Байкал - жемчужина России
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Пантелеева Оксана Викторовна

 

Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важнейших направлений является развитие свободной, активной, творческой и ответственной личности, обладающей яркими индивидуальными чертами,имеющей собственные взгляды на происходящие в мире события и процессы, умеющей не только критически мыслить, но и воспринимать различные точки зрения.

   Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания,формирование такой личности невозможно без дифференцированного подхода к обучению,при котором создаются наиболее благоприятные условия для развития  индивидуальных особенностей каждого  ребенка.

     Работая в школе учителем географии много лет, я широко использую дифференцированный подход на различных этапах урока: при изучении нового материала, при контроле знаний, при выполнении домашних заданий.

Желая достичь более высокого качества знаний, помочь детям самореализоваться  и сохранить здоровье, я  решила объединить  применение  дифференцированного подхода и элементов технологии критического мышления, т.к.

последняя тоже учитывает индивидуальные особенности учащихся,роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, происходит формирование собственной позиции, анализ собственных   мыслительных операций, развиваются общеучебные умения работы с картами, тестами, текстами, дополнительной литературой.

 Очень эффективно использование данных инновационных технологий на уроках изучения нового материала. Примером этого является  урок в 9 классе  «Байкал-жемчужина России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykal-zhemchuzhina_rossii.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

                                                      Урок географии

9 класс

Тема:

«Байкал – жемчужина России».

                                                                         Учитель географии:

                                                                   Пантелеева О.В.

п.Пятницкое 2012 год.

Изменения, происходящие в современном российском обществе, способст-

вуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни

и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важнейших направлений является развитие свободной, активной, творческой и ответственной личности, обладающей яркими индивидуальными чертами,имеющей собственные взгляды на происходящие в мире события и процессы, умеющей не только критически мыслить, но и воспринимать различные точки зрения.

    Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания,формирование такой личности невозможно без дифференциро-

ванного подхода к обучению,при котором создаются наиболее благоприят-

ные условия для развития  индивидуальных особенностей каждого  ребенка.

     Работая в школе учителем географии много лет, я широко использую

дифференцированный подход на различных этапах урока: при изучении нового материала, при контроле знаний, при выполнении домашних заданий.

Желая достичь более высокого качества знаний, помочь детям самореализо-

ваться  и сохранить здоровье, я  решила объединить  применение  дифферен-

цированного подхода и элементов технологии критического мышления, т.к.

последняя тоже учитывает индивидуальные особенности учащихся,роль

учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный

интерес, происходит формирование собственной позиции, анализ собственных   мыслительных операций, развиваются общеучебные умения работы с картами, тестами , текстами, дополнительной литературой.

 Очень эффективно использование данных инновационных технологий на уроках изучения нового материала. Примером этого является  урок в 9 классе

 «Байкал-жемчужина России».

Тема: «Байкал – жемчужина России»

Цели: I. Сформировать образное представление  об уникальной природной    

            жемчужине России и всей планеты – озере Байкал; изучить особенности  

            природы, происхождения, богатства флоры и фауны, взаимосвязи компо-

            нентов природы; дать учащимся представление о значении озера Байкал

            и возможностях его использования человеком; рассмотреть особенность

            экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

            II.Способствовать нравственному, гражданскому, экологическому воспи-

             танию учащихся. Развивать критическое мышление, познавательный

             интерес к географическим знаниям  и проблемам.

            III. Продолжить формирование умений самостоятельно выявлять причинно-

             следственные связи, анализировать, делать выводы; умений работать с

             различными источниками географической информации.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов  техноло-

                     гии критического мышления.

Вид урока: рассказ + беседа + ролевая игра.

Оборудование: физическая карта России, карта Байкала, атласы, дополнительная

                             литература, учебники, картины, электронные наглядные пособия:

                             география 6-10 кл.Библиотека элекронных наглядных пособий.

Структура урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Изучение нового материала.

1) Стадия вызова

Разгадывание ребуса:          

                                               Н = Й                               , , ,

                                        

                                                   Высказывания и стихи о Байкале.

Байкал – бесценный дар природы-

Да будет вечен на Земле.                А.Т.Твардовский

                                           

Чудо природы во всех отношениях.  Л.С.Берг                                    

Славное море – священный Байкал.( слова из песни)

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все и стар и мал.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет

Такой вот памятник, природа,

Произвела на белый свет.

