Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Зайцева Елена Юрьевна

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.

Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.

Развивающие задачи: Формирование навыка  самообразования и дискуссионной культуры.

Воспитывающие задачи: Формирование уважительного отношения к людям с иной культурой и обычаями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока в 10 классе по теме

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ И КИТАЯ» (2 часа)

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.

Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.

Развивающие задачи: Формирование навыка  самообразования и дискуссионной культуры.

Воспитывающие задачи: Формирование уважительного отношения к людям с иной культурой и обычаями.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня нам предстоит знакомство с двумя очень своеобразными государствами Азии – Японией и Китаем.

- Посмотрите на тему урока (слайд 1)- какие цели урока вы можете сформулировать?

Цели (слайд 2) 1. Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.

                       2. Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.

- Достигнуть поставленных целей урока мы сможем, работая с различными источниками информации: картами, статистическими данными, учебником, дополнительными материалами. Результатом нашей работы должны стать заполненные технологические карты урока и, конечно же, ваши новые знания и умения по данной теме. Начнём!

Общие сведения о стране (слайд3,4)

1. Определение  экономико – географическое положение стран. (по плану на партах) — работа с картами.

- Ребята, мы работаем по  группам (Япония и Китай), результаты записываем в таблицу технологической карты и озвучиваем по очереди.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ (в табл.)

Каждая парта по одному пункту

  1. Определить положение страны на карте мира (в состав какого субрегиона входит).
  2. Оценить политико – географическое положение: с какими странами граничит, каков уровень экономического развития стран-соседей, имеются ли на границах страны очаги международных конфликтов, удобны ли границы страны для осуществления внешнеэкономических торговых связей.
  3. Оценить положение страны по отношению к мировым транспортным магистралям.
  4. Сделать вывод благоприятном или неблагоприятном положении страны для её экономического развития.

- В чём особенность географического положения Японии? (1.островное положение, 2.отсутствие сухопутных границ со странами-соседями, морская граница с Россией, 4.находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона) — заслушиваем дополнения

- В чём особенность географического положения Китая (2. Много стран-соседей, много труднодоступных участков границ, граница с Россией), — заслушиваем дополнения

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

2. Население (слайд 5,6)

- Ребята, что вы уже знаете о численности населения этих стран? Определите их место в мире, пользуясь данными учебника (стр. 66, таб. 10 -  анализ 10 стран мира по численности населения) в табл.

- Давайте подумаем, какой тип воспроизводства в этих странах, его современные особенности; (заслушиваем дополнения  -  Япония, Китай) в табл.

- В чём особенности полового (Китай-заслушиваем дополнения) и возрастного (Япония-заслушиваем дополнения ) состава населения? Определите национальный состав населения по атласу (стр. 6); основные религии; (заслушиваем дополнения) (слайд 7)

- Проанализируйте карты плотности населения мира (атлас стр. 4) и определите размещение населения, крупные города (слайд 8). В табл. заслушиваем дополнения

* дополнения  учителя  - Мегалополис Токайдо – Токио, Нагоя, Осака 40 % жителей страны

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

3. Природные ресурсы 

-  Природа этих стран своеобразна: Япония – это страна гор (слайд 9), а на территории Китая высочайшие горы мира соседствуют с великими равнинами. (слайд 10)

- Какими ещё природными богатствами выделяются страны? Каждая группа изучает свою страну по карте атласа «Добывающая промышленность мира» стр.14, таблицы 3,4,5,6 на стр.356-359 в учебнике.

 – Какими полезными ископаемыми богата Япония?  (полезных ископаемых почти нет).

 -  Какими  полезными ископаемыми богат Китай? - особенно велики запасы – ( заслушиваем дополнения ) – записи в табл.

- Какой вывод можно сделать из полученных данных – как влияют природные ресурсы на экономическое развитие страны?

- Как  Япония решает проблему нехватки природных ресурсов? Анализ схем на партах (Закупает у других стран, развивает наукоёмкие отрасли)

- Какие преимущества даёт Китаю его богатый ресурсный потенциал? (Многие отрасли промышленности развиваются на своём сырье)

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

4. Промышленность

- Исходя из особенностей  ЭГП и ресурсной базы вашей страны, сделайте предположение о пути развития её экономики. Ведущие отрасли промышленности Японии – работа с картой атласа стр. 35,текстом учебника стр. 234. Энергетика (из анализа схем)  

- Для чего Япония закупает энергоресурсы? (ТЭС 60%); - Почему стали развивать атомную энергетику? (АЭС 30%), ГЭС 10% (слайд 11)

* дополнения  учителя о АЭС

записи в табл.: Электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, химическая, судостроение, станкостроение, автомобилестроение, электроника и робототехника и тд.(слайд 12, 13, 14)

- В чём, по вашему мнению, заключается особенность японской экономики?(внедрение новейших достижений науки и техники плюс высокая квалификация рабочих ) –  заслушиваем дополнения

* дополнения  учителя  -  «Торговать или умереть» - лозунг японских бизнесменов – почему?

