Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида
статья по географии на тему

Сухорукова Наталья Юрьевна

 

Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в классе, где есть ученик 8 вида, столкнулась с проблемой: как организовать учебную деятельность так, чтобы объяснить новый материал, закрепить и повторить его  за 45 минут урока? Небольшой опыт работы с детьми, занимающимися по программе 8 вида, у меня был. Мне пришлось работать с учащимися, имеющими отклонения в развитии, когда в школе был открыт специальный (коррекционный) класс.

Начиная работать, столкнулись с серьезными проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_uchitelya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида

Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в классе, где есть ученик 8 вида, столкнулась с проблемой: как организовать учебную деятельность так, чтобы объяснить новый материал, закрепить и повторить его  за 45 минут урока? Небольшой опыт работы с детьми, занимающимися по программе 8 вида, у меня был. Мне пришлось работать с учащимися, имеющими отклонения в развитии, когда в школе был открыт специальный (коррекционный) класс.

Начиная работать, столкнулись с серьезными проблемами:

  1. Отсутствие учебно-методической и материальной базы в школе. Учебники были очень старыми (60 - 70-х годов издания), и даже их не хватало. Образовательные программы и учебники не соответствовали друг другу.

Но! В классе все ребята обучались по данной программе, и учитель планировал урок для одной категории детей.

Сейчас ситуация изменилась. Есть новая программа и новые учебники. Вроде бы неплохая материальная база, но вновь проблема: необходимые методические пособия отсутствуют, недостаток методических  навыков при обучении и опыта проведения уроков, когда в классе  одновременно дети нормы и дети 8 вида, причем последних 1 – 2, а первых 18 – 19.

  1. Оказалось, что необходимо не только учитывать психологические, интеллектуальные особенности детей, но и скорректировать методику преподавания.

 Пришлось поработать с методической и психологической  литературой (в данных источниках не встретила методики преподавания географии таким образом),  поэтому пытаюсь использовать опыт работы педагогов малокомплектных школ в преподавании в классах нормы (хотя и такого опыта достаточно немного) и опыт педагогов, работающих в специальной (коррекционной) школе VIII вида по географии.

География, являясь одной из важнейших учебных дисциплин в как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида, располагает большими образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными возможностями. Изучение географического материала расширяет кругозор об окружающем мире у учащихся с нарушением интеллектуального развития, они получают знания о природе, населении, хозяйстве родного края, своей страны и других государств, об особенностях взаимодействия человека и природной среды, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран.

География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, отсутствием адаптированных стенных географических карт, ограниченности информации об окружающем мире у учащихся и т.п.

Для начала познакомилась с особенностями таких детей. Для этого обратилась к изучению специальной литературы, посещала семинары в школе, вела собственные психолого-педагогические наблюдения.

Для себя отметила, что:

- Такие дети имеют проблемы, как в интеллектуальном развитии, так и в психофизиологическом (характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы);

- легче воспринимают (запоминают) яркие и красочные образы;

- неусидчивы, не могут долго концентрировать внимание (требуется частая смена деятельности и разнообразие приемов работы);

- характеризуются слабо развитым абстрактным мышлением, лучше воспринимают материал, который опирается на практику, личный опыт;

- имеют слабую память, особенно долгосрочную;

- характеризуются также обедненной речью (неохотно отвечают устно);

Опираясь на полученную информацию,  определила основные направления работы:

  1. формирование на доступном уровне простейших знаний и навыков о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
  2. формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  3. развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности

 Проанализировала различные технологии и методы преподавания, выбираю оптимальное сочетание форм и приемов на уроке, рассматриваю возможности совместного и взаимного обучения, подбираю задания, которые были бы не только интересны детям, но и позволяли бы продуктивно организовать работу на уроке, с учетом особенностей учащихся. В итоге были сформулированы основные требования, с учетом которых планирую урок:

  1. постановка чёткой цели, последовательность и завершённость этапов урока;
  2. смена видов деятельности, опора на различные анализаторы;
  3. наличие наглядности;
  4. развитие речемыслительной деятельности;
  5. чёткие законченные инструкции;
  6. опора на жизненный опыт ребенка;
  7. использование словесного поощрения.

Работаю с 6 по 9 класс по учебникам под редакцией Т.М.Лифановой.

Так выстраивается определённая система:

 в 6 классе - начальный курс,

 в 7 классе - изучение географических особенностей России,

в 8 - география материков и океанов,

в 9 – география стран Евразии и изучение своего края.

Таким образом, материал усложняется и «абстрагируется», что позволяет учитывать особенности учащихся: вначале изучение окружающего мира, а затем более отдаленного. Все учебники дополнены приложениями (своеобразный атлас).

