урок 8 класс "Климат и человек"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

 

Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу; воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_klimat.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ

8 КЛАСС

«Человек и  климат»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу; воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

Методы и приемы: проблемный вопрос, объяснение, беседа, работа с учебником, картами, составление таблицы, опережающие задания, групповая работа, ИКТ.

Оборудование:

  1. учебник География России. Природа. 8 класс, под ред. Бариновой И.И.,
  2. атласы “Просвещение” – 8-9 класс, “Дрофа” – 8 класс,
  3. презентация учителя к уроку,
  4. компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный (2 мин.):

– приветствие,

– проверка отсутствующих,

– определение плана проведения урока и постановка цели,

– заполнение листка группы.

II. Проверка домашнего задания, работа в группах (8 мин.):

– используя климатические карты атласа, определите количество суммарной солнечной радиации, среднюю зимнюю, летнюю, максимальную и минимальную температуру воздуха; количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения для городов:

Группа 1: Мурманск
Группа 2: Якутск
Группа 3: Новосибирск
Группа 4:Москва
Группа 5: Петропавловск-Камчатский.

– на доске высвечивается правильный ответ для всех городов и предлагается детям поставить за каждый правильный пункт по 1 баллу на группу(8 б. максимальное количество)

– подведение итогов выполнения работы.

III. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Комфортность климата.

– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

– Почему необходим прогноз погоды?

– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.

Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и степени его благоприятности для человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 – 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.

– Используя карту на доске “Влияние природных условий на жизнь человека”, определите:

а) территории, наиболее благоприятные для проживания населения,

б) неблагоприятные территории для проживания населения,

в) какие территории больше представлены на территории России.

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.

Какой вывод можно сделать: наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.

2. Агроклиматические ресурсы

К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.

Климатические условия, благоприятствующие лечению и отдыху людей называются рекреационными климатическими ресурсами (рекреация – от латинского, восстанавливаю – восстановление сил, израсходованных человеком во время труда). К рекреационным климатическим ресурсам могут относиться солнечная весенняя погода при наличии снежного покрова, характерная для весны, когда, возможно заниматься горными лыжами; жаркое лето на побережье морей и озер, благоприятное для купания и пр. Для лечения одних болезней полезен ровный нежаркий климат Средней России, других – теплый и сухой климат полупустынь, третьих – климат среднегорья и высокогорья.

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом сельское хозяйство. Климатические условия, влияющие на ведение сельского хозяйства,– это агроклиматические ресурсы, изучением которых занимается агроклиматология.

Запишите в тетрадь: агроклиматические ресурсы – это сумма активных температур (сумма средних суточных температур за период, когда, по многолетним данным, средняя суточная температура превышает + 100С), необходимых для выращивания определенных растений.

Сумма активных температур

Что выращивают

менее 400

овощеводство в закрытом грунте

до 1000

редис, шпинат, лук на перо, репу,

1500-1700

ранний картофель

1500-1800

лен

1700-1900

поздний картофель

2500-2800

яровая пшеница

3200-3600

виноград

4000-4500

хлопчатник (среднеспелых сортов) цитрусовые

Презентация Гольцовой Марии “Агроклиматические ресурсы России”

– Почему в России не выращивают цитрусовые?

– Виноградники в нашей стране выращивают на Черноморском побережье Кавказа. Почему?

– Вывод по вопросу: агроклиматические ресурсы (свет, тепло, влага) определяют возможности выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур, а человек решает, как воспользоваться этими возможностям.

3. Неблагоприятные климатические явления в России.

Используя учебник, стр.69 – 70, выпишите в тетрадь стихийные явления, связанные с климатом (работа с учебником).

Презентация Лелевкина Дмитрия “Неблагоприятные климатические явления, связанные с климатом”.

Охрана атмосферного воздуха: кислотные дожди, озоновые дыры, смог.

Города с самым загрязненным воздухом в России (по данным Росгидромета)

1. Норильск

11. Новосибирск

2. Москва

12. Санкт-Петербург

3. Новокузнецк

13. Нижний Тагил

5. Липецк

14. Челябинск

6. Омск

15. Красноярск

7. Асбест

16. Волгоград

8. Череповец

17. Новочеркасск

9. Воркута

18. Ангарск

10. Магнитогорск

19. Тула

11. Уфа

20. Братск

Климат России так холоден, что за зиму для обогрева одного жителя расходуется в:

Москве 3 тонны каменного угля, в Хабаровске – 4, в Норильске – 7.

Сколько каменного угля приходится на одного жителя в год:

За один день человек, живущий в центре крупного города, вдыхает с воздухом столько ядовитых веществ, сколько содержится в двух пачках сигарет.

Среди самых грязных городов России – Ангарск. Его нефтехимические заводы ежегодно выбрасывают в атмосферу более650 т. серной кислоты,110 000 т. углеводородов, 140 000 т. двуокиси серы.

Выводы по уроку.

IV. Домашнее задание (5 мин.).

п. 11, стр. 68 – 71, заполните таблицу, нанесите на контурную карту самые грязные города России, сделайте вывод:

Неблагоприятные климатические явления

Причины их образования

 

 

V. Закрепление (10 мин).

1. Групповая работа: Используя карты атласа “Агроклиматические ресурсы” определите сумму активных температур для городов, и какие сельскохозяйственные культуры здесь выращивают (работа с атласом):

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский.

2. Какие неблагоприятные климатические явления характерны для городов:

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский

Подведение итогов урока. При ответе на вопрос каждая группа получала по одному баллу. Суммируйте свои баллы и поставьте каждому в своей группе оценки. Сумма не должна превышать количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"

Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать  предполагаемые пути расселения человека,  основные районы повышенной плотности  населения  Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....