Методическая разработка программы детского добровольного общественного объединения "Лесовичок"
методическая разработка (география) по теме
1.1 Основное направление работы общественного объединения
« Лесовичок»- развитие природоохранной и экологической деятельности учащихся, практическая деятельность по охране и защите лесных богатств в сотрудничестве с ФГУ «Гусевской Лесхоз» (на основании договора между директором школы и директором ФГУ «Гусевской Лесхоз» от 06.06.2006г.).
1.2 Детское общественное объединение «Лесовичок» является добровольным, каждый учащийся школы в возрасте от 10 до 16 лет может стать членом данного детского объединения.
2.1 Цель объединения
* Осознание учащимися значимости сохранения окружающей среды.
* Осознание учащимися необходимости внести посильный вклад в дело экологической безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
![]() | 89 КБ |
![]() | 108 КБ |
![]() | 92 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/17/tit._list_programmy.jpg)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Основное направление работы общественного объединения
« Лесовичок»- развитие природоохранной и экологической деятельности учащихся, практическая деятельность по охране и защите лесных богатств в сотрудничестве с ФГУ «Гусевской Лесхоз» (на основании договора между директором школы и директором ФГУ «Гусевской Лесхоз» от 06.06.2006г.).
- Детское общественное объединение «Лесовичок» является добровольным, каждый учащийся школы в возрасте от 10 до 16 лет может стать членом данного детского объединения.
2.1 Цель объединения
* Осознание учащимися значимости сохранения окружающей среды.
* Осознание учащимися необходимости внести посильный вклад в дело экологической безопасности.
2.2 Задачи объединения:
* Активизация экологической и природоохранной деятельности в школе путем проведения практикумов, семинаров, встреч и бесед по данной проблематике.
* Овладение практическими навыками лесохозяйственной деятельности.
* Оказание реальной помощи лесхозу в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов.
* Изучение особенностей использования лесных богатств на территории России, а также использование зарубежного опыта.
* Вовлечение учащихся школы в дело пропаганды осторожного бережного отношения к природе и ее богатствам.
* Взаимодействие с существующими детскими общественными объединениями с целью обмена опытом, профессиональной ориентации в дальнейшей деятельности.
3.Права и обязанности членов детского добровольного общественного объединения «Лесовичок» :
3.1 Все члены объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
3.2 Члены объединения имеют право:
* Выражать и отстаивать свое мнение.
* Выступать с инициативой, вносить предложения в совместную программу деятельности.
* Рассчитывать на поддержку со стороны членов объединения на отстаивание своих интересов.
3.3 Члены объединения обязаны:
* Участвовать как в практической, так и в теоретической, познавательной деятельности участников объединения.
* Выполнять решения руководящих органов объединения.
* Показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, участвовать в коллективной внеурочной деятельности.
* Соблюдать учебную и трудовую дисциплину.
* Быть патриотом школы, города, Родины.
* Заботиться об авторитете своего объединения.
3.4 Членство в детском добровольном объединении «Лесовичок» может быть утрачено учащимся в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) им своих обязанностей (непосещение заседаний и лекториев по природоохранной и лесохозяйственной деятельности, отказ от выполнения практических поручений в рамках осуществления программы деятельности объединения, недобросовестное отношение к поставленным задачам в рамках работы объединения).
Срок реализации дополнительной программы – 3 года.
Режим занятий:
1 год обучения – 9 часов в неделю. 3 дня по 3 часа.
2 год обучения – 9 часов в неделю. 3 дня по 3 часа.
3 год обучения – 9 часов в неделю. 3 дня по 3 часа.
Формы занятий:
Лекции, практические занятия, выходы в лес и на природу, экскурсии. Мероприятия, согласно планированию НП «Мещера».
Предполагается, что дети усвоят материал лекций, прослушанный за период реализации данной программы, и станут принимать активное общественно-полезное участие в практической деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставки, соревнования, учебно-исследовательские конференции, а также создание проектов.
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план детского добровольного общественного объединения
«Лесовичок» :
1 год обучения.
