Санкт-Петербург - новый "хозяйственный" узел и вторая "столица" России"
план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

Пантелеева Оксана Викторовна

Урок для 9 класса, тип урока- изучения нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.Способствует формированию образного мышления о городе федерального значения, об особенностях ЭГП, истории возникновения, населения, хозяйства, культуры, искусства. Данный урок развивает познавательный интерес к географическим объектам, эстетический вкус, способствует гражданскому, нравственному  воспитанию обучающихся и формирует умения самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, по результатам исследования составлять опорный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sankt-_peterburg.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

                                                      Урок географии

9 класс

Тема:

«Санкт – Петербург – новый  «хозяйственный» узел и вторая «столица» России».

Подготовил:

                                                                         учитель географии

МБОУ «Пятницкая СОШ»

                                                                   Пантелеева О.В.

п.Пятницкое 2012 год

Тема: «Санкт – Петербург – новый  «хозяйственный» узел и вторая «столица» России»

Цели: I.  Сформировать у учащихся образное представление о городе федерального     значения – Санкт – Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйства, культуры, искусства.  Изучить экономические, социальные, экологические проблемы города и пути их решения.            

 II. Способствовать нравственному, гражданскому, экологическому воспитанию учащихся. Развивать критическое мышление, эстетический вкус, познавательный интерес к географическим объектам  и проблемам.

III. Продолжить формирование умений самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; умений работать с различными источниками географической информации; умений составлять характеристику географических объектов по типовым планам.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов  технологии критического мышления.

Вид урока: рассказ + беседа + ролевая игра.

Оборудование: экономическая карта России,  атласы, дополнительная литература, учебники, комплекты открыток, фотографий, мультимедийная презентация, тесты, методическая литература, журналы «География в школе».

                                              Структура урока:

I.  Мотивация учебной деятельности.

II. Изучение нового материала.

1) Стадия вызова

                                                   Высказывания и стихи о  Санкт – Петербурге

     Самый святой город во всей России…

                                                                                                старец Нектарий

     Сие место истинно,

     Как изрядный младенец,

     что день преимуществует.

                                                                                     Петр I о своем городе на Неве

      Я вижу град Петров чудесный, величавый,

      По манию царя,  воздвигнутый из блат.

      Наследный памятник его могучей славы,

      Потомками его украшенный стократ!

                                                                                    П. Вяземский

Петрополь (с греч. «петрос»- камень и «полис»- город)

Парадиз (с французского - «рай», с греческого -  «сад»)

«Северная Венеция», «Северный Рим», «Северная Пальмира»

Невоград, Петроград, Петербург, Ленинград, Санкт - Петербург

Питер – голова, Москва – сердце.

Москва создана веками, Питер – миллионами.

Стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье..»

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

                                             Заполнение таблицы.


Я знаю


Хочу узнать


Я узнал



Какова  же   цель нашего сегодняшнего урока? (отвечают ученики: познакомиться с особенностями ЭГП и ролью Санкт – Петербурга в хозяйстве, науке, культуре и искусстве страны и его проблемами.

План.

1.ЭГП города.                                                                                                                      2.История возникновения.                                                                                                                3.Население и хозяйство.

4.Достопримечательности города.

5.Проблемы Санкт – Петербурга.

                                                                                                                                                            2) Стадия осмысления

Работа в группах (историки, географы, экономисты, экологи, демографы, искусствоведы). Анализ текстов и карт атласа.

3)Стадия рефлексии (составляется логическая схема)

                                           ЭГП

                          Город- порт в устье Невы,на берегу Балтийского моря; коор.- 600с.ш.; 300в.д.

                               S – 1500км2, Границы: с-Финляндия и р. Карелия. на в- Вологодская обл.,

                               на ю- Новгородская и Псковская обл.,на з- Эстония; ж/д и автомобильные                                       дороги идут веером от С-П. Рельеф создан ледником, много рек и озер,климат умеренный дождливый      ср. tянв.-80 С, ср. tавг.+180С. Выход в Белое, Балтийское моря и Волгу.