И сотни речек шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут потоки вод неистовых,

С уступов, падая, крутых.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра –

Берет начало из Байкала

Стремительная Ангара.

                                                                                                               Н.Наймушин

                                            Заполнение таблицы.

Я знаю

Хочу узнать

Я узнал

Какова  же   цель нашего сегодняшнего урока? ( отвечают  ученики:познакомиться с особенностями природы, происхождением, разнообразием растений и животных, проблемами использования этого уникального творения природы)

План.

1.Географическое положение озера.

2.История образования и открытия озера.

3.Климат Байкала.

4.Уникальность воды.

5.Органический мир.

6.Экологические проблемы.

2) Стадия осмысления

Работа в группах (историки,географы,климатологи,биологи,экологи,гидрологи)                             Анализ текстов и карт атласа.

3)Стадия рефлексии (составляется логическая схема)

                            Географическое  положение

                          Находится в центре Азии, окаймлён горами Южной Сибири;

                               S – 31,5 тыс.км2, длина  с с-в на ю-з  - 636 км, ширина от 25 до 79 км,

                               глубина – 1637 м; объём воды 23000 км3, 20% мировых запасов пресной

                               воды и 80% пресной воды России.               

             История                                                                                         Климат

«Бай» и «куль»- «богатое озеро»,                                                Побережье-признаки морского

возраст 25 млн.лет. тектоническое                                               климата, t янв. -140С, -170С

формирование продолжается, пер-                                              t июля +150С, +180С

вые люди 1000лет до н.э.-гунны                                                  А = 31…320С, осадки-800 мм                                            

(тюрко-язычные народы).                                                            Ветры: сарма (40 м/с), баргузин,

Курбат Иванов 1643 год,                                                             култук, шелоник, сивер.

Н.Спафарий 1675 год,

Аввакум 1662 год,

Д.Г.Мессершмидт 1724 год,

Г.Ф.Миллер и И.Г. Гмелин                     Байкал

         Вода                                            Экология                             Органический мир

чистая, прозрачная,мягкая,            загрязнение: ЦБК, БАМ,       70 %эндемиков,2630 видов флоры и    

слабая минерализация,                   цветная металлургия, хи-       фауны, омуль, сиг, осётр, таймень,

554 реки, Ангара, Селенга              мическая промышлен-            нерпа. голомянка, рачки эпишура

водообмен 380 лет, высота             ность, рекреационная на-       макрогиттопус, бычок Гурвича,

волн- 4 м, снеговой покров            грузка. 1999г.-закон о              баргузинский соболь, белка,

80-100 см, толщина льда-               Байкале, заповедники:             орлан-белохвост, чайка; кедр,

100-110 см, t воды 14-150С…         Байкальский, Баргузин-          лиственница, ходульные деревья.

+200С, замерзание озера с 21          кий, Байкало-Ленский,

декабря по 16 января, за 1год         Джергинский.Националь-

вытекает 60 млрд м3 воды,              ные парки: Забайкаль-

уровень воды – 456 м.                     кий, Прибайкальский,

                                                           Тункинский.

III. Физкультминутка (упражнения для глаз)

IV. Закрепление

1 уровень.  Определить, какие цифровые данные соответствуют различным  показа-

                    телям, характеризующим озеро Байкал. Укажите единицы измерения.

1. Число впадающих в озеро рек.

2.Объём воды в озере.

3.Длина озера.

4.Глубина озера.

5.Доля Байкала в общемировом запасе воды.

6.Возраст Байкала.

 а)20;б)23000;в)554; г)25; д)636; е)1636.

2 уровень. Выбрать правильный ответ.

1.Местные ветра Байкала это: а) баргузин; б)сирокко; в)афганец; г)сарма;  д)култук; е)фён.

2.Эндемики Байкала это: а)сом; б)голомянка; в)байкальская нерпа; г)лещ; д)линь;

е)байкальский омуль.

3.К природным ресурсам Байкала и его окрестностей относятся:

а)древесина; б)нефть; в)газ; г)пресная вода; д)рыба; е)пушнина.

3 уровень. Предложите свой вариант использования Байкала и его окрестностей,

не наносящий ущерба природе озера.

