Урок "Вулканы" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Захарова Лариса Сергеевна

Урок –путешествие  "Вулканы". 

Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  познакомить с географией  их размещения; 

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkany.doc595.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –путешествие  "Вулканы".  

Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  познакомить с географией  их размещения;  

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентационный материал, атласы, технологические карты урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

                                           Сели правильно, красиво.

                                           Чтоб на урок хватило силы

                                            Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

Сегодня я хочу пригласить вас  совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической минутки: отвечаем все вместе дружно  « Да» « Нет»:

-  На земном шаре 7 материков - нет

- Атмосфера это водная оболочка- нет

- На земле 4 океана- да

-Экватор разделяет Землю пополам- да

- Меридианы, это линии проходящие с севера на юг- нет

- Земля имеет форму геоида - да

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

 Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

Предлагаю повторить географические термины, а для этого  мы  проведем словарную работу. У вас на партах лежать этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка- ответ, должны выйти и прикрепить ее на доске. Все эти  понятия мы изучали на предыдущих уроках.

  1. Так называется твердая оболочка Земли? ( Литосфера)
  2. Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ»( Мантия)
  3. Природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками  

( Минералы).

  1. Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами ( Магма)
  2. Эти горные породы образовались из остатков живых организмов ( Органические)
  3. Эта горная порода магматического происхождения ( Гранит)
  4. Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км. ( Материковая)
  5. Неровности земной поверхности ( Рельеф)
  6. Линии на планах и картах, соединяющие точки с разной высотой ( Горизонтали)
  7. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками ( Землетрясения)
  8. Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения

(Эпицентр)

  1. Прибор, с помощью которого изучают землетрясения( сейсмограф)
  2. Выпуклые формы поверхности Земли  ( Горы)
  3. Горная  порода метаморфического происхождения ( Мрамор)

Учитель: А сейчас 1 вариант выполнит тесты, а остальные будут отвечать устно.

( раздаю тесты)

Тесты:

  1. Какая оболочка лишняя?

                      А) земная кора     Б) мантия           В)гидросфера           Г) ядро

2. Давление в мантии с глубиной:

                       А) повышается            Б) понижается

3. Самая тонкая внутренняя оболочка называется:

                        А) ядро             Б) мантия         В) земная кора

4. Горные породы состоят из:

                        А) мантии          Б) лавы          В) минералов

5. Магматические горные породы образованы из:

       А) песка         Б) магмы     В) воды                    Г) остатков растений

6. Щебень относится к горным породам:

                   А) магматическим   Б) обломочным   В) химическим  Г) метаморфическим

7. Мрамор относится к горным породам:

                   А) магматическим   Б) обломочным   В) химическим  Г) метаморфическим

8. Какая земная кора тоньше:

                         А) материковая        Б) океаническая

9. Магма излившая на поверхность Земли называется:

              А) лава         Б) мантия   В) вода

10. Неровности земной поверхности называются:

              А) ветер          Б) рельеф         В)  океан      Г) обрывы

Учитель: Остальные будут работать со мной: я хочу задать вам несколько вопросов пока ребята отвечают  письменно:

  1. Что же такое землетрясения?
  2. Что такое очаг землетрясения? Показать на таблице очаг землетрясения.
  3. Что такое эпицентр землетрясения? Показать на таблице эпицентр.
  4. В  каких единицах измеряется землетрясение? ( баллах)
  5. В каких местах на Земле бывают землетрясения? Показать на карте зоны землетрясений?
  6.  Как землетрясения изменяет рельеф?
  7. Что такое моретрясение? ( это землетрясения на дне океанов)

( собираю листочки)

Учитель: Итак, багаж собран.  Можно отправляться в путь!

3. Новый материал. 

Слайд 1               И теряюсь я в догадке: что за горы на Камчатке?

                               Посмотрите, здесь на фото

                              Фейерверк устроил кто-то.

                         Взлетает пыль и тучи пепла

                          В земле бушует бог огня

                        Что за горы перед вами?

                      Вот вопрос вам от меня.

Да, действительно это вулкан. Так с каким природным явлением, происходящем  в земной коре нам сегодня предстоит познакомиться. ( ответ: вулканы)

                  Слайд 2  Высвечиваю на экране слово, тему урока: Вулканы.

Ребята, а вы раньше слышали слово вулкан? Что вы слышали, что знаете? А что хотели бы узнать о вулканах? ( ответы детей)

Конечно, вам наверное интересно узнать, а что же такое вулкан? Какое строение он имеет, как  происходит  извержение вулкана. Вот на все эти вопросы мы и должны сегодня на уроке найти ответы.

Работать будем в рабочих листах.  Записываем тему

Для начала давайте выясним, что же такое вулкан?

                             1. Что такое вулкан?       Сообщение ученика: Гурьянова Алина

». Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  

   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Что ж такое вулкан и как он образуется?

Что такое магма?

магма-  расплавленное вещество мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм. 

Различают внутренний и внешний магматизм.

Слайд

   При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.

Внешний магматизм называют еще  вулканизм.

   2. Как же образуются вулканы?

