Выступление на РМО учителей географии Пролетарского района города Тулы.
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Королева Светлана Викторовна

В своём выступлении я кратко рассказываю об особенностях  использования модульного обучения на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на РМО50 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя географии Королевой С.В. МБОУСОШ №24 г. Тулы на заседании РМО 10.01.2013г. по теме: «Преподавание географии и проведение лабораторных работ по модульной системе».

В современном мире идет активный поиск новых целей, форм и технологий обучения. Современная образовательная модель на первое место выдвигает принцип самостоятельного, личностно-развивающего, опережающего обучения. С целью оптимизации учебного процесса в своей работе я применяю технологии модульного обучения.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Теория обучения подробно изложена в научных трудах Т.И.Шамовой, П.Ю.Цявичене, И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова, М.А.Чошанова.

Цель технологии – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей каждого школьника. Модуль – это логически выделенная в учебном материале часть, имеющая цельность и законченность, сопровождаемая контролем усвоения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью или с определенной доли помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Каждый модуль представляет собой блок взаимосвязанных заданий. Модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Особенности модульного обучения:

- содержание обучения предоставляется в законченных самостоятельных комплексах;

- форма общения учителя и ученика осуществляется через модули;

- ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоконтролю и самооценке.

При подготовке к модульному уроку необходимо:

1. Четко обозначить цель и задачи модуля.

2. Разбить учебный материал на отдельные УЭ.

3. Определить цель и задачи каждого модуля и прогнозируемые результаты обучения.

4. Подобрать при составлении модуля соответствующий УЭ фактический материал.

5. Определить способы учебной деятельности школьников.

6. Выбрать оптимальные формы и методы преподавания и контроля.

Успешность использования модулей во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов (УЭ), с которыми ученик работает на уроке. На уроках географии УЭ я использую различных типов: текстовой, картографический, табличный, словесный, иллюстрированный, смешанный. Модульное обучение нацеливает на систематическую работу с учебником географии на разных этапах урока: в ходе проверки знаний и умений учащихся, при изучении нового материала, также широко используется работа учащихся с атласом, контурными картами, наглядными средствами обучения, ТСО.

Использование модульного обучения дает мне возможность перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования. На всех этапах я выступаю как организатор учебно-воспитательного процесса, а ученики проводят самостоятельное исследование поставленной проблемы, разрешение которой приводит к формированию новых знаний, умений, навыков.

Сочетаю традиционную систему обучения с модульной. В модульную систему обучения хорошо вписывается вся система методов и форм обучения учащихся: индивидуальная самостоятельная работа ученика, в парах, в группах. Использование в преподавании географии мною технологии модульного обучения позволяет повысить результативность обучения, формировать умения и навыки самообразования, уменьшить перегрузки учащихся.

Важнейшим достоинством модульной системы является возможность плавного перехода от существующей системы организации учебно-воспитательного процесса, без ее разрушения, к новым моделям педагогической технологии.

Модульная программа по теме: «Политическая карта мира».

Ученик имеет инструкцию, в которой определено: 1. Цель усвоения модуля. 2. Где найти учебный материал. 3. Как проверить правильность выполнения задачи.

Контроль (тесты, письменные работы, сообщения) определяет степень усвоения учебного материала.

Комплексная дидактическая цель:

- усвоить типологию стран, уметь оценивать геополитическое положение страны, развивать общеучебные навыки, воспитывать ответственность за результат своего труда и труда товарищей.

Обозначения: МП – модульная программа, УЗ – учебная задача, СК – самоконтроль, РП – работа в парах.

МП «Политическая карта мира»

М0 Комплексная дидактическая цель.

М1 Современная политическая карта мира. Периоды ее формирования.

М2 Формы правления. Формы государственного устройства.

М3 Многообразие стран мира и их типы.

М4 Геополитика. Россия в зеркале геополитики.

М5 Обобщение знаний. Практическая работа.

Используйте для усвоения модуля следующую литературу:

1. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. География. Современный мир. Гладкий Ю.Н. , Николина В.В. – М.: Просвещение, 2012 год.

2. Политическая карта мира. Учебно-справочное пособие по географии. Родионова И.А. – М.: Московский лицей, 2010 год.

3. Географическая картина мира. Кн.1. Максаковский В.П. М.: Дрофа, 2010 год.

Ход работы по модульной программе.

М1 Современная политическая карта мира. Периоды ее формирования.

Цели:                                                                                                                   Действия   учащихся:

Познакомиться с периодами формирования политической         Изучите рис.31 на стр. 88 учебника

карты мира, с изменениями на политической карте мира,        найдите на политической карте

продолжить закреплять умение с политической картой         названные в тексте страны.

