План-конспект учебного занятия по географии для обучающихся 6 классов в рамках темы «Гидросфера», урок №3
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Ярин Константин Анатольевич

     Проблема чистой воды с каждым годом становится острее, поэтому все страны мира ставят этот вопрос во главу всей международной политики. В ноябре 2009 года в Москве состоялся  Международный  форум «Чистая вода 2009», в работе которого приняли участие 950 человек из 47 стран мира. Среди них руководители российских и зарубежных органов власти, министерств, ведомств, дипломатические представители, видные ученые, представители ООН и ЮНЕСКО, предприниматели, руководители общественных и молодежных организаций.  В освещении дискуссий приняли участие более 70 российских и зарубежных СМИ.

Исходя из вышесказанного, я как учитель географии увидел и свою роль в решение этой задачи. Пересмотрев содержательную часть программ по географии, было установлено, что при разработке рабочих программ можно ввести в тематическое планирование учебные занятия, связанные с углубленным изучением вопросов о водных ресурсах. Считаю, что именно учебные занятия, направленные на организацию собственно исследовательской деятельностью учащихся, позволит эффективно решить задачу  бережного отношения  к воде как к драгоценному дару природы России.

      Данное учебное занятие в 6 классах  вводится в теме «Гидросфера». При сохранение 5  часов отведенных на изучение данной темы по программе, объединим в один час учебные темы «Мировой океан» и «Воды океана», а освобожденный час даст возможность на углубленное изучение темы «Вода – источник жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебное занятие 6 класс1005.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»

План-конспект учебного занятия по географии

для обучающихся 6 классов

в рамках темы «Гидросфера», урок №3

Тема: Вода – источник жизни

                                                                                         

Ярин К.А.,

учитель географии,

высшей квалификационной категории

Братск, 2010

Пояснительная записка

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. 

Антуан де Сент-Экзюпери

        Сегодня современное общество обеспокоено невысоким уровнем экологического сознания населения. В связи с этим представляется актуальным и необходимым создание новой модели экологического воспитания граждан и, прежде всего, молодежи. Основа новой модели воспитания  это осознание молодыми людьми исключительной важности экологических проблем информационно-технического общества и в частности, проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России.

       Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее  важной общегосударственной задачей. К сожалению, экологическая ситуация в России и в целом в мире свидетельствует о резком ухудшении состояния источников пресной воды. Число фактических и потенциальных загрязнителей поверхностных и грунтовых вод исчисляется тысячами. Так, в России состояние около  40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам. Негативное воздействие на качество питьевой воды оказывает урбанизация населения и рост промышленного производства. Увеличивается площадь заасфальтированных поверхностей, в результате чего в воду попадают нефтесодержащие и антигололедные компоненты и реактивы. Кроме того, в окружающей среде в большом количестве содержатся пластиковые отходы, выделяющие при разложении крайне опасные соединения – диоксины, а также прочий бытовой и производственный мусор. Все вышеперечисленное самым негативным  образом сказывается на здоровье взрослого и детского населения.

     Проблема чистой воды с каждым годом становится острее, поэтому все страны мира ставят этот вопрос во главу всей международной политики. В ноябре 2009 года в Москве состоялся  Международный  форум «Чистая вода 2009», в работе которого приняли участие 950 человек из 47 стран мира. Среди них руководители российских и зарубежных органов власти, министерств, ведомств, дипломатические представители, видные ученые, представители ООН и ЮНЕСКО, предприниматели, руководители общественных и молодежных организаций.  В освещении дискуссий приняли участие более 70 российских и зарубежных СМИ.

         Исходя из вышесказанного, я как учитель географии увидел и свою роль в решение этой задачи. Пересмотрев содержательную часть программ по географии, было установлено, что при разработке рабочих программ можно ввести в тематическое планирование учебные занятия, связанные с углубленным изучением вопросов о водных ресурсах. Считаю, что именно учебные занятия, направленные на организацию собственно исследовательской деятельностью учащихся, позволит эффективно решить задачу  бережного отношения  к воде как к драгоценному дару природы России.

      Данное учебное занятие в 6 классах  вводится в теме «Гидросфера». При сохранение 5  часов отведенных на изучение данной темы по программе, объединим в один час учебные темы «Мировой океан» и «Воды океана», а освобожденный час даст возможность на углубленное изучение темы «Вода – источник жизни».

 Тема учебного занятия: Вода – источник жизни.