№ | Наименование тем и мероприятий | Количество часов по теме | коррективы | |||
теория | практика | всего | ||||
1 | Нормативно-организационное обеспечение работы объединения. | 2 | 2 | |||
2 | Акции «Чистый лес» - уборка территории лесного участка закрепленного за школой. | 6 | 6 | |||
3 | Типичные проблемы деревьев. | 3 | 3 | 6 | ||
4 | Осенняя экскурсия в природу. Тема: Приспособления растений к зиме. | 8 | 8 | |||
5 | Цели рубок ухода и основные принципы | 3 | 3 | 6 | ||
6 | Разработка и утверждение плана совместной деятельности детского объединения «Лесовичок» и ФГУ «гусевской лесхоз» в 2007-2008 учебном году. |
| 4 | 4 | ||
7 | Посадка деревьев на пришкольном участке. | 12 | 12 | |||
8 | Теоретическая работа по изучению особенностей ухода за лесными культурами, значение и основные этапы проведения биотехнических мероприятий. | 6 |
| 6 | ||
9 | Теоретическое занятие по изучению особенностей по уходу за лесными культурами. | 6 | 6 | |||
10 | Прикладное творчество: разработка эскизов и выполнение по ним кормушек для птиц. | 12 | 12 | |||
11 | Регулярное наблюдение и своевременное выполнение простых операций по защите, профилактике и поддержке иммунитета деревьев – ключ к здоровью. |
| 6 | 6 | ||
12 | Как правильно развесить искусственные гнезда. | 2 | 2 | 4 | ||
13 | Уход за развешанными гнездовьями. | 2 | 2 | 4 | ||
14 | Размещение кормушек для птиц в зоне лесного участка школы, наблюдение за поведением птиц. |
| 8 | 8 | ||
15 | Подкормка лесных жителей. | 2 | 2 | |||
16 | Зимняя экскурсия в природу. Тема: «Наши деревья и кустарники зимой». | 4 | 4 | |||
17 | Участие в круглом столе НП «Мещера» по теме: «методы и формы пропаганды школьных лесничеств». | 6 | 6 | |||
18 | Экскурсионно – профориентационная деятельность-организация поездки в поселок Муромцево, где расположен техникум лесного хозяйства. Замок Храповицкого. | 10 | 10 | |||
19 | Творчество, деятельность, подготовка визитной карточки «Знакомьтесь это мы». | 6 | 6 | |||
20 | Сбор материалов для портфолио класса. | 4 | 4 | |||
21 | Подготовка Новогодних праздников, выпуск стенгазеты «Новогодний Лесовичок». | 6 | 6 | |||
22 | Как помочь птицам. | 3 | 3 | 6 | ||
23 | Организация и экскурсия на шишкосушилку. | 3 | 3 | |||
24 | Подкормите птиц зимой. | 3 | 3 | 6 | ||
25 | Визит НП «Мещера». Лекция «Красная книга России» | 3 | 3 | |||
26 | Разработка эскизов дня, создание уголков отдыха в зоне выделенного школе участка. | 4 | 4 | |||
27 | Наблюдение за птицами, подкормка лесных жителей. | 2 | 2 | |||
28 | Птицы, которым нужно помогать зимой. | 2 | 2 | 4 | ||
29 | Подготовка к весенним работам. Работам в питомнике, подготовка саженцев к весенней высадке. | 6 | 6 | |||
30 | Как помочь птицам пережить зиму и раннюю весну? | 4 | 4 | |||
31 | Выездной кружок НП «Мещера». Определение некоторых вредителей леса по наносимым ими повреждениями. | 4 | 4 |
| ||
32 | Сделайте и повесьте кормушку. | 4 | 4 | |||
33 | Наблюдение за птицами, подкормка лесных жителей. | 2 | 2 | |||
34 | Подготовка выпуска очередного номера информационного бюллетеня. | 4 | 4 | |||
35 | Одна из самых опасных проблем для деревьев – насекомые – вредители леса. | 6 | 2 | 8 | ||
36 | Осмотр закрепленного за школой участка леса, подведение итогов зимы – сколько посаженных летом деревьев смогли перезимовать, сколько погибло? Каковы причины их гибели. | 2 | 2 | |||
37 | Совы и филины. | 6 | 6 | |||
38 | Подготовка к игре: «У каждой пташки свои замашки». | 6 | 6 | |||
