищать, охранять и сделаем её чистой.

Оценки:

1. Контурные карты (пояса освещенности)

2. Домашнее задание (рассказ о климате нашей мест-и)

3. Оценка за участие (активное) в станциях

4. Оценки чтецам; тем, кто делал сообщение (озоновая дыра; кислотные дожди; парниковый эффект).

Спасибо за плакаты в защиту Атмосферы

    Если осталось время – Загадки по теме  «Атмосфера» (дополнительные баллы).

ЗАГАДКИ

1. Голубой шатер

    Весь мир накрыл.

                         (Небо)

2. Сито свито,

    Золотом покрыто,

    Кто взглянет

    Тот заплачет.

                         (Солнце)  

3. Такой большой

    Что весь мир занимает

    Такой маленький,

    Что в любую щель пролезет.

                        (Воздух)

4. Без рук, без ног

    А дерево гнет.

                        (Ветер)

5. Шел долговяз,

    Во сырой земле увяз.

                         (Дождь)

6. А воробьи кричат друг дружке

    Про солнце, про его красу,

    И все веселые веснушки

    Уселись на одном носу.

                         (Весна)

7. Птицы! Как холодно

    В воздухе им!

    Поможем ли мы

    Беззащитным таким!

                          (Зима)

8. Если встанешь на заре,

    Крыше в сером серебре,

    Длинно тень ложится,

    Долго лист кружится.

                          (Осень)

9. Посмотрите, вьюга какая

    В середине жаркого дня!

    И летят пушинки, сверкая,

    На цветы, на траву, на меня.

                           (Лето)

10. Фырчит, рычит, ветки ломает

      Пыль поднимает, вас с ног сбивает.

                           (Ветер)

11. На холоде – горой, в избе – водой.

                           (Снег)

12. Скатерть бела весь свет одела.

                           (Снег)

Маршрутный лист

Урок- путешествие по теме «Атмосфера».

1 станция – « МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ»

Перечислить приборы:…………………………............

2 станция – «ЗАГАДКА ЦИФР»

3 станция – «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

4  станция – «НОВЫЕ ПОНЯТИЯ»

5 станция – «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

6 станция – «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ»

                                ИТОГО баллов - …………….

                    Тест по теме «Атмосфера».

1.Наименьшая мощность тропосферы:

                   а) на полюсах

                   б) на экваторе

2.Какая схема нагрева воздуха является верной:

                   а) Солнце - нагрев воздуха - нагрев земной поверхности.

                   б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха.

3. Летом при ясной погоде наименьшая температура воздуха наблюдается:

                   а) сразу после захода Солнца

                   б) в полночь

                   в) перед восходом Солнца

4. Непосредственно выпадают из воздуха:

                    а) только роса

                   б) роса и иней

                   в) роса, иней, дождь.

5. 22 декабря лучи Солнца падают под прямым углом:

                   а) на Северный тропик

                   б) на экватор

                   в) на Южный тропик

6. В июле к Солнцу повёрнуто :

                   а) Северное полушарие

                   б) Южное полушарие

7. Летом при ясной погоде наивысшая температура наблюдается:

                   а) до полудня

                   б) в полдень

                   в) после полудня

8. Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра:

                   а) образование ветра

                   б) разница в нагревании моря и суши

                   в) разница в давлении

9. Из облаков выпадают атмосферные осадки:

                   а) только снег

                   б) снег и дождь

                   в) снег, дождь, роса.

10. 21 марта лучи Солнца падают под прямым углом:

                   а) на Северный тропик

                   б) на экватор

                   в) на Южный тропик

11.В январе Солнце повёрнуто на:

                  а) Северное полушарие

                  б) Южное полушарие

Литература:

1.География.Справочник школьника.М.1996г.

2.Методическое пособие по физической географии. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова

3.Г.Н.Элькин  Физическая география. Справочно-информационные материалы. С-Петербург «Паритет» 2001.

4. Я познаю мир.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист обобщающего урока – путешествия по теме «Атмосфера»

1 станция «Метеорологическая»

Приборы: ………………………………………………………………………………………………………….

                                                                                                                           Баллы ………

2 станция «Загадка цифр»

……………………………………………………………………………………………………………………………

Баллы ………

3 станция «Практическая»

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Баллы ………

4 станция «Новые понятия»

Кроссворд

                                                                                                                          Баллы ………..

5 станция «Экологическая»

……………………………………………………………………………………………………………………………….

                                                                                                                          Баллы …………

6 станция «Краеведческая»

……………………………………………………………………………………………………………………………….

                                                                   Баллы …………..

Итого:…………………………………………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....