Цель: расширить знания обучающихся о воде и  понимания бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи:

  1. показать воду как основную составную часть человеческого организма и её роль в жизнедеятельности человека;
  2. исследовать факторы исчезновения пресной воды;
  3. поставить ребенка перед решением личной дилеммы «моя роль в сохранении чистоты воды»;
  4. формирование практических навыков трансляции личного опыта по решению данной проблемы

Развитие УУД:

Личностные: формирование личной позиции обучающихся к реальной действительности, установление личной мотивации своей деятельности «значимость для меня»; решение моральной дилеммы, соотношение поступка с моральным эталоном, установление (определение) моральной нормы.

Регулятивные: умение действовать по образцу и подчинение правилам

 (планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция,  оценка, наблюдение, целеполагание).

Общеучебные: самостоятельное выделение и формирование познавательных целей, поиск информации и применение методов поиска, структурирование знаний,  смысловое чтение. Логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение и доказательство, вывод и следствие.

Знаково-символические: моделирование,   навыки работы с рисунком, статистическими данными, диаграммами, графиками.

Коммуникативные: построение сотрудничества в группе, применение языковых средств для трансляции знаний и опыта.

Организация пространства: столы расставлены  для групповой работы по 5-6 человек по периметру, учительский стол вынесен из рабочего пространства, лицевая часть рабочего пространства занята демонстрационным экраном + демонстрационный стол для опыта.

Дидактический раздаточный материал:

  1. Приложение 1 Вопросы к заданиям.
  2. Приложение 2 «Роль воды в жизни человека»
  3. Приложение 3 «Источники полезной воды»
  4. Приложение 4 «Как очистить воду»
  5. Приложение 5 «Статистические данные»
  6. Приложение 6.   Как составить синквейн?

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, видеоролик «Чистая вода», форма «исследовательского бюллетеня», фишки по цветам, песочные часы.

Использованная литература и источники:

  1. А.И. Алексеев, Е.К. Либкина, В.В. Николина Программы общеобразовательных учреждений. География 6-11 классов. М: «Просвещение», 2008
  2. Подпрограмма «Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой на 2007-2010 годы» http://www.protown.ru/russia/obl/articles/4267.html
  3. Ю.Н. Гладкий География. Природа и люди. 6 класс. М: «Просвещение», 2008
  4. В.В. Климанов, О.А Климанова География в таблицах. 6-10 класс. Справочное пособие. М: «Дрофа», 2008
  5. Методические рекомендации. Всероссийский урок «Чистая вода» http://festival.1september.ru/articles/577766/pril2.pdf
  6. Роль воды в жизни человека http://www.akva-vita.ru/water_and_human.php
  7. Витализация воды  http://www.o8ode.ru/article/dwater/vitalization/

План – конспект учебного занятия

Этап занятия

формы и методы работы

Содержание занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Учитель при входе детей в класс раздает фишки 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Самопрезинтация учителя.

 Дети занимают места по цветам.

Целеполагание

Внимание! Внимание! Внимание!

В Иркутской области на протяжении ряда лет сохраняется неудовлетворительное положение с обеспечением населения качественной питьевой водой.

При изобилии водных ресурсов Иркутская область занимает 52-е место в России.

Качество воды в Ангаре, Белая, Ока, Ие, Братском водохранилище в большинстве случаев не отвечает требованиям санитарно-гигиенических нормативов и оценивается как неудовлетворительное по комплексу химических и бактериологических показателей (умеренная степень загрязнения). Кроме того, вода является агрессивной по отношению к металлу, что препятствует использованию указанных водоисточников для питьевых целей без соответствующей обработки на водозаборных очистных сооружениях.

На основании этих данных в городе Братске открывается исследовательский институт «Экология и жизнь». Руководство института открывает конкурс на вакантные места. Каждая группа имеет право вступить в конкурентную борьбу за право быть зачисленным в научный штат института.
































Голосование.

Мотивация

Руководство института предлагает вам провести исследование на тему «Вода – источник жизни» и представить свои исследования экспертной группе на защиту. 

Девиз: «Учимся учиться»

Условия успешной работы:

  1. Работаем в группе – кооперативное обучение. Помни – от твоей работы зависит общий результат.
  2. Четко следуем инструкциям.
  3. Время ограничено.
  4. Усилием воли все преодолеваем.
  5. Если  группа испытывает затруднения, поднимите руку, если выполнили работу карточку со своим цветом (кружок).

Основная часть – практическая деятельность

Выявление проблем по сюжету  видеоролика

Показ видеоролика с сюжетом о проблеме пресной воды.

Группы выделяют из сюжета поднятые проблемы, затем представляют их всему классу

Поиск ответов к заданию по рисунку

На основании рисунка каждой группе выявить «Роль воды в жизни человека»

Группа решает задание: восстановить пропущенные слова в тексте Приложение1.

