6 класс. Практическая работа "Обработка данных наблюдений за погодой с использованием компьютера"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Ивановна

При выполнении практической работы "Обработка данных наблюдений за погодой", считаю нецелесообразным использовать данные наблюдений за погодой самих учащихся, т.к. они у всех разные. Шестиклассники уже довольно хорошо владеют навыками работы на компьютере, поэтому в  течение нескольких лет предлагаю ученикам выполнить эту работу с использованием компьютера. Ученики распечатывают "Календарь погоды для школьников" с сайта GISMETEO.RU, графики, розу ветров строим в Microsoft Excel. В классе продолжаем работу, анализируем графики, розу ветров и выполняя задания учителя, учимся делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!  Я работаю по УМК линии «Сферы». В 6 классе при изучении темы «Атмосфера»  этап формирования знаний и о температуре воздуха основан на наблюдениях за погодой. Термины «суточный ход температуры», «годовой ход температуры», «амплитуда температур» вводится при работе с материалами «Дневника наблюдения за погодой» и заданиями тетради-тренажера.  Практические умения, формируемые на уроках: умение вычерчивать и анализировать графики хода температур, строить  розу ветров, формируются, используя данные наблюдения за погодой. Считаю нецелесообразным использовать  данные наблюдений за погодой самих учащихся, т. к. они у всех получаются разные. На мой взгляд,  разумнее, если это будут единые сведения, например из тетради – тренажера или из единого «Календаря наблюдений за погодой». Мы работаем  с данными тетради – тренажера и с  единым «Дневником наблюдений за погодой» для Санкт-Петербурга, т. к. проживаем в этом городе. Календарь распечатываем с сайта GISMETEO. RU, графики строим в документе Microsoft Excel.

Такой подход к выполнению практической работы вносит новизну в ход урока, повышает познавательный интерес учащихся  к рассматриваемым вопросам.

Шестиклассники уже довольно хорошо владеют навыками работы на компьютере. В течение  нескольких лет предлагаю им выполнить практическую работу «Обработка данных наблюдения за погодой» с использованием компьютера.

Для выполнения практической работы  прошу учащихся за 1-2 урока  распечатать с сайта GISMETEO. RU   «Дневник погоды для школьников», например, за ноябрь 2012 года  по Санкт-Петербургу.  Выглядит он  так: слайд№1

График хода температуры воздуха

Затем объясняю  ученикам, как составить график хода температуры, атмосферного давления  в  документе Microsoft Excel:

Создаем лист Microsoft Excel (параметры страницы - альбомный лист). Вводим  таблицу (все данные за месяц). Например:

число

1

2

3

 t  C

2

6

4

Далее: выделяем таблицу. Находим в меню Вставка-Диаграмма-Стандартные -График. Выполняем все действия, которые предлагает компьютер. Слайд№2

 По такому же алгоритму можно составить  «график хода атмосферного  давления»:

число

1

2

3

Р

763

757

751

Слайд №3

Если у некоторых учащихся возникают трудности, они выполняют эту работу в после урочное время под руководством учителя   в кабинете географии.

Затем распечатанную работу учащиеся приносят на урок. На уроке мы учимся анализировать график, делать выводы, отвечая на вопросы и выполняя задания учителя:

  1. Красным карандашом покажите на графике ход положительных температур воздуха, синим – отрицательных.
  2. Была температура воздуха в течении месяца постоянна?
  3. Как изменялась температура воздуха в течение месяца?
  4. Значком* красного цвета отметьте на графике max температуру воздуха, значком* синего цвета отметьте на графике min температуру воздуха.
  5. Вычислите амплитуду температур воздуха
  6. Вычислите среднемесячную температуру воздуха по данным календаря погоды

Роза ветров

Затем объясняю  ученикам, как составить розу ветров  в  документе Microsoft Excel:

Для создания розы ветров поступаем следующим образом:

Создаем лист Microsoft Excel. Вводим  таблицу (все данные за месяц). Например:

Направление

ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Кол-во дней

1

0

5

4

4

8

8

1

Далее: выделяем таблицу. Находим в меню Вставка-Диаграмма-Лепестковая. Выполняем все действия, которые предлагает компьютер.

Слайд № 4

Затем распечатанную работу учащиеся приносят на урок. На уроке мы учимся анализировать делать выводы, отвечая на вопросы и выполняя задания учителя:

  1. Красным цветом выделить ветры южных направлений, синим цветом – северных направлений
  2. Ветры каких направлений преобладали в Санкт-Петербурге в ноябре 2012 года?
  3. Пользуясь календарем погоды, определите какой ветер преобладал в Санкт-Петербурге, когда была:

ясная погода_______________________

переменная облачность_____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наблюдение за погодой

практическая работа...

Практическая работа «Наблюдение за погодой, ее описание на примере г. Липецка»

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕГеография как наука, ее предмет изучения. Географические объекты...

Памятка по ведению дневника наблюдения за погодой

В памятке прописано оборудование и действия при наблюдении за погодой, а также таблица для фиксации полученных данных....

Дневник наблюдений за погодой

Дневник наблюдений за погодой....

Практическая работа по теме "Наблюдение за погодой"

Данная работа применяется на уроках географии в 6 классе при изучении темы  "КЛИМАТ"...

Практическая работа Организация наблюдения за погодой

Практическая работа Организация наблюдения за погодой...

Практическая работа: «Наблюдение за погодой».

Разработка проверочной работы...