Вывод: Байкалу нет равных среди величайших озёр мира по глубине, по объёму пресных вод, по разнообразию животного и растительного мира. Поэтому важно относиться к нему не как к промышленному району, а как к «музею живых древностей».Не случайно забили тревогу учёные, а Андрей Вознесенский написал такие стихи:

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу, не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

«Байкал, ты хрустальная печень страны».

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал - заповедная совесть страны».

Плыл я на лодке краем Байкала,

Вечер просвечивал в полнакала.

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории-

«Эти, Байкал загубили которые?»

Надо вывесить бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа-

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, узнав, показуху

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».

V. Домашнее задание. 

1 уровень:  §51, вопросы 1-3, стр.239.

2 уровень: придумать 5 вопросов о Байкале, начинающихся со слов «почему».

3уровень: предложить собственный проект спасения Байкала.

VI. Рефлексия.

                                               Барометр настроения.

         

                                                                                                                                         

                                                                               

урок понравился            безразличен             не   понравился

Группа «Географы».

В глубине континента, в самом центре Азии, в глубокой котловине, окаймлено горными хребтами Южной Сибири, раскинулось уникальное творение природы, глубочайшее озеро в мире – Байкал. Об этом знаменитейшем озере сложено множество легенд и сказаний, песен и стихов «Славное море- священный Байкал».

Морем называется озеро в знаменитой песне, морем его называли и русские перво-

открыватели, вышедшие к его берегам ещё в первой половине XVII века.

В озере Байкал сосредоточено 20 % мировых и 80 % российских запасов пресной воды. Площадь поверхности озера – 31,5 тыс. км2, его глубина – 1637 м. Байкал протянулся с северо-востока на юго-запад и его длина  составляет 636 км, а ширина

-  от 25 до 79 км. Объём вод  равен объёму воды всего Балтийского моря или объёму всех пяти североамериканских Великих озёр и составляет 23000 км3.

Чтобы заполнить котловину Байкала водой, всем рекам земного шара пришлось бы «работать» почти год.

Определить местоположение Байкала на карте атласа с.48 и настенной карте.

                                              Группа «Историки»

Первые люди на Байкале, по исследованиям академика А.П.Окладникова, появились

в конце первого тысячелетия до н.э. Это было племенное объединение гуннов, из которых в первой половине тысячелетия н.э. выделились тюрко-язычные народы.

Их считают предками народов, населяющих сейчас Якутию, Алтай, Памир. Они вели кочевой образ жизни, занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Они

то и дали название озеру, т.к. слово Байкал происходит от тюркских слов «бай» и

«куль» - «богатое озеро» или «озеро озёр».

Первым исследователем Байкала является землепроходец Курбат Иванов, который

в 1643 году достиг западных берегов Байкала и побывал на острове Ольхон.

Он оставил потомкам свой труд «Чертёж Байкала и в Байкал падучим рекам». Первым рассказал о природе озера протопоп Аввакум , он переплыл озеро в 1662 г.

Более образно и детально описал природу Байкала русский посол и учёный Николай

Гаврилович Спафарий в 1675 г. в своём «Дорожном дневнике» и других трудах.

Научные экспедиции начались на Байкале в 1724 году естествоиспытателем

Д.Г.Мессершмидтом, он составил карту Байкала и дал описание озера. Велика роль в исследовании Байкала 2-й Камчатской экспедиции Беринга, участники экспедиции

Г.Ф.Миллер  и И.Г.Гмелин составили карту и описание Забайкалья. В настоящее время на Байкале проводится много исследований Лимнологическим институтом

Сибирского отделения РАН, Иркутским госуниверситетом, гидрометеорологически-

ми станциями, заповедниками и национальными парками и др.

Байкал считается древнейшим озером в мире. Его возраст примерно 25млн.лет.

В этом районе были остатки огромного древнего исчезнувшего моря. Позднее здесь

неоднократно происходили интенсивные тектонические движения, которые сопровождались вулканизмом и землетрясениями. В Прибайкалье возникли горные хребты, а котловины между ними в начале четвертичного периода оказались запол-

ненными водами Байкала. Поэтому Байкал-это тектоническое озеро, формирование которого ещё не закончилось.

Определите местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.