             История                                                                                         Население

Петр I  1703г                                                                                4.6 млн чел.,плотность-267ч/км2                                           1914г. Николай II-Петроград                                               нац.состав:русские(«петербуржцы»),

1924г. I съезд  Советов-Ленинград                                      украинцы,белорусы,евреи,татары,азерб.                                                                       1941г. блокада Ленинграда                                                  высокий уровень квалификации                                          

1991г. референдум Санкт - Петербург

Санкт – Петербург

         Достопримечательности              Проблемы                             Хозяйство                            Всемирное наследие                                  Наводнения                Машиностроение, ВПК, наука Петропавловская крепость                       Экологические           Электроэнергетика, торговля

Храм Воскресения Христова                   Загрязнение                Легкая, пищевая промышленность    Адмиралтейство                                        Конверсия                  Транспорт, лесная, химическая

Зимний дворец, Эрмитаж                         Реконструкция           ЦБК, сфера обслуживания

Кунсткамера, памятник Петру I             Восстановление           Туризм                                               Петергоф, Летний сад…

III. Физкультминутка (упражнения для глаз)

IV. Закрепление

1.уровень  Найди соответствие

1. S города                                 А.1500

2.Год основания                        Б.4,6

3.Население                               В.1703

2.уровень  Выбрать правильный ответ:

Отрасли хозяйства  Санкт - Петербурга  это:

а) нефтяная; б) наукоемкое машиностроение;

в) угольная; г) судостроение; д) газовая;

е) ВПК; ж) туризм.

3.уровень Объясните  почему Санкт - Петербург является новым « хозяйственным узлом» и   « второй» столицей России?

  Итог урока: выгодное геополитическое положение, высокий образовательный уровень населения, международный имидж, центр науки, культуры, искусства, туризма, высокий потенциал отраслей хозяйства.

 Красуйся, град Петров, и стой

 Неколебимо, как Россия.

                                                                         А. Пушкин

  V. Домашнее задание. 

1 уровень:  §28, 29 вопросы стр.136

2 уровень: придумать кроссворд о Санкт – Петербурге.

3уровень: сравните две столицы России – Москву и Санкт – Петербург (ЭГП, планирование, население, хозяйство, роль в жизни страны).

VI. Рефлексия.

                                               Барометр настроения.

         

                                                                                                                                         

                                                                               

урок понравился            безразличен             не   понравился

                       

  Приложения к уроку

    1.  Стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье..»

                 Люблю тебя, Петра творенье,

                 Люблю твой строгий, стройный вид.

                 Невы державное теченье,

                 Береговой ее гранит,

                 Твоих оград узор  чугунный,

                 Твоих задумчивых ночей

                 Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

                 Когда я в комнате моей

                 Пишу, читаю без лампады,

                 И ясны спящие громады

                 Пустынных улиц, и светла

                 Адмиралтейская игла…                                         А.С.Пушкин

   2. Сообщения учащихся (рассказываются учащимися по ходу презентации)

        История (доктор исторических наук)

          В конце мая 1703г. в России появился новый город, которому суждено было на протяжении последующих столетий играть выдающуюся роль в ее судьбах, в жизни Европы и всего мира.

        Основал этот град в устье Невы, на берегу Балтийского моря российский император ПетрI. «Мая в 16 день фортецию заложили и нарекли имя оной Санкт- Питер- бурх»,- запись ПетраI 1703г.

        Сюда на край земли шли люди без возврата почти со всей России и многих заморских стран. Место было гибельным, где избегали селиться  даже коренные жители этих мест - чухонцы (эстонцы).Здесь море слишком часто поворачивало течение Невы вспять и наводнения сокрушали все созданное человеком. К тому же местность сильно заболочена. Город был выстроен буквально на человеческих костях. К осени 1703г. на строительстве города было занято 20000 «подкопщиков», так называли присылаемых из различных уголков России работных людей. Через год их число удвоилось. Тем временем в становлении Петербурга принимали активное участие выходцы из разных стран. ПетрI набирал нужных ему людей повсюду, не разбирая звания и происхождения, сословия. Император решил закрепиться на «брегах Невы» и строил город как столичный. Это был вызов «надменному соседу»- шведу, и стихиям - болоту, топи, хляби. В пушкинских словах описан замысел         ПетраI:  

                          Природой здесь нам суждено  

                          В Европу прорубить окно.