 - Определите по картам ведущие отрасли промышленности Китая –(атлас стр.34), дополните информацией из текста  учебника  

записи в табл.: Добывающая промышленность (уголь, нефть, руды чёрных и цветных металлов), нефтепереработка, чёрная металлургия, текстильная и пищевая промышленность, машиностроение (автомобилестроение). (слайд 15,16)

- В чём особенности экономики Китая?(очень быстрые темпы роста, развитие новых отраслей, но плановая с государственным управлением)

* дополнения  учителя - Китайская экспортная продукция, поставляемая в США, Европу, Японию имеет высокие стандарты качества. Она производится в крупных приморских городах Китая на современных предприятиях. А в северных и внутренних районах расположены многочисленные кустарные предприятия, выпускающие низкокачественную и дешёвую продукцию для продажи в России, странах СНГ и Восточной Европы.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

5. Сельское  хозяйство

 -  Какие природные условия способствуют развитию сельского хозяйства Японии? - Какие природные особенности затрудняют его развитие? заслушиваем дополнения

Особенность сельского хозяйства Японии – анализ карт атласа; Какие с\х культуры выращивают в Японии? (слайд 17) Что ещё входит в традиционный рацион японцев?  марикультура – заслушиваем дополнения- записи в табл.

* дополнения  учителя - Изменения в рационе японцев в последние годы, последствия.

Особенность сельского хозяйства Китая – анализ карт – Какие с\х районы можно выделить на территории Китая?(*Жёлтый и зелёный Китай) - В производстве каких с\х культур лидирует Китай (учебник стр.368-373)  записи в табл.(слайд 18)

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

6. Транспорт

- Исходя из особенности ЭГП Японии, подумайте, какие виды транспорта получили наибольшее развитие в этой стране? – работа с текстом учебника стр. 236, записи в табл.(слайд 19)  заслушиваем дополнения 

* дополнения  учителя - Показать по карте, где проходит «Синкансен»

- Какие виды транспорта получили наибольшее развитие в Китае? -  Работа с текстом учебника стр.243, как размещены транспортные пути на территории Китая – анализ карты,  записи в табл.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

7. Экономические районы

– Исходя из анализа карт атласа, определите, существуют ли различия в территориальной структуре хозяйства внутри стран? Какие экономические районы можно выделить в Японии и Китае? - работа с текстом учебника стр. 237, 243. (Общее – более развита восточная тихоокеанская часть страны) ,  записи в табл.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

8. Культура

Япония и Китай – страны с древней и самобытной культурой.(слайд 20, 21) (слайд 22,23)

* дополнения  учителя и учащихся об особенностях  японской и китайской культуры

9. Вывод об уровне и перспективах развития стран

- Определите объём  (стр.111, .ВВП на душу населения (стр.111) и структуру ВВП Японии и Китая   (стр.233, 238)

- К какому типу экономики относятся экономика Японии и экономика Китая? (Стр. 99, рис. 41)

- Ребята, в течении двух уроков вы изучали и сравнивали Японию и Китай. Чего же  больше у этих двух стран – сходства или различия? -  заслушиваем различные мнения, записываем свой вывод.

- В конце урока давайте посмотрим, сможете ли вы применить на практике полученные знания. Проверьте  себя с помощью тестов во второй части ваших технологических карт.

Самопроверка и взаимопроверка знаний

10.Заключение (слайд 24)

- Ребята, давайте подведём итоги нашего урока.
Целью урока было:

  1. Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.
  2. Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.

- Как вы думаете, достигли мы своих целей? Осталось ли что-то неизученным? Нам есть к чему стремиться?
- Какой вывод в завершение урока мы можем сделать?

- Домашнее задание у вас будет состоять из двух частей. Первое — изучить п. 41 и     п. 42. Второе — доделать технологическую карту урока. Если вы хорошо работали на уроке, то ваше задание на дом становится меньше.

  - Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Сценарий открытого урока в 8 классе

Сценарий открытого урока в 8 классе....

Методический сценарий открытого урока в 5 классе по теме «Рождество в Великобритании»

Методический сценарий урока по теме "Рождество в Великобритании разработан для учащихся  5 класса....

Сценарий открытого урока - Путешествие в католическое Рождество УМК Spotlight 6 класс

Урок появящён празднику Рождества в англоязычных странах и проводится в системе уроков Модуля 5 (УМК Spotlight 6).Учащиеся овладевают социокультурной информацией о рождественских традициях, связанными...

Урок в 11 классе по теме "Характеристика Японии"

Представлена методическая разработка урока в 11 классе по теме "Япония". Цели и задачи: Образовательные: сформировать представление о стране Восточной Азии – Японии, изучить географическое положе...

Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".

Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...

Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.

Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...