Группа «Климатологи»

Огромная масса воды Байкала оказывает влияние на климат прибрежных районов, приближая его к морскому. Летом масса воды медленно нагревается, а зимой смягчает суровые сибирские зимы. В декабре озеро начинает сковываться ледяным панцирем и лишь в мае освобождается от него. Зима на берегах Байкала значительно теплее, лето прохладнее, чем в соседних районах. t янв. на побережье -14…-170С, а

средняя t июля +15…+180С. Годовая амплитуда А = 31 – 320С – минимальная в Сибири. Осадки в средне 800 мм. Перепады температур  и давления воздуха над озером и окружающими хребтами приводят к возникновению сильных ветров. Эти ветры и штормы приносят большие неприятности рыбакам и судам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Чёрное море.

В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственные названия: сарма (ураганный ветер со скоростью 40 м/с), баргузин (северо-восточный ветер),

верховик, култук (юго-западный), шелонник (юго-восточный), сивер 9северный ветер).

Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.

Группа «Гидрологи»

Вода Байкала очень чистая и прозрачная, мягкая и химически однородная. она насыщена кислородом по всей толще. Учёные подсчитали, что в Байкал впадает 554 реки. Большинство из них короткими, бурными потоками начинаются на горных склонах. Лишь 123 реки имеют длину свыше 10 км, крупнейшая из них Селенга. Площадь водосборного бассейна соизмерима с площадью Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, которая забирает до 85 % всей поступающей за год воды. Благодаря ей происходит водообмен в озере. Однако скорость его очень мала-

для полной смены водной массы в озере  необходимо свыше 380 лет. За год из озера вытекает 60 млрд. м3 воды. Вот отчего свойства воды Байкала очень устойчивы и постоянны. Почему же вода в озере такая чистая и мягкая? Во-первых берега озера сложены из твёрдых кристаллических пород. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во-вторых здесь достаточное количество осадков, умеренное испарение, большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод (самоочищение воды). В- третьих у Байкала оказались свои «санитары»- рачки эпишура и макрогиттопус, которые нигде больше в мире не встречаются. Эти маленькие существа длиной 15 мм и каждый очищает 15 м3 воды в год. Тысяча таких малюток весит 1 мг. Они питаются микроорганизмами, вызывающими «цветение воды».

Высота волн на озере достигает 4 м , температура воды 14-150С, уровень воды в озере 456 м. Снеговой покров 80-100 см, толщина льда -100-110 см, замерзает Байкал с 21 декабря по 16 января. Исключительная мягкость байкальской воды объясняется очень слабой минерализацией.

Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.

Группа «Биологи»

Ни одно озеро в мире не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного мира. В настоящее время в озере известно 1550 видов животных и

1085 видов растительных организмов, причём 70% всех организмов – эндемики, т.е присущи только Байкалу и не встречаются больше нигде. Среди них омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, бычок Гурвича, голомянка, губки и т.д. Самая большая рыба Байкала –байкальский осетр, его вес 130 кг, длина около 2 м. Самая маленькая рыбка озера- бычок Гурвича, его вес -2 г.В низовьях байкальских притоков созданы рыболовные заводы по разведению промысловых рыб, т.к интенсивные выловы привели к заметному сокращению косяков рыб. Живёт в Байкале нерпа –«сибирский тюлень». Она даёт прекрасный мех, а шкура её так прочна, что из неё шьют одежду и обувь. Не только рыбными запасами знаменит Байкал. Пушные богатства Прибайкалья привлекали сюда поселенцев. Мех баргузинского соболя – самый ценный в Сибири и пользуется мировой славой. Белка является объектом пушного промысла. Большую хозяйственную ценность имеют древесные ресурсы тайги прибайкальских хребтов, состоящей из кедра, сосны, лиственницы. В широкой полосе полосе байкальского побережья находят приют обитатели, жизнь которых  связана и с водой и с сушей. Это орлан-белохвост, чёрный коршун, скопа, чайки. Изумляет редкостная зимовка водоплавающих птиц в истоке Ангары, где всю зиму живут тысячи уток.

Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.