Поиск решения проблем, с использованием информации СМИ (работа в группах)

На основании текста заполнить ТАБЛИЦУ «Какая вода полезней для организма»

Группа изучает текст и заполняет таблицу

Приложение2.

Решение проблемных задач

( работа в группах)

Составить памятку «Как очистить воду»

Используя жизненный опыт разработать советы

Приложение3.

Решение задач

Используя данные решить задачу и ответить на вопрос «Сколько чистой воды употребляют жители города Братска в год?», «Сколько чистой воды употребляют жители все планеты?»

Решить задачу и разработать предложения по охране пресной воды.

Приложение 4.

Обобщение и подведение итогов занятия










Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. 

Антуан де Сент-Экзюпери 

Составление и трансляция синквейна

Приложение5.


Демонстрация продукта «Исследовательский бюллетень»

Рефлексия

Ученый совет затрудняется определить победителей и дает Вам дополнительное задание.

Самостоятельно составить рекомендации: «Как сохранить чистоту воды! 

И ответить на вопрос: «На сколько лет хватит пресной воды для жителей планеты?»

Самоанализ

Пакет заданий для организации исследовательской деятельности

Исследовательский бюллетень

по теме «Вода – источник жизни»

Мы выявили проблемы:

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Установили роль воды в жизни человека:

Вода основной элемент человеческого организма, она составляет____%. Больше всего воды содержится в _______________, ______________, ______________. Если человек теряет до 5% воды, то он испытывает_____..........., до 10%, у него болит (ят)________________________, до 20%____________________. В целом если организм теряет более 25%, то это обычно приводит к смерти.

Заключение: если человек хочет………………………., то………………..

……………………………………………………………………………………

3. Утверждаем, что самая полезная вода

Место

Источник пресной воды      

Причины

1

2

3

Вывод: Источником питьевой воды в городе Братске является ……………………………………………………………………………………

В нашей таблице он занимает ……..место.

4.Рекомендуем памятку «Как очистить воду»

Можно…………………………….это………………………………………………………..

Можно……………………………это………………………………………………………….

Можно…………………………..это…………………………………………………………….

Можно…………………………это……………………………………………………………..

Можно………………………..это……………………………………………………………….

5. Определили, что  «Сколько литров пресной  воды употребляют в год жители г. Братска и жители планеты»

Сколько литров воды употребляет жители Братска в год………………………

Все человечество………………………………………………………………

Вывод (синквейн)

Одно слово, обычно существительное

Вода

Два слова, прилагательные или причастия.

Три глагола, обозначающие действие предмета

Фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора к описываемому предмету

Одно слово, характеризующее суть предмета

Самоанализ:

1. Нам было интересно…………………………………………………......................................

 ……………………………………………………………………………………

2. Испытывали трудности………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

3. Мы делали впервые…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

4. Хотели бы продолжить……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

ФИ исследовательской группы – поставьте самостоятельно себе оценку и в форме рисунка «мордашки» отобрази свое настроение.

«5»-   все понимал, включался в работу, четко выполнял задание самостоятельно

«4»- все понимал, включался в работу,  выполнял задание при помощи коллег

«?»- испытывал трудности, не успевал за коллегами, нужно дополнительное время

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 1

Задания научно-исследовательского института

«Экология и жизнь»:

Задание № 1. 

Выделите проблему(мы) из просмотренного видеоролика и запишите в бюллетень.

Время на выполнение задания - (5 минут).

Задание № 2. 

Изучите рисунок и текст, затем в бюллетене запишите пропущенные слова (см. Приложение 2). 

Время на выполнение задания - (5 минут).

Задание № 3.

 Изучите текст, определите источники пресной воды, расставьте их по местам полезности, запишите в таблицу, сделайте вывод, запишите ответы в бюллетень (см. Приложение 3). 

Время на выполнение задания - (7 минут).

Задание № 4. 

На основании текста заполните в бюллетене памятку

(см. Приложение 4). 

Время на выполнение задания - (5 минут).

Задание № 5.

 Решите задачи и запишите ответы в бюллетень (см. Приложение 5). 

Время на выполнение задания - (5 минут).

Задание № 6.

 Составьте синквейн (см. Приложение 6).

Время на выполнение задания - (7 минут).

Приложение 2

Признаки, указывающие на недостаток воды в организме человека:

А) 1—5% — жажда, плохое самочувствие, замедление движений, сонливость, покраснение в некоторых местах кожи, повышение температуры, тошнота, расстройство желудка;

Б) 6—10%—одышка, головная боль, покалывание в ногах и руках, отсутствие слюноотделения, потеря способности двигаться и нарушение логики речи;

В)11—20% — бред, спазмы мышц, распухание языка, притупление слуха и зрения, охлаждение тела.

