Внутреннее строение Земли, Состав земной коры.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Филонова Алла Викторовна

Сценарий урока разработан для 6 класса. На конкретном примере показывается строение Земли. На уроке активизируется самостоятельная работа обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 2 Краснооктябрьского района г.Волгограда

Методическая разработка

на конкурс профессионального мастерства педагога географии «Мой лучший урок»

на тему «Внутреннее строение Земли, Состав земной коры» (6 класс)

Автор:

Филонова Алла Викторовна,

Учитель географии МОУ лицея № 2,

8-902-384-73-97, alla_filonova@mail.ru

Волгоград, 2013г.


План-конспект урока

Тема урока: «Внутреннее строение Земли. Состав земной коры». 6класс.

По окончании урока обучающийся должен:

1.Предметные умения:

- называть оболочки Земли;

- называть характерные отличия оболочек Земли;

- знать что такое горная порода, минералы;

- называть самые распространенные минералы;

2.Познавательные умения:

- извлекать информацию из текста параграфа и географической карты;

- систематизировать информацию, представляя ее в виде таблицы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

3.Регулятивные умения:

- ставить цель и достигать результат;

4.Коммуникативные умения:

- аргументировать свое мнение;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Материалы и оборудование:

  1. Презентация «Внутреннее строение Земли».
  2. Видео - фрагмент «Особенности оболочек Земли»
  3. Физическая карта мира
  4. Физическая карта России
  5. Атласы по географии 6 класс стр.26-27(у обучающихся).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент

(5 мин.)

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Дежурные описывают характер погоды для дневника наблюдения. Хорошо.


Запись в дневнике наблюдения характера погоды в данный день

2. Изучение нового материала

(30 мин.)

С этого урока мы начинаем изучать оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу  биосферу. И начнем изучать оболочки с литосферы.

Как Вы думаете, для чего необходимо знать внутреннее строение Земли? Зачем люди «заглядывают» в земные глубины? Почему службы следят за колебаниями земной коры?


Хорошо. Тогда, на ваш взгляд, каков будет главный вопрос сегодняшнего урока? Какова цель нашего сегодняшнего урока? (постановка проблемы).

Главный вопрос записывается на доске.

  1. Особенности оболочек Земли.

Для более наглядного представления о соотношении слоев Земли можно воспользоваться сравнением с куриным яйцом:

Скорлупа – дышащая кора;

Белок – мантия

Желток – плотное ядро.

(Демонстрирую куриное яйцо, разбиваю на блюдце).

На яйцо посмотрим мы.

Как на таинство Земли.

Что снаружи – всем известно.

А внутри что? Интересно?

    В центре видим мы желток,

    Он как круглый островок,

    Есть белок и скорлупа,

    Ведь хранит яйцо она.

Точно также и Земля

Не бывает без ядра.

А вокруг ядра Земли,

Мантию увидишь ты.

    Вся поверхность у Земли,

    Как частички скорлупы.

    Мантия – ее белок,

    А ядро, ну как желток.

Давайте попробуем вспомнить, как называются оболочки (постановка проблемы).

Ответы обучающихся записываются на доске.

Так же нашу планету можно сравнить с яблоком. Демонстрирую яблоко, разрезаю его. Обсуждаем название оболочек.


Как Вы думаете, свойства в данных оболочках могут быть одинаковыми? От чего зависит температура? Толщина слоя?




Выделяют 2 типа  земной коры:

Океаническая   5-10 км

Материковая    30-75 км



Работа по физической карте мира, обучающиеся находят крупные горные страны, особенность их расположения в России. Один из обучающих показывает объекты на большой карте.


2.Изменения температуры с глубиной.

С глубиной в земной коре изменяется температура. На каждые 100 метров понижения температура повышается на 3 градуса. Она меняется с глубиной :с 1000 км наблюдается закономерность. Давайте попробуем решить некоторые задачи:

- номер №1. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли температура +8 С, а глубина шахты 750 метров. (750:100=7,5; 7,5 +(+8)=15,5 градусов.

- номер №2 Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли +15, а глубина шахты 1000 метров.(1000:100=10; 10+10+(+15)=25 градусов. (самостоятельная работа обучающихся)

3. Из чего состоит земная кора?

 Поможет ответить нам на этот вопрос видео-фрагмент «Разнообразие горных пород и минералов» (организация самостоятельной работы обучающихся).

Запись в тетрадь определения

Литосфера - твердая, каменистая оболочка Земли


Размышления обучающихся

Обучающиеся формулируют цель: Выяснить значимость изучения  внутреннего строения Земли (решение проблемы)


Каково строение Земли и его особенности?












Рисунок в тетради внутреннее строение Земли:


Ядро             – 2300 км

Мантия         – 2800 км

Земная кора – 5-75 км






















Сердцевина – ядро

Мякоть       - мантия

Кожица      - земная кора


Работа с учебником

Запись в тетради «Характеристика оболочек Земли»:

- состояние;

-  температура;

- давление.

 

Запись в тетрадь «Виды земной коры»:

- вид земной коры

- толщина

- состав (слои)

Работа по картам атласа










Запись в тетрадь: на каждые 100 метров понижения температура повышается на 3 градуса. Она меняется с глубиной.


Обучающиеся решают задачи и записывают их решения.











Запись в тетради по окончании просмотра:

Земная кора состоит из горных пород (гранит, известняк, уголь), а горные породы – из минералов (алмаз, серебро, графит).

Закрепление

(3 мин.)

Итак, давайте вернемся к главному вопросу нашего урока (записан на доске). Получили ли мы ответ на него в ходе урока? Если получили, давайте его озвучим.

Демонстрация презентации «Внутреннее строение Земли».

Да. Внутреннее строение Земли необходимо изучать. Круговую диаграмму учитель рисует на доске «Внутреннее строение земли»:

ядро 17%, мантия 12%, земная кора 1%

Домашнее задание

(2 мин.)

Учить записи в тетради, читать параграф №11. Спасибо за урок! Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внутреннее строение Земли"

Презентация к уроку по природоведению в 5 классе "Внутреннее строение Земли"....

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

Внутреннее строение Земли 6 класс

Цели:образовательные: ·        сформировать представление о внутреннем строении Земли;·        ознакомить детей  с...

Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере

Урок географии для учащихся 6 классов учитель Дайдаева С.М. Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере». Цели: образовательные:  сформировать представление о внутренн...

строение и движения земной коры

презентация может использоваться на уроке  в 6 классе при прожождении данной темы...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...