Санкт- Петербург был построен как европейский город  с прямоугольной планировкой.

«Сам город весь из спокойных прямых линий, из твердого, устойчивого камня, строгий и царственный…» - писал о Санкт- Петербурге   Н.П.Анциферов.

        Город официально переименовывался 3 раза:

1914г. Николай II - город переименован в Петроград

1924г. I съезд Советов - Ленинград

1991г. референдум - Санкт - Петербург

        Не обошла стороной город Великая Отечественная война. На весь мир известен блокадный Ленинград. ВОВ и 900-дневная блокада Ленинграда унесла жизни около 800

тысяч человек. Но город не был сдан врагу!

        Сегодняшний  Санкт - Петербург это не только образец культуры, искусства, науки, но крупнейший промышленный центр.

Культурное наследие Санкт - Петербурга (искусствовед)

        Я приглашаю вас сегодня совершить заочную обзорную экскурсию по Санкт - Петербургу .

        Санкт - Петербург- это город-символ Европейской России, вошедший в почетный ряд великих столиц мира. Вся история города свидетельствует, что Петербург, возник как художественное произведение. Город стал поистине  шедевром  искусства. Душа его пронизана светом истины и красоты.

                       Театры и дворцы, Нева и корабли,

                       Несущие туда со всех концов земли  

                       Затеи роскоши, - музеи просвещенья,

                       Музеи древностей - «все признаки ученья»

                       В том городе найдешь…

                                                                                                                 Н.А.Некрасов

Неспроста город включен в список всемирного наследия. К достопримечательностям   города относятся - Петропавловская крепость - историческое ядро  Санкт - Петербурга, архитектурный и исторический памятник. Ее шпиль возвышается на 120м, ежедневно слышен пушечный залп. Она заложена по велению и плану ПетраI 16(27) мая 1703г. на Заячьем острове. Эта  дата считается днем рождения города.

        К великим храмам города относится храм Воскресения Христова («Спас на крови»). Построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен АлександрII. Архитекторами являются И.В.Макаров, А.А.Парланд. Здание  в духе русского узорочья 16-17 вв. по образцу храма Василия Блаженного отличается сложным живописным силуэтом, богатым многоцветным декоративным убранством.

        Планировочным  центром города является Адмиралтейство, что еще раз подчеркивает замысел ПетраI:  главное в городе обращенность к морю, от Адмиралтейства лучами расходятся 3 главные улицы города.В том числе и Невский проспект. Главное здание заложено в 1704 г., современный вид-1806-23г., архитектор А.Д.Захаров.

        Восьмым чудом света можно назвать один из крупнейших музеев мира - Эрмитаж. Его экспозиции занимают 400 залов, размещены в 5 зданиях. Коллекции насчитывают 2,5 млн. произведений искусства:15 тыс. картин, свыше 20 тыс. скульптур, более 600тыс. гравюр и рисунков, около 1 млн. монет и медалей и т.д.

        В 1719г. создана по приказу ПетраI Кунсткамера-первый естественно-научный музей в России, собрание диковин и редкостей исторического, художественно-промышленного и естественнонаучного характера. В нем обыкновенно были собраны самые разнородные вещи и диковинки, замечательные или своею редкостью, или же по своим отношениям к историческому лицу или событию. Петр Великий уже в первое пребывание свое в Голландии (1698) накупил значительное количество птиц, рыб и насекомых. Коллекция эта, вместе с уродами и анатомическими препаратами, хранилась в главной аптеке в Москве, в ведении архиатера Арескина. В 1714 г. она была  перевезена в Петербург и помещена в библиотеке старого Летнего Дворца, был образован куншткамер. После вторичной поездки Петра I по Европе (1716), была куплена в Данциге коллекция минералов, раковин и редких камней, в Амстердаме — известное в свое время собрание животных, рыб, змей и насекомых, сохранявшихся в спирту, и славившийся тогда анатомический кабинет Рюйша. В 1718 г. состоялся указ о доставлении в Кунсткамеру со всех концов России уродов, археологических находок и прочих диковин.