Задание №2: изучите рисунок и текст, затем в бюллетене запишите пропущенные слова.

Приложение 3

 Данные исследования ученого эколога Н.И.Мазнева

Самая лучшая вода та, которая течет на восток, особенно вдали от истока. Далее по качеству следует вода, текущая на север, а та, что течет на запад или на юг,— плоха, особенно когда дует южный ветер. Вода, стекающая с возвышенных мест, при прочих равных условиях лучше. Качество воды можно установить взвешиванием: хорошей считается более легкая вода. Лучшая вода — это вода родников, но не всех, а протекающих по чистой земле или по земле каменистой, которая лучше сохраняется от загнивания. Хорошая вода в роднике, открытом солнцу и ветру, и в потоке, текущем по глинистому руслу, поскольку глина очищает воду, забирает у нее посторонние примеси, делает ее прозрачной. Вода колодцев и подземных каналов хуже родниковой воды, так как состоит из спертых вод, в течение долгого времени смешанных с частицами земли и не свободных от некоторой гнилости. Вода дождевая хорошо усваивается организмом и содержит минимальное количество вредных примесей. Она способствует более качественному перевариванию и усвоению пищи. Сохраняет влагу кожи и поддерживает ее в равновесии. При нынешнем экологическом неблагополучии любой дождь можно назвать «кислотным». Вода снеговая очень холодна, тепло желудка с трудом согревает ее. Снеговой водой также следует пользоваться с осторожностью из-за высокого уровня загрязнения снега.

Задание №3: изучите текст, определите источники пресной воды, расставьте их по местам полезности, запишите в таблицу, сделайте вывод, запишите ответы в бюллетень

Приложение 4

Кипячение

Кипячение используют для уничтожения органики (вирусов, бактерий, микроорганизмов и др.), удаления хлора и других низкотемпературных газов (радон, аммиак и др.). Кипячение действительно помогает в некоторой степени очистить воду, однако данный процесс имеет ряд побочных эффектов. Но  при кипячении изменяется структура воды, т.е. она становится "мертвой", поскольку происходит испарение кислорода.

Отстаивание

Отстаивание используют для удаления из воды хлора. Как правило, для этого водопроводную воду наливают в большое ведро и оставляют в нем на несколько часов. Эффективность данного способа очистки воды оставляет желать лучшего. После отстаивания необходимо кипятить воду.

Вымораживание

Данный способ применяют для эффективной очистки воды с помощью ее перекристаллизации. Данный способ намного эффективнее кипячения и даже перегонки, поскольку фенол, хлорфенолы и легкая хлорорганика (ряд хлорсодержащих соединений - страшнейший яд) перегоняются вместе с водяным паром (последнее дадим на заметку поклонникам дистиллированной воды).

         Следует учитывать, что вымораживание - непростой процесс, который имеет свои тонкости и далеко не все рекомендации здесь приводят к ожидаемому эффекту.

Задание №4: на основании текста заполните в бюллетене памятку.

Приложение 5

Статистические данные на 01.01.10г.

Предмет исследования

Показатели

Численность населения на Земном шаре

6700000000 человек.

Численность жителей города Братска

235000 человек.

Уровень потребления воды на одного человека в сутки

200 литров.

Количество пресной воды

4407000000 м3.

Задание №5: решите задачи и запишите ответы в бюллетень

  1. Сколько литров воды употребляют  жители города Братска в год?
  2. Сколько литров воды употребляет  все население Земного шара в год?

Если вы разделите данные на 1000, то переведёте литры в кубические метры (м3).

Приложение 6

Как составить синквейн?

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании существуют определенные правила.

Одно слово, обычно существительное

Вода

Два слова, прилагательные или причастия.

Три глагола, обозначающие действие предмета

Фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора к описываемому предмету

Одно слово, характеризующее суть предмета

Пример синквейна.

Количество воды в организме: взрослого человека -  70% от всей массы тела, в организме ребенка – 80% от массы тела.

83%

75%

99%

22%

0,2%

85%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для группы обучающихся 1 класса.

«Дифференциация [Т] – [Д], [Т’] – [Д’] в слогах, словах»....

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...

План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"

План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

План-конспект индивидуального коррекционного занятия по РСВ и ФП на тему: Дифференциация звуков с и ц. "Сказки учат нас добру"

В представленном материале прилагается конспект занятия, презентация к занятию, самоанализ занятия. На занятии мы будем различать звуки С и Ц в разных позициях в слогах, словах и фразах. Окунемся в ск...