В настоящее время обеспеченность учебниками  по географии для учащихся и учителя является хорошей в нашей школе (и во многих школах тоже).  

При обучении учащихся 6 класса хорошим подспорьем в работе является методическое пособие Т.М.Лифановой, Н.Б. Пшеничной «Знаешь ли ты географию? 6 класс». В данном пособии представлены различные задания с учетом особенностей детей, с опорой на программированное обучение, что дает возможность организации самостоятельной работы и экономит время на опрос учащихся (в продаже я его пока не видела).

 К каждой из тем предлагаются следующие виды заданий:

Сигнальный  круг

Буквенные и цифровые задания.

Перфокарты.

Перфоконверты

Кластеры,схемы

Тесты

Инструкция

Таблицы

Контурные карты

 Наиболее активно мной используются следующие виды программированных заданий:

  1. Буквенные и цифровые задания.

До  урока  на  доске  (или  на  листе бумаги)  пишу  названия географических  объектов  (понятий). Рядом  записываю их  условные  обозначения – шифры  (буквенные,  цифровые). Шифр может  быть  общий  для  двух  вариантов.  Учитель  должен  показать  вначале  объект  на  карте  или  дать  характеристику  этому  объекту  или  дать  понятие  не  называя  его.

1.  Ученики,  определив,  о  каком  объекте  или  понятии  идет  речь,  записывают  его  шифр,  например:

( На  доске  записаны  ответы  под  двумя  вариантами)

        I – Вариант                                                II – Вариант

                               А                            РАВНИНЫ                        А        

                               В                             ХОЛМЫ                               Р       

                              Д                             ОВРАГИ                         К

                              О                             ГОРЫ                        Е

Шифр  ответа  учащиеся  записывают  в  рамочку.

     ВОПРОСЫ:

  1. Как  называются  небольшие  возвышенности,  которые  имеют  округлую  вершину  и  отлогие  или  крутые  склоны  и  подошву?

  1. Как  называются  возвышенности  Земли  высотой  500  метров?

  1. Как  называются  большие  углубления,  размытые  дождевыми  и  снеговыми  водами?

  1. Как  называются  большие  пространства  ровной  местности?

ОТВЕТЫ:

                  ВОДА             

                  РЕКА

                                          

  1. Выпишите цифры по порядку, начиная с наименьшей, вместе с буквами и прочитайте слово

(муравейник).

4

8

1

6

2

10

5

7

9

3

А

Н

М

Е

У

К

В

Й

И

Р

(Евразия)

4

1

6

2

10

5

7

3

А

Е

И

В

К

З

Я

Р

(Водохранилище)

12

11

4

8

1

6

2

10

5

7

9

3

13

10

Щ

И

О

Н

В

Р

О

К

Х

А

И

Д

Е

Л

  1.   Выпиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.  


  14


  13


  12


  11


  10


   9


   8

 


   7


   6


   5


   4


   3


   2


   1


  У


  К


  З


И


  И


  Р


  Ф


  Е


  Я


  Т


   В


  А


   Л


   М

ОТВЕТ: (материк)

4. Выпиши  в  рамочку  цифры  в  порядке  возрастания.  Под  ними  запиши  соответствующие  им  буквы. Буквенное  задание  к  теме:  «Океаны  на  глобусе  и  карте  полушарий»

     3

     1

    6

     4

     9

      2

    5

     7

     10

     8

     Х

    Т

    О

     И

     А

     И

    Й

     К

     Н

     Е

ОТВЕТ:

      1

      2

     3

     4

       5

      6

      7

      8

      9

      10

      Т

     И

      Х

     И

     Й 

      О

      К

      Е

      А

      Н

    Прочитай  получившиеся  слова.  Покажи  географический  объект  на  карте  полушарий.

  1. Перфокарты. 

Примером такого вида заданий является задание по теме «План и карта». В таблице ребенок должен поставить «+» в клеточке с правильным ответом.

Вопросы

План

Карта

Как называется чертеж небольшого участка поверхности?

 

 

Где используется мелкий масштаб?

 

 

Как называется чертеж, на котором город отмечен в виде кружочка?

 

 

Где используется крупный масштаб?

 

 

Как называется чертеж большого участка поверхности Земли, на котором нанесены части света, государства?

 

 

  1. Тесты.