Группа «Экологи»

Освоение Байкала имеет длительную историю. До прихода русских переселенцев, здесь проживали преимущественно эвенки и буряты. И тогда, и в последующее время освоения его богатств не наносило существенного вреда окружающей природе, не нарушало природного равновесия, складывавшегося тысячелетиями. И лишь в 20 веке нависла угроза экологического бедствия. Основная проблема Байкала – его загрязнение . За последние 40-50 лет на его берегах протянулись рельсы БАМа, появились крупные промышленные предприятия, т.к. недра байкальской горной страны хранят в себе золото и самоцветы, руды олова и полиметаллов, медистые песчанники и железные руды, каменный уголь и мрамор,

слюду и многое другое минеральное сырьё. Особый вред Байкалу был нанесен деятельностью крупных целлюлозно-бумажных предприятий, предприятий цветной металлургии, химии и энергетики. Недостаточная очистка сточных вод, а также аварийные сбросы неочищенных вод  привели к загрязнению прибрежной полосы. Нужно помнить, что состояние озера зависит и от состояния всего водосборного бассейна Байкала. Очень много воды, загрязнённой промышленными и бытовыми отходами приносит в него Селенга, на берегах которой много городов и промышленных посёлков. Очень сильно загрязнена воздушная среда в  юго-запад-

ном Прибайкалье. где находятся города Иркутск и Ангарск и др. В последние десятилетия сильно увеличилась рекреационная нагрузка на байкальское побережье.

Принято много постановлений правительства рациональному использованию природных ресурсов и охране природы в бассейне Байкала, налаживается очистка промышленных и бытовых стоков.В 1999 году принят специальный закон о Байкале.

В бассейне Селенги установлен особый режим хозяйственной деятельности для уменьшения загрязнения реки. В бассейне Байкала созданы заповедники: Джергинский, Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский и национальные парки:

Забайкальский, Прибайкальский, Тункинский. Но этих мер недостаточно, т.к. до сих пор не закрыты ЦБК в Иркутской обл. и Бурятии, воды озера не могут уже самоочищаться, в воде обнаружены самые ядовитые вещества- токсиды, в рыбах нашли диоксиды.

Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте, определить местонахождение заповедников и национальных парков Байкала рис. 145 учебника.

Сообщения

Голомянка.

Водятся в Байкале и диковинные рыбы. К ним относится самая многочисленная рыбка в озере – голомянка. У неё нет чешуи, сама розовая, отсвечивающая перламутром, с плавниками, напоминающими крылья тропических бабочек. На свету сквозь её тонкую кожу и слой жира просвечивает скелет. Её длина меньше карандаша, а весит она всего 50 грамм. Живёт она на глубине 1200 метров. Голомянка относится к редким живородящим видам рыб. В период размножения рыбки выбрасываются на поверхность озера. Перепады давления разрывают тонкую кожицу на рыбьем брюшке, и оттуда появляются маленькие живые детёныши. В голомянке так много жира, что мёртвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мёртвую голомянку и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.

Омуль

Омуль - самая многочисленная промысловая рыба Байкала. Взрослый омуль имеет вес до 5 кг и достигает более 50 см. Любит температуру воды от 90С до 120С. Может опускаться на глубину до 250 метров. Живёт до 25 лет. Вылавливают омуля в возрасте 6-7 лет. Питается он рачками, личинками, насекомыми. В Байкале живут разные популяции омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская. посольская, баргузинская. Самый  многочисленный омуль: селенгинский. Самка омуля выметывает до 30000 икринок. Если бы все рыбки выживали, то Байкал был бы заполнен омулем, и рыбы было бы больше, чем воды. Но этого не происходит, т.к. из 10000 икринок до взрослой особи выживает только 5-7 рыбок. Символом Байкала является омулевая бочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

Байкал – жемчужина России

Изучение природы Байкала и прилегающей территории...

Байкал - жемчужина России.

Урок географии в 8 классе по теме: «Байкал – жемчужина России » представляется в номинации «Разработка Урока с применением ресурсов сети Интернет» Урок имеет воспитатель...

урок-проект "Байкал-жемчужина России"

Урок по географии в 9 классе...

"Байкал - жемчужина России"

Разработка урока для учащихся 8 классов, в которой представлены интересные факты, доказывающие уникальность данного географического объекта....

Презентация "Байкал - жемчужина России"

Презентация к уроку "Байкал - жемчужина России"...

План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"

Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо....