Рабочая программа по географии 2012-2013 г. 8-9 класс
рабочая программа (география) на тему

Крупинская Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2012-2013_8-9_klass.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

«Рассмотрено»                                                                       

Руководитель МО

___________О.Ф.Соломонова

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

 «Согласовано» 

Заместитель руководителя по УВР   «МКОУ СОШ №  7   »

____________Н.В.Топчиева

«___»____________20___г.

 

 «Утверждаю»

Приказ №____ от

«____»_________20__г.

Директор школы _____Л.И.Гребенникова

 

Рабочие  программы

учебного курса : «География»

  для 6 - 9 классов

 

учителя географии Крупинской Н.В.

 

 

 2012-2013 уч. год.

Пояснительная записка

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.    

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.

Рабочая программа по курсу географии России составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования на период 2011г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.

   На изучение курса отводится 2 часа в неделю, в общей сложности – 70 часов.

   Практических работ 6 (оценочные);

   Тренировочных-8;

    Всего-14;

     В 8 классе  изучается 1-я часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).

    Рабочая программа направлена на достижение следующих  целей:

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения  и оценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

 применение географических знаний и умений в повседневной  жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.

  Используемые программы:

  1. География России (VII—IX класс): Примерная программа основного общего образования по географии.
  2. Авторская программа по географии. 6-10 классы. Под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006.

 

8 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Кален

дарные сроки

Виды занятий

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия  и технические средства

Виды контроля

Повторение

Что изучает

география

России

Вводный урок

 П.р. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

Настенная карта. Атласы

Вводная беседа

Наука география

Россия на карте мира

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа.  

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Страны мира.

Географические координаты

Границы России

Урок  актуализации знаний и умений

 

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос.  

Страны мира

П.р. характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Фронтальная письменная работа.

Страны мира

Россия на карте часовых поясов

Практикум

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Меридианы

Формирование территории России

Урок актуализации знаНИй И

Умений

Самостоятельная.

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос.

Географическое изучение территории России

Практикум

Самостоятельная.

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Фронтальный

письменный

опрос

Ученые-географы

Итоговый урок раздела «Пространства России»

Урок обобщающего повторения

Коллективная, индивидуальная

Тестирование

Строение земной коры на территории России

Урок изучения нового материала

П.р Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

Строение земной коры Земли

Важнейшие особенности рельефа России

Урок актуализации знаний и умений

П.р Анализ физической карты России

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа на контурной карте

Основные формы рельефа

Современное

развитие

рельефа

Практикум

П.р. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Внутренние и внешние силы Земли

Использование недр

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

Полезные ископаемые

Итоговый урок темы

Урок обобщающего повторения

Коллективная, индивидуальная

Тестирование

Общая характеристика климата России

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Климат Земли

Закономерности циркуляции воздушных масс.

Исследование

П.р 1.        Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса.

 

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа

Воздушные массы

Распределение температур и осадков

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная.

Анализ климатической карты: выявление осо
бенностей распределения средних
температур января
и июля, годового
количества осад
ков на территории

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Климат Земли

Типы климата нашей страны

Урок актуализации знаний и умений

П.р Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Климатические пояса Земли

Итоговый урок темы

Исследование

П.р Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека

Настенная карта. Атласы

Фронтальная письменная работа. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Реки

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа. П.р

Настенная карта. Атласы

Фронтальный опрос

Внутренние воды

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

Урок актуализации знаний и умений

 П.р 1.Анализ карты
«Водные ресурсы».

2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление
зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом. Определение
возможности ее
хозяйственного

использования

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа

Внутренние воды

Человек и вода

Урок актуализации знаний и умений

П.р Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа

Экология вод

Итоговый урок темы

Практикум

П.р Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

Настенная карта. Атласы

Фронтальная письменная работа

Почвы - особое природное тело

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа.  

Фронтальный устный опрос

География почв России

Практикум

П.р   Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги,    Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

География почв мира

Почвы и урожай

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа.  

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

Природные особенности России

Рациональное использование и охрана почв

Урок обобщающего повторения

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Тестирование

Экология почв

География лесов России

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

Природа мира

Лес и окружающая среда

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Безлесные просторы России. Луга

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Тундра и степи

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

Болота

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Животный мир

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Понятие о природно-территориальном комплексе

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

Свойства природных территориальных комплексов

Путешествие

П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос

Человек в ландшафте

Путешествие

П.р Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Экология и окружающая среда

Итоговый урок

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Учение о

природной

зоне

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Природные зоны мира

«Безмолвная Арктика»

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Чуткая Субарктика

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Таежная зона

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Зона смешанных и широколиственных лесов

Путешествие

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Лесостепи и степи

Практикум

П/рОценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Настенная карта. Атласы

Фронтальная писменная работа. Работа с картами атласа

Полупустыни, пустыни и субтропики

Путешествие

 Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

«Многоэтажность» природы гор

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Человек и горы

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Рациональное использование природных ресурсов

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Охрана природы и охраняемые территории

Урок  актуализации знаний и умений

П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Охраняемые территории мира

Итоговый урок

Урок  обобщающего повторения

Коллективная, индивидуальная

Тестирование

Численность населения

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Фронтальный устный опрос

Воспроизводство населения

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Фронтальный устный опрос

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Возрастной состав населения России

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Фронтальный устный опрос

Миграции населения России

Семинар

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Страны мира и СНГ

Внешние миграции - в Россию и из нее

Семинар

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Территориальная подвижность населения

Урок обобщающего повторения

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа Тестирование

География рынка труда

Исследование

Коллективная, индивидуальная

Этнический состав населения

Урок изучения нового материала

П.р Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Этнический состав населения мира

Этническая мозаика России

Урок актуализации знаний и умений

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Религии народов России

Урок актуализации знаний и умений

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Мировые религии

Плотность населения

Урок актуализации знаний и умений

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Расселение и урбанизация

Урок актуализации знаний и умений

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Города России

Семинар

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Тестирование

Функции городов

Сельская Россия

Урок актуализации знаний и умений

П.р Анализ карт населения

Настенная карта. Атласы

Тестирование

Итоговый урок темы «Население России»

Урок обобщающего повторения

П.р Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Обобщающее

повторение

курса

Урок обобщающего повторения

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Обобщающее

повторение

курса

Урок обобщающего повторения

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Итоговая контрольная работа

Урок  итогового контроля

 Коллективная, индивидуальная

Тестирование  

Итоговый урок

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Резервное время.

       УМК:

  1. Учебник: Алексеев А. И. География России. Природа и население /А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Географический атлас. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2009.

 Дополнительная литература:

1.        Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2007.

  1. Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Моисеева О. П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О. П. Моисеева. -М.: Творческий     центр, 2002.
  4. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.

Пояснительная записка

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.    

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.

Рабочая программа по курсу географии России составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования на период 2011г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.

   На изучение курса отводится 2 часа в неделю, в общей сложности – 70 часов.

   Практических работ 11 (оценочные);

   Тренировочных-6;

   Творческих-14;

   Всего-31;

В 9 классе изучается 2-я часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные  и социальные связи.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).

    Рабочая программа направлена на достижение следующих  целей:

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения  и оценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

 применение географических знаний и умений в повседневной  жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.

  Используемые программы:

  1. География России (VII—IX класс): Примерная программа основного общего образования по географии.
  2. Авторская программа по географии. 6-10 классы. Под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006.

9 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Кален

дарные сроки

Виды занятий

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия  и технические средства

Виды контроля

Повторение

Введение

Урок изучения нового материала

Беседа

Настенная карта. Атласы

Вводная беседа

Экономическая география

Понятие «хозяйство». Структура хозяйства

Урок изучения нового материала

Лекция

Частично поисковая беседа

Этапы развития хозяйства

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Эвристическая беседа

Географическое районирование

Урок актуализации знаний и умений

 

Настенная карта. Атласы

Беседа по результатам анализа карт

Природное районирование

Сельское хозяйство. Растениеводство

Практикум

П.р.  Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. (Оц.)

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Природные условия России

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Практикум

П.р. Анализ карты «Животноводство»

Настенная карта. Атласы

Природные условия России

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность

Исследование

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Население России

Лесной комплекс

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир»

Настенная карта. Атласы

Составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Лесная зона России

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность

Урок изучения нового материала

Практикум

П.р. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным, (оц.)

Настенная карта. Атласы

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Топливные ресурсы

Электроэнергетика

Практикум

Настенная карта. Атласы

Частично-по-исковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Водные ресурсы

Металлургический комплекс

Практикум

П.р.  Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия, (оц.)

Настенная карта. Атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Рудные ресурсы

Машиностроительный комплекс

Исследование

П.р. Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Настенная карта. Атласы

Работа с контурными картами. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт

Трудовые ресурсы

Военно-промышленный комплекс

Исследование

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Химическая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Настенная карта. Атласы

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Минеральные ресурсы России

Транспорт

Урок изучения нового материала

 

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природные условия России и население

Информационная структура

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

Население

Территориальное разделение труда

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Моделирование вариантов нового районирования

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Восточно-Европейская равнина

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Природа региона

Волга

Семинар

П.р. Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения

Настенная карта. Атласы

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Природа региона

Центральная Россия: состав, географическое положение

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт

Природа региона

Центральный район: особенности населения

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт

Хозяйство

Центрального

Района

Урок изучения нового материала

П.р. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и хозяйства

Природа региона

Москва - столица России

Практикум

П.р. Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Города Центрального района

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Природа региона

Центрально-Черноземный район

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Природа региона

Волго-Вятский район

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт

Географическое положение и природа Северо-Западного района

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Города на старых водных торговых путях

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Санкт-Петербург -новый «хозяйственный узел» России

Практикум

Групповая работа

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Санкт-Петербург -вторая столица России

Практикум

исследование по картам

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Калининградская область

Практикум

исследование по картам

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Географическое положение и природа Европейского Севера

Урок актуализации знаний и умений

исследование по картам

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Этапы развития хозяйства Европейского Севера

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природа региона

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-

Печорского района

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природа региона

Обобщающее повторение: Северо-Западный район, Европейский Север.

