Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Методическая разработка урока в 6 классе:   «Географические координаты.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 6 классе:   «Географические координаты.»

Тип урока – комбинированный: изучение и первичное закрепления понятий, умений работы с картами; отработка способов деятельности определения географических координат

Форма урока –  проблемно-диалоговый с использованием ИКТ

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный,  частично – поисковый.

 

Цель  урока: сформировать представление о географических координатах и определять их.

Задачи:

Обучающие:

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка;                                           отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять географические координаты объектов;

  определять объекты по географическим координатам.

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

Базовый уровень: знать основные географические понятия и термины; знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать знания и умения в повседневной жизни: читать физические карты; самостоятельно проводить поиск географической информации.

Повышенный уровень: знать вклад соотечественников  в развитие географических открытий и путешествий; уметь определять расстояния по градусной сетке и географическим координатам; ориентироваться,  определять стороны света и объекты относительно друг друга.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Методы познания: картографический, исторический,  сравнительный.

Средства обучения:

Учебник  Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География.  Природа Земли и человек. 6 класс.- М.: Мнемозина, 2007.

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.

Физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Раздаточный материал.

Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация  Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Интернет – ресурсы:

Ресурс: Анимация "Определение географических координат" (N 142577)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif

Аннотация:        Позволяет увидеть в трехмерном пространстве способ определения географических координат.

Ресурс: Анимация "Географическая долгота" (N 142595)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/Anim4.gif

Аннотация:        Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая долгота, показано угловое расстояние между нулевым меридианом и выбранной точкой.

Ресурс: Анимация "Географическая широта" (N 142606)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f067a08c-683e-4173-ab33-df3517db39a8/Anim3.gif

Аннотация:        Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая широта, показано угловое расстояние между экватором и выбранной точкой.

Ресурс: Анимация «Географические координаты»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf

Аннотация:        Позволяет увидеть в трехмерном пространстве определение географических координат.

Ход урока

Организационный момент на котором учитель устанавливает  контакт с учащимися; формирует творческую,  комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

Учитель: Текст из рассказа А.П. Чехова « Ванька».

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо…»

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».    

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках.   Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Учитель: Что надо знать, чтобы письмо дошло до дедушки?

Ученик: Адрес, по которому можно точно найти,  где ты живешь:  город, название улицы,                                            номер дома и номер квартиры.  

Учитель: Как определить "адрес" человека,  если он едет в поезде, плывет на корабле по океану, летит на самолёте, идет по лесу или, как «последний герой», находится на необитаемом острове?

Ученик:  Сообщить свои координаты.

Учитель:  Сформулируйте тему урока.

Ученик:  Координаты. Географические координаты.

Учитель: Цель урока – научиться определять географические координаты.

  задание      

Учитель:  Обозначить на карте местоположение городов Москва, Вашингтон.

Учитель:  Как точно узнать, где находятся объекты: города, кружки?

Ученик: Нарисовать сетку – игра «Морской бой».

Учащиеся объясняют правила игры в  морской бой:                              

  1. игровое поле разделено на 100 клеточек;                                  
  2. все вертикальные ряды обозначаются буквами;                
  3. горизонтальные ряды - цифрами.                          
  4. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти клетку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.

Учитель:  Посмотрите на сетку: она состоит из клеток, а в клетках нарисованы кружки.

* Чтобы выделить нужную клетку, надо указать ее адрес:  вверху записаны  буквы, слева - цифры.

* Вначале мы записываем букву,  затем цифру.

* Буква и цифра, с помощью которых определяется адрес клетки, называются координатами клетки.

Ученики: записывают полученные ответы в рабочую тетрадь.

Учитель: Место каждой клетки можно указать двумя числами.

Запомни! Сначала указывают и записывают значение числа по горизонтали, потом по вертикали.

Учитель: Положение каких кружков указать легче, а каких – сложнее?

Ученик: отвечает по слайду.

Учитель: Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять

- вертикальные ряды?                        

- горизонтальные ряды?  

Ученик: отвечает -  меридианы и параллели.

Вспомнить!  Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс?

 Меридиан - кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от полюса к полюсу. Параллель – линия, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

Адрес объекта – это координаты.                                                                                                Пересечение горизонтальной линии – параллели и вертикальной линии – меридиана называют градусной сеткой.                                                                                                                 Положение объекта относительно экватора и начального меридиана – это географические координаты.                                                                                                                                                      Две координаты – это широта и долгота.                                                                                                         По ним можно точно определить любое место на земном шаре.

Учитель: Чтобы установить точное положение любого объекта на земной поверхности, необходимо определить широту и долготу данного объекта.                                         Узнать!  Что такое широта, долгота?

Географическая широта – величина дуги в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки.  

                                                                                                                                        Географическая долгота – величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки.

Ученики: работают с текстом учебника. (Учебник  Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География.  Природа Земли и человек - § 2.

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии - § 12-13).

Находят определение «географическая широта», комментируют слайд.

Определить ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ  ШИРОТУ  объекта – найти параллель

относительно экватора, на которой он расположен.

Учитель: Предлагает ознакомиться с алгоритмом определения географической широты (раздаточный материал) и выполнить задание 1.

Ученики: выполняют задания 1,

определяют географическую широту объектов – задание 2.  

Определить ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ  ДОЛГОТУ  объекта – найти меридиан

относительно начального меридиана, на котором  он расположен.

Учитель: Предлагает ознакомиться с алгоритмом определения географической долготы (раздаточный материал) и выполнить задание 1.

Ученики: выполняют задания 1,

определяют географическую долготу объектов – задание 2.  

Помнить: считаем от меньшего значения числа к большему.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf

 

Учитель: Мы любим путешествовать, зачем и почему?

Ученики: посещаем исторические памятники, интересуемся традициями других народов,  ездим на курорты, просто ходим в лес.

Ученики: Делятся впечатлениями от своих путешествий

Учитель: Ребята, найдите города эти на карте и определите их координаты.

Ученики: Определяют объекты по географическим координатам.

Дополнительное задание:

Учитель: Какое кругосветное путешествие короче?

а) по экватору  б)10* с.ш.   в) 50*с.ш.      г) 70*с.ш.

4. Закрепление темы.

Ученики: Выполнение  тестового задания.

Сообщение оценок за работу на уроке

Итог урока

Учитель:  Сообщи свои координаты…

  1. Часто говорим мы в обычной жизни.  
  2. Географические координаты – определяют положение объекта на земном шаре.

                      Координаты используются не только в географии:

  1. Математические координаты - задают положение точки на координатной плоскости.
  2. Астрономические координаты - это величины, определяющие положение планет и звезд на небе.
  3. Геодезические координаты - ширина, долгота и высота - задают положение точки на земной поверхности.  
  4. Сегодня пользуемся современными технологиями для определения координат: мобильные телефоны, навигаторы GPRS и GPS.

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Учитель:  прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используется ежедневно людьми разных профессий.

И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом,

но кем бы вы ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А. Прокопова:

Меня просили: "Русских опиши!"
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья.                                        
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по географии "Географическое положение Нижегородской области"

Тема урока:  Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство....

Разработка урока по теме "Географические координаты" (6 класс)

Урок проводится в 6 классе. Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты....

Методическая разработка урока на тему "Метод координат"

В данной методической разработке, мы введем понятие метода координат....

Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"

Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....

Методическая разработка урока математики на тему "Координаты на прямой", 6 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и приёмо...