КТП по географии 6 класс А.И. Алексеев
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

Засыпкина Марина Александровна

Развернутое тематическое планирование  по географии 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_6_kl_geografiya.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 6 кл

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли

11 ч

1.

Состав и строение гидросферы.

1

 

2.

Мировой океан.

1

 

3.

Мировой океан. Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (тренировочная).

1

 

4.

Учимся с «Полярной звездой».

1

 

5.

Воды Океана.  Практическая работа № 2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов (обучающая).

1

 

6.

Реки-артерии Земли.

1

 

7.

Реки-артерии Земли.  Практическая работа № 3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира (обучающая).

1

 

8.

Озера и болота.

1

 

9.

Подземные воды и ледники.

1

 

10.

Гидросфера и человек. Источники пресной воды на Земле.

1

 

11.

Контрольная работа по теме «Гидросфера».

1

 

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли

12 ч

12.

Состав и строение атмосферы.  Практическая работа № 4. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе (в течение изучения темы “Атмосфера”) (тренировочная).

1

 

13.

Тепло в атмосфере. Нагревание атмосферы, распределение тепла на Земле.

1

 

14.

Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.

1

 

15.

Атмосферное давление.

1

 

16.

Ветер. Роза ветров. Типы воздушных масс.

1

 

17.

Влага в атмосфере. Облачность. Атмосферные осадки.

1

 

18.

Распределение влаги на поверхности Земли.

1

 

19.

Погода и климат.

1

 

20.

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 5. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой (обучающая).

1

 

21.

Атмосфера и человек. Стихийные явления в атмосфере.

1

 

22.

Практическая работа № 6. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности (обучающая).

1

 

23.

Контрольная работа по теме «Атмосфера».

1

 

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли

4 ч

24.

Биосфера – земная оболочка. Разнообразие растительного и животного мира Земли.

1

 

25.

Почвы.  Практическая работа № 7. Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ (обучающая).

1

 

26.

Биосфера – сфера жизни. Влияние человека на биосферу.

1

 

27.

Контрольная работа по теме «Биосфера».

1

 

Тема 4. Географическая оболочка

6 ч

28.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки.

1

 

29.

Природные зоны Земли.

1

 

30.

Практическая работа № 8. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли (тренировочная).

1

 

31.

Культурные ландшафты.

1

 

32.

Практическая работа № 9. Описание природного комплекса своей местности (итоговая).

1

 

33.

Контрольная работа по теме «Географическая оболочка».

1

 

Повторение

1 ч

34.

Повторение и обобщение материала по теме «Природные комплексы своей местности».

1

 

35

Резерв

1

Лист корректировки

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рабочая программа для 6 класса соответствует базовому уровню требований, предъявляемых ФГОС.

Рабочая программа учебного курса «География» 6 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, примерной программой основного общего образования по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина.- Москва, Просвещение, 2019) и ориентирована на работу с учебно-методическим комплексом:

 География. Учебник для общеобразовательных организаций, с приложением на

электронном носителе.-М. «Просвещение», 2019

 География: 5-6 класс. Комплект контурных карт. – М.: Просвещение 2019.

 География..5-6 класс.: Атлас, - М.: Просвещение, -2019

 География. 5-6 класс. В.В. Николина. Мой тренажер. М.: Просвещение 2019

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально--личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни

других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты

– овладение на  уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять свое отношение к разным народам;

 – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

6 класс

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

6 - класс

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

6 класс

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

- осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. использование карт как моделей: определять на карте местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;

-учитывать фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

- наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решать практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-проводить самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных

навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

Обучающийся получит возможность научиться:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам;

Обучающийся получит возможность научиться:

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

Обучающийся получит возможность научиться:

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Личностные результаты.

У обучающегося будет сформировано:

-знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе,

- основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-установки здорового образа жизни;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства;

- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,

сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

После прохождения курса учащиеся смогут:

- знать и объяснять изученные понятия, объяснять географические явления природы, знать географические особенности своей Малой Родины;

- ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы;

- пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой;

предсказывать погоду;

- наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;

- уметь работать с различными источниками географической информации;

- уметь применять полученные знания и умения на практике.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Природа Земли

Введение (1 час)

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Гидросфера — водная оболочка Земли (11 часов)

Состав и строение гидросферы. Гидросфера — водная оболочка Земли Части

гидросферы. Мировой круговорот воды в природе.

Мировой океан. Части Мирового океана. Единство вод. Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане. Острова и полуострова.. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания море, океанов. Практическая работа: .описание океана и моря на основе анализа географических карт». Решение практических задач по карте. Учимся с «Полярной звездой». Проектное задание.

Воды Океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана.

Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России. Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек..

Практическая работа.: Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

Озёра, подземные воды и ледники. Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны.

Сточные и бессточные озера. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте...Практическая работа: характеристика одного из крупнейших озер России по плану.

Подземные воды. Происхождение и виды подземных вод, возможности их

использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Значение гидросферы для человека. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Практическая работа определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Практическая работа: построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Водяной пар в атмосфере.

Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды. Облачность и ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Практическая работа: определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические

приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты.

Измерение элементов погоды с помощью метеоприборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. Практическая работа: организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем информацию о погоде.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера – живая оболочка Земли (5часов)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и

неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.

Географическая оболочка (5 часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и

хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Понятие «культурный ландшафт». .Основные виды культурных ландшафтов. Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного наследия

ЮНЕСКО. Практическая работа: составление списка интернет- ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.( творческая)

Региональный компонент:

1.Внутренние воды Омской области и нашей местности.

2.Погода и климат Омской области.

3.Почвы, растительный и животный мир Омской области

4.Охрана природы Омской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 6 класс А.И.Алексеев и др.

Календарно-тематическое планирование в 6 классе. "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 11 класс (под ред. Алексеев А.И. )

Пояснительная записка.   Используемые материалы:   1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.   2. Алексеев А.И. и ...

Рабочая программа по географии 10 класс (под ред. Алексеев А.И. )

 Пояснительная записка Использование программы:1.      Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.2....

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии, 5 класс. А.И.Алексеев

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. АлексееваРабочая программа по географии составлена на основе: -...

Рабочая программа по географии 6 класс, А.И.Алексеев

Предмет: География.Класс: 6 класс.Курс ориентирован на усвоение учащимися:- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением ...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...