Использование элементов образовательных технологий на уроках географии.
статья по географии по теме

В статье предложены раличные формы активного обучения на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_golovanovoy_n.v._2011_god.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Голованова,

учитель географии

Базовая основная  общеобразовательная  школа, г. Каргополь

Использование элементов образовательных технологий  на уроках географии

Одна из целей модернизации образования в России – становление новой культуры человека, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединённые с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.

Каковы же будут приоритеты образования?  В реализации стандартов второго поколения важно не столько дать ребёнку как можно больше знаний и навыков в рамках отдельных предметов, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в современном меняющемся обществе. Теперь учителям предстоит организовывать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

 Педагоги  сегодня должны научить детей самостоятельно получать знания, научить работать, планируя и рационально используя своё время;  научить жить в обществе.

Речь идёт о компетентностном подходе в образовании. Следовательно, уроки географии должны быть направлены на формирование предметных компетенций:

  1. умение работать с различными источниками информации;
  2. умение анализировать и обобщать географическую информацию;
  3. оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
  4. интегрировать полученные знания и умения с жизненным опытом;
  5. искать решение географических задач и проблем;
  6. выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий.

Каким же образом можно достичь успеха в развитии предметных компетенций?

Одним из путей успеха в развитии образовательных компетенций по предмету является активизация личности учащегося, формирование познавательных интересов.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Чтобы повысить познавательный интерес, а следовательно, активизировать учащихся,  в практике обучения географии обязательным является использование элементов современных технологий: проектной, модульной, моделирования, игровой, проблемного обучения, коммуникативных. Активные формы работы вызывают  у учащихся желание научиться, заставляют интенсивно работать, поверить в себя, проявить личностные качества, учат общаться, развивают речь, мышление, творческие способности.

Приведём  примеры некоторых активных форм работы, используемых на уроках географии.

  1. Составление логических опорных сигналов, схем,  цепочек.

 Подобные задания позволяют отслеживать динамику осмысления предметных понятий, учат выделять главное, основное, устанавливать связи, формулировать выводы, развивают логику, речь.

 Например, знакомство с понятием «природный комплекс» может иметь следующую схему: ищем объяснение в словах, развиваем мысль, обобщаем, обозначаем знаками, выводим определение, сравниваем с определением в учебнике. Учащиеся  получают субъективно новое знание, т.е. делают открытие.

 При изучении природных зон в Африке логическая цепочка выглядит так: саванны: два сезона года – большой растительный опад – накопление гумуса – плодородные почвы – травянистая растительность – большое количество травоядных животных – много хищников. Самый богатый животный мир.

Сигналы-загадки составляются либо по уроку, либо по итогам темы, используя знаки, рисунки, слова. Например, по трём словам: Васюганье,  Ямбург, Самотлор учащиеся определяют природный регион России (Западно-Сибирская равнина).

  1. Элементы коммуникативных технологий.

Они предполагают коллективную работу: работу в парах, группах, дискуссии, эвристические беседы, проблемно изложение материала. Например, при изучении темы «Океаны», класс делится на четыре группы для подготовки выступления об одном из океанов по предложенному плану и формулируют вопросы для проверки усвоения информации.

При организации дискуссии в пятом классе по теме «Ветер – враг или друг человека?»  учащиеся делятся на две группы, для изучения информации о ветрах: одна группа – о пользе ветра, другая – о вреде ветра. Затем учащиеся готовят аргументированные выступления. На заключительном этапе работы делается общий вывод.

  1. Элементы игровых технологий.

С большим удовольствием учащиеся участвуют в следующих играх.

Игра «Горячий стул». На доске записаны географические термины.  Ученик сидит спиной к доске, учитель, или кто- либо из детей показывает любой написанный термин, учащиеся должны дать подсказку, не называя термин, а сидящий – отгадать.

 Игра «Путешествие по карте». Зашифровывается маршрут с помощью географических координат по интересным объектам Земли. Учащимся даётся готовая информация  об этих объектах, которую они самостоятельно изучают и впоследствии представляю классу.

Деловая  игра  «Использование планов местности человеком» .

На  плане местности нужно разместить туристическую базу отдыха. Каждая группа учащихся-специалистов должна разместить определённые объекты на плане, используя карточки-инструкции. Проектировщики – жилые помещения; изыскатели – маршруты экскурсий; рекламодатели – досуг. В заключение заслушиваются выводы групп специалистов.

  1. Элементы личностно-ориентированных технологий .

К элементам данных технологий можно отнести такие виды работ учащихся, как составление викторин, кроссвордов, докладов, дидактических карточек, написание рефератов, сообщений, создание презентаций, проектов, проведение исследовательских работ. Например, учащиеся восьмого класса, изучая тему «Внутренние воды», самостоятельно составляют лабиринт по изученному материалу. Для этого они отбирают наиболее важные факты и размещают их в таблице. Затем определяют последовательность движения по лабиринту к избранному варианту ответа, который шифруется  порядковым номером граф таблицы. В каждом квадрате две стрелки: да, нет.  Составленные лабиринты используются для проверки знаний по теме.

Лабиринт. Тема «Внутренние воды» (8кл.)

1

Озёра –   источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья.

           Нет

Да            

2

Количество озёр уменьшается к югу из-за засушливости климата.

3

Причина болот – переувлаж-нение, много осадков, маленькое испарение, замедленный сток

4

С болотами связано об-разование торфа.

5

Архангельская область не богата болотами.

6

Котловина озера Байкал – тектоническая.

7

Озеро Лача самое большое по площади в Архангельской области.

8

Бассейн реки Амур – самое заболоченное место в России.

9

Болота – источники питания рек и озёр.

10

Пермиловское месторождение пресных вод – крупнейшее в европейской части России.

11

Архангельская область богата пресными и минеральными подземными водами.

12

Верховодка – вода, находящаяся на глубине 9-10 метров в земной коре.

13

Причина многолетней мерзлоты – суровые малоснежные зимы, короткое лето.

14

В Архангельской области имеются горные ледники.

15

Ледники не являются источником питания рек.

18

Многолетняя мерзлота осложняет жизнь и хозяйственную деятельность людей.

17

Более 60% России занято многолетней мерзлотой.

16

Самая большая площадь, занятая многолетней мерзлотой в нашей стране, находится на Восточно-Европейской равнине.

Подобные задания позволяют отслеживать динамику осмысления предметных понятий, учат выделять главное, основное, устанавливать связи, формулировать выводы, развивают логику, речь.

 Подводя итог сказанному, следует отметить , что при использовании даже элементов технологий активного обучения повышается интерес, желание учиться не только у  любознательных, но и у пассивных учеников. Личность активизируется, а это способствует более качественному овладению основными образовательными предметными компетенциями, что и является основной целью работы педагога.

Список литературы:

  1. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / А.Д. Иванов, К. Г. Митрофанов. – М.: АПК и ППРО, 2005.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко // Народное образование. – 1998.
  3. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.
  4. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: ПИТЕР 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование космических образовательных технологий на уроках географии (на примере геоинформационной системы Google Earth)

ГИС Планета Земля - браузер, превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Дает педагогам принципиально новый интерактивны...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Использование новых образовательных технологий на уроках географии.

Один из видов инноваций в педагогике – новые педагогические технологии. Нам предлагается иное содержание образования, иные отношения, иные подходы в выборе методов, форм, средств и приемов обучения и ...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...