Тема: Антарктида

1. Площадь Антарктиды равна (млн. кв. км):

а)17,8

 б) 54

 в) 14

2. Первым Антарктиду открыл:

а) Д. Кук

 б) Р.Скотт

 в) Ф.Беллинсгаузен

3. Антарктиду омывают все океаны кроме:

а) Тихого

 б) Индийского

 в) Северного Ледовитого

4. Антарктида самый:

а) влажный материк

 б) холодный материк

 в) сухой материк

5. На Южном полюсе восходом и заходом солнца можно любоваться:

а) два раза в год

 б) один раз в год

 в) каждый день

6. Органический мир Антарктиды:

а) беден

 б) богат

 в) разнообразен

7. В Антарктиде растут:

а) мхи

 б) лишайники

 в) и то и другое

8. На побережьях Антарктиды обитают:

а) белые медведи

 б) песцы

 в) пингвины

9. В недрах Антарктиды обнаружены:

а) каменный уголь

 б) цветные металлы

 в) и то и другое

10. Средняя толщина ледникового покрова Антарктиды:

а) 2000м

 б) 1000м

 в) 5000м

(1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-в, 9-в, 10-а)

Тема: Северная Америка

1. Материк Северная Америка по величине:

 2. Самый крупный остров земного шара:

 3. Западное побережье Северной Америки омывает океан:

 4. Приток Миссисипи:

 5. Река с одноимённым красивейшим водопадом:

 6. Растение, приспособившееся к сухому, пустынному климату:

 7. Самое большое озеро Северной Америки:

 8. Коренное население Северной Америки:

 9. Столица США:

 10. Город Оттава является столицей:

Ответы:

1. Тихий

 2. Ниагара

 3. г. Нью-Йорк

 4. Третий

 5. Кактус

 6.Канада

 7. Гренландия

 8. Верхнее

 9. Индейцы

 10. Миссури

(1-4, 2-7, 3-1, 4-10, 5-2, 6-5, 7-8, 8-9, 9-3, 10-6)

  1. Таблицы и инструкции.

В процессе преподавания географии в коррекционной школе таблицы часто применяются в форме обычных графических наглядных пособий. Такие таблицы заранее вычерчивают и демонстрируют в момент объяснения соответствующего материала в виде стенных пособий. Часто таблицы составляют на классной доске параллельно объяснению нового материала. В форме таблицы удобно также записывать выводы из объясняемого материала или конспект основного содержания урока. Построение такой таблицы диктуется самим содержанием урока. Иногда, когда требуется закрепление основных фактов, полезно давать задание домой – заполнить простые таблицы. Кроме того, таблицы можно использовать при проверке усвоения учащимися материала урока. Времени на это требуется немного. Работа заключается в следующем. Учащиеся чертят таблицу по образцу, нарисованному на доске. Первую графу таблицы учащиеся заполняют под диктовку учителя, последующие графы – самостоятельно. Естественно, возможно это лишь в том случае, если изучаемый материал уже достаточно хорошо знаком учащимся, и они имеют достаточный опыт заполнения подобных таблиц .

*Запиши,  какие океаны омывают каждый из материков


             МАТЕРИКИ                


                                     ОКЕАНЫ


АНТАРКТИДА

АВСТРАЛИЯ

АФРИКА

ЕВРАЗИЯ

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Инструкция на тему: «Реки мира».

  1. Рассмотрите  физическую карту полушарий .
  2. Найдите данную реку на карте.
  3. Ответить на следующие вопросы:

А) название реки;

Б) На каком материке протекает река;

В) исток (начало) реки;

Г) устье (конец) реки;

Д) найдите и запишите притоки реки;

Е) какие крупные города расположены на этой реке.

       4*. По  территории каких государств протекает данная река?

Инструкция на тему: «Океаны».

  1. Рассмотрите  физическую карту полушарий .
  2. Найдите данный океан  на карте.
  3. Ответить на следующие вопросы:

А) название океана;

Б) берега каких материков омывают;

В) какие основные линии (экватор, нулевой меридиан, тропики) пересекают океан;

Г) найдите и назвать моря и заливы данного океана;

  1. * Какие проливы соединяют данный океан с другими океанами Земли.

Инструкция на тему: «Материки».

  1. Рассмотрите  физическую карту полушарий .
  2. Найдите данный материк  на карте.
  3. Ответить на следующие вопросы:

А) название материка;

Б) в каких полушариях расположен материк;

В) какие основные линии (экватор, нулевой меридиан, тропики) пересекают материк;

Г) какими океанами и морями омывается данный материк;

Д) крупнейшие острова, расположены около материка;

Е) крупнейшие реки и озера материка.

  1. * Какие горы и равнины расположены на материке.

  1.  Контурные  карты.

     Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений.

     Работы на контурных картах корригируют пространственную ориентировку учащихся с отклонениями в развитии, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления.

     Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями. Кроме того, объекты, изучаемые в процессе прохождения курса, наносятся на одну и ту же карту. Это делается для того, чтобы создать целостное представление о взаимном расположении объектов, что особенно важно при обучении географии детей с отклонениями в развитии. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к оформлению контурных карт: они оформляются простым карандашом, аккуратным почерком, а еще лучше – чертежным шрифтом. Что именно должно быть надписано на контурной основе, определяет учитель, руководствуясь программой.

Из всего перечисленного чаще использую  буквенные и цифровые задания, тесты и таблицы. Применяю данные задания (а также сама составляю подобные) на различных этапах урока: в начале урока для повторения материала или для определения темы урока (как загадку), при объяснении нового материала (если он не сложный и ученик  готов к этому), в конце урока для закрепления пройденного и проверки усвоения материала.

Следующим этапом стала работа над тематическим планированием. Проблема для меня как учителя заключалась в том, что одновременно на уроке приходится объяснить материал всему классу (основная школа) и ученику из вспомогательного класса. Особенности детей таковы, что необходим индивидуальный подход к учащимся, очень  сложно организовать самостоятельную работу.

6кл           Темы  курсов основной школы и вспомогательной,  совпадают в данном  классе, отличаясь количество материала и порядком их изучения.  Для  удобства при объяснении материала и эффективности его усвоения учащимися по возможности совмещаю  темы. Поэтому  ученик коррекционного класса изучает тему со всем классом, записывая все в своей тетради, а затем приступает к выполнению заданий, которые специально приготовлены для него. Это позволило сэкономить время на объяснение и повторение материала в  классе.

Например, при объяснении темы «Ориентирование на местности»  весь класс изучает следующие понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта,  ориентирование по местным признакам. Используется презентация на данную тему, которая помогает всем ребятам запомнить материал, особенно это касается ученика вспомогательной школы. Ребята работают, приводя примеры из своей жизни. Затем каждый выполняет свое задание ( ученик 8 вида - задания на карточке, а все остальные – составляют кластер на тему « Ориентирование»), для закрепления материала. Домашнее задание так же дается всем разное, выделяя индивидуально д/з для ученика 8 вида.

8,9 класс   К сожалению, практически не нашлось таких возможностей в 8 и 9 классе, но к этому времени у ребят уже формируется навык самостоятельной работы, что значительно облегчает работу учителя.  Используется  наглядность  рисунки, картинки, инструкции, схемы.  Упор  делается на фиксацию и оформление материала в тетрадях учащихся в виде схем и таблиц (заполнение схем и таблиц, которые частично заполнены). Во всех классах предлагается задание подготовить небольшие выступления (пересказы) из 5-10 предложений (которые сдаются письменно или устно после урока). В 8 и 9 классах упор на самостоятельную, выполнение заданий по алгоритму. Например, в 8 классе - описание материка (в течение нескольких уроков), в 9 классе – описание страны по плану (обращаясь за помощью к тексту учебника или приложениям).

С появлением мультимедийной аппаратуры и внедрением ее в систему образования возникла необходимость технического переоснащения специальных (коррекционных) классов  VIII вида и её применение для обучения умственно отсталых учащихся. Многие отечественные исследователи в области специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию

Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без использования наглядности, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров и других особенностей не может наблюдаться школьниками в своей местности в естественных условиях. Это позволят учителю с помощью средств мультимедиа продемонстрировать учащимся различные процессы (сход горных лавин, землетрясение, наводнение и др.), происходящие в природе, их динамику, объяснить причины возникновения, сформировать у детей правильные представления о взаимосвязях живой и неживой природы, окружающего мира и человека. Однако в настоящее время исследования, посвященные изучению проблемы применения компьютерных технологий в процессе обучения географии детей с интеллектуальными нарушениями, отсутствуют.

Современный рынок электронных обучающих продуктов не располагает специально созданными программами для обучения географии учащихся с нарушением интеллектуального развития, поэтому у педагогов в настоящее время появилась настоятельная потребность в разработке и использовании мультимедийных учебных пособий своими силами. Однако недостаточный уровень подготовки учителей в этом отношении, отсутствие методических рекомендаций по созданию и использованию мультимедийных учебных презентаций  не позволяет реализовать желаемое.

Используются  презентации по темам и видеофильмов (использую готовые презентации в Интернете и создаю свои). Это позволяет не только сделать урок интереснее, но и при сниженной мотивации к обучению (когда у ребят плохое настроение или упадок сил) «расслабить» детей.

Но главным подтверждением эффективности работы является: доброжелательное отношение учащихся к предмету, психологически комфортная обстановка на уроке и практически отсутствие прогулов уроков географии без уважительных причин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".

Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....

Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида.   Выступление из опыта работы по  теме...

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Вашему вниманию  предложены 2 дневника педагогических наблюден.  Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...

Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Программа СБО  составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...