В царстве беспокойной земли
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

урок географии в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx346.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В ЦАРСТВЕ БЕСПОКОЙНОЙ ЗЕМЛИ И ОГНЕДЫШАЩИХ ГОР.

Цели: - осознание и осмысление блока информации о грозных природных явлениях литосферы;

- обучение школьников умению определять основные понятия и закономерности в тексте статьи учебника, дополнительных источниках информации.

Задачи: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности; воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействию в работе, создание комфортных отношений между участниками.

Предметные результаты: Знать причины возникновения вулканов и землетрясений, их внутреннее строение.

Универсальные учебные действия:

 Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике

и учебных пособиях;

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению;

Личностные результаты:

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; презентация.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Недавно в одной из телепередач игрокам вашего возраста предлагалось отгадать страну по ее описанию. Мне очень интересно, смогли бы вы обыграть своих соперников.

Угадайте страну по нескольким характеристикам. Причем, поднимайте руку в тот момент, когда вы уже точно догадались о какой стране идет речь:

  1. Страна расположена на архипелаге, состоящем из 6852 островов. Большинство из них горные, многие вулканические.            
  2. Высшая точка страны — священная гора Фудзияма

(считается самым красивым действующим вулканом в мире).

  1. Флаг страны представляет собой белое полотно с красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце.
  2. Жители страны бережно хранят национальные традиции.

Я уверена, что вы обязательно  выиграли бы главный приз в этой интеллектуальной игре!

      Кстати, о японских домах.  Японское традиционное жилище- это  достаточно легкое и мобильное сооружение, представляющее собой крышу на деревянных опорах. С помощью бамбуковых легких  ширм, которые   оклеиваются белой рисовой бумагой, дом разделен на «функциональные зоны».   Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы, в которых прячется вся домашняя утварь. Вместо стульев – подушки.   Нигде никаких громоздких и тяжелых украшений.  

- Почему японцы традиционно строят такие своеобразные дома? С какими природными явлениями это связано?     (с землетрясениями и извержениями вулканов)

           Простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново.

- Вот мы и подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Сегодня вы совершите путешествие В ЦАРСТВО БЕСПОКОЙНОЙ ЗЕМЛИ И ОГНЕДЫШАЩИХ ГОР и узнаете много нового об этих грозных явлениях природы.

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ  

 - Посмотрите на фотографии и определите, последствия какого явления природы на них изображены. (слайды о последствиях землетрясений)                  ВЫКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕД.

 - Что вам известно о землетрясении?  

            Землетрясения возникают из-за смещений горных пород в глубоких недрах Земли.   Когда края соприкасающихся плит « застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки, приводящие к землетрясениям.

Работа с учебником  (в парах)

1. Прочитайте материал учебника с.99-100 и установите соответствие между  понятиями, их изображением на схеме и  характерными чертами:

А. Очаг землетрясения

1.

Б. Эпицентр землетрясения

2.

8 баллов

9 баллов

2.

10 баллов

 

                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                              3. Место на глубине нескольких километров

                                                                              4. Место на поверхности земли.

                                                                     5. здесь происходит разрыв и смещение горных пород

          6. место наибольшего проявления землетрясения

2.Как называются районы Земли, где особенно часто случаются землетрясения?

1.

(проверка: один выступает, другие одобряют или исправляют)

- Оцените свою работу: максимальное количество баллов 7.

(ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Наверное, вы заметили, что  точки, обозначающие сейсмически активные районы планеты, разные по величине. Это значит, что и сила землетрясений в этих местах   разная.  

- А как определить силу землетрясения?

 Для измерения любой величины (времени, температуры, давления) есть свои приборы. Существует и специальный прибор для определения силы землетрясения. Он называется сейсмограф. (показ прибора на слайде)

Силу землетрясения оценивают в баллах от 1 до 12 по шкале Рихтера.

- Обратите внимание, что происходит при землетрясениях разной силы. ВЫКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕДИЙНИК 

Работа в группах

Прочитайте отрывок из воспоминаний русского писателя М.Горького,  который  был свидетелем землетрясения,  и попробуйте определить силу этого землетрясения в баллах.

«В пять часов двадцать минут земля вздрогнула; её первая судорога длилась почти десять секунд: треск и скрип оконных рам, дверей, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

 Качались стены, срываясь падали потолки, посуда, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы. Земля тихо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины - как будто в глубине проснулся и ворчал дремавший червь, - слепой он полз там, в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных.