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Географическое положение и природа Поволжья

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Экологические и водные проблемы района

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природа региона

Население и хозяйство Поволжья

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Северный Кавказ. Природные условия.

Урок актуализации знаний и умений

 

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Хозяйство района.

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Определение  факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. (оц)

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Народы Северного Кавказа.  

Урок изучения нового материала

П.р. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и закономерностей их размещения. (оц.)

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Южные моря России.

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обобщающее повторение : Поволжье,Северный Кавказ.

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Географическое положение и природа Урала

Урок актуализации знаний и умений

 П.р.Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем. (творч.)

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Этапы развития и современное хозяйство Урала

Урок изучения нового материала

П.р. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Города Урала.

Проблемы

Района

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Итоговый урок раздела «Европейская Россия»

Исследование

 

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природа Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природа региона

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт

Природа региона

Арктические моря

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природа региона

Население Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особен-

ностей населения Западной Сибири

Природа региона

Хозяйственное освоение Сибири

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Природа региона

Природные условия и ресурсы Западной Сибири

Урок актуализации знаний и умений

 

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природа региона

П.р. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива. Экологические проблемы

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природа региона

Хозяйство района

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири

Природа региона

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природа региона

Байкал

Семинар

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Природа региона

Хозяйство района

Урок изучения нового материала

П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Восточной Сибири

Природа региона

Формирование территории Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природа региона

Природные условия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

 П.р Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.(оц.)

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природа региона

Моря Тихого океана

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт

Природа региона

Население района

Урок актуализации знаний и умений

П.р. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока

Природа региона

Хозяйство района

Урок изучения нового материала

П.р. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны дальнего Востока - проблемы и перспективы развития»

Настенная карта. Атласы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Дальнего Востока

Природа региона

Итоговый урок раздела «Азиатская Россия»

Исследование

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Природа региона

Россия в современном мире

Исследование

Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт, таблиц по результатам сравнения, тестирование

Настенная карта. Атласы

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Повторение первого раздела курса

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Повторение второго раздела курса

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Итоговая контрольная работа

Тестирование

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Итоговый урок по теме «Регионы России»

Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

Настенная карта. Атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Резервное время.

 

Рабочая программа предусматривает требования  к уровню подготовки учащихся  по формирование у них  общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

  1. умения работать с картами различной тематики; выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий России, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной  специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связях России;
  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе источников географической информации и форм ее представления;
  5. определять по карте расстояния, направления и высоты точек; местоположение географических объектов;
  6. объяснять положения, ситуации, явления и процессы;
  7. выявлять причинно-следственные связи;
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

В результате изучения географии России ученик должен знать:

  1. основные географические понятия и термины;
  2. географические явления и процессы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
  3. географические особенности природы своей страны; географию народов России; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством между отдельными территориями страны;
  4.  специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

УМК:

  1. Учебник: Алексеев А. И. География России. Хозяйство и географические районы, / А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Дронов  В. П.   География   России.   Природа.   Население.  Хозяйство.  9  кл.   /  В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. -М.: Дрофа, 2007.
  3. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
  4. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.

5.        Плисецкий    Е. Л.    Коммерческая    география.    Россия    и    мировой    рынок.    В    2-х    то
мах / Е. Л. Плисецкий. - М.: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

  1. Пятунин Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 кл. / Б. Б. Пятунин. -М.: Дрофа, 2005.
  1. Родионова И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. - М., 2001.

         Мультимедийные обучающие программы:

География России 8-9 класс: Россия: природа и хозяйство.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2012/2013 учебный год ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.З...

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.год, Геометрия 9 класс по учебнику А.С. Атанасян

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год. Учебник А.С. Атанасян...

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.год, Геометрия 9 класс по учебнику А.С. Атанасян

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год. Учебник А.С. Атанасян...

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.г. Геометрия 7 класс по учебнику А.С. Атанасян

Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программы А.С. Атанасяна, М., Просвещение ,2008г....

Тематические и рабочие планы на 2012-2013 учебный год (1-4), (5-9) и (10-11) классы

Всё планирование составлено с учётом проводимых уроков по плаванию с 1-го по 11-й класс, каждый третий (оздоровительный) урок....

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

ПРИКАЗ № 2008 от 05.12.2012 о дополнительных занятиях с победителями по географии 2012-2013 уч.год

В данном приказе представлен список учителей, которые готовили учащихся победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2012-2013 учебном году на участие в региональ...