39 | Гнездовья для ласточек и стрижей. | 4 | 4 | |||
40 | Пропаганда «береги лес от пожара», выпуск листовок. | 4 | 4 | |||
41 | Выездной кружок НП «Мещера». Определение всхожести семян. | 4 | 4 | |||
42 | Организация школьного конкурса творческих работ на тему: «Береги лес от пожара». | 6 | 6 | |||
43 | Работа в питомнике. Экскурсия в школьные лесничества. | 6 | 6 | |||
44 | Игра в НП «Мещера» «У каждой пташки свои замашки». | 4 | 4 | |||
45 | Выездной кружок НП «Мещера» «Методика посадки лесных культур». | 4 | 4 | |||
46 | Научно практическая конференция школьников №5 в Визи – центре НП «Мещера». | 4 | 4 | |||
47 | Как развесить гнездовья? | 3 | 5 | 8 | ||
48 | Выездной кружок НП «Мещера». Весенняя экскурсия в природу по теме: «Жизнь растений весной». | 4 | 4 | |||
49 | Разбивка клумб на территории школы. | 8 | 8 | |||
50 | Озеленение пришкольного участка. | 10 | 10 | |||
51 | Высадка саженцев на территории школы – создание «Живой изгороди». | 6 | 6 | |||
52 | Организация, прохождение летней трудовой практики на базе лесничества. | 4 | 4 | |||
53 | Творческая и практическая деятельность по уходу за культурами. | 3 | 5 | 8 | ||
54 | Защита деревьев от болезней ,воздействие вредителей. | 3 | 3 | 6 | ||
55 | Выездной кружок НП «Мещера»: «Изучение фитоценозов»: а) лугового б) лесного в) водного | 3 | 3 | 6 |
Резерв времени – согласно планированию НП «Мещера».
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план детского добровольного общественного объединения
«Лесовичок» :
2 год обучения.
№ | Наименование тем и мероприятий | Кол - во часов по теме | коррективы | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Разработка и утверждение плана совместной деят–ти в 2008-2009 году. | 6 | 6 | ||
2 | Как правильно развесить искусственные гнезда. | 3 | 3 | 6 | |
3 | Лесоводственные системы. | 3 | 3 | ||
4 | Районирование и классификация лесов. | 3 | 3 | ||
5 | Лесоводственные св-ва основных лесообразующих пород . | 3 | 3 | ||
6 | Хвойные породы. | 3 | 3 | ||
7 | Твердолиственные породы. | 3 | 3 | ||
8 | Мягколиственные породы. | 3 | 3 | ||
9 | Озеленение территории вокруг. | 6 | 6 | ||
10 | Посадка деревьев. | 6 | 6 | ||
11 | Животные, подлежащие охране на территории Влад. Области. | 6 | 6 | ||
12 | Подготовка к областной экологической конференции. | 6 | 6 | ||
13 | Общая хар-ка биологических ресурсов области. | 6 | 6 | ||
14 | Леса, их воспроизводство и охрана использования. | 6 | 6 | ||
15 | Состояние атмосферного воздуха. | 3 | 3 | ||
16 | Земельные ресурсы, их состояния, охрана и использование. | 3 | 3 |
17 | Особо охраняемые природные территории. | 3 | 3 | ||
18 | Минеральные ресурсы и охрана недр. | 3 | 3 | ||
19 | Экологическая оценка состояния окружающей среды. | 3 | 3 | ||
20 | Состояние поверхности и подземных вод. | 3 | 3 | ||
21 | Образование, размещение и использование отходов. | 3 | 3 | ||
22 | Хар-ка радиационной обработки. | 3 | 3 | ||
23 | Аварийные ситуации техногенного характера. | 3 | 3 | ||
24 | Охотничье – промысловые звери. | 3 | 3 | ||
25 | Предупредительный санитарный надзор. | 3 | 3 | ||
26 | Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения. | 3 | 3 | ||
27 | Гос-ая экологическая экспертиза и нормирование. | 3 | 3 | ||
28 | Экологическое образование. | 3 | 3 | ||
29 | Воспитание и информационно-просветительская деятельность. | 3 | 3 | ||
30 | Реализация природоохранных мероприятий и программ. |
| 3 | 3 | |
31 | Лесное семеноводство. | 3 |
| 3 | |