        Знаменитый памятник ПетруI, воспетый А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник», скульптор Э.М.Фальконе, является эмблемой Петербурга.

Вновь Исакий в облаченье

                                                      Из литого серебра.

    Стынет в грозном нетерпенье

                                                      Конь Великого Петра…

                                                                                                               А.Ахматова  

        Сказочной «столицей фонтанов» является Петергоф. Загородная резиденция  Петра  Великого и других императоров.

        Санкт- Петербург-это город великолепных  произведений садово-паркового искусства 18-19вв. Сразу после закладки  Петропавловской  крепости ПетрI  решил создать  Летний сад, он был более обширным, чем сейчас.

         Я к розам хочу в тот единственный сад,

 Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

                                                                                           А.Ахматова  

        Санкт- Петербург-это летопись веков, царствований, исторических событий и свершений, «собрание сочинений» гениальных зодчих. Но, к сожалению, у этого уникального места много проблем.

3.Текст для работы в группах

Группа «Географы»                                                 ЭГП

Санкт-Петербург - самый северный из крупнейших городов мира. Он раскинулся на островах дельты Невы, которые соединены друг с другом более чем четырьмя сотнями мостов. Построенный город-порт в устье Невы у Финского залива на берегу Балтийского моря, на стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Почти половина его территории лежит на левом берегу реки, или на Московской стороне (отсюда шла первая сухопутная дорога к Москве). Вдоль Московского проспекта город быстро растет на юг.

Координаты города: 60° с. ш., 30° в. д.; S - 1500 км2 . Границы: на севере -Финляндия и республика Карелия, на востоке - Вологодская обл., на юге - Новгородская обл. и Псковская обл., на западе - Эстония. Железные дороги и автомобильные трассы веером отходят от Санкт-Петербурга. Рельеф создан ледником, много рек и озер, климат умеренный дождливый ср. t янв. - 8°С, ср. t авг. + 18°С. Есть выход в Балтийское, Белое море и реку Волгу. Для определения ЭГП используйте карту «Северо-Западная Россия» стр. 38 в атласе. Сделайте вывод об ЭГП.

Население

Группа «Демографы»

        Население города, основанного Петром Ι в 1703 г., уже через два десятилетия достигло 40 тыс. человек, к началу 19 в. – 220 тыс. человек. Перед революцией число жителей составило 2,5 млн. С переводом столицы в Москву рост числа жителей замедлился. В годы Великой Отечественной войны в период блокады погибло от голода около 800 тыс. ленинградцев. В настоящее время численность населения 4,6 млн. человек, плотность 267 чел. на км², национальный состав: русские («петербуржцы» - образованные, культурные, добрые), украинцы, белорусы, евреи, азербайджанцы, татары и др. Последние годы город растет за счет «лимитчиков», естественный прирост «отрицательный».

Использовать карту атласа с.12, 13.

Определить национальный состав, особенности размещения и плотности населения, занятость населения.

Проблемы  Санкт - Петербурга

Группа «Экологи»

  1. Одна из важнейших проблем города на Неве - это наводнения, чаще случающие осенью из-за нагонных явлений (западных ветров), повышающих уровень воды в Финском заливе, Нева затопляет улицы, первые этажи домов Санкт - Петербурга. Чтобы предотвратить наводнения, в 1989-х гг. началось строительство уникальной дамбы, которая должна была перекрывать Финский залив в момент перегона воды. К востоку от дамбы находится чаща, которая будет заполняться невской водой. Построена только северная часть дамбы, а строительство южной части было оставлено из-за того, что усилилось загрязнение залива (застой воды), а затем прекратилось из-за нехватки средств.
  2. Конверсия, т.к. большинство предприятий выпускают военную продукцию.
  3. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, в Ладожское озеро.
  4. Санкт - Петербург имеет памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов.