3. Строение вулкана. Слайд № 15

Рассмотрим схему "Строение вулкана".   (задание 2) РЛ !

Место скопления магмы - очаг

 Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми. Самый большой кратер на Аляске – 9000 м

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.

Каковы характерные признаки вулкана? ( коническая форма, кратер, извержение лавы, газа)

Что является главным в явлении вулканизма? ( процесс объёма магмы и излияние её на поверхность)

Что же такое вулкан?

Вулканы-это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения   РЛ !!

Слайд № 16

   Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

Вулканы начали "вулканить" -  Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -  Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул - И на десятки лет уснул.
Пройдут века... И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

   А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.

 (просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".)

4. Немые свидетели вулканической деятельности.

   Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об извержении вулкана Везувий в Италии,  уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Слайд № 17

Горбунова Ирина подготовила интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов.    (приложение 2) Слайд № 18- 19

   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.  Весь ужас этой природной  катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

 Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

Ночью или утром рано спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы
Так под лавою и пеплом, погиб город славный.

Это катастрофическое событие показал в своей  картине Карл Брюллов « Последний день Помпеи» ( слайд картины « Последний день Помпеи). 

Это громадное полотно длинной 6 м.  и высотой 4 м. и сейчас производит сильное впечатление.  Посмотрите внимательно на картину и скажите:

- О чём говорит выражение лиц людей, изображённых на картине? ( Ужас, страх, неизбежность гибели).

- Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая сам).

         Послушайте, как взволнованно отозвался о картине Брюллова А.С.Пушкин в стихотворении 1834года.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется  - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём,

 Под воспалённым страхом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.


Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

5. Типы вулканов. (задание 3)   Слайд № 20

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.

Слайд № 21

 Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий

 вулкан Евразии - 4750м ) и др.

Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это  потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке,  влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими. но они вновь начали извергаться.

Слайд № 22

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например,  в районе Тихоокеанического огненного кольца.    

  Слайд № 23

   Вулканы образуются не только на суше,  но и на на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.

Где будет больше вулканов? На суше или на дне океанов? Почему?

6. Вулканолог – опасная профессия.  Слайд № 24

Изучением вулканов занимаются  люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был  польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога.  Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов. (приложение 3)

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы,  держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

Может ли в нашей местности произойти подобное стихийное бедствие? Почему?

На этом уроке мы впервые встретимся с новым видом учебной работы – определение ГП объекта.  При изучении всех курсов географии важно уметь определять Гп гор, равнин, стран т.д. Без владения этим умением невозможно успешно изучать географию.

Определить ГП  влк. Ключевская Сопка.

Это самый высокий действующий вулкан России. Его высота 4750м, обозначается звёздочкой.

Найдите знак на карте полушарий и на карте России.

Слайд Определить ГП вулкана, это значит:

1) определить на каком материке и в какой его части находится вулкан

2) определить географические координаты  53гр.с.ш., 139 в.д.

3) обозначить его на контурной карте

7. Горячие источники и гейзеры.

   В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники.

- Почему они расположены именно в этих районах?

Слайд № 25

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами. (задание 4)

-Чем же объяснить эту загадку природы?

Слайд № 26

Слайд № 27

Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Долина гейзеров на Камчатке.   Слайд № 28

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов.  Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся  соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.  Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С  в водоемах, наполненных водой из горячих источников,  много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

ΙV. Закрепление изученного материала.

1. Практическая работа №  Нанесение на контурную карту вулкан

Пользуясь Картой литосферных плит атлас с.  мы сейчас нанесем на контурную карту с.   вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.

Слайд № 29

* влк. Везувий  

Название объектов пишут вдоль параллелей. (задание 5)

2. задание 6 "Найдите пару"

  1. Подведение итогов урока.

-  Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии: слайд

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно  удивило  то, что…
  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  4. Было бы хорошо, если бы…
  5. Мне не понравилось…
  1. Домашнее задание.. Слайд № 30

Пар17. Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы .        

Приложение 1  

   Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  

   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2

   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.  Весь ужас этой природной  катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

 Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

Приложение 3.

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы,  держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

Приложение 4

Технологическая карта урока

        

Тема урока……………………………………………………..

  1. Вулкан- это…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

  1. Закончите схему "Строение вулкана"

3. Заполните схему

                                                                   

   

                             

                   

4. Гейзер-это……………………………………………………………………                              

…………………………………………………………………………………..                    

5. Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау, Этна, Камерун, Эльбрус, Орисаба

* влк. Килиманджаро

     

  1.  "Найдите пару"

                     

  1. Сегодня на уроке мне…

    2. Меня особенно  удивило  то, что…

    3. До начала урока я думала, что…,

    а сейчас знаю….

     4.  Было бы хорошо, если бы…

  1. Мне не понравилось…

         Вулканы

          действующие

потухшие

       уснувшие

ФИО

    Группы вулканов

Жерло

Чашеобразное углубление на  вершине вулкана            

Кратер

Вулкан

Гейзер

Канал, по котрому магма движется к земной коре          

 Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.

     

 Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются      

        Магматизм

          Внешний

        (вулканизм)

       Внутренний                          (лакколиты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....