32 | Организация лесного питомника. | 3 | 3 | ||
33 | Выращивание сеянцев в открытом грунте. | 3 | 3 | ||
34 | Выращивание сеянцев в защищенном грунте посевного отделения. | 3 | 3 | ||
35 | Выращивание саженцев в черенковом отделении. | 3 | 3 | ||
36 | Выращивание саженцев в школьном отделении. | 3 | 3 | ||
37 | Выращивание привитого селекционного, посадочного материала с необнаженной корневой системой. | 3 | 3 | ||
38 | Маточно-черенковые плантации. | 3 | 3 | ||
39 | Инвентаризация посадочного материала. | 3 | 3 | ||
40 | Плодоношение (семеношение) деревьев и кустарников. | 3 | 3 | ||
41 | Организация заготовок семян, сбор и обработка шишек, плодов и семян деревьев кустарников. | 3 | 3 | ||
42 | Создание постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе. | 3 | 3 | ||
43 | Лесные питомники и выращивание посадочного материала. | 3 | 3 | ||
44 | Типы лесных питомников. | 3 | 3 | ||
45 | Проектирование и организация лесных питомников. | 3 | 3 | ||
46 | Севообороты в лесных питомниках. | 3 | 3 | ||
47 | Обработка почвы в лесных питомниках. | 3 | 3 | 6 | |
48 | Применение удобрений в лесных питомниках. | 3 | 3 | 6 | |
49 | Устройство и эксплуатация оросительной системы. | 6 | 6 | ||
50 | Здания и сооружения на питомнике. | 3 | 3 | ||
51 | Подготовка семян к посеву. | 3 | 3 | 6 | |
52 | Сроки, виды и схемы посевов. | 3 | 3 | 6 | |
53 | Нормы высева, глубина заделки семян. | 3 | 3 | 6 | |
54 | Агротехнические уходы за посевами. | 3 | 3 | ||
55 | Выращивание саженцев и посадочного материала с закрытой корневой системой. | 3 | 3 | 6 | |
56 | Меры защиты посадочного материала от сорной растительности с использованием хим. средств. | 6 | 6 | ||
57 | Инвентаризация, оценка качества посадочного материала. | 6 | 3 | 9 | |
58 | Выкопка, сортировка, транспортировка и хранение посадочного материала. | 6 | 6 | ||
59 | Создание лесных культур. | 3 | 3 | ||
60 | Проект лесных культур. | 3 | 3 | ||
61 | Подготовка площади и обработка почвы под лесные культуры. | 3 | 3 | ||
62 | Посев лесных культур. | 3 | 3 | 6 | |
63 | Уход за лесными культурами. | 3 | 9 | 12 | |
64 | Учет и оценка качества лесных культур. | 3 | 6 | 9 | |
65 | Меры содействия естественному возобновлению леса. | 3 | 3 | 6 |
Резерв времени – согласно планированию НП «Мещера».
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план детского добровольного общественного объединения
«Лесовичок» :
3 год обучения.
№ | Наименование тем и мероприятий. | Количество часов по теме | коррективы | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Осенние приметы. | 3 | 3 | 6 | |
2 | Животные готовятся к зиме. | 3 | 3 | 6 | |
3 | Белое покрывало. | 3 | 3 | ||
4 | В зимнем лесу. | 3 | 3 | ||
5 | В подленом царстве. | 3 | 3 | ||
6 | Следы рассказывают. | 3 | 3 | 6 | |
7 | Намеки на весну. | 3 | 3 | 6 | |
8 | В дни послезимья. | 3 | 3 | ||
9 | Апрель-первоцвет. | 3 | 3 | ||
10 | Зов природы. | 6 | 3 | 9 | |
11 | Половодье. | 3 | 3 | ||
12 | Со спиннингом и удочкой. | 3 | 3 | ||
13 | Летят перелетные птицы. | 6 | 6 | ||
14 | Семейные хлопоты. | 3 | 3 | ||
15 | Майские контрасты. | 3 | 3 | ||
16 | Румянец года. | 3 | 3 | 6 | |
17 | Чудо – растения. | 3 | 3 | 6 | |
18 | Крылатые труженики. | 3 | 3 | ||
19 | Вечная аптека. | 3 | 3 | 6 | |
20 | Правдивые предсказатели. | 3 | 3 | 6 | |
21 | По ягоды и грибы. | 3 | 3 | 6 | |
22 | В знойную пору лета. | 3 |
| 3 | |
23 | Основные сведения о лесном фонде Российской Федерации. | 3 | 3 | ||