! Предложите собственные пути решения проблем Санкт - Петербурга.

                                                                                                                       Хозяйство

Группа «Экономисты»

Санкт-Петербург, созданный волевым решением Петра I, быстро стал крупнейшим промышленным центром России. Здесь в основном развивались отрасли. Работающие по государственным заказам: судостроение, военно-промышленный комплекс (ВПК)- танки, артиллерийское оружие, спутники. В настоящее время главной отраслью является наукоемкое машиностроение, т.к. есть высококвалифицированные кадры, особенно развито приборостроение. Электроэнергию Санкт – Петербург получает от Ленинградской АЭС, есть ГЭС на р. Волхов. Металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат. Важной отраслью является наука, здесь почти сотни научно-исследовательских институтов, 43 вуза. Завод  «Электросила» выпускает турбины и генераторы. Очень развита в городе легкая промышленность (текстильная), химическая и пищевая. В городе представлены все виды транспорта: железнодорожный (первая ж/д в России), речной, морской, автомобильный, авиационный. Санкт – Петербург также крупнейший торговый центр и центр туризма: 120 музеев, в окрестностях бывшие царские резиденции.

Используя  карту атласа с.39, определить отрасли хозяйства Санкт – Петербурга.

                                         Использованная литература

1.А.А.Ахматова Избранное/И.К.Сушилина.-М.:Просвещение,1993.

2.Предметные недели в школе: География/А.Ф.Романова.-Волгоград:Учитель,2007

3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004г.

4.Бордовский Г.А. Санкт - Петербург - педагогическая столица России. Журнал «География в школе»,2003,№1

5.Ягья В.С. Санкт - Петербург: между географией, историей и современностью. Журнал «География в школе»,2003,№1

6.Сухоруков В.Д. Санкт - Петербург - мировой город. Журнал «География в школе»,2003,№1

7.Семенов С.П., Доброскок В.А. Социально - экономическое  развитие Петербурга: вчера, сегодня, завтра. Журнал «География в школе»,2003,№1

8.Григорьев А.А.  Санкт - Петербург среди священных городов мира.  Журнал «География в школе»,2003,№1

9. Соломин В.П., Финаров Д.П., Любимов В.Ф. Всемирное наследие Санкт - Петербурга. Журнал «География в школе»,2003,№1

10.Файбусович Э.Л. Остров Коломбов русских. Журнал «География в школе»,2003,№1

11.Даринский А.В.  История и география Санкт - Петербурга.

12.Дмитриевский Ю.Д. Санкт - Петербург глазами А.В.Даринского. Журнал «География в школе»,2000,№1

13. Даринский А.В.Феномен Ленинградской области. Журнал «География в школе»,2002,№1

14.Купряшина Л.Д. Русские столицы: Москва и Санкт- Петербург. Журнал «География в школе»,2002,№1

15.Кононова Г.А. Формирование географического образа Санкт- Петербурга.  Журнал «География в школе»,2003,№5

16.Сазонова И.Е. Уровень и продолжительность жизни населения Санкт- Петербурга. Журнал «География в школе»,2003,№5

17. Семенов С.П., Кузьмин Д.Ю. Население и демография Санкт- Петербурга на рубеже тысячелетий. Журнал «География в школе»,2003,№5

18. Рафиков С.А. Экономика Санкт- Петербурга: проблемы и перспективы. Журнал «География в школе»,2003,№5

19. Комплекты открыток, фотографии, атласы, карты, мультимедийная презентация.

20. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 18-19 века. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2005.

21. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Педагог Санкт-Петербурга о Санкт-Петербурге

О работе на занятиях изобразительного искусства....

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...