Подземный гул, грохот камней, визг дерева заглушают вопли о помощи, крики безумия, стоны раненых…

 Люди и камни смешиваются в кучи, и всё чаще, всё сильнее дрожат дома, церкви. Их режет под основание какая – то невидимая коса - ничто не может устоять под её гигантскими взмахами... »

           -Какие ключевые слова из описания помогли вам сделать данный выбор.    

Подведение итогов первого этапа:

-Какое слово лишнее и почему?  (в парах)

ОГАЧ

РКЕА- река

ЭИПЕНТЦР

СЙЕСМОГФРА  

                                                                                                                               1 БАЛЛ

ФИЗМИНУТКА  «Землетрясение»

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом -

Пламя широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Так описывал еще одно грозное природное явление А.С. Пушкин и запечатлел на  холсте

художник Карл Брюллов.

 -Догадались, что это такое? (Это извержение вулкана)  

 Пушкина и Брюллова на создание их произведений вдохновило извержение вулкана  Везувий, который  неожиданно проснулся в 79 году н.э., погубил расположенные рядом с ним  римские города Помпеи, Геркуланум, Стабию.

Свое название это явление природы получило  в честь древнеримского бога огня и кузнечного дела Вулкана, который устроил свою кузницу глубоко под горой.  

 Это грозное явление связано с выходом вещества магмы на поверхность суши или дно океана, которое называется извержением.  Помимо лавы при извержении выбрасываются твердые обломки горных пород, газы и пары воды.  Мельчайшие обломки образуют вулканический пепел.

    Работа в парах

«Найди ошибку»

  1. Кратер- это углубление в верхней части вулкана.
  2. Жерло- канал, по которому лава вытекает из очага на поверхность.
  3. Очаг магмы- это особая  камера под вулканом.
  4. Лава- излившаяся на поверхность магма.
  5. Вулканические бомбы- это пыль, выбрасываемая в воздух во время извержения.

  Обсудите и запишите.

ПРОВЕРКА 1 балл

Также как и все живущие на планете люди, вулканы  очень разные. Разные по высоте, по форме, по характеру.

Работа с картой.   

- Рассмотрите карту на с.103

- Что на ней обозначено красными и черными точками? (действующие и потухшие вулканы)

-  Попробуйте объяснить оба  понятия? (если затрудняются, то обратиться к тексту на с.102)

  Работа в парах

  1. Сопоставьте карту «Зоны активной вулканической деятельности» с картой России на форзаце учебника.
  2. Есть ли в России действующие вулканы? Где? Приведите пример такого вулкана. (см. с.102)
  3. Есть ли в России потухшие вулканы? Где? Приведите пример такого вулкана.

ПРОВЕРКА:

 2- ВСЕ ПРАВИЛЬНО, 1- С ОШИБКОЙ, 0- НЕ СПРАВИЛИСЬ

 На территории России вулканической опасности подвержены жители Камчатки, Курильских островов, Сахалина, здесь более 70 действующих вулканов.  

 В России самый высокий вулкан – Ключевская Сопка 4750 м на Камчатке.

Потухшие вулканы в России – это горные вершины Эльбрус, Казбек.

4.Творческая работа

Выбрать одно из грозных явлений природы: землетрясение или извержение вулкана и сочинить синквейн.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, описывающие признаки  явления.

3 строка – три глагола, описывающие действия явления.

4 строка – фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к явлению.

5 строка –  1 слово-заключение в форме существительного.

         

  1. Подведение итогов:

12 -11 баллов (без синквейна)- - «5»

10-9 баллов- «4»

6-8 баллов- «3»

  1. Рефлексия

- Дополните предложения:

"На сегодняшнем уроке я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…"  

  1. Д.з.

Подобрать в доп. источниках материал о вулканах России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Ваш беспокойный подросток"

Что случилось с ребёнком? Особенности подросткового возраста, родителям о детях....

Комсомольцы - беспокойные сердца

Цель: Знакомство с историей создания комсомола, примеры самоотверженного труда и подвига комсомольцев; воспитание гражданской гордости за историю своей страны, в том числе и через песни прошлых лет. В...

Презентация "Волонтёры - беспокойные сердца!"

Презентация волонтёрской деятельности учащихся Речной школы[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3510124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"130","width":"210"}}]]...

Нестандартный урок "Беспокойная планета", 5 класс

Урок-игра для обобщения знаний по теме "Беспокойная планета" в курсе природоведения, 5 класс...

Программа детской общественной организации "Республика беспокойных сердец"

Программа деятельности детской организации "Республика беспокойных сердец" средней общеобразовательной школы....

Роберт Т Байярд. Ваш беспокойный подросток

Если у вас есть подросток 13-15 лет и вы не можете "достучаться " до него, то рекомендую книгу "Ваш беспокойный подросток" Р. Т. Байярда....