24 | Категории земель лесного фонда. | 3 | 3 | ||
25 | Группы лесов и категории защитности лесов первой группы. | 3 | 3 | ||
26 | Породный состав. | 3 | 3 | ||
27 | Возрастная структура. | 3 | 3 | ||
28 | Запасы древесины основных лесообразующих пород и эксплуатационный фонд лесов. | 3 | 3 | ||
29 | Продуктивность лесов. | 3 | 3 | ||
30 | Лесоводственные системы. | 3 | 3 | ||
31 | Районирование и классификация лесов. | 3 | 3 | 6 | |
32 | Рубки главного пользования. | 3 | 3 | 6 | |
33 | Классификация рубок главного пользования. | 3 | 3 | ||
34 | Системы рубок главного пользования. | 3 | 3 | ||
35 | Классификация и параметры организационно – технических элементов рубок главного пользования. | 3 | 3 | ||
36 | Уход за лесом. | 3 | 6 | 9 | |
37 | Рубки ухода: цели и основные принципы их реализации. | 3 | 3 | ||
38 | Методы и способы проведения рубок ухода. | 3 | 3 | ||
39 | Виды рубок ухода. | 3 | 3 | 6 | |
40 | Назначение, очередность, время проведения рубок ухода по сезонам года. | 3 | 3 | 6 | |
41 | Нормативы рубок ухода. | 3 | 3 | ||
42 | Особые виды рубок ухода. | 3 | 3 | ||
43 | Реконструкция насаждений. | 3 | 3 | 6 | |
44 | Технологии рубок ухода. | 3 | 3 | ||
45 | Технологическая организация территории лесосеки. | 3 | 3 | ||
46 | Классификация технологий. | 3 | 3 | ||
47 | Лесоводственные свойства основных лесообразующих пород. | 3 | 3 | 6 | |
48 | Хвойные породы. | 3 | 3 | 6 | |
49 | Твердолиственные породы. | 3 | 3 | 6 | |
50 | Мягколиственные породы. | 3 | 6 | ||
51 | Лесоустройство. Цели и задачи. | 3 | 3 | ||
52 | Использование материалов лесоустройства. | 3 | 6 | ||
53 | Объект лесоустройства, цикл лесоустройственных работ. | 3 | 3 | ||
54 | Методы и виды лесоустройства. | 3 | 6 | ||
55 | Разряды лесоустройства, сроки повторяемости. | 3 | 3 | ||
56 | Побочное лесоиспользование. | 3 | 3 | ||
57 | Заготовка дикорастущих пищевых ресурсов. | 3 | 3 | 6 | |
58 | Плодовые и ягодные растения. | 3 | 3 | 6 | |
59 | Орехи. | 3 | 3 | 6 | |
60 | Грибы. | 3 | 3 | 6 | |
61 | Заготовка березового сока. | 3 | 3 | 6 | |
62 | Дикорастущие лекарственные растения. | 3 | 3 | 6 | |
63 | Пчеловодство. | 3 | 3 | ||
64 | Определение запасов дикорастущих пищевых ресурсов. | 3 | 3 | ||
65 | Плантационное выращивание дикорастущих пищевых и лекарственных растений. | 3 | 3 | ||
66 | Плантационное выращивание грибов. | 3 | 3 | ||
67 | Правовые основы организации побочного лесоиспользования. | 3 | 3 |
Резерв времени согласно планированию НП «Мещера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-91038.jpg)
Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".
Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140771-1352469146.jpg)
Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино
Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224618-1363718648.jpg)
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565221-1421347520.jpg)
Методическая разработка "Выставка детских художественных работ как форма творческого отчета и средство анализа продуктивности образовательной программы"
Изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество в дополнительном образовании детей...
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-822354-1475091265.jpg)
Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/31/picture-1336898-1630394452.jpg)
Методическая разработка плана Детского общественного объединения "Орбита"
Данная разработка содержит материал, посвященный организации деятельности ДОО "Орбита"...