мира.

        Выполните задание №7 стр.87

        учебника.

        Оценку поставьте карандашом в

        личную карточку.

        Прочитайте цель модуля. Достигли

        ли вы ее?

        Если вы испытываете трудности,

        Обращайтесь к параграфу №20.

М2. Формы правления. Формы государственного устройства.

М3. Многообразие стран мира и их типы.

Цели:

Познакомиться с типологией стран по уровню социально-

экономического развития, по количеству населения,

форме правления и устройства и др.

Основные критерии типологии стран: уровень экономического        Определите ГП Украины, КНР,

развития, форма правления, административно-территориальное        Индии.

устройство, размер территории, количество населения,         Выполните задание №6 на стр.93

этнический и религиозный состав, географическое положение.

Работая с текстом учебника (стр.95-96), определите какие         Если вы испытываете трудности,

страны относятся к высокоразвитым, какие - к средним,        обращайтесь к параграфу №22.

какие – к развивающимся.

Выберите соответствующие страны (2-3 страны):        Оценку поставьте карандашом в

1. Крупные высокоразвитые страны.        личную карточку.

2. Высокоразвитые, небольшие по площади страны.

3. Страны со средним уровнем экономического развития.        Прочитайте цель модуля.

4. Развивающиеся страны.        Достигли ли вы ее?

5. Зависимые территории.        По окончании работы сдайте

США, Греция, Австрия, Великобритания, Турция,         тетрадь учителю.

Таиланд, Алжир, ФРГ, о-ва Новой Каледонии,        Домашнее задание.

Чад, Индия, Бельгия, Гвиана, Израиль, Япония.

Выполните  задания.        Ответьте на вопросы, задания

1.Главная особенность политической карты мира…        на стр. 97 учебника.

2. Дайте определение:  а) независимым государствам,        СК

б) зависимым территориям.        Получите у учителя карточку

3. Приведите примеры парламентских республик,        самоконтроля, проверьте свою

колоний, конституционных монархий.        работу, оцените себя.

4. Используя текст учебника (стр.94), политическую

карту мира найдите самые большие и самые маленькие        Оцените уровень достижения

по площади страны.        цели. Помните: переходить к

5. Откройте атлас на стр.4 и определите густо заселенные         следующему модулю можно

страны.         только в том случае, если

6. Используя рис.33 стр.94 учебника и политическую         полностью освоили предыдущий

карту, найдите страны континентальные, приморские,

полуостровные, островные, страны – архипелаги.

М4. Геополитика. Россия в зеркале геополитики.

М5. Обобщение знаний. Практическая работа.

Цели:

Дать понятие о геополитике, геополитических факторах,

рассмотреть важнейшие аспекты геополитики, международные

отношения на современном этапе;

Познакомиться с формами контроля над пространством.

Закрепить знания о геополитическом положении        РП

Путем определения геополитического положения страны.        Определите геополитическое

        положение США.

Рассмотреть сущность международных отношений на         Что вы понимаете под

современном этапе.        Международными отношениями?

Расшифруйте слово «геополитика». Дайте определение        Какие формы международных

этому понятию.        Отношений существуют на

Прочитайте текст учебника стр.99-100.        современном этапе?

        СК

        Получите у учителя карточку

        самоконтроля, проверьте свою

        работу, оцените себя.

        Оцените уровень достижения

        цели.

Практическая работа. Анализ и объяснение

Особенностей современного геополитического

положения России.

Цели:

Закрепить знания о политической карте, навыки

работы с ней, учиться составлять характеристику

геополитического положения страны, развивать

навыки работы с атласом, и навыки работы в паре.

Чтобы выполнить практическую работу, ознакомьтесь        РП

с планом  характеристики геополитического         Работа осуществляется в парах с

положения страны:        использованием взаимного контроля.

1. Положение по отношению к морям и океанам,

транспортным путям, высокоразвитым странам,

странам с нестабильной военной - политической

ситуацией.

2. Отношения с приграничными странами:

этнические, экономические, военно-политические.

3. Положение в стране: социально-экономическое,

военно-политическое, участие в группировках

4. Особенности конфигурации территории:

протяженность границ, количество приграничных

стран.

5. Экономическая мощность и уровень социально-        По окончании работы сдайте тетрадь

экономического развития.        учителю.

6. Общие выводы        Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на РМО учителей географии "Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района РТ"

Каждое село богато своми традициями. У нашего села они особенные. Мы свято чтим и помним историю, быт и традиции нашего народа....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Портфолио районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани

Портфолио районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани Республики Татарстан...

Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.

Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...